Фильм Аркадия Непиталюка «Уроки толерантності», стартовавший в национальном прокате 14 февраля, является одним из немногих проектов нового этапа в украинском кинопроизводстве: история о семье, которая ради избавления от долгов селит к себе гея в рамках программы евроинтеграции, была снята, смонтирована и теперь уже выпущена на экраны во время полномасштабного вторжения. Продюсер Сергей Лавренюк вместе с режиссером планировали начать работу над экранизацией пьесы Игоря Билыця «Гей-парад» еще весной 2022 года, но россия помешала этим планам. Производство все же стартовало осенью 2022-го, и снимала компания Solar Media Entertainment за собственные средства, хотя проект был одним из победителей Семнадцатого конкурса Госкино. Лента создавалась буквально под ракетами: 10 октября 2022 года, когда россия начала уничтожать украинскую энергетическую инфраструктуру, был один из съемочных дней «Уроків толерантності».
Съемки удалось завершить вовремя, но проблемы не исчезли: 11 октября уже 2024 года, за несколько дней до премьеры ленты, на фасаде столичного кинотеатра «Жовтень» появились возмутительные надписи, касающиеся именно этого фильма. Целью злоумышленников было оскорбить создателей и, возможно, даже запугать их. Впрочем, эффект оказался диаметрально противоположным: творческое комьюнити консолидировалось и поддержало команду «Уроків толерантності», накануне Дня влюбленных придя на премьеру выразить солидарность с создателями. Я тоже была на мероприятии и узнала много интересного о дистрибуции ленты. Но обо всем по порядку.
Гостей премьеры встречал по-весеннему яркий Аркадий Непиталюк
В более сдержанных цветах, как и положено серьезному продюсеру, был Сергей Лавренюк, который также фотографировался с гостями на правах хозяина вечеринки: например, с Машей Шубиной и Ильей Чичканом
Не обошла премьеру и глава Госкино Марина Кудерчук
К которой на фотоволле присоединился режиссер Алексей Комаровский
Как опытный посетитель премьер Андрей Кокотюха знает, что начинать нужно с игристого, которого на всех обычно не хватает
Режиссеру Алексею Есакову, как и всей команде сериала «Перші дні», есть что отпраздновать: вчера состоялась премьера проекта в Латвии, а на очереди – Дания, Канада, Австралия, Испания, Португалия, Чехия и страны Бенилюкса, где сериал выйдет к годовщине полномасштабного вторжения россии в Украину
Впрочем, я отвлеклась... пока мое внимание не привлек сценарист Prototype Production Ярослав Стень в худи из кинематографической коллекции
Но конкурс на самый тематический лук все равно выигрывает блогерша Монро
А кто не успел подготовиться как следует, имел возможность исправить ситуацию в магазине мерча
Дмитрию Коляденко точно было что обсудить с руководительницей FILM.UA Store Ольгой Кондратенко
По сюжету «Уроків толерантності» герой Александра Яремы учился удовлетворять женщину. Похоже, уроки не прошли даром
А герой Бориса Георгиевского в фильме жестокий и гомофобный – полная противоположность актера
Акмала Гурезова, сыгравшего того самого гея, в жизни узнать было сложно. А вы догадаетесь, кто из этой троицы воплотил на экране роль сантехника Василия Зайца?
