Признаемся честно: праздничного новогоднего настроения в Украине сегодня не найти. 2023-й был годом, все дни которого мы прожили в условиях полномасштабной войны. И сейчас, когда год подходит к концу, уже с достаточной долей уверенности можно сказать, что произошло принятие – окончательное принятие реальности, в которой мы теперь живем: это касается как отдельно каждого из нас и общества в целом, так и индустрии, в которой работаем.
За уходящий год украинская контент-индустрия, во-первых, выжила – и это, без всякой иронии, уже само по себе достижение, – а во-вторых, она существенно проработала собственные способности к адаптации. И благодаря этому теперь может чувствовать себя ощутимо увереннее, чем в конце первого года полномасштабной. Более того – с некоторыми надеждами смотреть в будущее.
Подводя итоги непростого года (на пороге года нового – который, к сожалению, пока не кажется более простым), я решила не столько вдаваться в детали, сколько зафиксировать основные стратегические векторы и тренды, которые определяли контент-индустрию Украины в этом году и очевидно будут определять ее путь в ближайшем будущем. Итак, вот они.
Бум документального контента
Его начало фиксировали еще в прошлом году и прогнозировали развитие тренда на 2023-й – так и произошло: в этом году документальные фильмы и многосерийные проекты составляли львиную долю украинского премьерного телеконтента, а также именно документальные фильмы стали самыми заметными и титулованными украинскими проектами в контексте престижных международных кинофестивалей и премий.
Конечно, в программе кинофестивалей класса А в этом году присутствовали и полнометражные игровые украинские проекты: в частности, фильм Тони Ноябревой «Ти мене любиш?» в конкурсной программе Panorama Берлинале; лента Марины Вроды «Степне», получившая награду за лучшую режиссуру в международном конкурсе кинофестиваля в Локарно; фильм Анны Бурячковой «Назавжди-Назавжди», премьера которого состоялась в конкурсной программе Orizzonti Extra Венецианского международного кинофестиваля. А также еще два игровых полнометражных фильма, которые можно будет уже вскоре увидеть в украинских кинотеатрах: это драма Дениса Тарасова «БожеВільні», получившая специальную награду в конкурсной программе Competition 1-2 Варшавского международного кинофестиваля и готовящаяся к прокату в 2024 году, но еще не имеющая конкретной даты. И драма Филиппа Сотниченко «Ля Палісіада», представленная в конкурсной программе Zabaltegi-Tabakalera кинофестиваля а Сан-Себастьяне, получившая награду FIPRESCI в Роттердаме и выходящая в украинский прокат уже 11 января 2024-го.
Впрочем, документальные фильмы – украинские и созданные при участии Украины – собрали объективно больше престижных наград и номинаций. В частности, речь идет о копродукции Дании, Швеции, Финляндии и Украины «Будинок зі скалок», ставшей одной из пяти лент в оскаровской номинации – 2023 за лучший полнометражный документальный фильм. Еще – о ленте Алисы Коваленко «Ми не згаснемо», на Берлинском кинофестивале попавшей в конкурсную секцию Berlinale Generation, а также ставшей номинантом премий Berlinale Documentary Award и Amnesty International Film Award. Также – о фильме Романа Любого «Залізні метелики», который на том же Берлинале был представлен в конкурсе Panorama и попал в документальный конкурс Варшавского кинофестиваля.
И недавно было объявлено, что сразу два документальных фильма вошли в шортлисты «Оскара-2024». Это лента Мачека Хамелы «Звідки куди» / In the Rearview, копродукция Польши, Франции и Украины. В течение года она среди прочего была представлена в программе Cannes ACID Каннского международного кинофестиваля, номинировалась на призы зрительских симпатий IDFA и кинофестиваля в Торонто, а теперь вошла в оскаровский шортлист в номинации «Лучший документальный фильм». И конечно, это фильм Мстислава Чернова «20 днів у Маріуполі» / 20 Days in Mariupol, начавший свой мощный фестивальный путь с самого престижного фестиваля независимого кино Sundance, где попал в конкурсную программу «Мировое документальное кино», номинировался на Гран-при жюри и получил приз зрителей. А теперь этот впечатляющий документальный проект об осаде Мариуполя россиянами в феврале-марте 2022 года отобран в шортлисты «Оскара-2024» сразу в двух самых престижных номинациях «Лучший международный художественный фильм» и «Лучший документальный фильм».
