От 25 тыс. до 75 тыс. евро грантовой финансовой поддержки на создание фильма – ощутимая помощь, которая в нынешних обстоятельствах точно не будет лишней для украинских фильммейкеров. Именно такие суммы предлагает Европейский фонд солидарности с украинскими фильмами (European Solidarity Fund For Ukrainian Films; ESFUF) – инициатива, основанная на прошлогоднем Каннском кинофестивале Французским национальным центром кино CNC (Centre national du cinéma et de l'image animée) и другими членами Европейской киноассоциации EFAD (European Film Agency Directors association). Непосредственный запуск программы официально состоялся 20 февраля 2023 года на Берлинале, заявки на первый раунд конкурсного отбора принимались до 17 марта, а в мае – в рамках Канн этого года – организаторы уже объявили 11 победителей.
Поскольку этот конкурс – первый из двух, а второй должен стартовать летом (и на него можно и стоит подаваться), мы решили подробно рассказать об инициативе ESFUF и возможностях, которые она открывает для отечественных кинопроизводителей.
Какие направления финансируются?
Программа ESFUF приветствует разнообразие – могут представляться игровые, документальные и анимационные фильмы. Впрочем, максимальная сумма поддержки зависит от направления проекта и этапа, на котором он находится. Поддержка ESFUF предусматривает гранты на девелопмент (до 25 тыс. евро для документальных фильмов, до 50 тыс. евро – для игровых и анимационных) и гранты на постпродакшен (до 75 тыс. евро вне зависимости от направления проекта).
Кто может подаваться?
Чтобы претендовать на поддержку, проект должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть копродукцией украинской компании и производственной компании, основанной на территории одной из стран-участниц Фонда (сейчас это 15 стран: Бельгия, Хорватия, Кипр, Эстония, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Португалия, недавно к ESFUF также присоединились Норвегия и Великобритания).
2. Режиссер является гражданином Украины, или Украина является страной его постоянного проживания.
3. Основной правообладатель проекта – именно украинская компания.
4. В проекте могут быть задействованы копродюсеры из третьих стран, но при условии, что самая большая доля финансирования идет не от них, а от украинского продюсера или копродюсеров из стран-участниц Фонда.
5. Авторы фильмов, подаваемых на девелопмент, должны обосновать невозможность текущей реализации их проекта из-за войны в Украине. Производство проектов, которые подаются на постпродакшен, должно быть приостановлено – опять же из-за войны.
6. Еще одно условие, касающееся исключительно грантов на девелопмент: на них не могут претендовать проекты, уже получавшие какую-либо господдержку на производство.
Кто контролирует работу Фонда и определяет победителей?
ESFUF реализуется при отсутствии какого-либо контроля, влияния или организационных усилий со стороны Украины. Фонд является автономной европейской инициативой, направленной на поддержку украинского кинопроизводства. Он наполняется и осуществляет свою деятельность благодаря сотрудничеству и финансовым вложениям министерств и национальных кинофондов вышеперечисленных стран-участниц, а руководит всем этим специальный комитет, в состав которого входит по одному представителю каждой организации-донора.
Непосредственно отбором победителей занимается экспертное жюри. Так, в состав жюри первого конкурса вошли: немецкий продюсер, управляющий директор German Films Симона Бауманн (Simone Baumann), польский кинорежиссер, продюсер Apple Film Production Дариуш Яблонский (Dariusz Jablonski), греческий режиссер Тимон Кулмасис (Timon Koulmasis), эстонский режиссер Ильмар Рааг (Ilmar Raag), нидерландский режиссер Инеке Смитс (Ineke Smits), литовский режиссер Аудрюс Стонис (Audrius Stonys). Главой жюри стала французский продюсер Марианна Слот (Marianne Slot).
Каким нужно быть проекту, чтобы победить?
Если коротко, то хорошим: профессиональным, качественным и интересным. Если более развернуто – конечно, как и в любом конкурсе, точно спрогнозировать невозможно. Впрочем, можно ознакомиться со списком победителей первого этапа, проанализировать их ТТХ и составить представление о конкурсе. Итак, вот победители по обоим направлениям.
Начнем с девелопмента:
«Прах, що осідає шаром на поверхні» (Ashes Settling In Layers On The Surface)
Режиссер: Зоя Лактионова.
Украинский продюсер: Наталия Либет.
Украинский продакшен: 2Brave Production.
