Когда-то, еще в допандемическую эпоху, сентябрь традиционно был началом сезона крупных индустриальных ивентов, который длился вплоть до Зимнего кинорынка ОМКФ. В этом году, несмотря на сложные времена, такой сезон, хоть и в значительно сокращенном виде, похоже, состоится. Откроют его Международный медиафорум Kyiv Media Week и фестиваль актуальной анимации LINOLEUM в октябре, а в минувшие выходные, в День украинского кино, представители индустрии собрались на мероприятие, которое можно считать своеобразной репетицией. Говорили на нем о наболевшем: как снимать кино во время войны и что поможет индустрии продержаться в эти сложные времена.
Мероприятие состоялось в кинотеатре «Оскар», а задать гостям соответствующее настроение должны были кинокостюмы
и постеры украинских лент, вышедших в прокат в этом году
Какой ценой давался этот прокат, на собственном опыте знают продюсер приключенческо-исторического экшена «Довбуш» Максим Асадчий и сооснователь FILM.UA Сергей Созановский
Впрочем, все сохраняли сдержанный оптимизм – как Олег Щербина, Алексей Тритенко и Виктор Андриенко
А Семен Горов и Дарья Трегубова даже улыбались, как минимум на камеру
Открывать мероприятие должна была глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Марина Кудерчук, подготовившая для этого дня не только официальное вступительное слово
Первый заместитель главы Госкино Юлия Шевчук тоже была тут, чем я сразу воспользовалась, расспросив, правдивы ли слухи о грядущем роспуске действующего состава Совета по государственной поддержке кинематографии. Как оказалось, слухи ложные
Тарас Ткаченко готовится к премьере своего документального фильма о Квитке Цисык «Квітка. Я до тебе йду», которую обещают в конце октября
Алена Лавренюк, наверное, еще не знает, что историческая драма «Кава з кардамоном» получила национальную кинопремию «Золота Дзиґа» как лучший игровой сериал
Официальная часть мероприятия ко Дню кино началась с речи главы Госкино. Она подчеркнула, что украинская киноиндустрия, несмотря на самые пессимистичные прогнозы, не прекратила свое существование: уже 1,5 года отечественные кинотворцы продолжают делать все возможное и (будем честными) невозможное, чтобы наша кинематография не исчезла. «Нам говорили, что кино не будет, пока война не закончится. Но съемки фильмов продолжаются. Я считаю, что все, кто остается в стране, делают свой вклад в победу и развитие страны. Я считаю, что все, кто остается и делает вклад, – герои своего дела, своей профессии. Сейчас украинское кино выходит в прокат каждый месяц. Надеюсь, что те, кто вернется с фронта, продолжат снимать кино», – сказала пани Марина.
Модератором и ведущим был приглашен Юрий Горбунов
После вступительного слова Марины Кудерчук было запланировано вручение кинематографистам и их представителям государственных наград. Но поскольку соответствующий Указ президента Украины был подписан в последний момент, мало кого успели пригласить. В итоге просто объявили со сцены, что за весомый личный вклад в развитие украинской кинематографии, заслуги по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, многолетний добросовестный труд орденом «За заслуги» ІІІ степени награждены режиссер Олег Бобало-Яремчук (посмертно), актер и каскадер Денис Бондарев (посмертно), режиссер Виктор Онисько (посмертно), актер Евгений Светличный (посмертно), постановщик Александр Суворов (посмертно), актер Алексей Хильский (посмертно), художник-декоратор Владимир Черный (посмертно), режиссер Олег Маламуж, актеры Максим Девизоров, Владимир Кравчук, Геннадий Попенко и продюсер Андрей Ногин. Также орденом княгини Ольги ІІІ степени награджена продюсер Ирина Костюк, почетное звание «Заслуженный артист Украины» присвоено Дмитрию Линартовичу, а режиссеру Марине Вроде – звание «Заслуженный деятель искусств Украины».
После минуты молчания в память о погибших и благодарности ВСУ за то, что проведение этого мероприятия вообще возможно, начались тематические панельные дискуссии. Первой была тема «Кинотворцы во время войны», а спикерами выступили режиссеры Аркадий Непиталюк, Олесь Санин, Дмитрий Сухолыткий-Собчук и Марина Врода.
