Зимний кинорынок Одесского международного кинофестиваля завершился. Но темы, поднимавшиеся на его мероприятиях, еще долго будут обсуждаться киносообществом. С этой точки зрения наиболее насыщенным выдался третий день кинорынка – День украинского кинематографа, организованный Государственным агентством по вопросам кино под слоганом «Единение ради победы». В его рамках состоялись три панели, на которых обсуждались актуальные для киноиндустрии проблемы. Впрочем, единения как такового не получилось: были скорее дебаты, споры и попытки прийти к консенсусу, стоит ли в этом году тратить бюджетные средства на съемки кино.
Первая дискуссия называлась «Путь фильма от производства до зрителя» и вызвала обсуждение в Facebook еще до своего начала. Она была самая продолжительная и самая большая по количеству спикеров, среди которых были:
- СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук;
- глава Совета по государственной поддержке кинематографии, кинопродюсер Артем Колюбаев;
- исполнительный продюсер фильма «Буча» Сергей Демидов;
- кинопродюсер Сергей Лавренюк;
- кинопродюсер Игорь Савиченко;
- член Совета по государственной поддержке кинематографии Николай Чиханцов;
- управляющий директор ICTV, ICTV2, руководитель Starlight Doc Анастасия Штейнгауз;
- директор телевизионного бизнеса 1+1 media Максим Кривицкий;
- гендиректор Мультимедийной платформы иновещания Украины Юлия Островская;
- директор по маркетингу MEGOGO Валерия Толочина;
- директор ЦКИ им. И. Миколайчука в Черновцах, директор кинофестиваля «Миколайчук OPEN» Татьяна Дьяченко.
Перед началом обсуждения ведущий и продюсер Юрий Горбунов, модерировавший панель вместе с гендиректором ОМКФ Анной Мачух, в очередной раз напомнил об успехах украинского кино в 2023 году: рекордных сборах «Мавки», самом большом бокс-офисе национальных лент за время Независимости и наибольшей доле украинских фильмов в прокате за год в целом.
Подробно об этих и других рекордах украинского кино много говорили в первый день Кинорынка, в частности во время презентации рейтинга эффективности украинских кинематографистов от MBR
Отдельно модераторы упомянули успех документальной ленты «20 днів у Маріуполі», в этом году получившей номинацию на «Оскар» (а о том, как этот кейс повлиял на украинский прокат, можно прочесть здесь).
Несмотря на заявленную тему и соответствующий набор спикеров, дискуссия с самого начала пошла не по плану. Дело в том, что в этот день Украинская киноакадемия вместе с другими представителями киносообщества опубликовали открытое письмо Президенту Украины, в котором подняли вопрос нелегитимности действующего состава Совета по государственной поддержке кинематографии, выразили недоверие руководству Госкино и призвали перенаправить бюджет ведомства в этом году (589,6 млн грн) на нужды Сил обороны, поскольку деньги, по их мнению, могут быть использованы неэффективно. В начале мероприятия модераторы вспомнили об этом письме, и все спикеры сконцентрировались исключительно на вопросе, куда выделять деньги – на кино или на фронт, забыв о других требованиях подписантов (в частности, разработать новый проект Стратегии развития кино с участием общественности), а тем более – о титульном пути фильма к зрителю.
Выразив надежду, что в 2024 году государственное финансирование украинского кино все же состоится, Горбунов обратился к Артему Колюбаеву с вопросом, насколько это реально и насколько поможет кинобизнесу. «Действительно, на этот год в бюджете запланирована рекордная сумма на поддержку украинского кинематографа – 589 млн 600 тыс. грн. Мы действительно надеемся, что это произойдет, поскольку выделение рекордного бюджета, запланированного на 2022 год, не состоялось из-за полномасштабного вторжения, и почти не происходило [государственное] финансирование в 2023 году», – начал ответ глава Совета по господдержке.
