Социальная драма Кристины Тынькевич «Як там Катя?», созданная при поддержке Госкино, прошла долгий путь к премьере в Украине. Сначала фильм устроил мощный парад по международным фестивалям – его мировая премьера состоялась в 2022 году на 75-м кинофестивале в Локарно в конкурсной программе Concorso Cineasti del presente, где лента получила специальный приз жюри Ciné+ и приз за лучшую актерскую игру для Анастасии Карпенко. А в целом «Як там Катя?» увидели на более чем 30 кинофестивалях по всеми миру – в частности, на Международном кинофестивале в Салониках (Thessaloniki International Film Festival), Фестивале европейского кино в Севилье (Seville European Film Festival), Стокгольмском международном кинофестивале (Stockholm International Film Festival), на CinEast Festival в Люксембурге, где лента получила приз кинокритиков, фестивале Around The World in 14 Films в Берлине, где проект получил главный приз и т. д. Ну о главном призе в национальном конкурсе фестиваля «Молодость» вы помните.
Наконец, пришло время для национального релиза ленты – с сегодняшнего дня фильм стартует в украинских кинотеатрах (дистрибутор – Adastra Cinema). А предшествовала ему премьера в столичном Доме кино.
Где, кстати, презентовали некоторые из полученных лентой наград
Несмотря на то что в этот же момент в Украинском доме проходил предпоказ фильма «Голда» (в кинотеатрах обе ленты тоже стартуют одновременно), поздравить создателей «Каті» пришло много коллег.
Конечно, главными героинями вечера были режиссер Кристина Тинькевич, продюсер Ольга Матат и исполнительница главной роли Анастасия Карпенко
Но на входе всех встречали Алик Шпилюк и Андрей Алферов. Ну правильно: хорошая критика для фильма – главное!
Алексей Гончаренко не терял времени и давал интервью
Пока Алексей Гладушевский позировал фотографам в компании Алины Доротюк и Дарьи Трегубовой
Слава Бабенков делал то же самое
Как и Ирина Кудашова, которую мы увидим сразу в двух грядущих премьерах
А чем еще заниматься актерам? Римма Зюбина (справа) и Анастасия Пустовит (слева) тоже согласны
Зюбина, правда, успела еще и пообщаться с Сергеем Степанским, отвечавшим за звук в «Як там Катя?»
Пришли на премьеру и Игорь Савиченко,
и Дарья Плахтий, и оператор Руслан Богдан,
И даже Марина Боржемская, когда-то Узелкова
А еще все были тронуты тем, что поддержать Анастасию Карпенко с передовой приехал муж Макс Николаенко
Ну а потом все отправились в зал, поздравили съемочную группу
Послушали группу Tember Blanche, исполнившую саундтрек к фильму – свою песню «Хованки», и начали просмотр фильма
Ну а после я просто не смогла не поговорить с продюсером ленты Ольгой Матат:
– Ольга, поздравляю с долгожданной премьерой в Украине! А она действительно долгожданная, потому что кинотеатральный релиз ленты готовился на конец 22-го – начало 23-го, а состоялся в начале 24-го. Почему пришлось так долго ждать?
– Ну, во-первых, у фильма была фестивальная история. Хотя, откровенно говоря, мы были готовы выходить уже осенью 23-го, как раз немного больше, чем через год после премьеры в Локарно. То, что релиз перенесся на начало 24-го, – это больше о чисто рыночных дистрибуторских вещах: когда лучше выходить, когда лучше не выходить, окно для релиза и так далее. Но в 22–23-м году фильм действительно еще много путешествовал по фестивалям. А во-вторых, мы как-то внутренне были не очень готовы стартовать в войну. Вспомним прошлую зиму: блэкауты, в Киеве света не было по двое суток, не говоря уже о других регионах. А уже с весны 23-го украинские фильмы начали заходить – каждые три недели выходили украинские кинотеатральные релизы, и они показали, что кинотеатральный рынок начал работать. Поэтому зиму 23-го мы даже не рассматривали – начали рассматривать старт с осени 23-го и дальше, так пришли к январю 24-го.
– Вы выходите в прокат день в день с фильмом «Голда» – что думаєте по этому поводу? Это же явно не лучший сосед в прокате…
– Когда мы выбирали дату релиза, «Голды», мне кажется, на 25 января не было. Но нельзя сравнивать украинский фильм с иностранным. Завтра в прокат выходит еще 7 или 8 иностранных релизов, а мы – украинский фильм, и за две недели до нас ни одного украинского фильма не было, и две недели после нас не будет. А основная задача украинских продюсеров и дистрибуторов – не совмещать в прокате украинские фильмы. Я не очень понимаю, почему нас сравнивают с «Голдой» – мы о совершенно разных вещах. То есть у меня по этому поводу особых эмоций нет.