Европейский продакшен: Cinephage Production (Франция).
Сумма поддержкки: 25 тыс. евро.
О чем фильм: На основе дневников и фотографий, найденных в домах, разрушенных во время войны россии против Украины, документальный фильм будет рассказывать истории Мариуполя и его жителей, включая семью режиссера, а завод «Азовсталь» является молчаливым свидетелем всех этих событий. Проект сосредотачивается на ценности человеческой жизни в противовес бессмысленным заявлениям тоталитарных режимов.
«За кадром» (It’s Not A Full Picture)
Режиссер: Марина Степанская.
Украинский продюсер: Юлия Синькевич.
Украинский продакшен: JS Films.
Европейский продакшен: Bando a parte (Португалия).
Сумма поддержки: 25 тыс. евро.
О чем фильм: После полномасштабного вторжения жизнь украинских кинематографистов кардинально изменилась. В частности, кинорежиссер Алиса Коваленко добровольно ушла на фронт, оставив дома маленького сына и мужа. Также воином-добровольцем – после пяти лет российского заключения – стал кинорежиссер Олег Сенцов. Операторы Сергей Михальчук и Юрий Грузинов, продюсер Владимир Яценко с первого дня вторжения начали документировать военные преступления. Кинорежиссер Роман Любый сначала волонтерил, а затем решил стать снайпером. Семья кинематографистов Елены Чеховской и Михаила Маркова пережила оккупацию в Ирпене, уехала, а затем вместе с детьми вернулась в разрушенный дом. Оператор Ярослав Пилунский стал офицером воздушной разведки. Документальный фильм рассказывает об этих людях кино, сделавших в новых обстоятельствах важный выбор, поставив на кон собственную жизнь и безопасность.
«Особливе відношення» (Special Treat)
Режиссер: Антонио Лукич.
Украинские продюсеры: Владимир Яценко, Анна Яценко.
Украинский продакшен: ForeFilms.
Европейский продакшен: Feline Films (Ирландия).
Сумма поддержки: 50 тыс. евро.
О чем фильм: Игровая лента основана на реальной истории об украинском актерском курсе, который из-за войны перевозят в Ирландию. Сначала их принимают очень хорошо, селят в удобные апартаменты, но впоследствии украинцы оказываются в специальном лагере: по словам Владимира Яценко, это не совсем тюрьма, но место, где принимают беженцев из Северной Африки. И вот украинские актеры «застревают» в своеобразном «чистилище» между первым и третьим миром.
«Тіні» (The Shadows)
Режиссер: Полина Кельм.
Украинский продюсер: Валерия Сочивец.
Украинский продакшен: Contemporary Ukrainian Cinema LLC.
Европейский продакшен: Anaben Films (Литва).
Сумма поддержки: 25 тыс. евро.
О чем фильм: Режиссер говорит, что ее документальный фильм «о бездомности, но не о безнадежности». Разрабатывать этот проект она начала еще несколько лет назад, наблюдая за работой известного украинского фотографа Александра Чекменева, часто снимающего бездомных. «Это должен быть фильм о другом мире, который мы желаем не замечать. Однако после 24 февраля бездомными стали мои самые дорогие люди. Это уже не что-то далекое и абстрактное, а то, что касается каждого украинца. Это как ужасная бесконечная лотерея. Наши герои – это дети и старики, женщины и мужчины, даже члены съемочной группы, потерявшие свой дом. И мне стало интересно изучить, что такое дом в метафорическом смысле этого слова. Почему мы стараемся цепляться за него, даже если не осталось ни одного физического объекта? Почему это так важно? Почему он дает нам силу и забирает ее, когда исчезает. Что, собственно, таится в этом смысле», – объясняет Полина Кельм.
«За перемогу!» (To The Victory!)
Режиссер: Валентин Васянович.
Украинский продюсер: Владимир Яценко.
Украинский продакшен: Arsenal Films LLC.
Европейский продакшен: M-Films (Литва).
Сумма поддержки: 49 тыс. 950 евро.
