23 февраля 2022 года на Зимнем кинорынке Одесского международного кинофестиваля Ахтем Сеитаблаев вместе с командой презентовал тизер своей будущей ленты «Мирний-21». Тогда фильм планировали выпустить в прокат в течение 2022 года. Но уже на следующий день, 24 февраля, вся страна проснулась в новой реальности, где, очевидно, уже было не до фильмов. Никто не был уверен в завтрашнем дне, а горизонт планирования будущего у большинства сократился максимум до 24 часов.
Прошел год, в течение которого каждый украинец крепко держал свою границу: военную, личную, профессиональную. И 22 февраля 2023-го Ахтем Сеитаблаев презентовал готовый фильм в самом центре Киева. Украина продолжает жить в условиях полномасштабной войны. Продолжает жить и отечественная киноиндустрия: в целом на этот год запланированы релизы 17 национальных картин. Но число еще может увеличиться, поскольку многие украинские фильмы уже готовы и ждут заключения сделок с дистрибуторами.
«Мирний-21» – это картина производства компании Сеитаблаева Istmen Films, съемки которой состоялись в 2021 году. В основу положены реальные события июня 2014-го, когда отряд луганских пограничников, расположенный по адресу, в честь которого назван фильм, дал бой россиянам, пытавшимся захватить этот пограничный пункт. Лента посвящена военным, отдавшим свою жизнь, защищая Украину. А также актеру Павлу Ли, убитому россиянами в марте 2022-го во время оккупации Ирпеня.
Перед премьерой ленты, дистрибуцию которой в Украине осуществляют FILM.UA Distribution и «Киномания», состоялась небольшая пресс-конференция с участием Ахтема Сеитаблаева и Алексея Тритенко – одного из исполнителей главных ролей
Также на вопросы журналистов были готовы отвечать руководитель ветеранского отдела фонда «Повернись живим» Виктория Дворецкая, сосценарист ленты Анатолий Коцюрба – полковник Государственной пограничной службы Украины – и первый заместитель Госкино Юлия Шевчук (напомню, кинопроект победил в Четырнадцатом конкурсе Госкино, получив поддержку в размере 80% от общего бюджета, который составил 31 млн 250 тыс. грн)
Режиссер вспоминал, как в первые дни полномасштабной войны вместе с Алексеем Тритенко записался в ряды Киевской теробороны, а затем, вернувшись в офис, стер с магнитной доски все кинопроекты, которые были в разработке
Виктория Дворецкая напомнила о социальной роли фильма: каждые 10 грн с билета на «Мирний-21» пойдут на помощь бригаде территориальной обороны Луганской области в рамках проекта «Довгі РУКи ТрО»
«Как и большинство людей, я знал, был в курсе, – рассказал Ахтем о 24 февраля 2022-го. – Но ведь ты не хочешь верить, что такое возможно. Когда все началось, я вспоминал свои чувства 2014 года, ощущение такой же беспомощности и растерянности. Однако на этот раз, спасибо друзьям и всевышнему, это подвигло пойти присоединиться к сопротивлению», – добавил режиссер мне в комментарии. Сеитаблаев также рассказал, что в течение года пересекался на фронте со многими военными, присутствовавшими на съемочной площадке «Мирного-21». В частности, с Анатолием Коцюрбой, который работал над сценарием картины вместе с Ярославом Ярышем и Сергеем Касторных. Впрочем, встречи на фронте были не только с военными: 24 февраля к рядам ВСУ присоединились многие кинематографисты – собственно, как и сам Ахтем, как исполнители главных ролей Алексей Тритенко и Максим Девизоров.
«Для меня эта история в первую очередь о доверии. Абсолютно уверен, что это фундаментальная вещь в жизни каждого человека. Доверие способно либо вдохновлять, либо разрушать, либо создавать действительно крепкий круг друзей и партнеров, крепкую семью, – признался режиссер. – Впервые я услышал об этой истории еще в 2014 году в цикле программ «Хоробрі серця» и не поверил, потому что перед глазами был пример совсем другой ситуации и совсем других поступков людей, приносивших присягу защищать Родину. Но спустя почти восемь лет эта история, которая меня чрезвычайно сильно затронула эмоционально, приобрела конкретные очертания в виде полнометражного художественного фильма».
Киноиндустрия ждала эту ленту год. Поэтому в день премьеры поддержать и поздравить режиссера пришло действительно много людей.