– Вы довольны тем, как расписан фильм?
– По состоянию на понедельник была довольна, а основную информацию мы получим в среду. Но в принципе – да: роспись в 86 кинотеатрах Украины – это положительный результат, и мы благодарны кинотеатрам за поддержку. Конечно, получить больше площадок, больше кинотеатров было бы еще лучше, но этот результат мы принимаем.
– Какие у вас ожидания по прокату? Фильм снимался до полномасштабного вторжения, когда зритель был другим – насколько, как думаете, ему зайдет эта история сейчас?
– Мы много говорили о зрителе и действительно поняли, что с началом полномасштабного вторжения он изменился. И очень хорошо проявил себя в 2023 году. Но мы разговаривали с некоторыми сетями кинотеатров – никто не может спрогнозировать какие-то вещи. Единственное, сейчас, в январе, мы можем ориентироваться на зрителей украинского фильма «Ля Палісіада». Но говорить цифрами об ожиданиях не могу: мне как продюсеру понятно, что емкость украинского рынка напрочь изменилась с началом большой войны. И очень надеюсь, что мы это почувствуем по цифрам проката «Як там Катя?»
– Кроме украинского проката у ленты есть и будет еще и международный – в каких странах? На кого за рубежом он рассчитан – преимущественно на украинцев в разных странах или на международную аудиторию?
– У нас есть определенный прокат для украинцев за рубежом, но также были проданы и международные права на кинотеатральные релизы. Хотя это, как правило, небольшое количество экранов – у меня еще нет точной информации. И чуть позже будут данные по международным показам на VoD-платформах. Что касается стран, то у нас будут показы в Бразилии, Канаде, и две страны еще в переговорах. Остальные показы – это VoD-платформы, телеправа. Наш сейлз работает!
– Бразилия – это интересно…
– Международные права на фильм отданы итальянскому сейлзу Coccinelle, и, мне кажется, Бразилия была одной из первых в списке продаж. Мне это также было очень интересно: «Вау! Бразилия?!» Но цифр, аналитики из этой страны у меня пока нет – они же предоставляются намного позже. Мне самой интересно, какие у нас цифры.
– «Як там Катя?» выйдет в том числе на HBO Europe – как проходила эта покупка? Кто на кого вышел?
– Не буду забирать себе лавры от того, что я продюсер фильма: продажа на HBO Europe – это работа нашего сейлз-агента. Она действительно сделала ее очень хорошо, и сейчас мы финализируем уже доставку материалов, документов и так далее.
– Так, может, потом на что-то вроде Netflix замахнуться?
– Есть определенная специфика, учитывая продажу прав HBO, но почему нет? Мне кажется, за последние два года мы забыли слово «невозможно». Мы точно будем пытаться делать все возможное.
– А кому-то из украинских телеканалов или платформ планируете продавать ленту?
– Конечно. У нас уже есть определенные предложения, и мы сейчас финализируем их, даты, понимание, как и когда это может быть. В ближайшее время услышите от нас хорошие новости о сотрудничестве с украинскими VoD-платформами.
– На сегодня у ленты чрезвычайно успешная фестивальная история: 30 международных площадок, награды... Было ли у вас как продюсера предчувствие, что фильм получит такую успешную фестивальную историю?
– Вы знаете, это не про ощущения – это про желания и веру. Они, конечно, были. Ощущение, что Анастасия Карпенко – невероятная актриса, тоже было. Когда очень любишь то, что делаешь, ты вкладываешься весь и надеешься, что это так же будет воспринято публикой и получит какое-то признание коллег из других стран.
– А есть у вас как у продюсера «чуйка» еще на этапе сценария, например, предугадать, что будет иметь успех, а что нет? Или это история непредсказуемая?
– Мне кажется, это даже не о сценарии как таковом. Это о синергии режиссера, оператора, художника и т. д. – людей, вместе создающих продукт и его качество. Потому что дайте один и тот же сценарий пяти разным режиссерам – и получите пять разных продуктов. Тебя может цеплять история, тематика, то, в каком стиле работает режиссер и понимание, как это будет выглядеть в финале – такие вещи чувствуются вначале. Но полагаться в ожидании успеха только на какую-то одну из составляющих производства нельзя.
Что ж, желаю ленте хороших результатов проката, а ее создателям – новых успешных работ. Мы в вас верим!