О чем фильм: По словам Владимира Яценко, этот фильм очень личный для Валентина Васяновича. «В начале войны он вывез семью за границу, вернулся и начал работать. На первых порах стал снимать документальное кино, но это у него не сложилось. Далее попытался снять приквел к «Атлантиде», что тоже не получилось. Он долго мучился, не находил себе места, а потом решил, что это его состояние будет очень хорошим фоном для истории мужчины в возрасте за 50, у которого все рушится – но медленно, не сразу. Режиссер рассказывает обо всем этом с точки зрения своей уехавшей семьи, поселившейся где-то под Веной. Во время войны герой истории остается в Киеве со старым отцом, за которым нужно ухаживать, и взрослым сыном, который не хочет быть действительно взрослым, а только желает изучать компьютерные игры. Герой имеет кучу проблем и в то же время испытывает ужасную беспомощность. Он не может пойти воевать, но хочет как-то поддержать свою страну» – так продюсер описал этот проект в комментарии Cineuropa.
«Нечиста сила» (Unholy Power)
Режиссер: Роман Любый.
Украинский продюсер: Богдана Семен.
Украинский продакшен: Babylon 13 Production LLC.
Европейский продакшен: Benedetta Films (Франция, Германия).
Сумма поддержки: 42 тыс. 200 евро.
О чем фильм: Анимационная лента базируется на сборнике сказок «Нечиста сила» Василия Королива-Старого, впервые изданном в 1923 году и основанном на украинском фольклорном материале. Сборник построен на оригинальном предположении: будто на международном конгрессе нечисти в ночь на Ивана Купала на киевской Лысой горе мистические существа решили рассказать людям правду о себе, чтобы в определенной степени развеять свою плохую славу, и в этом им вызвался помочь украинский журналист.
Итак, как видим, жанрово проекты очень разные, но все имеют мощную основу-идею и подкреплены именем и репутацией либо режиссера, либо продюсера, либо обоих сразу: дебютантов здесь нет. Также добавим, что в прошлом году четыре из ныне отобранных ESFUF проектов уже поддержала инициатива Netflix Fund for Creative Equity: гранты от нее на разработку сценариев получили «Прах, що осідає шаром на поверхні», «За перемогу!», «Особливе відношення» и «За кадром».
Переходим к постпродакшену:
«Фото на памʼять» (A Picture To Remember)
Режиссер: Ольга Черных.
Украинский продюсер: Регина Марьяновская-Давидзон.
Украинский продакшен: Real Pictures.
Европейский продакшен: LuFilms (Франция).
Сумма поддержки: 58 тыс. 500 евро.
О чем фильм: Документальная картина базируется на личной истории режиссера. Женщина-патологоанатом и ее взрослая дочь-режиссер родом из Донецка. Из-за российской агрессии они уже дважды стали вынужденными переселенками, поэтому пытаются найти, за что держаться в жизни, чтобы преодолеть постоянные потери, вызванные смертью и войной.
«Поема про маленьких людей» (A Poem For Little People)
Режиссер: Иван Сауткин.
Украинский продюсер: Елена Саулич.
Украинский продакшен: Babylon 13 Production LLC.
Европейский продакшен: Nuline Kopija (Литва).
Сумма поддержки: 66 тыс. 40 евро.
О чем фильм: Авторы документалки, состоящей из нескольких коротких новелл, формулируют ее ключевой месседж так: «Война, которую принесла на нашу землю россия, прежде всего поражает самых слабых. Беспомощных, наивных – маленьких людей». Фильм концентрируется на жителях прифронтовой территории, чья привычная жизнь рушится, но они не могут решиться уехать из опустошенных войной городов и сел, а также группе волонтеров, которые, рискуя жизнью, занимаются эвакуацией гражданских. Параллельно с основной сюжетной линией развивается история двух жительниц Черниговщины, делавших во время российской оккупации все, на что способны в своем преклонном возрасте, чтобы помочь украинской армии. В частности, одна из них, Зинаида Григорьевна, считала российские танки, проезжавшие мимо ее окна, и передавала эту информацию украинской разведке. А еще – прятала за диваном мраморную мемориальную доску в честь своего брата Левка Лукьяненко.
Авторы ленты подчеркивают: «Кроме героев исторических событий, которых мы привыкли видеть в новостных сюжетах, есть те, кого мы обычно не замечаем. Это простые, «маленькие» люди. Именно те, которые ошибаются, могут быть наивными, неловкими, неприятными, плачут, смеются, любят и ненавидят. Делают вещи, обычно скрываемые нами от посторонних глаз. И именно эти «маленькие» – самые уязвимые. Желание отвернуться и не смотреть, как плачет старушка, покидая свою квартиру, как живется психически больному в городе под обстрелами, вполне понятно, ведь это больно. Но как известно, именно там, где больно, и происходит взросление. Этот угол зрения дает шанс осознать подлинную ценность человеческой жизни и тяжесть преступления россии».
