В мае 2022 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера украинского фильма «Памфір». После показа зал аплодировал команде рекордные 6+ минут, а вообще полнометражный игровой дебют режиссера и сценариста Дмитрия Сухолыткого-Собчука пришелся по душе не только аудитории каннского «Двухнедельника режиссеров»: ленту хвалили иностранные критики, а в Украине она получила пять из десяти наград премии «Кіноколо» и Гран-при КМКФ «Молодість». Наконец «Памфір» могут оценить и украинские зрители – на прошлой неделе фильм стартовал в национальном прокате.
История о хорошем семьянине, который в силу жизненных обстоятельств сворачивает с честного пути, является копродукцией Украины, Франции, Польши, Чили, Германии и Люксембурга, а его производством украинская компания Bosonfilm занималась в сотрудничестве с Les Films D'Ici, Madants, Quijote и в партнерстве с Mainstream pictures, Soilfilms, Wady Media и Moderator. Впечатляющий перечень? Семилетний путь создания фильма еще интереснее, но о нем еще перед Каннами подробно рассказывали коллеги из MBR, поэтому сегодня разговор пойдет исключительно об украинской премьере.
В холле гостей встречала часть выставки «Памфірова Маланка. Танець життя та смерті», путешествующей сейчас по городам Украины. По словам Дмитрия Сухолыткого-Собчука, это не просто выставка костюмов, а «процесс создания самого действа» с комментариями режиссера. «Здесь есть компиляция того, как в разных селах Черновицкой и Ивано-Франковской областей празднуют Маланку. С комментарием, как это все создавалось, с разработками художников, концептами художниц. И с мастерами, которые изготавливали все: от масок до костюмов и атрибутики. С раскадровкой фильма, декорациями. Эта выставка должна была быть как промо фильма и продолжаться параллельно. Но из-за того, что перенесли прокат, вышло, что сначала состоялась выставка, а теперь выходит фильм. Но это также хорошо сработало», – рассказал мне режиссер.
А перед началом показа в том же холле кинотеатра «Оскар» состоялась пресс-конференция с участниками творческой команды
Кроме продюсера Александры Костиной и режиссера Дмитрия Сухолыткого-Собчука
выступали основательница Ukrainian Film School Алена Тимошенко
и председатель Совета по государственной поддержке кинематографии Артем Колюбаев, которые были сопродюсерами фильма, помогая на разных этапах своей экспертизой
Исполнительница главной женской роли Соломия Кириллова вспоминала, как сильно хотела сыграть в этом фильме: до окончательного утверждения она сама отправилась в экспедицию по селам Запада Украины, чтобы собрать местный фольклор и говор. Поэтому когда режиссер позвонил сообщить, что утвердил на роль, и сказал собираться в экспедицию, актриса ответила, что уже в ней
Александр Яцентюк, который для роли Памфира был вынужден набрать 17 кг, признался, что одним из референсов, которые давал ему режиссер для лучшего понимания героя, был фильм «Нефть» Пола Томаса Андерсона
О важности украинского кино в это непростое время на пресс-конференции говорила первая замглавы Госкино Юлия Шевчук (напомню, «Памфір» стал победителем Одиннадцатого конкурса Госкино и получил 39,8 млн грн господдержки – 55% бюджета)
О важности украинского кино точно есть что добавить продюсеру «Мавки»: только за три недели в кинотеатрах анимация стала самым кассовым украинским фильмом времен независимости. А пока прокат мульта продолжается, Ирина Костюк передала эстафету Александре Костиной и ее «Памфіру»
Вместе с сопродюсером «Мавки» Анной Елисеевой
Кстати, концентрация людей, разбирающихся в успешном украинском контенте, в этот вечер была очень плотной: от совладельца FILM.UA Group Сергея Созановского и продюсера Юрия Горбунова
до владельца издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», поэта Ивана Малковича, который в первую очередь сделал фото с женой Яриной Малкович,
а потом присоединился к компании Тараса Босака, Андрея Кокотюхи и Николая Княжицкого
Александр Ярема, который в фильме воплотил главного и пугающе реалистичного антагониста, на премьере выглядел очень миролюбиво
Как и остальные гости, например два Алексея – Гладушевский и Есаков
Пока в Польше полным ходом идет премьера тамошней версии «Слуги народа», режиссер отечественного оригинала Алексей Кирющенко поддерживает украинские премьеры
На месте Ярослава Войцешека я бы спросила Дмитрия Авдеева, почему в его телеграм-канале до сих пор нет поста о «Мавке»
Марыся Никитюк показовала Юрию Марченко что-то очень интересное. Может, точные даты проката фильма «Я, Ніна»?
Давненько не видела Анну Завальскую на украинских премьерах, а тут еще и с мужем Дмитрием Саратским
Финальное фото всей команды фильма – и можно, наконец, смотреть кино!
Конечно, только фотографиями я не могла ограничиться, поэтому планировала добавить в репортаж немного актуальной информации о работе Дмитрия Сухолыткого-Собчука в течение последнего года. Но не тут-то было: беседа с режиссером «Памфіра» получилась короткой, а все попытки продолжить разговор завтра, послезавстра, после выходных, несмотря на обещания, успехом не увенчались.
– Дмитрий, после начала полномасштабной войны вы вернулись в документальное кино, сняв фильм «Літургія протитанкових перешкод». Почему решили снимать именно об этих героях, ведь за время волонтерства и фиксерства встречали много разных историй?
– Да, в какой-то момент я занимался волонтерской деятельностью. Был фиксером в разных съемочных группах. Все тогда варили противотанковые ежи. А мне понравился этот парадокс, что одни руки делают что-то для защиты и создают скульптуры («Літургія протитанкових перешкод» рассказывает о скульпторах, производивших в начале полномасштабного вторжения противотанковые сооружения. – МН). Это норма, которая тогда, после 24 февраля, возникла, сформировалась у нас. Мне это показалось знаковым. Мы сдружились. Теперь ждем, когда The New Yorker откроет фильм для всеобщего доступа.
– Грант на съемки картины выдал журнал The New Yorker. Несмотря на проукраинскую позицию многих западных изданий и поддержку Украины, на Западе в то же время очень распространен тезис, что не все россияне плохи. И результаты «Оскара» это подтверждают. Как думаете, ваши фильмы, произведения других украинцев смогут когда-нибудь «достучаться» до западного мира? Или влияние россии слишком велико?
– Это наша константная борьба. Она сейчас в активной фазе и завершится нашей победой. Но дальше на арену выйдут не только «хорошие россияне», но и плохие (базово они все плохие). Нам эта борьба будет важна на десятилетия, пока не разграничимся полностью. Необходимо понимать, что это не на сейчас, это на дальнюю, долгую перспективу.
Итак, «Памфір» уже в кинотеатрах, и, думаю, не стоит напоминать, что сейчас, когда украинская киноиндустрия также страдает от российской агрессии, особенно важно поддерживать отечественные ленты. Кстати, за первый уик-энд фильм собрал более 2,4 млн грн и 16 тыс. зрителей. Так держать!