Весной прошлого года Французский национальный центр кино CNC (Centre national du cinéma et de l'image animée) и другие члены Европейской киноассоциации EFAD (European Film Agency Directors association) учредили Европейский фонд солидарности с украинскими фильмами (European Solidarity Fund For Ukrainian Films; ESFUF) – инициативу, призванную помочь украинским кинопроизводителям пережить сложные времена, а индустрии – не остановиться при отсутствии государственного финансирования кинопроизводства. На сегодняшний день ESFUF объединяет 16 партнеров из 13 стран.
Вообще о Европейском фонде солидарности с украинскими фильмами, условиях предоставления финансовой помощи и первых победителях его конкурса мы уже подробно рассказывали. Но возможность задать организаторам дополнительные вопросы, чтобы разобраться в нюансах инициативы, появилась только на прошлой неделе: в рамках 20-го Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA сессию Q&A от имени украинских кинопроизводителей провела продюсер Юлия Синькевич, а отвечала на них руководитель ESFUF Манон Дюверже.
По данным гостьи, общий бюджет институции на 2023 год составляет 1,2 млн евро. Производителям одиннадцати украинских лент, победившим в первом конкурсе на финансирование, выделено 523 тыс. евро. Сейчас в организации появилось два новых донора, так что бюджет для второго конкурса будет составлять уже 725 тыс. евро. А теперь – ответы на все важные вопросы о работе инициативы.
Будет ли Европейский фонд солидарности с украинскими фильмами расширяться?
Да. Фонд остается полностью открытым для новых участников. Встречи с потенциальными донорами проходят два раза в год в рамках EFAD, ассоциированным членом которой Украина (в лице Госкино) стала в прошлом году. Фонд ищет новых доноров, чтобы помочь как можно большему числу украинских продюсеров, впрочем, у каждой страны есть собственные правила и ограничения. Поэтому, например, Польский киноинститут не сможет приобщиться к финансированию Фонда. Однако у него есть свои программы помощи украинским киношникам.
Обязательно ли иметь иностранного копродюсера, чтобы подать заявку на финансирование ESFUF?
Именно заявку украинский продюсер может подать и без иностранного копродюсера, но Фонд не сможет заплатить ему напрямую. По правилам сделку нужно заключить с иностранной продакшен-компанией, поэтому на момент получения денег иностранный копродюсер должен быть. Более того: лучше иметь иностранный продакшен уже на момент подачи заявки, поскольку это один из критериев (хотя и не самый главный) при отборе победителей.
В сегодняшних условиях снимать документальное кино нужно очень быстро. Планирует ли Фонд стать более гибким и выделять финансирование для документального кино быстрее?
По мнению организаторов инициативы, должна быть справедливость относительно всех заявителей: все равны. К тому же есть определенные бюрократические процессы, которые невозможно обойти. Все административные процессы занимают месяц-полтора. После определения победителей во втором конкурсе Фонд постарается ускорить процессы согласования и финансирования.
Будет ли выделена отдельная секция для дебютных проектов и режиссеров-дебютантов?
Цель Европейского фонда не заключается в замене украинских институций, ответственных за финансирование кинематографа. Его задача – компенсировать временную нехватку финансирования, поэтому здесь нет ресурсов для развития специального финансирования дебютных фильмов. Но это не значит, что Фонд не поддержит дебютные проекты, такое не указано в критериях. Поэтому дебютные проекты могут подаваться на финансирование вместе со всеми остальными.
Почему украинские эксперты не принимают участия в отборе победителей конкурсов Европейского фонда?
Не назначать украинских экспертов решено из-за возможного конфликта интересов. Но Фонд планирует проведение консультаций с украинскими профессионалами киноиндустрии перед проведением второго конкурса, поскольку замечания, отзывы и конструктивная критика украинцев могли бы улучшить работу ESFUF.
Могут ли украинские продюсеры подаваться на второй конкурс, если не победили в первом?
Да, это даже поощряется. Но обязательно следует отметить, что изменилось в проекте после проведения первого конкурса. Если были учтены замечания членов жюри, у вас есть шанс на получение финансирования.
Если проект получил поддержку Госкино Украины, но только на бумаге, может ли он подаваться на конкурс ESFUF?
Конечно, может. В Фонде понимают, что в Украине сейчас чрезвычайная ситуация. Поэтому, если в будущем кинопродюсеру удастся получить еще и финансирование Госкино, он сможет просто потратить на производство своего кино больше.
Поддерживает ли Фонд финансирование анимационных сериалов?
У сериалов – ни художественных, ни анимационных – нет права на финансирование ESFUF. Здесь аккумулируются деньги только для проектов, которые в будущем выйдут в кинотеатрах. Но это не означает, что Фонд вовсе не финансирует анимацию: в первом конкурсе жюри поддержало один анимационный проект, поскольку тот был выше по уровню по сравнению с другими анимационными проектами, которые подавались. Во втором конкурсе все создаваемые для кинотеатров анимационные проекты могут подаваться на финансирование.
Нужно ли добавлять визуальный материал (например, тизер) для подачи заявки на финансирование проекта?
Тизер не обязателен, поскольку некоторые проекты, подаваемые на финансирование, находятся на ранней стадии развития. Но сама Манон Дюверже советует все же добавлять в заявку тизер, если есть такая возможность: для некоторых членов жюри это может быть убедительным фактором.
Исключает ли сотрудничество с ESFUF в случае победы проекта возможность получить средства от других европейских институций?
Абсолютно нет. Если продюсер хочет, он может подаваться на разные программы финансирования в различные зарубежные институции. Например, во Франции есть Cinema du Monde, в Германии – Фонд мирового кино, в Нидерландах – Нидерландский кинофонд для иностранных режиссеров и т. д.
Как долго Европейский фонд солидарности с украинским кино будет продолжать свою деятельность?
На момент запуска ESFUF планировалось функционирование в течение года. В конце 2023-го состоится большая встреча со всеми партнерами и донорами проекта – тогда и будет решено, продолжать ли деятельность Фонда дальше. Это зависит от многих факторов, в том числе и от ситуации в Украине.
Если режиссер или продюсер получил поддержку в первом конкурсе, может ли он податься на поддержку с другим проектом в другой категории во втором конкурсе?
Да. Еще один допустимый вариант: если продюсер получил грант на разработку и этап разработки уже завершился, можно податься с этим проектом на финансирование для финализации. Продюсер также может подать несколько проектов или просто податься еще раз на конкурс с новым проектом.
Сотрудничает ли Европейский фонд солидарности с Государственным агентством Украины по вопросам кино?
Нет. ESFUF контактирует с Госкино, поскольку агентство является ассоциированным членом EFAD, но оно не участвует во всех встречах. Например, представители Госкино не смогли приехать в Канны, поэтому не участвовали в последнем заседании правления Фонда. Впрочем, фидбэк Госкино очень важен для развития инициативы. ESFUF может также делиться с Госкино результатами отбора или определенной статистикой.
Какое общее впечатление об уровне украинских проектов, поданных на финансирование, сложилось у экспертов?
Члены жюри первого конкурса отметили, что документальные фильмы были выше по уровню, чем художественные ленты. В общей сложности было подано более 50 заявок на финансирование: из них много проектов, интересных по замыслу, но этого, к сожалению, недостаточно для получения гранта. Иногда жюри приходилось делать действительно трудный выбор, и дискуссии на тему, кому все же отдать финансирование, продолжались довольно долго.
Второй конкурс проектов по финансированию от Европейского фонда солидарности с украинскими фильмами начнется в конце июня и завершится в конце сентября.