Одним из сфокусированных на Украине мероприятий, состоявшихся на Европейском кинорынке Берлинского международного кинофестиваля, была презентация возможностей кинопроизводства в нашей стране. Ее организовали по инициативе Национального союза кинематографистов Украины (НСКУ) в партнерстве с Украинским институтом и при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины». Во время ивента представители кинокомпаний 2Brave Productions, Family Production, «Іллєнко Фільм Продакшенс», Группа «Кінотрон», «Вавилонʼ13», United heroes, «Сучасне українське кіно», Toy Cinema, ForeFilms и студии анимации «Червоний собака» рассказали о своих текущих проектах и планах по производству контента на ближайшее будущее.
Группа «Кінотрон»
Начала презентацию Люба Кнорозок, которая представила компанию «Кінотрон» – коллектив кинематографистов, базирующийся в Киеве. «Наши работы часто политические, иногда экспериментальные, в основном это документальное кино, реже игровое», – рассказала продюсер.
В течение последних двух лет группа документирует российские военные преступления в Украине вместе с проектом «Розплата: Свідчить Україна» (The Reckoning Project: Ukraine Testifies). Одна из тем, которую они исследуют, – так называемый ядерный террор: «В прошлом году наш короткометражный документальный фильм «Чорнобиль-22» получил Гран-при в Оберхаузене и некоторые другие награды, – напомнила Кнорозок. – Так что режиссер-документалист Алексей Радынский продолжил свои исследования и сейчас работает над полнометражным документальным фильмом с рабочим названием «Війна в Чорнобилі». Эта лента посвящена оккупации места, где произошла самая страшная в истории ядерная катастрофа – Чернобыльская».
По словам продюсера, оккупация Чернобыля стала самым задокументированным военным преступлением в истории: абсолютно все было записано десятками камер видеонаблюдения внутри станции и записи были сохранены инженерами-атомщиками, которые там работали. Эти записи нигде и никогда раньше не публиковались, и «Кінотрон» получили их от украинских правоохранительных органов, с которыми тесно сотрудничают по этой теме.
Документальный фильм Радынского будет построен таким образом, что зрители будут выступать в роли непосредственных свидетелей тех событий, а звуковым сопровождением будут реальные звуки, которые можно услышать на АЭС. Например, во время работы в оккупации атомщики могли слушать украинское радио – зрители его тоже услышат.
Лента «Війна в Чорнобилі» находится на стадии производства. Девелопмент был покрыт при поддержке The European Union Solidarity Fund (EUSF). Также удалось найти половину производственного бюджета. Работу над фильмом планируют закончить в конце этого года, премьеру – также в конце этого года или в начале следующего. На Берлинале Кнорозок рассчитывала найти средства на постпродакшен и сейлз-агентов.
«Следующий фильм, которым я хочу поделиться, также документальный. Его главная героиня – журналистка из Киева Ангелина, также являющаяся частью нашей команды. Когда началось российское вторжение, она решила, что будет документировать военные преступления. Ее интересовали обстрелы гражданских объектов. И она сосредоточила внимание на роддомах», – продолжила презентацию продюсер.
В фильме журналистка исследует тактику россиян бить по гражданским объектам: такую же они использовали в Сирии и Чечне как десять, так и двадцать лет назад. Бомбардировка роддомов не является чем-то новым или уникальным – это делается намеренно, и журналистка рассказывает об этом. В процессе своего исследования она общается со свидетелями тех событий и получает доступ к личным архивам из Алеппо, Сирии, Грозного, Чечни начиная с 90-х и заканчивая 2022 годом.
В процессе своего исследования Ангелина узнает, что сама впервые забеременела.
«Очень странная вещь, о которой я никогда не говорила раньше, на других презентациях: этот фильм полностью профинансирован и нам не нужны дополнительные средства. Может быть, только для дальнейшего маркетинга, но не для производства. Лента находится на финальной стадии монтажа. Мы рассчитываем получить черновой монтаж в начале марта, а сейчас ищем сейлз-агента и фестиваль для премьеры», – рассказала Люба Кнорозок.
В конце продюсер отметила, что ее продакшен работает еще над тремя проектами, находящимися на более ранних стадиях.
