На прошлой неделе в Италии завершился Венецианский кинофестиваль, в конкурсе которого Украина была представлена фильмом Антонио Лукича «Люксембург, Люксембург», соревновавшимся за победу в программе «Горизонты». Кроме того, вне конкурса состоялась премьера документальной ленты Евгения Афинеевского «Свобода в огне», снятой в Украине во время полномасштабной войны, а в конкурсную программу «Горизонты Экстра» вошел израильский фильм «Валерия выходит замуж», созданный в копродукции с украинским продакшеном ForeFilms.
Индустриальная же секция кинофестиваля отвела Украине отдельный день, в рамках которого состоялись панельная дискуссия о текущем состоянии нашей киноотрасли, презентация отечественных проектов, находящихся на разных стадиях производства, а также нетворкинг, направленный на поиск копродукционных партнеров.
День Украины открыли президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто, художественный руководитель Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера и посол Украины в Италии Ярослав Мельник
«Биеннале никогда не прячется перед большими событиями истории, – начал панельную дискуссию Роберто Чикутто. – К сожалению, сегодня мы говорим о войне, и эта ситуация касается всех нас. Это не жест солидарности. Это поиск нашего мирного оружия для поддержки украинского сопротивления, чтобы украинский народ наконец получил конкретный результат». Президент выразил надежду на скорейшее окончание войны и подчеркнул, что Италия будет рядом с Украиной в процессе культурного восстановления.
«Даже если киноискусство является тем пространством, где люди пытаются уйти от обыденности, спрятаться от ежедневных проблем, мы сделали другой выбор и решили еще раз показать все проблемы, которые существуют вне киноискусства», – добавил Альберто Барбера, признавшись, что до сих пор не может отойти от просмотра фильма Евгения Афинеевского, рассказывающего о первых месяцах полномасштабного вторжения россии на территорию Украины. Барбера также подчеркнул, что Венецианский кинофестиваль всегда внимательно относился к украинским кинематографистам и в последние годы здесь всегда были представлены украинские фильмы. А когда началась полномасштабная война, во многих городах Италии были организованы показы ленты Валентина Васяновича «Атлантида», которая в 2019 году была признана лучшим фильмом конкурсной программы «Горизонты».
Посол Ярослав Мельник отметил, что в последнее время украинский кинематограф активно развивался и становился все более известным в мире. Но россия, которая уже восемь лет ведет войну против Украины, стремится не только поработить нашу страну, но и перечеркнуть ее историю, культуру и идентичность.
После вступительного слова места на сцене заняли глава Госкино Марина Кудерчук, представительница МИД Украины Ирина Боровец, режиссеры Антонио Лукич и Евгений Афинеевский, а также телеведущий Владимир Остапчук, который был модератором дискуссии.
«Через украинские фильмы мы можем доносить информацию о том, что происходит в нашей стране, – это сверхважно во время войны, – отметила Марина Кудерчук. – К сожалению, в большинстве своем наши кинематографисты не могут участвовать в кинофестивалях лично. Сегодня многие парни и девушки пошли воевать или занимаются волонтерством».
Гостей мероприятия познакомили с находящимися на фронте украинскими кинематографистами: это режиссеры Ахтем Сеитаблаев, Олег Сенцов и Алиса Коваленко, актеры Алексей Тритенко, Владимир Кравчук, Олег Шульга, Андрей Фединчик, а также Павел Ли, весной погибший под Бучей. Конечно, к рядам защитников Украины и волонтерского движения присоединилось гораздо больше специалистов индустрии
После видео представитель МИД Ирина Боровец напомнила, что активная борьба ведется и в информационном пространстве, поэтому государство даже в военное время не должно прекращать поддержку культуры. Ведь противником является россия, вкладывающая безумные деньги в пропаганду, в частности через искусство. И этому тоже нужно противостоять.
«Брат», «Брат-2», «Тарас Бульба», «Белая гвардия», «Крым» – десятилетиями российские фильмы и сериалы готовили почву для нынешней войны против Украины, в частности распространяя ксенофобские месседжи. Самые яркие примеры организаторы дискуссии собрали в коротком видео, которое и продемонстрировали на мероприятии. А Владимир Остапчук отдельно поблагодарил руководство Венецианской биеннале за отсутствие российской делегации
Получив слово, Евгений Афинеевский выразил признательность руководству фестиваля за поддержку, напомнив, что именно с Венецианского кинофестиваля в 2015 году начался международный путь картины «Зима в огне». А также рассказал о плодотворном сотрудничестве между украинскими и американскими кинематографистами, «что позволило создать качественный продукт, который может быть показан на фестивале и соответствовать голливудским стандартам» (напомню, лента «Свобода в огне» создана в коллаборации с 1+1 media, предоставившей режиссеру значительное количество архивных материалов). «Фильм сделали за очень короткое время, ведь срочность нашего месседжа была очень важной», – отметил Евгений. Режиссер особо подчеркнул для присутствующих иностранцев, что не стоит забывать: война россии против Украины началась не сейчас, а еще в 2014 году.