Говорят, увидеть Алексея Тритенко без уже привычной военной формы – хороший знак
Экс-министру социальной политики Павлу Розенко на светских мероприятиях гораздо веселее, чем на заседаниях Кабмина – видимо, не в последнюю очередь в этом заслуга Елены-Кристины Лебедь
Алена Лавренюк с дочерью Полиной, режиссером Ириной Громоздой и Ириной Матейкович тоже не грустили
Заместитель председателя Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Павел Сушко даже во внерабочее время выглядел занятым
А экс-министр Александр Ткаченко теперь может спокойно наслаждаться каждой минутой ивента – например, обсудить дела не чужой ему сети кинотеатров «Оскар» с Викторией Добровольской
У Анны Мачух короткий перерыв между Зимним кинорынком ОМКФ и новым кинофестивалем Doc Kyiv Fest, который, кстати, только что объявил национальную конкурсную программу
А шоураннер Евгений Туник в ожидании премьеры сериала «Перевізниця», 21 февраля стартующего в эфире сразу шести европейских телеканалов, а 25 февраля – на украинском СТБ
Так же и у режиссера Дениса Тарасова впереди премьера полнометражного фильма «Божевільні». А Павел Вишняков наверняка с нетерпением ждет «Конотопську відьму», где сыграл первую за время полномасштабной войны роль
Наталию Бабенко мы скоро увидим минимум в двух проектах, один из которых снимался в Молдове
Юрий Горбунов пришел поздравить Сергея Лавренюка & Ко с премьерой, а некоторые уже сравнивают «Уроки толерантності» со «Скаженим весіллям» – только в обертке «для взрослых»
Основательница и директор «Дикого театру» Ярослава Кравченко за день до этого получила премию Алексея Гладушевского «Чорний лотос», а сегодня пришла на премьеру фильма, который тот консультировал в статусе креативного продюсера
Ну и, конечно, сам Алексей тоже был здесь. И как он только успевает посещать каждую украинскую кинопремьеру?
Итак, на гостей посмотрели – предлагаю поговорить о дистрибуционных тонкостях ленты. Для этого я первым делом обратилась с вопросами к руководительнице кинотеатральной дистрибуции FILM.UA Distribution Надежде Коротушке.
– Надежда, чем заинтересовали «Уроки толерантності»? Почему FILM.UA Distribution захотела работать с этим фильмом?
– Это один из первых фильмов, начавших съемки в период полномасштабного вторжения, [все сделали] за достаточно короткий период – сам факт этого уже был достаточно интересен. Мы хорошо знаем Сергея Лавренюка – продюсера, выпустившего не один хит в украинский прокат. Знаем режиссера Аркадия Непиталюка. Да и идея ленты была смешной сама по себе. После завершения производства мы поговорили с Лавренюком, он дал посмотреть фильм, и я смеялась на протяжении всего хронометража. Мы посмотрели и сразу сказали: давайте работать.
– А кто к кому обратился с предложением сотрудничества?
– Инициаторами были мы. В большинстве случаев мы первые пишем продюсерам, поскольку они обычно хотят довести кино до финала, боятся показывать черновой монтаж, хотят все закончить и уже показывать идеальный вариант всем возможным дистрибуторам. Мы же стараемся приходить на этапе первого raw-cut. То есть, когда я вижу, что интересное кино завершило съемки, я сразу пишу продюсерам. Потому что хороший дистрибутор должен включаться в работу на более раннем этапе, а не когда кино уже готово.
– Переговоры с Лавренюком были быстрыми или он выбирал между различными дистрибуторами?
– Не могу сказать, что мы уговаривали его отдать фильм нам. Мы пришли со своим видением, позиционированием и все согласовали.
– А как на тематику фильма реагировали кинотеатры? Приходилось ли их убеждать взять ленту в работу?
– У нас расписано порядка 70% всех кинотеатров Украины. Остальные 30% не расписаны не потому, что кинотеатры не верят в фильм: это небольшие однозальники, и сейчас конкурентная дата. Поэтому, думаю, мы с ними договоримся на вторую, третью неделю проката.
Изначально кинотеатры не совсем понимали, что это за кино: то ли это сатира, то ли украинская комедия, то ли ЛГБТ-пропаганда. Но со временем мы всю информацию до них донесли – что это кино о любви, в разных ее проявлениях. Мы показывали кинотеатрам фильм полностью, и все смеялись.
– Не могу не спросить о последних событиях, о надписи на фасаде кинотеатра «Жовтень». Была ли какая-то реакция от кинотеатров? Может, кто-то в последний момент отказался от фильма?