Колюбаев отметил, что на 2024-й запланировано около десяти премьер украинских фильмов (на самом деле больше, но об этом мы расскажем в других материалах с Кинорынка). А вот 2025 год почти пустой, и спасти ситуацию, по его мнению, может государственное финансирование.
«Вы видели, что делает враг? Они перекручивают историю, даже ту, что происходит сейчас: [вышел] их «Свидетель» о событиях в Буче, сейчас снимается антиукраинский фильм о Майдане. Мы должны этому противостоять. «20 днів у Маріуполі» – просто феноменальный пример того, как правда должна быть донесена на мировом уровне», – отметил Колюбаев. И выразил надежду, что в ближайшее время станет известно, когда и как будут проводиться питчинги, и об этом будет сообщено на ресурсах Госкино.
Мачух все же уточнила, как Колюбаев относится к идее передать деньги, предназначенные на кино, на нужды ВСУ.
«Мое личное отношение как человека, который последние 12 лет своей жизни работает на украинский кинематограф и делает все, чтобы его поддерживать, очень негативное. Есть разные бюджеты: бюджет на кинематограф и бюджет на Вооруженные силы Украины. Мы не можем все в кучу мешать. У Государственного агентства по вопросам кино есть своя функция – борьба в информационном пространстве. Должны сниматься украинские фильмы, украинские сериалы, чтобы показывать, что происходит у нас», – ответил он.
Продюсер также отметил, что все скандалы вокруг вопроса, стоит ли снимать украинские фильмы и сериалы, играют на руку врагу и что это часть российских ИПсО.
Анна Мачух рассказала, что в позапрошлом году Украинская киноакадемия проводила опрос кинематографистов, по результатам которого стало известно, что более 75% специалистов отрасли были вынуждены сменить профессию или подрабатывать. «Если финансирование не будет возобновлено, то в киноиндустрии, в профессии, по прогнозам, останется 20–30% людей, которые смогут работать. И тогда встанет другой вопрос: а кто же вообще будет снимать кино?» – добавила директор Киноакадемии.
В этот момент символично прозвучало объявление о воздушной тревоге: на территории страны-врага взлетел самолет с ракетами, несущими опасность для всех регионов Украины. Но участники дискуссии решили продолжать обсуждение.
Слово перешло к Виктории Ярмощук – Горбунов поинтересовался, какие новые бизнес-модели появились у киностудии. «Это очень важно – говорить о нашей работе в новых реалиях. Я была, есть и буду оптимисткой: считаю, что даже в таких сверхсложных условиях возможно двигаться вперед и развиваться. Но залогом этого развития является объединение сил, ресурсов всего рынка и объединение частного сектора с государственным», – отметила СЕО FILM.UA.
Виктория рассказала, что компания сняла первый после полномасштабного вторжения фильм еще летом 2022 года – это лента «Дві сестри», созданная с польскими партнерами. Часть польской команды тогда приехала в Украину, а режиссер Лукаш Карвовский доехал даже до Харькова. После этого FILM.UA уже произвела более ста серий сериалов и четыре полных метра, но все эти проекты кинокомпания делала не самостоятельно, а в партнерстве. Например, для производства сериалов было подписано большое копродукционное соглашение с 1+1 media. «Все наши полные метры – это также копродукция: часто внутренняя, иногда международная. Единственный фильм, который мы пока снимаем самостоятельно – «Конотопська відьма». Но в этом фильме значительное количество частных инвестиций», – добавила Ярмощук.
Новая бизнес-модель FILM.UA построена на расчетах и опыте монетизации контента: если снять фильм с бюджетом до $500 тыс., такое кино можно окупить за год и заработать на рынке. Компания показала эту модель частным инвесторам – и те заинтересовались.