От студентов Ахтема Сеитаблаева
до военных, которые сегодня защищают страну
Символизм на этой премьере буквально зашкаливал: продюсер документального цикла «Культура vs війна» Андрей Ризоль, героем которого вполне мог быть Алексей Тритенко, не даст соврать
Культура vs война – это и про другого актера «Мирного-21», Максима Девизорова, которого на фото по-отечески обнимает режиссер Валентин Шпаков
Да и в целом актеров на премьере было много: вот Андрей Исаенко, Алексей Суровцев и Тарас Цымбалюк,
вот Анастасия Иванюк и Екатерина Файн,
а также коллега Файн по франшизе «Скажене весілля» Инна Приходько
Актер Евгений Ламах, сыгравший одну из главных ролей в «Мирному-21», в жизни гораздо более жизнерадостный, чем на экране
Также на премьеру пожаловал режиссер Андрей Дончик, при председательстве которого в Совете по господдержке кинематографии «Мирний-21» получил государственное финансирование
Среди тех, кто дал ленте путевку в жизнь, был и Сергей Зленко – тогда член Совета по господдержке, а cейчас представитель Украины в Eurimages
Оператор-постановщик «Мирного-21» Юрий Король смотрел премьеру в компании режиссера Екатерины Царик и продюсера Андрея Ризванюка
Продюсер FILM.UA Ирина Костюк готовится принимать эстафетную палочку: ее детище – полнометражная анимация «Мавка. Лісова пісня» – выходит в национальный прокат следующей, уже 2 марта
Так же как и Егор Олесов с Ярославом Войцешеком – продюсер и сценарист мультфильма
Пока фильм «ШТТЛ» шагает по европейским кинофестивалям, один из его продюсеров, Юрий Артеменко, посещает премьеры коллег
Впрочем, в этот вечер в кинотеатре «Оскар» были не только кинематографисты:
Например, я встретила главу Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова,
Певицу Розали Номбре и журналиста Юрия Марченко,
а также маркетинг-директора ICTV Сабину Абляеву. Может, именно на этом канале состоится телепоказ «Мирного-21»?
Пока гости готовились к показу и фотографировались с режиссером, мне удалось коротко поговорить с Марией Дончик – одним из продюсеров фильма (вместе с Ахтемом Сеитаблаевым и Дмитрием Маличевым).
– В феврале 2022 года, когда был презентован первый тизер ленты, чувствовалось, вот-вот что-то произойдет. Вы допускали, что фильм придется завершать в условиях полномасштабного вторжения? Возможно, разрабатывали запасной план...
– На самом деле никаких планов не было, как и у большинства людей. 22 февраля мы полностью залочили монтаж фильма, у нас был огромный план на постпродакшен, дорисовку всех сцен. 24-го в десять утра мы должны были встречаться для тонировки фильма – и, конечно, все встречи отменились. Весь постпродакшен у нас стопнулся, потому что команда разъехалась по разным углам. Производство картины полностью остановилось на три месяца.
– Повлиял ли трехмесячный простой на бюджет фильма?
– Это не совсем на бюджет повлияло – пришлось договариваться с людьми по-новому. Параллельно мы узнавали, кто остался в Киеве. Кто какие работы мог делать. Кто-то говорил: «Я стал переселенцем, но успел забрать свой компьютер – могу делать постпродакшен сцены». Кто-то мог домонтировать. У нас студия звукозаписи в Киеве, наши звукорежиссеры остались здесь. Потом люди начали постепенно возвращаться в Киев, мы продолжили работу. Постпродакшен делался небольшими шагами: вместо двух месяцев длился более полугода.
Но потом наступил новый этап сложности – осенью, когда начались блэкауты. Ты запускаешь графику на рендер, и с отключением света все слетает. Поэтому надо все начинать заново. Со временем стали закупать генераторы, люди начали приспосабливаться. Фильм проделал трудный путь постпродакшена, но к блэкаутам мы также приспособились, поскольку команда верит в проект и понимает, что он нужен.
– Постпродакшен проходил во время полномасштабной войны: как Ахтем Сеитаблаев совмещал службу и творческий контроль над работой?
– Самое важное, что мы успели смонтировать фильм до 24 февраля. Потом, как я уже говорила, все остановилось на три месяца. Затем возобновилась работа над звуком. Далее в режиме онлайн все это утверждалось, отправлялись файлы, поправки. Чуть позже, в конце лета, мы начали встречаться на коллективные просмотры. Труднее было найти актеров на тонировку. Например, актриса Мария Штофа была в Германии, откуда мы ее вызвали, чтобы затонировать. Максим Девизоров был на передке: его мы тоже вызывали, подстраивались [под военное расписание]. Все понимали, что ленту нужно доделать. И все коллективно доделывали. Помню, как каждый раз, когда встречаешься с человеком, которого не видел неизвестно сколько, объятия продолжаются дольше обычного.
– Как расписали фильм в украинских кинотеатрах?
– Показов будет много. Надеемся и на большое количество зрителей. Уже есть выкупленные залы. Например, в Ивано-Франковске, Львове, Хмельницком были допремьерные показы, и мы рассчитывали на один зал, а в кинотеатре нам говорили, что люди выкупили все залы.
– Есть ли международный дистрибутор? Планируете ли прокат за границей?
– Для нас в первую очередь важно показать картину дома. Украинский зритель – это приоритет. К тому же до этого мы занимались постпродакшеном, блэкаутами, национальной премьерой, так что прокат за границей будет, но со временем.
– Есть ли уже договоренности с телеканалами и платформами?
– Переговоры ведутся. Но все детали будут известны позже.
Итак, фильм уже в кинотеатрах, и поддержать «Мирний-21» покупкой билета сейчас будет лучшим решением. И не только потому, что это качественный военный экшен с интересными сюжетными поворотами, крепкой актерской игрой и даже комедийными ситуациями. И не потому, что это украинское кино, которое сейчас пытается выжить изо всех сил. А и по той причине, что часть собранных денег создатели передадут фонду «Повернись живим»: закрыть сбор на луганском направлении, длящийся с конца декабря, помогут 582 тыс. проданных билетов.