Многие из вас наверняка только и ждут момента, когда календарь на 2020-й можно будет сорвать со стены и отправить на свалку - вместе с трудностями, которые он принес. Это желание трудно осуждать: год действительно выдался непростым и регулярно подкидывал такие вызовы, что даже самым отважным и стойким порой становилось не по себе. Впрочем, в 2020-м случалось и хорошее, а главное - за почти минувшие 366 дней мы с вами набрались такого количества опыта, что его хватит на несколько лет вперед.
Стремясь извлечь из уходящего года всю возможную пользу, я по старой доброй традиции резюмирую важные события в короткие, но емкие мудрости и уроки. Ведь порой танцы на граблях - это не только не стыдно, а и поучительно. Главное - сделать правильные выводы.
Начну, пожалуй, с самого очевидного: чтобы добиться наилучшего результата, нужно уметь проявлять терпение.
Лучшей иллюстрацией этой нехитрой, но важной мудрости стало беспрецедентное количество отложенных и перенесенных премьер, съемок, конференций и прочих многолюдных мероприятий, которые в условиях пандемии оказались неуместны. Хуже всего пришлось тем, чьи активности планировались на начало года: в наши широты коронавирус добрался в марте, а глобальная киноиндустрия уже к его началу недосчиталась $5 млрд. Тогда самым пострадавшим регионом был Китай, и местные компании стали первопроходцами в разработке антиковидных мер и тренировке поистине буддистского терпения, которые затем перенял остальной мир.
И если еще в феврале украинцам казалось, что уж нас-то коронавирус ни к чему такому не принудит, то уже в середине марта, когда правительство объявило первый локдаун, стало очевидно: многочисленных украинских премьер придется подождать (особенно обидно за «Толоку» и «Пульс», чьи создатели пострадали первыми), крупных кинофестивалей в обозримом будущем не будет, и даже у телезрителей случится немало разочарований в виде перенесенных прямых эфиров больших шоу и отмены глобальных спортивных событий.
Но худа без добра не бывает: к примеру, благодаря пандемии и терпению команды финал «Голоса» получился по-настоящему грандиозным, кинотеатры проявили чудеса маркетинг-находчивости, а еще все без исключения жители планеты получили бесплатный премиум-доступ на Pornhub. Это ли не счастье?
Следующий урок, который, как показала практика, просто необходим для запоминания, состоит в том, что пережить сложные времена можно только сообща.
Фото - Chesnot/Getty Image
В этом году значимость взаимоподдержки поднялась на новый уровень. Помните, как правительство впервые задумалось об урезании бюджета на культуру, а отрасль ответила на это дружным бунтом? К нему тогда присоединились как государственные учреждения вроде УКФ и Центра Довженко, так и профессиональные объединения, позднее вопросу посвятили целую онлайн-конференцию с участием руководителей различных культурных институций. И хотя избежать секвестра бюджета по понятным причинам не вышло, кое-каких успехов объединенной индустрии все же удалось добиться: финансирование урезали, но не так сильно, как планировалось изначально.
Испытать на себе силу единства довелось также Центру Довженко и лично Ивану Козленко. Когда стало известно, что учреждение находится на грани закрытия из-за отсутствия госфинансирования, киносообщество снова сплотилось, да так, что к нему примкнул даже Александр Ткаченко (уже в должности министра). Надо ли говорить, что эта драма закончилась хеппи-эндом.
В предыдущих двух случаях мудрость сыграла по принципу Майдана, когда гуртом и батьку легче одолеть, но украинский медиарынок пополнил копилку кармически правильных кейсов и вполне мирными коллаборациями. Когда школы закрылись на карантин, совместными усилиями чуть ли не всех телевизонщиков страны родился проект «Всеукраинская школа онлайн», а позже отечественные онлайн-сервисы проявили небывалую солидарность в его трансляции. Для одного из последних - MEGOGO - сотрудничество с госорганами не закончилось, благодаря чему платформа разжилась сериалами о цифровой грамотности. В FILM.UA Group, похоже, урок о взаимоподдержке выучили еще раньше, поэтому как только грянул карантин, выкатили сразу две красивые инициативы - для брендов и кинотеатров.
Надежным партнером для нашей медиаиндустрии выступили различные грантодатели. Благодаря государственному УКФ, который в начале года пересмотрел грантовые программы в пользу онлайн-событий, а затем открыл новое антикризисное направление, даже в этом году мы не остались без «Молодости», ОМКФ, KMW и многих других событий, а коллаборация USAID c компанией Media Resources Management сделала возможными сразу два сезона конкурса социально значимого контента PITCH UA - второй закончился в мае, третий начался совсем недавно и продлится в следующем году.