Окончательный список номинантов на 96-ю премию «Оскар» огласят 23 января 2024 года.
Кроме того, работа Мстислава Чернова и его коллег уже отмечена самой престижной наградой в области журналистики – Пулитцеровской премией. В мае этого года фотографии из оккупированного россиянами Мариуполя, сделанные Черновым, Евгением Малолеткой, Василисой Степаненко и французской корреспонденткой Лори Хиннат для Associated Press были отмечены в двух номинациях: «За служение обществу» и Breaking News Photography. Также среди лауреатов Пулитцера-2023 – украинский фотограф и фиксер Стас Козлюк в составе команды The New York Times, получившей награду в номинации «Международный репортаж» за расследование убийств украинцев россиянами в Буче.
Новая этика
На фоне большого успеха правдивого и бескомпромиссного документального контента в этом году ощутимо обострились вопросы этики освещения войны в игровых проектах. Каким должен быть баланс реальной истории и художественного вымысла? Как избежать искажения событий и травматизации их участников? И вообще уместно ли сейчас делать игровые проекты о еще свежих и болезненных событиях? В течение года ответы на эти вопросы украинские кинематографисты искали как в теории – в рамках разнообразных профильных панельных дискуссий, – так и на практике: собственно производя такие проекты. И к сожалению, не всегда эти попытки получались удачными.
Самый скандальный пример полного непонимания этики освещения войны в игровых проектах – телефильм «Юрик», создан украинским продакшеном OsnovaFilm и эстонским телеканалом ETV (ЕТеВе) по заказу канала СТБ. Положенная в основу сюжета история о спасении из Мариуполя 11-летнего мальчика Юрика, потерявшего отца, сестру и дедушку, основывается на реальных событиях. Но в проекте жизнь разбомбленного россиянами города исказили так сильно, что это вызвало огромное возмущение уцелевших жителей Мариуполя. В результате канал СТБ извинился перед зрителями, изъял из показа текущую версию фильма и обязал OsnovaFilm Рroduction внести в ленту значительные изменения, убрав при этом дисклеймер «основано на реальных событиях».
Печальный кейс «Юрика» заставляет всех с еще большей настороженностью относиться к подобным проектам. Впрочем, уже несколько игровых сериалов разных жанров сумели пройти общественный «тест на этичность», не вызвав громких публичных скандалов: в частности, это запремьерный на телеканале ТЕТ ситком «Волонтери» («Драйв Продакшен»), сериал «Окуповані» собственного производства «2+2», а также антология «Перші дні» (FILM.UA), премьера которой состоялась на Netflix.
Ответственные авторы проектов теперь всеми силами стараются обезопасить себя от этических и фактологических ошибок – в частности, не только проводя детальный фактчекинг, но и организуя допремьерные фокус-группы, как, например, делают создатели фильма «Буча», который должен выйти в следующем году.
Но кроме проблемы этичного освещения войны в 2023-м обострился вопрос этичности, целесообразности и хорошего вкуса как таковых. Летом разгорелся грандиозный скандал вокруг конкурса телефильмов и сериалов ГП «Мультимедійна платформа іномовлення України», после которого несколько проектов добровольно отказались от госфинансирования (впрочем, скандалы из-за финансирования контента продолжают преследовать ГП – последний, вокруг проекта «Тихий вечір з Оленою Кравець», разгорелся буквально пару недель назад).
Еще один этический кейс имел место в ноябре и госфинансирования отнюдь не касался: зато поднял проблему стереотипов и шароварщины. Речь идет о сериале «Встигнути до 30» (IQ Production для ТЕТ). Невинный ситком о трех молодых девушках, которые строят жизнь в большом городе, не предвещал никаких проблем, но одну из этих девушек – Любу из Коломыи – в проекте изобразили, как говорится, «неасфальтированным селом», что вызвало огромное возмущение жителей одного из старейших городов Галичины. Мэр Коломыи Богдан Станиславский обратился к каналу ТЕТ с требованием изъять сериал с диджитал-площадок и не транслировать на ТВ; мэра поддержали главы территориальных громад Ивано-Франковщины, которые обратились с аналогичными просьбами к премьер-министру, и. о. министра культуры и народным депутатам.
