Государственное агентство Украины по вопросам кино отчиталось о работе в первом квартале 2023 года, опубликовав многостраничную презентацию с цифрами, фактами и достижениями. Несмотря на отсутствие государственного финансирования отрасли, Госкино пытается удержать важнейшие рабочие процессы, чтобы обеспечить непрерывность развития украинского кино, так давайте посмотрим, как именно это происходит.
За четыре месяца года было завершено семь проектов, созданных при поддержке Госкино. Пять из них получили национальные релизы:
– полнометражная анимация «Мавка. Лісова пісня» (ООО «Анімаград», доля государственного финансировання – 49 млн 520 тыс. грн, общий бюджет – 187 млн 242 тыс. грн);
– военная драма Ахтема Сеитаблаева «Мирний-21» (ООО «Істмен Філмс», доля Госкино – 22,5 млн из 27 млн 750 тыс. грн бюджета);
– фильм Дмитрия Сухолыткого-Собчука «Памфір» (ООО «Бозонфільм», господдержка составила 21 млн 435 тыс. грн, бюджет – 39 млн 790 тыс. грн);
– военная драма «Бачення метелика» (ООО «Табор», доля госфинансирования – 12 млн грн, бюджет – 25 млн 267 тыс. грн).
Также в списке завершенных проектов – полнометражная игровая копродукция с Болгарией «Край ріки» (ООО «Одеса фільм продакшен», доля государства – 6,9 млн, бюджет – 15 млн 870 тыс. грн), неигровой полнометражный фильм Ольги Семак «Деміург» (ООО «Кінокомпанія Метрополіс», господдержка – 996 тыс. грн, бюджет – 1 млн 338 тыс. грн), короткометражная анимация «Хуха моховинка» (ООО «210 добрих справ», доля Госкино – 2 млн грн, бюджет – 2,5 млн грн).
Договоры об уплате части доходов были подписаны с производителями лент «Люксембург, Люксембург» (ООО «Форфілмз»), «Край ріки», «Мирний-21», «Бачення метелика», а также «Я, Ніна» (ООО «Яніна Соколова Продакшн»), премьера которой состоится на открытии кинофестиваля «Миколайчук Open». Лицензионные договоры – с ООО «Анімарад» («Мавка»), ООО «АТ Філмз» («Донбас», «Зелена кофта», альманах «Україно, Good-Bye!») и «435 Філмс» («Істальгія»). Договор о бесплатной передаче прав Госкино был подписан в отношении ленты «Герой мого часу» (ООО «Креатив Бутік Фільмс»).
Из выданных свидетельств можно узнать много интересного. К примеру, что к эфиру готовится мини-сериал канала «2+2» «Переслідуючи вогонь», съемки которого состоялись в 2021 году, что телепремьера украинско-итальянской копродукции «Коза Ностра: Мама їде» состоится на каналах «Плюсов», что онлайн-кинотеатр провайдера «Воля» оформил права на показ тринадцати украинских полнометражных фильмов (в том числе недавних премьер «Мирний-21», «Щедрик», «Максим Оса», «Я працюю на цвинтарі», «Снайпер: Білий Ворон»), а ГП «Мультимедійна платформа іномовлення України» – на пакет отечественных документалок, а также игровые ленты «Сквот 32» Алексея Лидаговского и «Передчуття» Вячеслава Криштофовича.
Судя по предоставленным данным, в производстве находятся ленты, начиная с Десятого конкурса, но приведенные цифры требуют уточнения. Например, лента «Легенди Чарівнолісся» значится как игровая, хотя проект трансформировался в анимационный, а некоторые несуществующие проекты, как «Анна Київська», договор Госкино с которым не был подписан, а производство, соответственно, не начиналось, – в данных до сих пор существуют. Работа над многими более новыми проектами приостановлена из-за войны и нехватки ресурсов, поэтому их статус «в производстве» пока скорее технический. Ну а будут ли произведены проекты вроде фильма «Бабин Яр» Сергея Лозницы, которому в украинскую киноиндустрию путь заказан, вообще большой вопрос.
В категории «Игровые сериалы» речь идет о победителях Шестнадцатого конкурса: «Наша Галя» (ООО «Фільм Ю Ей Телевіжн»), «Хто живе у темряві» (ООО «Українська кіношкола»), «Заміж за мільйонера» (ООО «Файнл Кат Медіа»), «Кава з кардамоном – 2» (ООО «Солар Медіа Інтертейнмент») и «На високій полонині» (ООО «Іллєнко Фільм Продакшенс»).
Общая сумма грантовой поддержки составляет 3 млн 321 тыс. грн. Претендентов на получение грантов президента соответствующая Экспертная комиссия Госкино выбрала из двенадцати заявок еще в декабре 2022 года.
Больше информации о бокс-офисе этих и других лент можно найти в соответствующих обзорах MBR: за январь, февраль, март и апрель.