Впрочем, Олесь Санин, чей «Довбуш» прямо сейчас гремит в прокате, был немногословным, поскольку приключенческий экшен создавался до полномасштабного вторжения и опыта съемки во время войны у него нет.
«Думаю, я по ошибке сижу на этом месте. Я не знаю, как снимать фильмы во время войны. Здесь должны сидеть Владимир Яценко, Сергей Михальчук, Юрий Грузинов – люди, которые действительно снимают во время войны», – отрезал режиссер.
Кажется, Денису Тарасову, за этот период снявшему игровой сериал и завершившему постпродакшен полного метра, было что сказать
Аркадий Непиталюк, который прошлой осенью снимал игровой фильм «Уроки толерантності», напомнил, что проект был одним из победителей последнего (из состоявшихся) конкурса Госкино. Впрочем, когда они с продюсером Сергеем Лавренюком поняли, что государственного финансирования не будет, решили снять кино за свой счет, для чего в сценарий были внесены значительные изменения. События теперь происходили преимущественно в квартире главных героев, а все съемки должны были уложиться в десять дней (но один в итоге пришлось отменить из-за массированного ракетного обстрела). В результате команда получила бесценный опыт съемок кино за очень маленькие деньги. «По сравнению с бюджетом, с которым мы шли на конкурс Госкино, смета уменьшилась минимум в пять раз. По-моему, получился фильм такого формата, который сейчас можно делать: в сложных жизненных обстоятельствах возможно делать именно камерное кино», – признался Непиталюк.
По словам режиссера, даже за минимальные бюджеты, ранее тратившиеся на одну картину, теперь можно снимать 4–5 фильмов. Аркадий Непиталюк также упомянул опыт румынского кино новой волны, когда снималось много лент с маленькими бюджетами в короткие сроки. И затем эти фильмы получали награды на международных фестивалях.
Кстати, премьера «Уроків толерантності» планируется на 14 февраля 2024 года
Тезис Непиталюка о том, что украинскому кино стоит ориентироваться на румынскую новую волну, снимать малобюджетно и камерно, поддержал Дмитрий Сухолыткий-Собчук. Режиссер «Памфіра» отметил, что даже сейчас Румынский киноинститут выделяет на проекты творцов с наиболее громкими именами только 80–120 тыс. евро, а остальное – дотации от международных фондов.
Дмитрий напомнил, что съемки «Памфіра» состоялись до полномасштабного вторжения, а постпродакшен делали во время боевых действий под Киевом
«В фильме Марыси Никитюк «Я, Ніна» есть сцена, где главная героиня не хочет смотреть на свою отрезанную руку. Раньше в нашей системе координат государственная поддержка была ключевым фактором, но сейчас нам нужно посмотреть и понять: ее там не будет. Но это не значит, что у нас нет других вариантов», – отметил режиссер ленты «Памфір». И рассказал, что сейчас работает над двумя полнометражными документальными фильмами о том, как война изменила нашу реальность. А также начинает помогать украинским режиссерам создавать свое кино: сценарная платформа Terrarium вместе с зарубежными партнерами положила начало программе малобюджетного кино, бюджет которого не превышает 200–300 тыс. евро. В первый отбор прошли Екатерина Горностай, Татьяна Симон, Станислав Битюцкий и Алина Маточкина.
Марина Врода, чей фильм «Степне» получил награду за лучшую режиссуру на кинофестивале в Локарно, добавила только, что согласна с моделью румынской новой волны. По ее мнению, сейчас важно как можно большему числу голосов дать проявить себя в кино. И даже если бюджеты на ленты будут меньше, пусть больше людей расскажут свои истории и состоится больше дебютов.
Премьеру ленты «Степне» стоит ожидать в апреле или осенью 2024 года
Следующей была панельная дискуссия «Киноиндустрия во время войны», которую открыла продюсер FILM.UA Group Анна Елисеева, продемонстрировав ролик с проектами группы, производство которых началось после 24 февраля 2022 года, а также украинскими фильмами, что выйдут в прокат благодаря FILM.UA Distribution.