Канал, в свою очередь, в официальном заявлении подчеркнул, что это комедия и не стоит все воспринимать серьезно: «Во-первых, о Коломые, условиях жизни в городе, традициях или чем-то другом в сериале речь не идет, а вымышленный персонаж Любы – это никоим образом не собирательный образ коломыйцев. Во-вторых, если посмотреть сериал полностью, становится очевидным, что героиня проходит путь трансформации, благодаря друзьям и окружению становится лучшей версией себя... В истории кинематографа есть тысячи таких примеров, один из самых известных – это Пенни, главная героиня ситкома «Теория большого взрыва». По легенде, она родом из Омахи, штат Небраска, однако это никак не характеризует город, согласно ее образу, как она говорит, одевается и ведет себя... Этот сериал, как и любая другая комедия, – художественный, все персонажи вымышлены, а совпадение обстоятельств и ситуаций случайно. В то же время мы понимаем, что общество сейчас очень травмировано, и даже невинная аналогия, реплика или внешний вид могут возмутить кого-то. В дальнейшем мы будем учитывать эти аспекты более тщательно». Ну что ж, учитывать аспекты тщательнее действительно ни для кого лишним не будет.
Рекорды украинских релизов
Главный и без преувеличения определяющий для индустрии тренд 2023 года – украинский зритель наконец-то начал смотреть украинское. И это подтверждают цифры: согласно аналитическим данным MBR и Media Resources Management по состоянию на октябрь 2023 года общая касса фильмов в украинских кинотеатрах составила 1 млрд 600 млн грн. Хотя пока не готовы окончательные подсчеты за год в целом, уже понятно, что национальный бокс-офис будет больше, чем в довоенном 2021 году (тогда он составил 1 млрд 750 млн грн). При этом доля украинского кино в прокате за первое полугодие 2023-го достигла 22,8%, что является рекордом. Для сравнения: в 2022-м (с учетом данных до 24 февраля) этот показатель был на уровне 6,5%, а в 2021 году доля украинских лент в прокате составляла 3,2%.
Главные локомотивы этого процесса – анимация «Мавка. Лісова пісня» и исторический экшен «Довбуш». В частности, «Мавка» установила рекорд как самая успешная лента в национальном прокате (более 155 млн грн кассовых сборов), а также фильм, прокат которого длился рекордные 30+ недель. А «Довбуш» с бокс-офисом более 68 млн грн занял третье место по объему кассовых сборов за всю историю отечественного проката (на втором – комедия «Я, Ти, Він, Вона» 2018 года с суммой более 71 млн грн).
Но также отличные финансовые показатели демонстрировали, например, «Люскембург, Люксембург» (35 млн грн), «Памфір» (11 млн грн) и «Щедрик» (10 млн грн).
Кроме того, украинский зритель также начал смотреть в кинотеатрах и национальное документальное кино: доказательство тому – более 500 тыс. грн, собранные лентой «20 днів у Маріуполі» только за первый прокатный уик-энд, что сразу же сделало ее самым кассовым документальным фильмом украинского проката. Кстати, раз уж речь снова идет о документальном контенте, стоит вспомнить еще один заметный тренд 2023 года, а именно – мощное развитие украинского сегмента YouTube в целом, и отдельно – активное использование украинскими создателями документального контента мощностей мировой платформы как премьерной площадки и дополнительного промо для своих проектов. В частности, продолжая этот тренд в новом году, именно на YouTube, а не на каком-то из ТВ-каналов 18 января 2024-го состоится релиз фильма «Незавершений політ» о погибшем главе МВД Денисе Монастырском. Среди спикеров фильма топ-персоны: Валерий Залужный, Кирилл Буданов, Руслан Стефанчук, Денис Шмыгаль, Жанна Монастырская, Алексей Резников и многие другие, а создан проект компанией Bno-Airiian Production за средства, собранные с помощью краудфандинга.