«Глядєлов» (Glyadyelov)
Режиссер: Оксана Кравцова.
Украинский продюсер: Иннокентий Выровой.
Украинские продакшены: Real Stories Production и DIM Filmhouse.
Европейский продакшен: Broom Films (Литва).
Сумма поддержки: 40 тыс. евро.
О чем фильм: Документальный фильм, в свое время ставший победителем Пятнадцатого конкурса Госкино, посвящен творчеству выдающегося украинского фотохудожника Александра Гляделова, который в своих фото запечатлел историю нашей страны с 1990-х по настоящее время. В фильме переплетена история самого мастера, история страны и личные истории героев его фотографий, многих из которых авторам удалось найти и записать интервью. Особый акцент фильм будет делать на войне россии против Украины, которую Александр также освещал как фотограф с начала событий на Донбассе.
«Найс Лейдіз» (Nice Ladies)
Режиссер: Мария Пономарева.
Украинские продюсеры: Максим Наконечный, Анна Зобнина.
Украинский продакшен: Tabor Production.
Европейский продакшен: Labyrint Film (Нидерланды).
Сумма поддержки: 66 тыс. 310 евро.
О чем фильм: Документальная лента рассказывает о харьковской команде по чирлидингу «Найс Лейдиз», состоящей из женщин от 49 до 73 лет, и готовится представлять Украину на чемпионате Европы. Однако женщинам приходится бороться не только с командами-соперницами в категории 25+, но и преодолевать эйджистские стереотипы, самоцензуру, одиночество и объективные ограничения, связанные со здоровьем.
«Редакція» (The Editorial Office)
Режиссер: Роман Бондарчук.
Украинские продюсеры: Дарья Бассель, Дарья Аверченко.
Украинский продакшен: Moon Man.
Европейский продакшен: Elemag Pictures (Германия).
Сумма поддержки: 75 тыс. евро.
О чем фильм: Игровая полнометражная лента концентрируется на проблеме правды в мире постправды. Главный герой Юра, молодой сотрудник природоведческого музея, отправляется в экспедицию на поиски редкого суслика, но становится свидетелем поджога леса. Он приносит фото поджигателей в редакцию местной газеты и по стечению обстоятельств остается в ней работать, начиная собственное расследование того, кому выгодны поджоги. Впрочем, довольно скоро Юре становится понятно, что реальная и медийная реальности далеко не всегда совпадают...
Зачем европейцам поддерживать украинское кино?
Главную цель своей работы ESFUF формулирует просто: помочь украинским кинематографистам и способствовать копродукции. Во время презентации на Берлинале, отвечая на вопрос, зачем это Европе, министр культуры Франции Рима Абдул Малак (Rima Abdul Malak) сказала просто: «Мы должны поддерживать украинских кинематографистов в создании новых фильмов. Ведь миру нужны новые нарративы, истории, новое искусство. И наша задача – дать украинским кинематографистам надежду на лучшее будущее».
Ее коллега Клаудия Рот (Claudia Roth), уполномоченная Федерального правительства Германии по вопросам культуры и СМИ, тогда же отметила, что агрессивная война россии против Украины – это не только война, которая убивает людей: «Это также война против культуры, системная война. Уничтоженные кинотеатры, театры, библиотеки – это попытки уничтожить украинскую культурную идентичность». А министр культуры и юстиции Люксембурга Сэм Тансон (Sam Tanson) резюмировала: «Поддержка украинской культуры и киноиндустрии – это поддержка наших ценностей, того, за что мы боремся. И обязанность европейских министров культуры – сделать все возможное для создания сильного киносектора. Важно, чтобы голос Украины и дальше звучал в мире и не был потерян».
В этом году в рамках инициативы ESFUF на эту поддержку в целом будет израсходовано 1 млн 51 тыс. евро. Сумма вроде и небольшая, но, как мы видим по распределению уже первого транша на общую сумму 523 тыс. евро, эти средства будут тратиться с умом – и помогут стартовать и завершиться достаточно большому количеству интересных разнообразных украинских проектов. А мы в свою очередь будем следить за дальнейшей деятельностью ESFUF – в том числе и за анонсированием второго этапа подачи заявок, который, очевидно, должен быть в скором времени.