Что ж до темы «дроны или кино» Виктория Ярмощук отметила, что без государственной поддержки индустрия может потерять большое количество рабочих мест. Ведь только на FILM.UA работает до тысячи человек: «Если мы потеряем индустрию, мы потеряем не только кино как оружие – мы потеряем рабочие места. Люди будут выезжать, и государство потеряет гораздо больше, чем то, что планируется потратить на кино. Это важно понимать и доносить до общества».
На этом моменте Мачух перешла к исполнительному продюсеру Сергею Демидову, спросив, где искать деньги на такие фильмы, как «Буча», и насколько сложно было снимать эту ленту?
«В проект меня пригласил Александр Щур. Мы собрали суперкоманду, потому что в то время рынок был почти безжизненный и можно было брать лучших специалистов за небольшие деньги, – признался Сергей. – Нам очень помогали государственные учреждения, ГУР нас консультировал». Но находить деньги на съемки было трудно. Собственно, сейчас, пока завершается работа над фильмом, поиск средств на промо продолжается.
Говоря о сложностях производства во время полномасштабной войны, продюсер также вспомнил о ленте «Дві сестри», над которой работал раньше. По словам Демидова, первые польские актрисы, согласившиеся играть в фильме, впоследствии отказались от поездки в Украину, поэтому пришлось сделать замену.
Сергей Демидов считает, что кино – это оружие и борьба с российской пропагандой. Поэтому он среди тех, кто высказался в поддержку выделения государственных денег на кинематографию
Об особенностях производства во время войны фильма, с войной не связанного, рассказал Сергей Лавренюк: «Старт съемок ленты Аркадия Непиталюка «Уроки толерантності» был запланирован на 20 марта 2022 года. Но после полномасштабного вторжения мы закрыли для себя этот фильм – думали, что не вернемся к нему в ближайшее время. Впрочем, в июне 2022-го у режиссера возникла идея полностью переписать сценарий, сделав фильм очень камерным, в одной локации, с маленькой группой, чтобы предотвратить все риски, связанные с войной».
Львиная часть съемок, проходивших в октябре 2022-го, пришлась на массовые ракетные обстрелы украинской инфраструктуры. Но люди, по словам продюсера, были готовы к работе, на площадке у команды горели глаза. К сожалению, платили всем меньше, чем до большой войны, но это дало возможность снять фильм за очень небольшие средства.
Лента «Уроки толерантності», рассказывающая об украинской семье, к которой в рамках программы «Уроки толерантности» прикрепляют активиста ЛГБТ-движения, выходит в национальный прокат уже 14 февраля. А во время второго дня Кинорынка все желающие могли посмотреть ее на скрининге от FILM.UA Distribution.
Лавренюк также высказался на тему «дроны или кино»: «Мне кажется, если не будет культуры, не будет искусства, которое живет во время взрывов, то страна останется пустой. Культура – это то, что сближает нас и приближает нашу победу».
После этого Анна Мачух спросила у Игоря Савиченко, где фестивальному кино брать финансирование и поддерживается ли интерес к фестивальному кино. В ответ продюсер сравнил настоящее с 2017–2018 годами. По его словам, после 2014-го программеры фестивалей стали меньше интересоваться российским кино, зато начали больше обращать внимание на украинское. В течение трех-четырех лет украинских премьер на крупных фестивалях было больше, чем российских, но постепенно ситуация начала снова меняться. И уже в 2019 году почти на каждом крупном фестивале проходили дни российского кино.
«Первый год полномасштабного вторжения повторил эффект 2014-го года, когда украинское кино было более приоритетным, чем российское. Каждый фестиваль был заинтересован показать что-то украинское. Польский киноинститут начал сотрудничество с украинскими творцами, начал выделять средства на документальные и разработку игровых фильмов. Было несколько инициатив от частных структур – например, Netflix вместе с Украинской киноакадемией организовали конкурс. Немецкая киноакадемия поддержала украинских кинематографистов индивидуально, предоставив им стипендии», – напомнил Савиченко.