Фильмов, о бокс-офисе которых говорилось выше, в списке пока нет. Наиболее новые из представленных – это «Носоріг» Олега Сенцова с суммой 149 тыс. грн (ООО «Край Кінема»), «Клондайк» Марины Эр Горбач – 62 тыс. 881 грн (ООО «Кедр Фільм») и «Сусідка» Натальи Пасеницкой – 285 тыс. 166 грн (F Films).
Напомню, в этом году на киносферу в госбюджете предусмотрено 115,6 млн грн, что даже меньше, чем в 2022-м (после перераспределения средств с культуры на армию Госкино получило 120 млн грн из запланированных изначально 2 млрд грн). Из них 85 млн – на производство фильмов, 27 млн 239 тыс. – на бюджетную программу «Руководство и управление в сфере кинематографии» (то есть работу Госкино).
Отдельная большая часть отчета посвящена достижениям украинской кинематографии на международных площадках. Так, документальная лента Романа Любого «Залізні метелики» и игровой фильм Тони Ноябревой «Ти мене любиш?» принимали участие в конкурсе Берлинале «Панорама», неигровая лента Алисы Коваленко «Ми не згаснемо» – в секции Berlinale Generation, а также была номинирована на Berlinale Documentary Award и Amnesty International Film Award. Кроме того, в отчете Госкино отмечены индустриальные ивенты в рамках Европейского кинорынка, в частности «Третя конференція з копродукції в кіно Канада – Україна».
Конечно, украинские фильмы в течение подотчетного периода принимали участие не только в конкурсах Берлинале. Сразу два фильма были на Sundance (а исполнительница главной роли в картине «Клондайк» Оксана Черкашина была отмечена наградой FIPRESCI на Palm Springs International Film Festival), дебют Филиппа Сотниченко «Ля Палісіада» – в основном конкурсе Роттердамского кинофестиваля (и получил приз FIPRESCI), главном конкурсе goEast Film Festival, одной из конкурсных программ Гетеборгского кинофестиваля и стал лучшим фильмом Вильнюсского международного кинофестиваля Kino Pavasaris. Анимация Дмитрия Лисенбарта «Непотрібні речі» получила награду Prague Film Award в номинации «Лучший анимационный фильм», «Памфір» Дмитрия Сухолыткого-Собчука – в категории «Фильмы из Центральной и Восточной Европы» на Международном кинофестивале в Кливленде, ленту «Бачення метелика» Максима Наконечного признали лучшим полнометражным фильмом конкурсной программы In the Heart of Europe на Beriofest в Братиславе, работа Алисы Коваленко «Ми не згаснемо» была награждена Silver Eye Award как лучший полнометражный документальный фильм Восточной и Центральной Европы на East Silver Market (East Doc Platform), а лично режиссера жюри международного конкурса One World Festival отметило за лучшую режиссуру.
И это не считая многочисленных внеконкурсных показов украинских лент. Кроме того, картина Дарьи Онищенко «Малевич» была представлена на копродукционном форуме When East Meets West в рамках Trieste Film Festival, а фильм «Ти – космос» Павла Острикова принимал участие в секции Frontieres кинорынки Каннского кинофестиваля.
Ну и не забываем, что в этом году украинский фильм (точнее, созданный в копродукции с Украиной) – документальная лента Симона Леренга Вильмонта «Будинок зі скалок» – наконец добрался до шорт-листа «Оскара».
Реализация проекта «Національний тур «Кіно заради перемоги» проходит с августа 2022 года. Только за апрель 2023-го в рамках тура состоялось 52 кинопоказа, в том числе 17 показов фильма «Мирний-21» в военных частях Командования сил логистики Вооруженных сил Украины.
Работа Госкино по налаживанию международного сотрудничества продолжается,
как и аккумулирование средств на специальном счете, созданном агентством для поддержки киноиндустрии. На 24 апреля текущего года удалось собрать более 117 тыс. грн
На самом деле международные достижения анимации «Мавка. Лісова пісня» гораздо масштабнее, а стран, охвативших дистрибуцию ленты, – более 80
Членство Госкино в EFAD помогает держать руку на пульсе конкурсов Европейского фонда солидарности с украинскими фильмами, хотя прямого участия в работе инициативы государственное агентство не принимает
Тем, кто ищет деньги на производство проектов, рекомендовано внимательно мониторить сайт Госкино
Работа по согласованию норм всех законодательных актов в сфере кинематографии не прекращается
В частности, новые акты фиксируют, что Госкино не только реализует, но и формирует государственную политику в области кино – без вынесения на рассмотрение Минкульта, как это было раньше. Кроме того, принятые изменения продлили полномочия членов Совета по господдержке кинематографии на весь период действия военного положения и сократили размер ежемесячной стипендии каждому члену Совета с 35 до 20 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
Помню, как активно, но не всегда системно в течение последнего довоенного года Госкино пыталось контролировать эффективность использования бюджетных средств производителями, так что увидеть, какими будут рекомендации по повышению этой эффективности, особенно в условиях крайне ограниченного финансирования, будет очень интересно.
Ну и ждем хоть каких-то изменений в государственном финансировании отрасли, без которых стратегия по развитию индустрии вряд ли возможна.