ForeFilms
Следующим свои проекты представлял продюсер Владимир Яценко. «Вместе с женой мы основали очень маленький семейный бизнес под названием ForeFilms и за последние несколько лет сняли восемь полнометражных фильмов. Мы сосредоточены на производстве художественных фильмов – не документальных, не сериалов, ничего другого», – начал он.
По словам Яценко, большинство фильмов производства ForeFilms – это артхаус или арт-мейнстрим. У каждой из восьми полнометражных лент компании была премьера на кинофестивале класса А, четыре были представлены в Венеции, в том числе «Відблиск» Валентина Васяновича, который был главным претендентом на победу в основном конкурсе 2021 года.
«Я служу в Вооруженных силах Украины, поэтому имею, пожалуй, 15% времени для съемок фильмов. Положительная сторона этого состоит в том, что мне приходится быть чрезвычайно избирательным», – пошутил Яценко.
Первой в презентации продюсера была новая лента Валентина Васяновича «За перемогу» – «фильм о самом Васяновиче». Проект рассказывает о режиссере за 50, который всю жизнь снимает фильмы и не имеет достаточно сил, боится ехать на передовую. У режиссера нет никакого представления о том, что он должен снимать и какие истории должен рассказать миру.
«Это очень экспериментальный фильм, поскольку Валентин Васянович снимает его вместе со своими друзьями. Все друзья в кадре настоящие, Валентин играет самого себя. Нам очень интересно, чем закончится эксперимент. Этот фильм мы снимаем без государственных денег, за свои личные средства, поэтому будем рады любому источнику финансирования», – подчеркнул продюсер.
Яценко добавил, что лента снимается тогда, когда появляются деньги. Таким образом на сегодня отснято восемь сцен из 27, но Владимир пообещал, что обязательно закончит это кино.
Второй проект – новый фильм Антонио Лукича, чья предыдущая лента «Люксембург, Люксембург» имела большой успех в Украине, в том числе и финансовый. У фильма будет название Screaming Girl («Дівчина, що кричить»).
Англоязычная комедия будет рассказывать о восемнадцатилетней беженке из Украины Саше, которая стремится стать актрисой, поскольку хочет быть известной и чтобы ее любили как голливудских актеров. Для того чтобы поехать в Голливуд, ей нужно получить визу в США, поэтому она решает поехать в Ирландию с целью начать свою карьеру там. Все роли, которые встречаются Саше, – это мертвые тела, зомби, проститутки из Восточной Европы и т. д. В определенный момент она попадает на съемки сериала от Netflix, исторической драмы, где исполняет роль девушки, которую убивают копьем на поле боя. Вдруг начинается дождь, все прячутся, а ассистент режиссера спрашивает, может ли актриса оставить «пробитый копьем» костюм на себе до следующего дня, потому что на его одевание нужно несколько часов. Она соглашается, на следующий день возвращается на съемочную площадку, но там никого нет. Героиня пытается дозвониться ассистенту режиссера, но его телефон выключен.
Девушка начинает злиться, пытается снять с себя это копье... и теряет сознание. А когда просыпается в больнице, врач говорит: «В вас настоящее копье. Мы не знаем, как это произошло, но, если его вытащить, вы умрете».
«Это будет смешная история, несмотря на то, как я вам ее рассказываю. С точки зрения юмора это будет что-то вроде «Треугольника печали», а с точки зрения творческой свободы – что-то типа фильма «Чем мы заняты в тени», – заинтриговал Яценко. По его словам, сейчас режиссер работает над второй версией сценария. У ленты уже есть ирландский копродюсер Джесси Фиска, но создатели все еще в поисках других копродюсеров.
Кстати, на этом Берлинале лента Лукича получила Eurimages Co-production Development Awards – награду для поощрения международного совместного производства на начальных этапах проекта, которая составляет 20 тысяч евро.
«Сучасне українське кіно»
Компанию «Сучасне українське кіно» представляла продюсер Инна Ласточкина, коротко рассказавшая присутствующим, что СУК создана продюсером и режиссером Валерией Сочивец и режиссером Филиппом Сотниченко. Она отметила, что продакшен начинал со съемок короткометражного кино, а сейчас в его портфолио уже три полных метра. Два из них снимались до большой войны: «Дім за склом» Тараса Дроня, участвоваший в Варшавском кинофестивале, и полнометражный дебют Филиппа Сотниченко «Ля Палісіада», мировая премьера которого состоялась на Роттердамском кинофестивале.