Продюсер подчеркнул, что сейчас украинское фестивальное кино начало интересовать широкого зрителя в Украине
На вопрос, реально ли найти иностранное финансирование, если у производителя нет подтвержденных денег из Украины, Савиченко ответил, что поддержка от украинских государственных фондов – это возможность начать путь финансирования фильмов за рубежом: «Европейское кинопроизводство регулируется европейской конвенцией, в которой четко говорится, что страна происхождения фильма должна подтвердить публичные деньги. Публичными деньгами могут быть деньги Госкино Украины, деньги Министерства культуры, деньги государственных телеканалов и т. д.»
Виктория Ярмощук поделилась опытом FILM.UA: в 2023 году компания получила государственную поддержку Болгарии на телевизионный сериал, который является копродукцией Украины и Эстонии. В этом случае Украина имела только частные подтвержденные инвестиции, но этого оказалось достаточно.
У Сергея Лавренюка также был необычный опыт. Его проект «Санаторій Горького» (об убийстве польских офицеров российскими энкавэдэшниками на территории Украины) выиграл питчинг Госкино и предусматривал копродукцию с Польшей. Впрочем, Польша долго искала финансирование, и срок подписания контракта с Госкино истек – украинские деньги были потеряны. Несмотря на это, польские продюсеры оставили Украину стороной копродукции без вложения денег.
Слово перешло к Анастасии Штейнгауз, которую модератор попросила больше рассказать об интересе Starlight Media в документальном кино.
«Starlight Media еще в 2022 году создала Starlight Doc – департамент, занимающийся документальным кино. Мы начали производить такое кино в копродакшене, в разных коллаборациях. Что-то вышло в эфир, что-то только выйдет в 2024-м», – рассказала Анастасия. По мнению продюсера, раньше зрительского документального кино в Украине фактически не существовало, так как не было спроса. Но за последние два года запросы зрителя на контент изменились.
По словам Штейнгауз, у телевизионного зрителя сейчас три основных запроса: быть проинформированным, иметь возможность отвлечься и спрос на справедливость
Что касается производства контента, то Starlight Media сотрудничает со всеми: «Мы ставим для себя задачу не монополизировать рынок. Есть новые игроки, появившиеся маленькие продакшены. Мы стремимся сотрудничать с ними и поддерживать их», – добавила Анастасия.
От Starlight Media перешли к 1+1 media: Юрий Горбунов спросил, что будет делать медиагруппа, если государственного финансирования все же не будет. Ответ Максим Кривицкий начал с наглядных примеров. Если сериал, одна серия которого стоит 1–1,5 млн грн, показывать в прайм-тайм, его окупаемость наступит только через три-пять лет. «Без объединения, без совместных усилий это невозможно сделать. Поэтому мы ищем внешнее финансирование. Именно поэтому мы объединились с FILM.UA и готовим большой пакет контента», – рассказал Кривицкий.
Максим заверил, что уже осенью 2024 года начнет регулярно выходить контент, созданный в сотрудничестве с FILM.UA
После Кривицкого слово взяла Юлия Островская, которая прежде всего хотела прокоммуницировать вопрос госфинансирования кино: «Я не понимаю, почему мы постоянно ставим вопрос: дроны или сериалы? Должны быть и дроны, и сериалы, и кино авторское, фестивальное. Наш враг эти вопросы не ставит. Там и дроны, и сериалы. Я считаю, что мы должны много всего делать. И нужно это все делать частью информационной политики».
Впрочем, в бюджете Мультимедийной платформы иновещания в этом году не заложены деньги на сериальный конкурс от канала «Дім»
Единственной представительницей ОТТ-платформ на дискуссионной панели была директор по маркетингу MEGOGO – Юрий Поворозник от Sweet.TV не смог прийти из-за болезни. Валерия Толочина сразу отметила, что собственное производство – не фокусное направление MEGOGO, но в этом году медиасервис все же будет снимать продолжение цикла документальных фильмов «Воїни». Ну а далее Валерия попыталась сместить фокус на другие проблемы рынка – например, пиратство. По словам Толочиной, именно пираты являются главными конкурентами для MEGOGO, поэтому платформа старается не делать украинский контент своим эксклюзивом: если человек не нашел чего-то украинского на своем сервисе, он пойдет к пиратам и не будет платить еще за три другие платформы.
