20 июля на платформе Amazon Prime Video стартовал проект Double Room, создававшийся для отечественного рынка, но не попавший в сетку ни одного из украинских каналов - зато ставший первым украинским телешоу на Amazon. Почему так произошло, как снимали Double Room (оригинальное название - «Номер на двох») и как продали на Amazon, мы поговорили с продюсером проекта Катериной Щукиной.
Для начала немного о Катерине и о самом шоу, которое у нас на данный момент недоступно (пока выходит на территории США и Великобритании, другие страны добавятся со временем).
Щукина проработала на украинском ТВ больше 15 лет, создавая проекты для М1, «Нового канала», «1+1» и «СТБ». В частности, она продюсировала «Спасите нашу семью», работала в «Танцах со звездами» и на «Фабрике звезд».
Double Room - это тревел-шоу, построенное на путешествиях Катерины и ее мужа, известного полденсера, обладателя многих наград Александра Щукина (например, его можно было видеть в «Україна має талант - 7»). Вместе они посетили 13 стран, в каждой выбрав по одному городу и близлежащему курорту, 18 локаций на выпуск. Суть проекта - найти самое романтическое место на Земле. Ведущие проводят путешествие как можно разнообразнее, но при этом стараются не потратить все деньги мира. В конце каждого эпизода подводят итог по пяти критериям: цена на двоих, отели, еда, развлечения и романтика.
- Катерина, как возникла идея шоу?
- У меня был рак, и я лечилась в Испании. А когда вылечилась - вернулась в Украину, но поняла, что буду уходить с телевидения. Владимир Владимирович Бородянский сделал мне подарок, полностью оплатив лечение. И вот я вышла с СТБ, так сказать, с деньгами, однако без цели. Потому для начала решила заняться карьерой мужа. Мы полетели в Австралию, где он выиграл Чемпионат мира. Затем - чемпионат в Англии, в Сингапуре. Я отошла от ТВ, но вы же понимаете, это как наркомания, оно оставалось в крови.
Мы переехали в Испанию и, посмотрев украинское телевидение со стороны, я поняла: мне есть, что предложить на родине, особенно для молодежной аудитории. Тогда мы начали работать над этими тревелами.
- В фейсбуке вы писали, что предлагали проект многим украинским каналам, но все отказывали. К кому стучались, если не секрет?
- Конкретно этот тревел мы делали для «Нового канала», у нас даже есть пилот на украинском языке (другим вещателям нравилось качество, однако все говорили «чуть не та аудитория»). «Новый канал» так и не сказал «нет», но и не сказал «да». С апреля 2020-го мы ждали решения, и тут к нам обратился Amazon (смеется). Спросил, не хотим ли продать проект.
- Как они на вас вышли? Обычно же происходит наоборот.
- Наш случай уникальный. Благодаря популярности в соцсетях, благодаря тому, что мы регулярно, с самого начала все документировали, выставляли красивые блоги - нам написали и попросили посмотреть, какие проекты есть в работе.
- А проектов, получается, несколько?
- Да. У нас есть продакшен - Nu_Production.
- Он существовал, когда начали снимать шоу Double Room?
- Да. Свой продакшен мы создали году в 2014-м. Муж много ездил, и так было удобнее получать и обрабатывать оплаты его выступлений и мастер-классов. Ведь официально, не шарашкина контора. Со временем начали заниматься фестивалями, организовывать свои ивенты, быть соорганизаторами. Затем подключилась реклама, digital-проекты. Так и появился продакшен в полном понимании слова.
Поэтому проект Double Room - один из нескольких. Мы делаем «глянец»: в Украине, например, долго сотрудничали с изданием ELLE, делали небольшие тревел-гайды. Создавали фешен-проекты для французского и английского брендов белья, сотрудничали с французским Playboy.
- То есть в Amazon интересовались не конкретно Double Room, а просто знали, что вы делаете много всего?