Но вернемся к игровым проектам и кинотеатральному прокату. Казалось бы, нужно продолжать успех, для этого есть все предпосылки! Но к сожалению, далеко не все. Ведь в этом году в прокат в основном выходят ленты, снятые до 24 февраля 2022-го, на следующий год у производителей и дистрибуторов также еще есть запасы, но вопрос – что дальше? Умеренный оптимизм относительно более-менее стабильного восстановления украинского кинопроизводства опирается на то, что сейчас Госкино планирует возобновить питчинги и возобновить финансирование, так как на грядущий год в бюджете на поддержку кинопроизводства заложено 589 млн грн. Впрочем, по состоянию на сейчас никаких конкретных дат еще не объявлено.
Неудивительно, что при таких условиях украинские создатели всячески пытаются найти дополнительные пути финансирования производства: это и уже упомянутый краудфандинг (например, именно так профинансировали создание документалки о погибшем аэроразведчике Феликсе Куртаниче «Фелікс. Лис Подільський»), и активное привлечение частных инвестиций (как, например, в случае фильмов «Буча» и «Конотопська відьма»), и, конечно, копродукция – и именно о ней поговорим подробнее.
Международный вектор
2023-й стал годом активного выхода Украины на международные рынки и всестороннего развития международного сотрудничества по самым разным направлениям.
Если взять телесериалы, то это сразу несколько мощных международных проектов. Так, в феврале состоялась международная премьера документального сериала производства Украины (FILM.UA Group), Австралии (Tilt Media) и Великобритании (GTV Docs) «Громадяни на війні» / Citizens at War: A Year in Ukraine, заказчиком которого выступил главный вещатель Германии, телеканал ZDF. В этом году зашел в производство десятисерийный драматический сериал «Перевізниця» / In Her Car, который телеканал СТБ создает в копродукции с французской компанией Gaumont, имея on board уже шесть европейских вещателей и дистрибутора Beta Film. А 1 ноября на Netflix в почти 20 странах Европы (включая Украину) одновременно состоялась премьера украинского игрового сериала «Перші дні» / Those Who Stayed, созданного FILM.UA Group в копродукции с немецкой студией Red Arrow Studios International и главными вещателями Финляндии (YLE), Швеции (SVT) и Норвегии (NRK).
Что касается игровых фильмов, то сейчас в постпродакшене находится полнометражный игровой фильм «Дві сестри», копродукционное соглашение о производстве которого было заключено уже во время полномасштабной войны: это совместный проект Украины (FILM.UA Group) та Польщі, где по сюжету две сестры-польки едут спасать папу в Украину, поэтому 90% фильма происходит (и снималось) в нашей стране. Кроме того, за этот год 29 украинских кинопроектов на разных стадиях, имеющих копродукционных партнеров в Европе, получили поддержку в целом на 1,3 млн евро от Европейского фонда солидарности с украинскими фильмами (ESFUF), организованного по инициативе ассоциации European Film Agency Directors (EFAD), к которой наше государство присоединилось в 2022-м. А например, игровому альманаху компаний SOTA Cinema Group и Kleos Art Productions «Війна очима тварин» удалось снять Шонна Пенна, исполнившего главную роль в финальной новелле (о копродукции здесь речь не идет, но присутствие голливудской звезды в касте точно поможет международному продвижению проекта).
В этом году произошел настоящий прорыв готовых украинских проектов на международный рынок – на платформы и в кинопрокат. И прежде всего речь идет, конечно, о «Мавке», вышедшей в прокат в более чем 80 странах и ставшей настоящим культурным дипломатом, продвигающим украинские нарративы в мире.
Собрав в международном прокате, по данным Box Office Mojo, более $17,8 млн, «Мавка. Лісова пісня» стала проектом-ледоколом, который прокладывает путь на международный рынок и для других украинских продуктов
Но международный вектор развития касается не только сериального и кинопроизводства. Речь идет и о выходе украинских телеканалов на международные рынки, что стало особенно актуальным в контексте огромной украинской аудитории, вынужденно находящейся за рубежом. А также – о совместном производстве телешоу: в частности, масштабных телепроектов, которые сейчас просто невозможно производить только силами Украины ни по финансовым соображениям, ни по соображениям безопасности. В частности, это 13-й сезон шоу «Голос країни», снятый 1+1 media в Варшаве совместо с польским общественным медиахолдингом TVP и который транслировался в обеих странах. А весной грядущего года аналогичную масштабную копродукцию представит «Новий канал», вместе с нидерландской Talpa Studios работающий над украинской версией популярного международного квиз-формата «Поле» (The Floor). Съемки проходят в Нидерландах, а 100 участников специальной украинской версии «Поля» – это украинцы, спасавшиеся от войны и сейчас преимущественно живущие в Нидерландах.