Среди них – несколько копродукций с международными партнерами. В частности, продюсер упомянула фильм «Дві сестри», снятый польским режиссером Лукашем Карвовским в Украине в прошлом году. Соавтором и креативным продюсером с нашей стороны была Анастасия Лодкина, исполнительным продюсером – Сергей Демидов (подробности о работе над лентой можно найти здесь). «Собственно, это было кейсом, о котором говорили режиссеры [на предыдущей панели], – нужно учиться снимать дешево и быстро, – резюмировала Анна, – искать копродюсеров или частные средства, чтобы доносить наши истории миру, не дожидаясь, пока финансовая ситуация изменится». Также Анна отметила положительный тренд: украинский зритель начал искать и потреблять больше украинского контента, что вдохновляет производителей работать еще интенсивнее. В качестве примера такой синергии аудитории и создателей – рост доли национального кино до 27% от общего бокс-офиса в украинских кинотеатрах, что было зафиксировано в мае 2023-го.
Елисеева акцентировала, что искать копродюсеров важно, но полностью исключать государство из финансирования кино тоже нельзя
Следующим свои текущие проекты представил генеральный продюсер Sota Cinema Group Олег Кохан. Один из них – художественная антология «Війна очима тварин»: 10 реальных историй, превратившихся в новеллы. 3,5 новеллы уже сняты (режиссеры – Юлия Шашкова, Максим Тузов, Алексей Мамедов). Заключительную историю снимет Мирослав Слабошпицкий, а главную роль исполнит Шон Пенн.
«Війна очима тварин» должна быть завершена весной 2024 года
Документальный фильм «Артист» рассказывает о театральном актере Александре Печерице, который должен был 25 февраля поехать на гастроли, а уехал на войну. В данный момент лента монтируется, дата выхода неизвестна
Документальный фильм «Вівтар» об украинском художнике Александре Животкове должен снять Роман Балаян. Лента находится на подготовительном этапе
Олег Кохан отметил, что основная работа у режиссеров начнется после окончания действий военных. Он предложил уже сейчас думать о создании инициативы «Кинорамштайн», или «Культурный Рамштайн», когда международные культурные институции помогают украинцам финансировать создание своего кино. Иначе есть риск, что россияне будут рассказывать на английском языке иностранцам о Буче, а этого допустить нельзя.
Продюсер считает, что в будущем вторым после военного бюджета в Украине должен быть бюджет на кино
Далее слово взял генеральный директор КМКФ «Молодість» Андрей Халпахчи, говоривший о больших международных фестивалях как важном элементе продвижения украинских фильмов: сегодня все фестивали интересуются украинским кино, и этим нужно пользоваться. Также Халпахчи вспомнил о днях украинского кино, которые постоянно проводятся в разных странах: к сожалению, порой они проходят в совсем маленьких кинотеатрах, без рекламы, а потому не очень заметны. Это, по мнению Андрея Яковлевича, нужно менять.
Андрей Халпахчи анонсировал продение очередного КМКФ «Молодість» с 21 по 29 октября
Директор сети кинотеатров «Планета Кіно» Наталия Байдан поделилась болями своей отрасли. Украинские кинотеатры работают в тяжелых условиях: например, в Харькове проходит только 30% показов кино из-за воздушных тревог. Впрочем, несмотря на все сложности, зритель продолжает идти на украинский контент. По словам Наталии, полнометражная анимация «Мавка. Лісова пісня» просто спасла кинотеатры в начале этого года. Также хорошо себя показали национальные ленты «Щедрик», «Памфір», «Люксембург-Люксембург» и «Довбуш», а прямо сейчас поражает результат документального фильма «20 днів у Маріуполі» (только за четыре дня он собрал более 531 тыс. грн. – МН).
«Единственное, о чем хочу попросить, – и каждый раз это делаю, – обратилась Байдан к продакшенам, – когда начинаете работу над фильмом, пожалуйста, запускайте и промокампанию. Люди должны знать, что происходит: фильм в работе, он будет выходить. Если вы хотите, чтобы украинский зритель узнал о вас, это важно делать заранее».