«После полномасштабного вторжения мы продолжали работать – и начали с документальных проектов», – продолжила Ласточкина. По ее словам, в работе находится документальный проект «Тіні», получивший поддержку EUSF, а в разработке – дебютный полнометражный фильм Станислава Битюцкого «Спадщина» и лента Валерии Сочивец «Завіса». Первый в прошлом году был отобран в сценарную лабораторию Less is More, второй попал в сценарную программу киношколы в Гдыне. Теперь создатели ищут партнеров для обоих проектов.
Также СУК готовит новый проект Филиппа Сотниченко, но он находится на очень ранней стадии разработки. Кроме того, ведется работа над четырьмя короткометражными фильмами на разных стадиях. Например, лента «Недоступний» была отобрана на Midpoint Shorts – 2023, и сейчас студия ищет финансирование съемок. Еще одна короткометражка находится на стадии постпродакшена (ищут дистрибуторов), а еще две – в девелопменте.
Ласточкина отметила, что они ищут монтажеров и звукорежиссеров для своих проектов и в целом очень открыты к сотрудничеству.
Toy Cinema
Продолжил презентацию Дмитрий Суханов, напомнивший, что руководит продакшеном Toy с 2003 года, его продюсерским дебютом в игровом кино была лента Антонио Лукича «Мої думки тихі», а потом он выпустил фильм «Спадок брехні» со Скоттом Адкинсом, который был продан на 18 территорий, а дистрибутором стал Lionsgate.
Сейчас Суханов работает над проектом Жанны Озирной Honey moon («Медовий місяць»), который финансово поддержал Biennale College. Съемки планируется проводить в Киеве в этом году. Украинские государственные деньги не привлечены.
«Другой проект, который мы разрабатываем, очень серьезный – Unspoken. Моим сопродюсером выступает Наталья Либет. Также у нас есть копродюсер из Польши. Сейчас мы ищем немецкого или французского копродюсера», – рассказал Суханов. Еще один проект, на который удалось получить деньги от EUSF, находится в девелопменте. У него уже есть французский и румынский копродюсеры. К этапу съемок планируют перейти в следующем году.
«У меня также есть проект «Місто» – история о бывшем ветеране войны. О том, что происходит в Украине после войны. И о людях, достаточно молодых, которые стали ветеранами и пытаются найти себе новую роль в городе. Это очень сильная история. До полномасштабного вторжения россии мы получили подтверждение украинских денег, но сейчас ищем возможности для копродукции», – добавил продюсер.
Кроме того, Дмитрий Суханов работает над сценарием будущего проекта режиссера Евы Нейман, который уже имеет подтвержденные украинские и польские деньги, а сейчас ищет немецкого копродюсера. Это будет артхаусная история о братьях-близнецах: один из них влюбился в девушку, а другой так ревновал, что убил брата и занял его место. Фильм планируют снимать в Одессе, старт производства запланирован на 2026 год.
Family Production
Следующей была Анастасия Буковская, вспомнившая, что в 2014 году, когда российские войска вторглись на украинскую землю, Family Production сплотился и расширил свой бизнес. А первый съемочный день после полномасштабного вторжения в 2022 году пришелся на 100-й день большой войны.
«Когда мы собирали группу на съемки, они плакали – и в то же время были счастливы. Позже мы открыли второй офис в Варшаве, а еще через несколько месяцев – третий офис в Лиссабоне. Офисы предоставляют производственные услуги нашим иностранным клиентам, и, конечно, мы все еще работаем в Киеве, в Украине – для местного рынка и иногда снимаем для иностранных партнеров. В этом году компания празднует 20 лет», – рассказала Буковская.
Последним проектом продакшена до полномасштабного вторжения стала Euphoria режиссера Джулианы Роузфелдт – работа над ним была закончена за пять дней до 24 февраля. А сегодня на стадии work in progress находятся несколько фильмов. Это короткометражная документальная лента Сергея Буковского «Бонжур, бонсуар» – история об украинском режиссере-беженце, приехавшем во Францию. Также – полнометражный проект Зои Леберг Discord, съемки которого были завершены десять дней назад: французский режиссер была в Киеве вместе со съемочной командой. Сейчас планируется мировая премьера фильма и продолжаются поиски сейлз-агентов.