- Верно, у меня ведь есть еще один проект, с которым я обошла все украинские каналы. Ну, кроме «Интера», так как это вообще мимо. Я каждый раз возвращаюсь в Украину, потому что хочу продать именно сюда. Очень хочется снять проект Love & the City - о сексе и сексуальности. Мы с мужем исследуем отношения, любовь и секс в разных странах. У нас снят пилот о Париже: несколько одиноких героев и супружеских пар рассказывают об опыте знакомств и свиданий, отношений до брака и в замужестве. Среди тех, кого опрашивали, были и очень привлекательные, но одинокие, танцовщицы варьете Crazy Horse, у которых ну вот никак не выходит с отношениями. Или производители нижнего белья, рассказывающие, кто, что и почему выбирает. Был фотограф Playboy и Vogue - он объяснял, что сексуально для читателей, а что нет. Последние тренды. Это не какая-то пошлость.
Так вот, проект о сексе не подошел, потому что у нас только пилот, шоу не было снято целиком. А Double Room им прекрасно зашел. Буквально через двое суток общения нам написал принимающий редактор Amazon, и дело пошло.
- Проект о сексе чем-то отдаленно напомнил «Вокруг М» с Лесей Никитюк. Сам момент об отношениях за рубежом…
- Мне об этом кто-то говорил, но там все-таки о другом и по-другому. Это иной жанр. У нас развлекательная документалистика в стиле BBC 4, Netflix.
- Вернемся к Double Room. Как вы его снимали?
- Очень специфически. Муж - известный танцор, и ездили мы за счет его мастер-классов и выступлений, параллельно снимая проект. Вот отправляешься в Австралию, 23 часа перелетов, через четыре часа после приземления выступаешь как больной, не понимая, где потолок, где пол. И как на следующий день заставить себя проснуться и пойти посмотреть на коал? Правильно, придумать съемку для высших целей. А цель у нас - мечта - продать проект на украинское телевидение.
- Получается, снимали полностью на свои деньги?
- Да, денег со стороны не привлекали.
- Крючок на второй сезон есть?
- Да, мы с Amazon об этом говорили, и они были за. Но проблема в COVID-19. В работе с западными компаниями очень много контрактов и обязательств. Я не знаю, насколько реально брать на себя обязательства по съемкам сейчас: все меняется буквально за сутки, за считанные часы. А одно из первых условий продажи на Amazon - именно легальные съемки. Все должно быть по рабочим визам. И нам очень повезло, потому что у нас так и было.
Самой длительной проблемой в переговорах с Amazon была техническая проверка материала. Должны быть все права. Никакой «левой» музыки, предоставьте договор о покупке библиотеки аудиоматериалов. У нас был контракт с композитором.
- Проверяют все?
- Да, покадрово отсматривают весь материал - твой контент или не твой. Сразу спросили, были ли у нас разрешения на съемки дроном. Не просили предоставить, однако вопрос задали. Я знаю, что некоторые тревел-шоу, если в кадре чего-то не хватает, тихонько берут из YouTube, вырезают, флипают (зеркально отражают) видео, чтобы вставить к себе. На Amazon такое не пройдет.
В общем, о втором сезоне пока не думаем. Но, по секрету, предложили Amazon некие обучающие видео - это же своего рода тренд. Они покупают много отснятых тренировок: например, курсы йоги или приготовления еды. Не Гордон Рамзи, а как у Юлии Высоцкой. Такой себе хорошо снятый YouTube-формат видео. Пока хотим в таком русле поработать.
Главное в сотрудничестве с Amazon - начать. «Если с тобой уже работают, то хотят взять максимально, что можно», - говорит Катерина
- Double Room может стать форматом? Уже кто-то интересовался?
- Пока нет. Все еще тешу себя надеждой, что «Новый канал» пересмотрит свое решение. Продажа на Amazon полностью окупила проект, и я готова отдать его просто за смешные деньги. Хочется доказать, что украинский зритель - не такой глупый, каким его пытаются представить. Что он готов к более глубоким шоу.
У нас же как: кто-то прыгнул с парашютом! Давайте снимем! И что? Что здесь такого необычного? Да у нас украинцы - экстремалы! Сталкеры вон в Чернобыле… Но нет, давайте будем брать в шоу ведущих, которые плачут, ведут себя как девочки. Ради чего? Посмеяться над ними? Ну, один раз посмеялись. Но двадцать первый?!.