После кинотеатров слово перешло к представителям телеканалов. Глава департамента управления контентом 1+1 media Иван Букреев отметил, что каналы сейчас сосредоточены на том, чтобы ограниченным ресурсом возобновить производство сериалов и программ. В частности, вскоре «1+1» представит документальный фильм Алана Бадоева «Довга доба».
В то же время, по словам Букреева, каналы пытаются поддерживать кинопрокат промотированием. На это Андрей Халпахчи предложил возобновить создание информационных программ о кино, ранее существовавших на многих телеканалах – Букреев ответил, что «Плюсы» всегда открыты к предложениям и сотрудничеству.
«От вещателя могу сказать, что мы всегда поддерживаем украинское кино – даже «Мавку», которая пошла на «1+1», весь наш холдинг поддержал», – добавила исполнительный директор ICTV и руководитель Starlight Doc Анастасия Штейнгауз. «Марафон «Єдині новини» точно не откажет создателям в возможности рассказать о том, чем они сейчас занимаются. Но пока продюсеры не дают материалов со съемочных площадок, пока вы не приглашаете журналистов на съемочные площадки, нам очень трудно вас поддерживать», – отметила Анастасия. Подписываюсь под каждым словом.
По словам Анастасии Штейнгауз, сегодня национальное документальное кино украинцы смотрят почти так же активно, как популярные мелодрамы
О важности продвижения украинского кино на ранних этапах производства высказался и маркетинг-директор Sweet.TV Юрий Паровознюк: «Сейчас зрители заинтересованы в том, чтобы смотреть украинское. Впрочем, украинцы хотят смотреть украинское кино, если знают, что это кино выходит, что оно существует. Мы начали активнее продвигать у себя на платформе украинское. Но это работает, когда все вместе прилагают к этому усилия».
Юрий Паровознюк утверждает, что порой маркетинговые кампании фильмов запускаются слишком поздно
Маркетинг-директор MEGOGO Валерия Толочина рассказала уже известную историю, что в 2022-м фильмом года на платформе стал «Снайпер. Білий Ворон» – украинская лента возглавила рейтинг впервые за 12 лет работы ОТТ-сервиса. Фильм стал мощным драйвером для многих украинских картин, которые люди посмотрели по рекомендации алгоритмов. В первом квартале 2023 года расширенная версия «Снайпера» снова вошла в топ-10 по просмотрам, поскольку режиссерские версии лент очень популярны на стримингах. Кстати, MEGOGO уже говорил с Олесем Саниным о режиссерской версии «Довбуша», поэтому есть надежда все же увидеть версию на 2 часа 40 минут.
Кроме того, в 2022 году MEGOGO выпустил свой первый originals (если говорить не об аудио и блогах) – документальный цикл «Воїни», рассказывающий о гражданских, ушедших на передовую. «Мы сделали дубляж на польском языке, и его прекрасно смотрят поляки. Это ответ на мощную пропаганду врага, изображающую украинцев как извергов. Мы не Netflix, но даже мы взяли камеру в руки, поскольку нельзя допустить, чтобы враг переписал историю», – резюмировала Толочина.
И без того насыщенную дискуссию подогрел вопрос Елены Голубевой о борьбе с российскими нарративами и российскими лентами на международном поле. В ответ Андрей Халпахчи привел пример Польши: Польский киноинститут издал приказ, что ни один кинофестиваль не получит государственного финансирования, если покажет российский фильм. В целом же российская пропаганда, к сожалению, продолжает влиять на людей в Европе: Халпахчи вспомнил разговор с сыном Франко Дзефирелли в начале этого года – тот пытался доказать, что в войне, которую развязала россия, виноваты американцы. Так что работа киносоздателей, подчеркнул Андрей Яковлевич, до сих пор заключается еще и в донесении украинских месседжей по всему миру.
В конце Халпахчи приоткрыл секрет, что слышал, будто на следующий год в украинском бюджете должно быть заложено определенное финансирование на производство фильмов. Предлагаю всем вместе изо всех сил скрестить пальцы, чтобы этот прогноз стал реальностью.