Еще один полнометражный фильм – «Україна – столиця всього», третья лента Тони Ноябревой, на которую сейчас ищут финансирование. Это сатира о беженцах, пострадавших от войны. А в разработке – короткометражный фильм молодого режиссера Ани Емельяновой об украинской идентичности под названием «Кіно».
«Вавилонʼ13»
Проекты творческого объединения представил продюсер Андрей Котляр: «С нами более 40 кинематографистов, продюсеров, монтажеров, операторов, всех видов профессиональных пиарщиков, полный цикл производства документального кино. А сейчас мы работаем над фактически новой страницей нашей истории – анимационной лентой. Свою первую анимацию мы разработали совместно с немецкой компанией Benedetta Films».
Котляр подчеркнул, что даже в 2022 году, когда неделями не было электричества, компания не остановила ни одной работы в производстве или постпродакшене. А говоря о дистрибуции, отметил первую прямую продажу на BBC (фильма One Day in Ukraine) и достижения ленты «Залізні метелики», ставшей доступной для франкоязычных стран на канале Arte.
Сейчас продюсер работает над документальным проектом об обстреле гражданской инфраструктуры на Юге Украины. По его мнению, этот фильм больше подходит для показа не на больших фестивалях, а для политиков – чтобы те поняли, что происходит в Украине.
Также в производстве «Вавилонʼ13» находится второй сезон документального сериала «Позиція Україна», ставшего первой попыткой компании сделать контент для телевидения (12 серий первого сезона дебютировали на Общественном, бывшем заказчиком проекта, в мае). Это истории, снятые в самых горячих точках Донбасса, о том, как мирные жители справляются с войной и как украинские военные продолжают бороться за нашу землю.
Студия анимации «Червоний собака»
Продюсер Елена Голубева рассказала, что на студии сейчас работают 20 аниматоров, создавших за последнее десятилетие более 20 короткометражных фильмов, сериалов и полнометражных фильмов.
Сейчас в производстве находится сериал для подростков, снят пилотный эпизод. А в разработке – сериал для дошкольников. Студия ищет возможность копродукции и финансирования для дальнейшего производства.
Кроме того, Елена Голубева рассказала о короткометражных проектах «Темрява» (режиссер Яна Шипова) и «Сіль землі» Софии Розуменко, а также показала муд-тизер полнометражного проекта «Голос душі».
United heroes
Продюсер и сооснователь компании Егор Олесов отметил, что в структуре есть отделы «Фильмы», «Док» и «Продакшен». Собственно, компания может производить художественное и документальное кино, а также помогать международным игрокам снимать рекламные ролики и музыкальные клипы. По словам продюсера, продакшен работает над большим количеством проектов, но на этой презентации он хочет сосредоточиться на одном – криминальном сериале The Vespry о «спящих» российских шпионах по всей Европе.
«В этой истории три главных героя: офицер британской разведки, немецкий военный офицер с посттравматическим стрессовым расстройством и драматичным прошлым, а также норвежская героиня. Мы уже привлекли норвежского сопродюсера Лассе Хольберга, делавшего «Лиллехаммер» для Netflix, и рассматриваем локации для съемок в Лондоне, Берлине и Украине», – рассказал Олесов.
Главный антигерой – конечно, россиянин. История будет разделена на три условных раздела: нынешние проблемы, прошлые грехи и будущие опасности. Первый сезон будет состоять из девяти серий.
К проекту привлечены писатель Терри Кларк и западный журналист Томас Тейлор, помогавшие работать над сюжетными линиями. Сейчас написан сценарий первого эпизода и разработана арка сезона. Олесов сообщил, что они ищут немецкого копродюсера, дистрибуторов и сейлз-агентов. К проекту уже проявили интерес некоторые иностранные вещатели.
2Brave Productions
«За эти два года мы завершили несколько фильмов, – начала презентацию продюсер Ольга Бесхмельницина. – Среди них – документальный «Правило двох стін», получивший специальный приз жюри на кинофестивале «Трайбека» летом прошлого года. Все наши проекты были международными копродукциями, с партнерами в Соединенных Штатах и, конечно, здесь, в Европе. Мы работаем как в игровом, так и в документальном формате».