И конечно, активно сотрудничают с международным рынком напрямую и украинские платформы. В частности, компания MEGOGO в этом году не только анонсировала планы выйти на IPO на топовой американской бирже Nasdaq, но и подписала многолетнее лицензионное соглашение с Warner Bros. Discovery на показ сериалов HBO и MAX. Это соглашение предусматривает показ всех новых релизов, а также возвращение на MEGOGO сериалов, уже бывших на платформе ранее, но исчезнувших после окончания сублицензионного соглашения (напомним, до полномасштабного вторжения контент HBO был представлен на украинском рынке через российского дистрибутора Amediateka, эксклюзивное соглашение с которым тогда заключил ныне покойный стриминг-сервис OLL.TV, который в свое время предоставлял права на показ в Украине и MEGOGO). Другая украинская ОТТ-платформа – Sweet.TV – в этом году заключила соглашения с NBC и Disney, благодаря чему украинцы могут легально смотреть главные сериалы NBC, Hulu и FX.
Евроинтеграция
Этот тренд является логичным продолжением предыдущего, но все же требует выделения, поскольку фокусируется не на международном рынке в целом, а именно на ближайшей к нам – европейской – части. Главным его фактором стало вступление 31 марта 2023 года в силу Закона «Про медіа».
Введение этого закона было одной из предпосылок будущего вступления Украины в ЕС. И среди прочего его принятие открывает украинским продюсерам полный доступ к возможностям поддержки от программы ЕС Creative Europe – в том числе и к программе «Медиа», крупнейшей из занимающихся аудиовизуальной индустрией. Украина предоставила профильным структурам ЕС все необходимые документы, и теперь уже там должны пройти соответствующие юридические процедуры: чиновники выражают надежду, что в 2024 году украинские компании без ограничений смогут подаваться на все программы Creative Europe по аудиовизуальному направлению.
European Commission
Также составляющая тренда AV-евроинтеграции – грядущая ратификация Украиной новой редакции Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве. На сегодня наша страна пользуется предыдущей редакцией, согласно которой миноритарная трехсторонняя (и более) копродукция предусматривает внесение не менее 10% бюджета проекта, тогда как по новой редакции миноритарная доля в таком проекте может составлять вдвое меньше – 5%. Если же речь идет о двусторонней копродукции, то по старой редакции миноритарный продюсер должен закрыть 20% бюджета, а по новой – 10%. Поэтому ратификация новой редакции конвенции значительно облегчит украинским продюсерам поиск минимально необходимых средств для копродукции с Европой.
Также в этом году были анонсированы новые возможности для Украины от Eurimages, в том числе и пилотная программа поддержки высококачественных сериалов, созданных в международной копродукции.
Ни туда ни сюда
Если сформулировать этот тренд расширенно, то речь идет о том, что зависшие в воздухе важные индустриальные вопросы все сильнее тяготеют к тому, чтобы висеть там как можно дольше. А когда в конце концов падают, то, во-первых, просто так это не проходит, а во-вторых – ничему, к сожалению, не учит, и с какой-то другой проблемой вскоре происходит то же самое.
Причем это не только украинская, но глобальная проблема. Стоит только вспомнить нынешний рекордный голливудский страйк. В результате он закончился относительной победой сценаристов и актеров над студиями, платформами и искусственным интеллектом, но параллельно нанес экономике убытки на миллиарды долларов, довел до обнищания тысячи простых членов съемочных команд и поломал планы на несколько лет вперед кинотеатрам и кинодистрибуторам по всему миру.
В свою очередь, Украина имеет локальные примеры того, как иногда киношникам трудно договориться между собой. В частности, можно вспомнить нынешние выборы главы Национального союза кинематографистов Украины, где сошлись в поединке команды продюсера, гендиректора «Артхаус Трафик» Дениса Иванова и оператора-постановщика высшей категории Сергея Борденюка (последний в итоге победил). Заседание растянулось на несколько дней и попутно вскрыло еще массу проблем в организации: от неуплаты членских взносов и непрозрачности отчетности до отсутствия глобальной стратегии деятельности.