Я понимаю, что украинские каналы, может, и не рассматривали бы нас - мы им неизвестны. Однако сейчас, в сложившихся условиях никто не рискнет снимать тревелы, куда-то ездить. Я из Европы вам говорю - это только начало! Осенью будет очень плохо. Ехать снимать будет крайне сложно: изоляция, штраф, арест. Может быть все, что угодно... Даже сейчас масочный режим строго контролируется полицией, волонтерами. Во время карантина мы снимали во Франции для Бадоевой - не успела Жанна снять маску на улице, тут же подходит полиция. И постоянно: «Ваше разрешение!» Очень жесткий контроль, а где его еще нет - будет. Все к тому идет. Мир изменился. Украинским продакшенам это надо понимать.
- В каких странах снимали Double Room? Куда ездили, пока можно было?
- 13 эпизодов, в связке город плюс курорт (примечательное место туризма): Мексика и Ривьера Майя, Милан - Комо, Неаполь - Капри, Лондон - Дублин, Эдинбург - остров Мэн, Сидней - Новая Каледония, Мельбурн - Остров Филиппа, Барселона - Коста-Брава, Мадрид - Страна Басков, Париж - Монблан, Тель-Авив - Мертвое море, Бангкок - Пхукет и что-то еще, забылось (смеется).
- А каков хронометраж?
- От 42 до 48 минут. Плюс внутри есть маленькие скетчи. Например, в Мексике - пародия на мексиканский сериал.
- Скетчи, привязанные к месту действия?
- Да. Они там же снимались и в основном не смонтированы, а вставлены отдельно. Юмор невысокоинтеллектуальный. Обычный, понятный каждому.
- Какой средний бюджет одного эпизода? Очевидно, выручало то, что вы не тратились отдельно на перелеты, а снимали параллельно с рабочими поездками…
- Снимай я сейчас второй сезон, фактическая стоимость составила бы $8 тыс. за эпизод. Это легко считается и удешевляется, если убирать страны вроде Австралии (примерно плюс $6 тыс. за эпизод сразу). К примеру, дронщика мы чаще всего берем по месту, потому что не хотим заморачиваться с дронами, брать разрешения. Гораздо дешевле нанять на день: дронщик прекрасно все знает, видит и отдает материал. И у него есть все-все разрешения на свете. Ведь это кошмар, если дрон конфискуют, как иногда бывает в Арабских Эмиратах.
Все отлично отбилось: нас привезли организаторы мастер-классов, в отелях - по блогерскому бартеру, были спонсорские ролики. То есть по факту отдохнули в пятизвездочных гостиницах, не заплатив почти ни копейки. А где-то в отеле был заказ что-то доснять - мы еще и заработали. Там досняли, тут - и вот Бангкок у нас получился не то что бесплатным, а еще и прибыльным. Где-то за все платили полностью, Испанию снимали за свой счет. Это было недорого и полностью наша инициатива - спонсоров не искали.
Кстати, хорошее решение (не скажу, что это мое изобретение, многие так делают) - взять человека с хорошими соцсетями в качестве ведущего, например. И по бартеру частично отбить затраты. Ведь затратное что? Перелет, гостиница, еда. Если соцсети популярные, можно очень неплохо на этом работать.
- А как договаривались о съемках на месте? Получали разрешения у властей или все решали непосредственно в отеле или ресторане?
- Очень зависит от страны. В Бангкоке, например, разрешение на съемку не нужно и всю информацию можно легко найти в интернете, владея языками. Благодаря популярности мужа нам всегда легко найти местных в помощь. Ведь есть понятие «фиксера-локала» (местного жителя, знающего, как и с кем решить различные вопросы. - MBR), а у нас есть куча желающих, готовых помочь с любым вопросом.
Также у нас есть официальный документ европейского образца, что мы продакшен. Он почти везде работает, без дополнительных разрешений. Но раньше сильно не проверяли, а сейчас проверяют все.
- В Британии и США вас показывает исключительно Amazon. То есть на других территориях можете искать площадки дистрибуции?
- Верно.
- И впоследствии количество стран увеличится?
- Да, будем расширять на все страны. Пока что это титровка (контент с субтитрами. - MBR). Мы с Amazon договорились (а договориться можно по-разному), что США и Великобритания. На сумму сделки это не влияло.