Сейчас в разработке 2Brave Productions четыре игровых проекта: три фильма и один сериал. Это «Сорок днів» с американским режиссером Дэвидом Гутником, дебютный фильм Руслана Батицкого Blindside, проект Анны Бурячковой The hunters and the haunted, вдохновленный украинским бестселлером «Тигролови», и Unspoken – военный триллер в копродукции с Toy Cinema.
Также продакшен работает над документальными проектами, которые либо созданы женщинами-режиссерами, либо рассказывают о женщинах. «Большинство из них – копродукция с партнерами со всей Европы: из Швеции, Словении, Франции, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов», – отметила продюсер, кратко рассказав о каждом.
«Попіл, що осідає шарами на поверхню» – это проект, в котором режиссер из Мариуполя Зоя Лактионова воспроизводит свой собственный город из памяти, дневников, писем своей семьи, чтобы зритель имел возможность исследовать Мариуполь вместе с ней. «Куба та Аляска» – история двух отважных женщин-парамедиков на линии фронта, которые находят дружбу, любовь, юмор и надежду, но также собственными глазами видят боль и горе. «Мітка часу» – первый документальный фильм режиссера Катерины Горностай, лауреата Берлинского кинофестиваля: она наблюдает за полным учебным годом вместе с детьми и подростками в локациях по всей военной Украине. «Сліди» – история травмы и восстановления после сексуального насилия во время российского вторжения. Сорежиссер проекта – Алиса Коваленко.
Также готовится документальный фильм о вице-премьере Ольге Стефанишиной, «перед которой стоит монументальная задача привести нашу страну в НАТО и Европейский Союз».
«Іллєнко Фільм Продакшенс»
Бывший глава Госкино и продюсер Пилип Іллєнко представил четыре проекта. Первый – полнометражный документальный фильм, посвященный столетию Сергея Параджанова.
«Это очень странная лента, – признался продюсер. – Хотя указано, что жанр – биографический документальный фильм, это и правда, и неправда, поскольку примерно 80% проекта – кукольный театр. Мы пытаемся рассказать историю великого художника так, как он сам бы ее рассказал». Проект, созданный по заказу Общественного, почти завершен – он должен быть готов в апреле. Поэтому для него уже не ищут ни денег, ни копродукции.
Следующий проект – сериал в жанрах исторической драмы и фэнтези, который продакшен когда-то презентовал на Шестнадцатом питчинге Госкино под названием «На високій полонині». «Такое сочетание жанров не является уникальным, но для нас оно очень важно, поскольку основано на биографии польского интеллектуала Станислава Винцента, жившего в середине 20-го века. Это его история, когда он оказывается в Карпатах в начале Второй мировой войны. И это также история героев его книги «На високогір'ї» об истории, традициях и культуре», – рассказал Ильенко.
Режиссером украинско-польской копродукции, работа над которой началась до полномасштабного вторжения, выступит поляк Ян Кидава-Блонский.
Еще один документальный проект, над которым трудится Ильенко, также будет тематически связан с историей Сергея Параджанова: это документальная биография отца продюсера, известного украинского кинорежиссера Юрия Ильенко. Филипп Ильенко признался, что для него это не просто личная история – в ней он постарается рассказать историю всего украинского поэтического кино. Это будет история о борьбе за украинскую идентичность, борьбу с цензурой и о колониальной политике москвы в отношении украинских художников.
На эту же тему (колониальная политика) планируется создать художественный фильм, режиссером и сценаристкой которого будет Дарья Онищенко. К проекту, основанному на реальных событиях, уже присоединились итальянские копродюсеры, но продолжаются поиски польских копродюсеров, поскольку история частично связана с Польшей.
Также Ильенко рассказал о короткометражном научно-фантастическом фильме, который снимали в прошлом году на Кипре. Это история о более-менее счастливом будущем.
На этом презентация завершилась. Результат мероприятия прокомментировала продюсер Юлия Синькевич, помогавшая организовать ивент: «Были представлены новые проекты, состоялось много встреч украинских продюсеров с иностранными дистрибуторами, продюсерами, представителями фестивалей. Надеемся, через некоторое время все эти договоренности воплотятся в конкретные проекты».