Также под вопросом в этом году оказался Совет по господдержке кинематографии, полномочия действующего состава которого должны были закончиться весной 2023-го. Впрочем, 7 марта Кабинет Министров Украины опубликовал постановление о продлении полномочий членов Совета. Несогласие с этим постановлением публично выразили Украинская киноакадемия, НСКУ и Украинская гильдия режиссеров. В конце концов НСКУ подала против Кабмина судебный иск, оспаривая это решение, и в начале ноября Киевский окружной административный суд удовлетворил требования в полном объеме, отменив постановление Кабмина. Это образовало правовую коллизию, которую очевидно необходимо решить в течение ближайших месяцев – особенно в свете анонсированных возможных питчингов Госкино и соответствующего выделения средств.
Ситуация «ни туда ни сюда» сложилась не только в киноиндустрии, но и в телепространстве: речь идет о зависшем вопросе запуска государственного мультиплекса МХ-7 от Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ) как альтернативы частному провайдеру «Зеонбуд». Его запуск планировался на 2022 год, но по понятным причинам не состоялся. Еще весной 2022-го президент ввел в действие решение СНБО, которым подчинил «Зеонбуд» Концерну РРТ в особом режиме работы. Впрочем, в этом году идея построения МХ-7 возродилась, и государственный мультиплекс должен заработать уже в начале 2024 года. «МХ-7 – это очень важная для государства история, поскольку речь идет о возможности государства укреплять информационную безопасность, распространять качественный контент для зрителей. Особенно важно – на приграничной территории, потому что недостаток информации всегда вызывает проблемы», – отметила глава Нацсовета Ольга Герасимьюк во время заседания, где подводились итоги конкурса на вещание в государственном мультиплексе. Но несмотря на всю важность истории, сейчас складывается ситуация, в которой просто не набирается достаточно платежеспособных каналов, чтобы заполнить и все места в четырех мультиплексах «Зеонбуда», и все слоты в государственном мультиплексе. Поэтому либо «Зеонбуд» может потерять клиентов, что сделает нерентабельным содержание всех его мультиплексов, либо с МХ-7 что-то снова может пойти не так.
Ну и последняя иллюстрация – нынешняя история с украинским кинотеатральным дубляжем, который едва не убили при принятии внесенного президентом законопроекта «Про застосування англійської мови в Україні». Напомню, среди прочего законопроект предусматривал, что с 2025 года половину англоязычных фильмов в украинских кинотеатрах должны были бы показывать в оригинале с украинскими субтитрами; с 2026 года – 75%, а с 2027 года – 100%. Однако эта норма будущего закона вызвала настолько бурную общественную и индустриальную дискуссию, что в итоге в принятом варианте закона ее нет. Впрочем, хоть кинотеатральный дубляж отстояли, актуальных вопросов в этой сфере еще очень и очень много. В частности, все чаще говорится о необходимости предоставления государственной поддержки украинскому дубляжу, поскольку потребность в украиноязычном контенте – на ТВ, платформах и даже в сфере компьютерных игр – только растет, тогда как текущие индустриальные ресурсы не в состоянии ее удовлетворить. И это очевидно будет одним из актуальных вопросов грядущего года.
Резильентность
Одной из важнейших черт, позволяющих выдерживать долгосрочный стресс, психологи называют резильентность. Американская ассоциация психологов (APA) определяет этот термин так: «Резильентность (resilience) – это процесс и результат успешной адаптации человека к сложным обстоятельствам жизни, включающий в себя ментальную, эмоциональную и поведенческую гибкость в соответствии как с внешними, так и с внутренними требованиями». И в этом году стало очевидным, что именно эту гибкость, упругость, способность сохранять себя и быстро восстанавливаться после ударов украинская индустрия уже выработала в полной мере и системно продолжает ее «прокачивать».
В целом едва ли не все приведенные выше тенденции и кейсы являются наглядным тому свидетельством. Но вспомню еще несколько иллюстративных примеров. В частности, это восстановление в январе-2023 телеизмерений, прекращенных после начала полномасштабного вторжения, – сейчас, хоть и в существенно урезанном варианте панели Nilsen, это явно лучше, чем ничего. А также параллельно начались первые попытки качественного исследования OTT- и IPTV-потребителей, которые, очевидно, будут продолжаться.