- То есть можно даже в YouTube выложить?
- Да, только мы должны закрыть просмотры для зрителей из США и Англии. Чтобы там был доступ только через Amazon Prime.
Вариантов много. Можно, например, брать «рентал» - об этом у вас рассказывали уже (речь о фильме Ice of Chernobyl Марины Дымшиц. - MBR). Но у нас чуть другое, и выбрасывать на YouTube не хотим.
Условия сделки - коммерческая тайна, поэтому рассказать не могу. Это обсуждается первым делом: сначала спрашивают, легально ли все, и тут же дают подписать договор о неразглашении. К слову, там же есть пункт не делиться контактом редактора - человека, который с тобой работает со стороны Amazon. Потому что для связи с Amazon нужен или агент, или кто-то, кто может привлекать. Я так поняла, они могут дать разрешение, и если ты квалифицированный партнер, то можешь помогать передавать проекты от других продюсеров.
Кроме того, в нашем случае требовалась регистрация офиса в ЕС или США - чтобы проверять налоговые декларации. Мне кажется, для наших это большой камень преткновения.
- А что за графики от Amazon, которые вы упоминали в фейсбуке?
- Графики работ: кто, что, когда и зачем делает, порядок съемок, текст.
- Текст тоже?
- Да. Англия, Италия без правок пошли. А вот по Мексике одна правка была: фразу «Когда мексиканцы съедят всю кукурузу, начинают смотреть сериал» посчитали расистской.
Для работы с крупными онлайн-платформами - по такой схеме, как у нас, - обязательно нужен юрисконсульт по правам и всему остальному, который разбирается, что такое харассмент, знает права женщин, национальных меньшинств и прочее. Включая украинское вечернее шоу, я понимаю: здесь, в Испании или той же Америке, производителя бы уже затаскали по судам. У нас эта должность называется гестер, эдакий юрист и в чем-то бухгалтер. Он отсматривает весь материал с юридической точки зрения.
Когда я поняла, что без этого никак, нашла гестера. Это оказалась девушка, работающая с испанским сериалом La casa de papel («Бумажный дом», куплен Netflix). Получается, что продакшен этого сериала Atresmedia и наш Nu_Production обслуживает одна фирма. Нам повезло, потому что много испанского контента продается в Америку, Северную и Латинскую. НВО вот будет открывать европейский хаб - и тоже в Мадриде.
- Постпродакшен был за вами?
- Все делали мы, кроме графики. Ну и музыку заказывали композитору - так дешевле, чем покупать библиотеку.
- Что посоветуете другим продакшенам, чтобы пробиться на Амазон?
- Главное - понимать, куда направляешься. Нужно ориентироваться в запросах аудитории и платформ дистрибуции, кто в каком контенте нуждается. На Западе не так, как в Украине: например, тревел провалился, ставим повторы или вообще что-то другое. Здесь, если тревел провалился, в большинстве случаев нужен конкретно новый тревел.
Нужна четкая цель и мечта. Светить свой продукт нужно постоянно: как минимум в соцсетях. И самый важный момент - учить английский. Это самый верный вклад. Корявый английский никому не нужен. А если вы даже переводчика не удосужились нанять, то что же вы снимете? Откажутся сразу.
Далее, делать все максимально легально. Любое нарушение, нестыковка - вы за бортом.
Важна тема, конечно. Нужно найти такую, которой можно зацепить. Вот на НВО сейчас необычайно популярен документальный фильм «Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya) Дэвида Франса о преследованиях гомосексуалов в Чечне. Можно ли такое снять в Украине? Нет. Но тем много: того, что в Украине обыденно, а за рубежом - интересно и необычно. Те же ЛГБТ, отношение к женщинам, пластическая хирургия. У нас пока не могут абстрагироваться и показывать секс как секс, геев как геев.
В конце концов, есть просто некие технические требования. Например, в случае с Amazon это съемка на определенные виды техники; всегда отдельные дорожки, чтобы была возможность подставить дорожку на другом языке; качество видео уровня ProRes 422HQ (формат 4K они пока не рассматривают).
Сейчас такое время, что пробиться возможно. Нужно пробовать!