Третий урок уходящего года состоит в том, что не нужно пасовать перед трудностями - их стоит воспринимать как повод проявить смелость и смекалку.
Не знаю, как вы, а я в 2020-м еще раз убедилась, что чем сложнее времена, тем круче герои, которых они рождают. За примерами далеко ходить не придется - многих украинских медиагероев нового времени коллеги из MBR собрали в спецпроекте «Снять корону». Здесь вам и опыт запуска кинотеатра под открытым небом, пока традиционные залы оставались закрытыми, и перенос в онлайн церемонии вручения премии «Золота Дзиґа», и рассказы руководителей украинских кинофестивалей (Docudays UA, «Молодость», «Чилдрен кинофест», ОМКФ) о том, каково это - уходить из офлайна в онлайн, и даже рассказ продюсера «Орла и Решки» о карантинном вдохновении на новый сезон проекта.
Смелость проявлялась и на глобальном уровне: думаете, студии Warner Bros. легко было решиться на эксперимент с одновременными премьерами и в кинотеатрах, и в онлайне? А выпустить в широкий прокат «Тенет», пока остальные мейджоры берегли блокбастеры до конца пандемии? И если первая инициатива вызвала неоднозначную реакцию, то вторая аукнулась даже у нас - Дмитрий Деркач как-то признался, что именно средства от проката «Тенета» помогли «Планете Кино» пережить самые трудные времена.
Думаете, кризис - не время для открытия новых горизонтов? Как раз наоборот: именно те, кто не сидел сложа руки и стремился вспахивать незнакомые ранее поля, подарили нам следующую мудрость уходящего года.
Для начала я снова вспомню о стримингах. Кто-то скажет - но ведь онлайн-платформы развивались и раньше, при чем здесь 2020-й? И да, и нет: например, лишь в этом году студии Disney удалось наконец рассмотреть истинный потенциал потоковых сервисов и определить Disney Plus своим главным приоритетом. Да чего уж там, даже украинские онлайн-площадки в уходящем году только выиграли: MEGOGO рассказала об этом в оригинальном формате онлайн-пресс-завтрака, а «Киевстар ТВ» - в виде пресс-релиза о том, что ее абонентская база выросла почти вдвое.
Отечественные производители тоже поняли мощь онлайна и начали осваивать веб-просторы: сериал «Первые ласточки» от «Нового канала» стал, уж простите за тавтологию, одной из первых кроссмедийных ласточек, «Секс, Iнста i ЗНО» от «Плюсов» - первым полноценным исключительно интернет-продуктом группы. А вот медиасервис MEGOGO, напротив, наконец перестал быть только лишь проводником контента, занявшись его производством. И хотя пока речь идет об одном сериале «Ангелы», над которым площадка работала вместе с каналом «2+2», в компании обещают, что в ближайшем будущем нас ждет еще ряд подобных проектов. Продолжая тему первопроходцев в сериальном направлении, не могу не вспомнить сразу два проекта СТБ: «Спіймати Кайдаша» - как пример того, что бывает, если вещатель доверяет производство талантливому шоураннеру (конкретно в этом случает - Наталье Ворожбит), и «І будуть люди» (производство FILM.UA) - как железный аргумент в споре, нужен ли украинцам исторический контент об украинцах. Если цифры последнего в телеэфире оставляли желать лучшего, то отклик диджитал-аудитории оказался феноменальным (только первая серия на YouTube собрала более 1,3 млн просмотров). Теперь дело за малым - подхватить и продолжить.
Тяга к знаниям на медийном рынке приветствовалась всегда, но 2020-й вывел ее на новый уровень. Отсюда и следующий урок: в любой непонятной ситуации занимайтесь саморазвитием.
Значительную часть уходящего года мы провели в изоляции, но, к счастью, интернет не давал нам заскучать. И многие решили потратить освободившееся время на образование. Тем более, что выбор был (и остается!) по-настоящему богатым: от традиционных медиашкол до специальных курсов, на которых рассказывают о чем угодно (от общих законов работы медиа до того, как получать гранты). К слову, многие проекты в этом году функционировали совершенно бесплатно, так что не воспользоваться предложением, оставаясь дома, было бы настоящим преступлением. А мы с вами ведь не преступники?
Порой уроки можно извлекать даже из некрасивых скандалов, и следующая мудрость года говорит именно об этом: если уж ссора случилась, делайте так, чтобы от нее была польза.