Еще один важный вопрос, который подняла Толочина, – дублирование контента на украинском. «Большой толчок нам дал эксклюзивный контракт с HBO. Наша студия Megogo Voice перевела на украинский 50 тыс. часов контента, и сейчас 76% контента у нас уже получили украинские дорожки. На это в прошлом году мы потратили более $1 млн», – поделилась она. В 2021 году 75% зрителей MEGOGO смотрели контент на платформе на русском, а уже в 2023-м 80% смотрели на украинском. К тому же выросли просмотры на английском.
По словам Валерии, украинский зритель интегрирован в мировой контекст, и, если за рубежом шоу не пользуется популярностью, в Украине его также не будут смотреть
От ОТТ-сервисов разговор перешел к кинотеатрам, единственной представительницей которых была директор ЦКИ им. И. Миколайчука в Черновцах Татьяна Дьяченко. На вопрос Анны Мачух, чего украинский зритель ждет от кинопроизводителей, Татьяна отметила, что зрители активно смотрят документальное кино и короткий метр. Поэтому она хочет сделать в малом зале своего кинотеатра показы короткого метра.
Впрочем, есть определенный дефицит: «Нам не хватает детского контента – например, контента 0–3 просто нет. Я мечтаю сделать в малом зале бэби-кинотеатр, чтобы было куда прийти мамам с детьми», – призналась Дьяченко.
Тему подхватил Юрий Горбунов, обратившись к спикерам с вопросом, где детское и юношеское кино?
«Это одна из основных причин, почему мы радуемся, что государственное финансирование вернулось. Мы знаем, что детский контент финансируется на 100% государством. Я безумно радуюсь успеху «Мавки» – это очень крутой пример того, какой должна быть украинская анимация. Такого контента должно быть больше. Это отдельная важная миссия для Госкино», – ответил Артем Колюбаев (чтобы избежать некорректной трактовки, напомним, что государственные средства составили менее 30% бюджета «Мавки», но подавляющее большинство украинских детских проектов действительно создавалась при 100%-ном госфинансировании).
Как вариант Анастасия Штейнгауз предложила создавать телеспектакли. Ведь сейчас появился целый ряд качественных театральных спектаклей как для взрослых, так и для детей, и, если государству трудно выделять деньги на поддержку кино, можно производить телеспектакли, что требует гораздо меньше ресурса.
На вопрос Анны Мачух, когда производители могут приходить на площадки со своими идеями, Максим Кривицкий отметил, что в 1+1 media лучше всего приходить в самом начале: тогда телеканал участвует в процессе разработки и производства, и проект имеет больше шансов на успех. То же в отношении телеконтента посоветовала и Анастасия Штейнгауз. Но добавила: «Starlight Media также заходит в производство кино. Поэтому, если будут идеи не на уровне синопсиса, а детальные презентации, с написанным сценарием, мы готовы рассматривать копродакшен».
«К нам часто приходят производители, когда подаются на гранты, в частности европейские, – ответила Валерия Толочина. – Мы работаем в 15 странах и подписываем письмо, что готовы выступить партнером по дистрибуции и как платформа для продвижения. Иногда это помогает получить грант». В то же время MEGOGO, по словам маркетинг-директора, больше ориентируется на сотрудничество с медиагруппами, поскольку здесь уже известно, как монетизировать контент.