– У украинцев есть прекрасная черта объединяться в стрессовых ситуациях. И я очень рада, что в этой ситуации она сработала: мы почувствовали гиперподдержку. Тот же кинотеатр «Жовтень», с которым у нас запланировано три спецпоказа – с сексологом, с творческой группой, – не отменил эти показы (мы договорились, что будет дополнительная охрана, дополнительное патрулирование). Мы получили огромную поддержку от разных лидеров мнений. Как бы те вандалы ни пытались продвигать свои ложные месседжи, все сработало наоборот: хотели сделать хуже, а сделали фильму лучше.
– Кто целевая аудитория этой ленты?
– Конечно, мы выделяли для себя аудитории, что повлияло на позиционирование, на маркетинговую составляющую в целом. Но в чем плюс этого фильма: кажется, будто он для ЛГБТ-сообщества и людей, которые его поддерживают, но прежде всего это семейная комедия. Поэтому в кампании мы пытались совместить семейственность, комедию и любовь. А второстепенно пытались чему-то научить нашу аудиторию, потому и «Уроки толерантності».
– Фильм снят за довольно небольшие средства. Какие у него шансы окупиться и принести прибыль?
– Давайте поговорим через неделю (улыбается). Есть платформы, телевидение, зарубежные продажи – если все это сложить, шансы окупиться, я думаю, есть. Но на самом начале я никаких прогнозов не даю, потому что может произойти что угодно.
О бюджете «Уроків толерантності», дальнейших планах по дистрибуции и других проектах в работе я поговорила с Сергеем Лавренюком:
– Год назад, после съемок, вы не могли назвать точный бюджет ленты, поскольку не все рабочие процессы были завершены. Сейчас уже можете сказать, каков финальный бюджет?
– Чуть больше 4 млн грн.
– Помогло ли Госкино с деньгами или работа так и велась за собственные средства?
– Мы действительно снимали за свои средства, не подозревая, что будет государственное финансирование. Но поскольку через полгода после съемок ситуация немного изменилась, Госкино выделило 80% бюджета этого фильма.
– Какой вы видите дальнейшую судьбу «Уроків толерантності»? Ведутся ли переговоры с отечественными телеканалами и VoD-платформами?
– Уже есть договоренность с одним национальным телеканалом и с двумя платформами: международной и украинской. Но давайте не будем забегать наперед.
– Хорошо, тогда спрошу о кинотеатрах: довольны ли вы росписью? Не боялись ли кинотеатры брать ленту, особенно после истории з «Жовтнем»?
– Во время Зимнего кинорынка ОМКФ мы показали фильм кинотеатрам: они его очень тепло приняли, увидели зрительский потенциал, поэтому я надеюсь на хорошую роспись. Вандалы в «Жовтні» сработали наоборот, поскольку добавили огласки и нашему фильму, и этой проблеме в целом.
– Что бы вы сказали тем вандалам, расписавшим фасад «Жовтня»?
– Я бы посоветовал просто посмотреть этот фильм: может, у них в голове что-то изменится, они почувствуют, что определенные вещи являются надуманными и идут из Средневековья.
– Не думали о сиквеле фильма, построении франшизы?
– Давайте посмотрим, каким будет первый уик-энд. И потом я скажу, какой будет дальнейшая судьба семьи Найдюков.
– Над какими проектами работаете сейчас? Год назад вы говорили, что планируете сделать полный метр, который будет базироваться на первом сезоне сериала «Кава з кардамоном». Как продвигается работа?
– Этот проект практически завершен. Мы надеемся, что осенью этого года зрители увидят фильм на больших экранах. Также мы работаем над вторым сезоном «Кави з кардамоном» и еще над тремя проектами, о которых пока рано говорить больше.
Что ж, «Уроки толерантності» уже в прокате, и хочется, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Ведь многие все еще живут устаревшими стереотипами, а лента доступно и понятно объясняет, почему от этих стереотипов стоит избавляться. Но решатся ли зрители переступить через собственные предубеждения, чтобы пойти в кино? Вместе с командой фильма буду на это надеяться.