Вот, скажем, поругались каналы «Украина» и «1+1» из-за шоу «Маскарад», да так, что история прогремела на международном уровне - в ней поучаствовал не только дистрибутор Fremantle, но и Ассоциация признания и защиты форматов FRAPA. В течение нескольких месяцев общими усилиями они пытались доказать «Плюсам», что те действуют не совсем этично, но своего так и не добились: в 1+1 media до последнего стояли на своем, утверждая, что 73% схожести «Маскарада» с «Маской» - еще не плагиат, и претензии к ним не обоснованы, а попахивают обычной конкуренцией. Однако когда пыль немного улеглась, «Плюсы» все же свернули на праведный путь и… вступили во FRAPA. Конечно, каналу «Украина» вряд ли стало легче, но, возможно, в будущем этот факт поможет вещателю, который любит посматривать на чужое, держать себя в руках. А так, глядишь, и отечественный медиарынок станет комфортнее.
Если бы следующий скандал - вокруг правил конкурсных отборов Госкино - не возник стихийно, его определенно стоило бы придумать. Много лет отдельные представители украинского киносообщества спорили, по каким критериям нужно раздавать государственные деньги, каждый питчинг вызывал недоумение, почему господдержку получили те или иные проекты, но дальше разговоров и гневных постов в соцсетях дело не шло. А после объявления результатов Четырнадцатого конкурса все резко изменилось: дискуссия наконец перестала быть просто дискуссией, новые правила начали разрабатывать вполне официально, и к этому могли подключиться все заинтересованные. Разумеется, далеко не факт, что результат с первого же раза удовлетворит всех, но лиха беда начало - процесс стартовал и его не остановить.
Также не могу не вспомнить показательную историю о том, как Виктор Медведчук пытался запретить книгу Вахтанга Кипиани о Василии Стусе. Уж не знаю, на что рассчитывал супруг Оксаны Марченко, но в выигрыше в итоге остался не только Кипиани, чью книгу тут же размели с прилавков (а позже издательство Vivat и магазин АБУК выпустили ее в аудиоформате в озвучке Ахтема Сеитаблаева), но и фильм «Заборонений». Почувствовав актуальность темы, телеканал «1+1» тут же купил права на его телепремьеру, хотя в момент релиза лентой никто особо не заинтересовался.
Последний, однако не по значимости, урок года прост, но крайне актуален: чем больше и усерднее вы работаете, тем лучше будет результат.
Не верите мне - спросите у компании FILM.UA Distribution, которая в этот сложный год, кажется, только тем и занималась, что заключала международные сделки. Сразу три телепроекта («Нюхач», «Крепостная» и «I будуть люди») отправились покорять Южную Корею (еще Эстонию, Италию и обе Америки), а полнометражные фильмы «Захар Беркут», «Пульс», «Черкаси» и «Фокстер & Макс» захватывают мир без остановок. Или вспомните об успехах «Медиа Группы Украина», что в этом году наконец вышла на международный рынок, сначала пополнив своими проектами (документалкой «Лазурная пыль» и сериалом «Кто ты?») медиатеку сервиса Amazon Prime Video, а затем продав ряд тайтлов в страны Западной Европы. А уж история проекта Double Room, который создавался для отечественного рынка, но наших вещателей не заинтересовал, зато привлек Amazon, и вовсе должна быть выбита на скрижалях с припиской, что никогда не стоит отчаиваться. Если пропустили - обязательно почитайте интервью с продюсером проекта Катериной Щукиной.
Безусловным успехом для украинской медиаиндустрии стало внедрение механизма рибейтов. Причем как только он заработал, сразу же появились желающие им воспользоваться - речь, разумеется, о проекте Netflix «Последний наемник». Не меньше радости принесло долгожданное вступление Украины в «Евримаж» - соответствующий закон приняли еще на исходе 2019-го, а практическую пользу от этого киноотрасль почувствовала уже в 2020-м. Также год принес радость тем, кто любит смотреть фильмы и сериалы в украинском дубляже: сразу две наши студии - «Так Треба Продакшн» и Postmodern Postproduction, входящие в холдинг FILM.UA Group, - попали в партнерскую программу Netflix Post Partner Program. И все это - благодаря долгому и упорному труду.
Большими трудягами показала себя команда ICTV: впервые за много сезонов вещатель стал лидером смотрения, оставив позади и «Украину», и «Плюсы». Немного о том, что для этого делалось, глава канала Анастасия Штейнгауз рассказывала в конце 2019-го, а в этом году меня очень порадовало то, что результат не только достигнут, но и удержан.
Теперь, когда уходящий год разложен на уроки и мудрости, нам с вами лишь остается не забывать применять их на практике. И тогда в следующем году побед будет еще больше!