Член Совета по государственной поддержке кинематографии Николай Чиханцов отметил, что при подписании документов на производство контента даже во время войны важно придерживаться законодательной базы
После обсуждения перешли к вопросам из зала. Кинопроизводитель Елена Завадивская поинтересовалась, что будет с победителями предыдущих конкурсов Госкино, не получившими финансирование? Артем Колюбаев заверил, что победителей никто не аннулировал и все, кто подался вовремя, не пропустив сроки своего договора, имеют право получить финансирование, когда появятся деньги.
Журналистка Лена Чиченина вернула разговор к открытому письму, спросив об отношении спикеров к требованиям избрать нового главу Госкино, разработать стратегию, переизбрать Совет и уже тогда проводить питчинги. «Мы живем в правовом государстве, – ответил Артем Колюбаев. – Решения государства законны, пока суд не определил их незаконными. Мы сейчас не персоналии, мы функционарии своих должностей. Что касается письма, здесь [присутствуют] не те люди, которые решают, как и на что тратить бюджет. Вопрос комментировался в контексте «и кино, и оружие». Это логично, так должно быть. Если есть какие-то вопросы к персоналиям – это вопрос к персоналиям. Мы говорим исключительно из законной ситуации, существующей на сегодня».
Анна Мачух добавила, что она лично приглашала всех присоединиться к дискуссии – даже тех, кто выражал несогласие с чем-то в соцсетях. Но в зале она увидела мало людей, желающих о чем-то дискутировать.
Дискуссию подытожила Виктория Ярмощук: «Наша тема – «Единение ради победы». В целом нужно начинать с себя, и я могу ответить за себя и за свою компанию: мы будем работать честно, открыто, делать полезный для государства контент при любом главе Госкино, при любом Совете, даже при любой власти в стране. Мне кажется, если каждый будет честно делать свою работу, то все у нас получится».
Следующая панельная дискуссия третьего дня Зимнего кинорынка называлась «Региональные кинокомиссии и кинофестивали», но из кинокомиссий в ней принял участие только председатель Хмельницкой Константин Детковский. Поэтому разговор в основном шел об ОМКФ, «Молодости» и Kharkiv MeetDocs, которые представляли Анна Мачух, Андрей Халпахчи и Виктория Водка соответственно.
Спикерами третьей панельной дискуссии – «Кино как часть информационной политики и патриотического воспитания» – выступили в. и. о. министра культуры и информационной политики Ростислав Карандеев, режиссер и военнослужащий Ахтем Сеитаблаев, директор Одесской киностудии Андрей Осипов, советник Департамента публичной дипломатии МИД Украины Елена Иванчук и актер, военнослужащий и член Совета по государственной поддержке кинематографии Алексей Тритенко. Модерировала разговор Анна Мачух.
«Хочу сразу отметить, что такие коммуникационные мероприятия, когда мы можем поделиться своими мыслями и, что самое важное, услышать и воспринять мнения коллег, чрезвычайно важны – и в части формирования государственной политики, и в части ее реализации», – начал дискуссию Ростислав Карандеев. И. о. министра культуры также не смог пройти мимо вопроса, куда лучше выделять деньги, поддержав финансирование кино: «Борьба с агрессором ведется не только на линии фронта, она продолжается в каждом уголке нашей страны. Мы не можем оставить культуру на потом. Она должна быть инструментом реализации государственной политики уже сегодня».
Карандеев считает, что культуру и военные нужды нельзя разделять так же, как мы не разделяем средства ПВО и, например, стрелковое оружие
Ахтем Сеитаблаев, находящийся сейчас в армии, сосредоточился на проекте «Кіно заради перемоги», в рамках которого украинские ленты демонстрируются военным, не имеющим возможности ходить в кино. «С 6 августа 2022 года по 31 декабря 2023-го было проведено 1652 показа. Это пример сотрудничества Госкино, Министерства культуры, Офиса президента и частного бизнеса. Эта программа призвана прежде всего заниматься нашими защитниками и защитницами. У них нет возможности пойти в кино, поэтому мы едем к ним», – рассказал режиссер.