Закономерно стали активнее возвращаться рекламодатели. Так, по данным Ocean Media Plus, с момента возобновления телерекламы в апреле 2022-го количество брендов в эфире к концу года выросло до более чем сотни, а за девять месяцев 2023-го – увеличилось более чем на 60%.
Данные по состоянию на сентябрь 2023 года (количество брендов просчитано в целом по рынку, а не только на партнерских каналах Ocean Media Plus). По состоянию на конец года в эфир национальных каналов вернулись ориентировочно 450 брендов, в том числе международные FMCG-рекламодатели
А по прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, в этом году рост всего рынка составит 64% по сравнению с прошлым годом, причем в значительной степени благодаря «цифровой рекламе» (да и в целом в данных появилась категория «Цифровое ТВ», потому что теперь этот ресурс начал продаваться). И по прогнозам восстановление будет продолжаться: по крайней мере Ocean Media Plus предполагает, что в 2024-м рынок телевизионной рекламы вырастет на +50% в гривне по сравнению с 2023-м.
В этом году начали запускаться новые телевизионные каналы: в частности, это «Світло» и Prokino (FILM.UA Group), «Суспільне. Спорт» и «Суспільне. Новини» (Суспільне Мовлення), «Армія ТБ» (Центральная телерадиостудия Министерства обороны), «Твій серіал» (Starlight media), «Ми – Україна+» и т. д.
Со стабилизацией телеэфира начало системно восстанавливаться и производство – в частности, производство сериалов: как серьезных, так и развлекательных. Кроме тайтлов, которые я уже упоминала выше, в этом году вышли медицинские драмы «Черговий лікар» и «Шпиталь», военная драма «Я – Надія», ситкомы «Звʼязок» и «Голова», форматная мелодрама «Коло омани», триллер «Ботоферма», мокьюментари «Карлос в Україні» и т. д.
Резильентными оказались и украинские кинофестивали, и знаковые индустриальные ивенты. В прошлом году многие из них из соображений безопасности и из-за ограниченности финансирования выбрали для себя онлайн- или тревел-формат, представляя собственные секции в рамках зарубежных фестивалей-партнеров. Но в этом году странствующие украинские ивенты вернулись на родину, в места «постоянной дислокации»: в частности, речь об Одесском международном кинофестивале, который хоть и проходил в относительно безопасных Черновцах, но все же смог организовать программу офлайн-показов в родной Одессе, к сожалению находящейся под постоянными российскими обстрелами. А в Киев вернулся традиционный форум KYIV MEDIA WEEK, который в этом году проходил всего один день, но собрал настоящий аншлаг, став местом для первой полноценной индустриальной встречи в столице Украины с начала полномасштабного вторжения.
Майя Максимова
Кроме того, в этом году состоялись фестиваль украинского кино «Миколайчук OPEN», Киевский международный кинофестиваль «Молодість», Международный кинофестиваль Docudays UA, фестиваль актуальной анимации LINOLEUM, фестиваль «Київський тиждень критики». Возобновилась и Национальная кинопремия «Золота Дзиґа»: пусть и без торжественной церемонии награждения, но все же были определены и названы победители сразу за два года подряд.
Ну а логичным продолжением этого тренда станет возобновление Зимнего кинорынка ОМКФ, который пройдет с 22 по 24 января 2024 года в киевском кинотеатре «Оскар». И это возвращение очень символично, ведь именно во время прошлого Зимнего кинорынка началось полномасштабное вторжение россии.
С тех пор уже почти два года мы все живем в совсем другой – страшной и неотвратимой – реальности. И пусть из-за нее новогоднего настроения у нас совсем нет, однако – у нас есть мы. У нас есть наши Воины, благодаря которым есть мы. И у нас всех, несмотря ни на что, есть надежда.
Поэтому напоследок вместо традиционных пожеланий я просто приведу цитату, которую по TikTok-популярности можно однозначно считать украинской киноцитатой года – 2023, и вместе с вами загадаю одно-единственное, наше общее на всех новогоднее желание. Ведь «То є мої гори! Я тут ґазда! І хто прийде мені в хату і буде правити, як я маю жити, вихаркає свої печінки. Бігме Боже!».