Некоторые ленты, как «Мирний-21» и «Довбуш», наши защитники и защитницы увидели даже раньше, чем массовый зритель
У «Кіно заради перемоги» есть и международное направление: команда проекта провела три больших тура, показав украинское кино во всех столицах Европы.
Анна Мачух также спросила Сеитаблаева, должно ли государство финансово поддерживать кинематограф. «Я бы мечтал о том, чтобы на законодательном уровне нам давали не рыбу, а удочку. То есть чтобы были приняты законодательные инициативы, поощряющие частный бизнес вкладываться в украинское кино, образование и медицину», – ответил режиссер.
После этого Ростислав Карандеев объявил, что Министерством культуры инициирован долгожданный закон о меценатстве.
Алексей Тритенко, находящийся в рядах ВСУ, также уверен, что любое государство должно определенным образом помогать в создании видео- и аудиоконтента
Важность национального кино подчеркнула и представительница МИД Украины: «Публичная дипломатия нужна для того, чтобы формировать общественное мнение за рубежом. И культурная дипломатия – это составляющая публичной дипломатии. Кино – один из самых мощных и наиболее удобных инструментов для нас, дипломатов». Впрочем, по словам Елены Иванчук, посольствам не хватает общей базы, из которой могли бы брать фильмы для бесплатных показов на своих мероприятиях.
В этот момент глава Госкино Марина Кудчерчук, которая все время была в зале, прямо со своего места отметила, что такая работа между Госкино и Департаментом публичной дипломатии МИД Украины ведется. А Ростислав Карандеев добавил: «Абсолютно правильно пани Елена говорит, что работа должна быть системной. Как представитель Министерства культуры я чувствую, что нет такого плотного контакта с ключевой институцией культурной дипломатии – Украинским институтом. Мы готовы – и я, и Госкино – максимально работать в том направлении, чтобы обеспечить нашу дипломатию необходимыми культурными ресурсами для продвижения украинских нарративов».
Ахтем Сеитаблаев также сказал, что готов помочь в этом вопросе, пообещав предоставить бесплатный контент для дипломатических мероприятий на вторую годовщину полномасштабного вторжения.
Логично, что усилия власти, различных государственных институтов и индустрии должны быть совместными, по крайней мере там, где это возможно
Последним спикером панельной дискуссии был Андрей Осипов, который смог добавить немного оптимизма. По его словам, до 2014 года на Одесской киностудии снимали преимущественно российский контент, поэтому студия находилась на финансовом крючке врага. После 2014 года ее чуть не потеряли, пришлось возрождать собственное производство. «Сейчас у нас есть уже 15 произведенных лент. Более 40 кинонаград. Киностудия не имеет задолженности по зарплатам, по налогам, является прибыльным предприятием. Имеет один из крупнейших национальных YouTube-каналов, который приносит огромную прибыль и обеспечивает почти весь фонд оплаты работников», – рассказал директор.
Сейчас на Одесской киностудии готовятся к съемкам фильма об Александре Довженко стоимостью 50 млн грн. 25 млн из них должно предоставить Госкино
После основной части разговора была секция вопросов из зала. Слово попросила директор Национального центра Александра Довженко Елена Гончарук, подытожившая главную тему дня: «Вы постоянно задавали вопрос, нужно ли поддерживать кино. Кино – это вид жизнедеятельности, а жизнедеятельность нельзя останавливать. Вопрос лишь в том, насколько открытыми и прозрачными являются все процедуры получения любой финансовой помощи. Мы понимаем, что государственная поддержка – это средства налогоплательщиков, украинского народа. Поэтому все процедуры должны быть прозрачными, понятными, осуществленными легальным и честным способом».
Напоследок Анна Мачух объявила, что Одесский международный кинофестиваль в этом году пройдет в Киеве с 12 по 20 июля. А Летний кинорынок следует ждать с 15 по 17 июля 2024-го.