За европейскую поддержку украинской киноиндустрии – в частности, через фонды, позволяющие отдельным творцам развивать новые проекты, – поблагодарил и Антонио Лукич. Хотя и признался, что в целом смотрит на ситуацию довольно пессимистично (конкретизировать режиссер не стал, а с похожими мнениями его коллег, изложенными более подробно, можно ознакомиться здесь). На вопрос, с какими трудностями он столкнулся во время производства фильма «Люксембург, Люксембург», постпродакшен которого выпал на время полномасштабной войны, Антонио ответил иронично: «На самом деле быть кинематографистом [в Украине] было сложно и до войны». А также отметил, что в будущем украинское кино, по его мнению, разделится на два направления: фильмы, которые будут отвлекать и развлекать, и, наоборот, картины, снятые в духе итальянского неореализма.
Могут ли документальные ленты об Украине изменить общественное европейское мнение? На этот вопрос ответил Евгений: «Европейцам следует иногда задавать себе вопрос, что лучше – холодная зима или исчезновение европейской страны с карты мира? Или, если завтра произойдет авария на атомной станции, выживет ли кто-нибудь?» Режиссер считает, что его фильм может объединить людей в Европейском Союзе. Ведь иногда им нужно увидеть что-то своими глазами, и только потом они смогут на это реагировать.
После Q&A к собравшимся в онлайн-формате присоединился арт-критик Борис Филоненко. Он вспомнил выставку об отношениях искусства и прошлого, которую делал в 2019 году в центре современного искусства в Харькове – сегодня центр используется как бомбоубежище
Во время сессии вопросов в дискуссии уже поднимался вопрос реорганизации Довженко-Центра – вроде бы внутренняя украинская тема всплыла даже в Венеции. Но ответ главы Госкино был лаконичным: «Я считаю, что на сегодняшний день в этих стенах этот вопрос немного неуместен. Что касается Довженко-Центра – это реорганизация в рамках стратегии развития киноотрасли». Поэтому Борис Филоненко снова подчеркнул необходимость сохранения Довженко-Центра. «Сегодня есть вероятность потерять институцию», – сказал арт-критик, призвав присутствующих и в дальнейшем следить за ситуацией и поддерживать Центр.
Вторая часть мероприятия была посвящена украинским проектам, находящимся на разной стадии производства. Их презентовали член Совета по государственной поддержке кинематографии Полина Толмачева, актриса и продюсер Дарья Трегубова, а также продюсер Андрей Ногин.
Но сначала Толмачева познакомила присутствовавших с возможностями для кинопроизводства, предоставлявшимися Украиной до полномасштабного вторжения россии: кэш-рибейты до 30%, уникальные локации, удобная логистика, большое количество профессионалов с опытом международного сотрудничества, развитые сервисы, возможность взять в аренду необходимую технику и т. д. «В Украине хорошая школа документального кино. Хватает творцов, чтобы говорить о новой волне украинского кино. В этом году украинские фильмы, несмотря ни на что, были представлены на многих международных кинофестивалях», – подчеркнула Полина.
«26 марта этого года я должна была начать снимать свой первый фильм. Эту картину мы готовили три года. Но российские ракеты разрушили не только наши дома, но и наши мечты», – призналась Дарья Трегубова. И перешла собственно к презентации. Присутствующим показали 11 проектов:
- «Памфір», реж. Дмитрий Сухолыткий-Собчук (копродукция Украины, Франции, Польши и Чили, украинский производитель – Bosonfilm)
- «Мавка. Лісова пісня», реж. Олег Маламуж (Animagrad)
- «Смак свободи», реж. Александр Березань (Ganza Film)
- «Редакція», реж. Роман Бондарчук (копродукция Украины и Германии, украинский производитель – Moon Man)
- «Ти – космос», реж. Павел Остриков (копродукция Украины и Франции, украинский производитель – ForeFilms)
- «Свято Хризантем», реж. Семен Мозговой («Мейнстрим Пикчерз»)
- «Демони», реж. Наталья Ворожбит (Kristi Films)
- «Мрія Кіри», реж. Денис Колесников («Гуд Монинг Дистрибьюшн»)
- «Уроки толерантності», реж. Аркадий Непиталюк (Solar Media)
- «Кордон», реж. Андрей Кавун (Nebokrai Films)
- «БожеВільні», реж. Денис Тарасов («Совместная Победа Продакшн»)
В свою очередь Андрей Ногин презентовал те украинские проекты, которые находятся на начальной стадии производства и ждут копродюсеров, дистрибуторов и других международных партнеров (ознакомиться с будущими фильмами подробнее участники мероприятия могли с помощью каталогов).
Из этого перечня вы наверняка знаете драму Жанны Озирной «Нижній горизонт»
И сериал «Зілля» по мотивам повести Ольги Кобылянской «В неділю рано зілля копала»
Остальные проекты – из первоисточника:
Во время финальной сессии Q&A один из гостей спросил, планирует ли Украина увеличивать совместное производство с ЕС. «Украина войдет в состав Европейского Союза – это наша цель, и мы разделяем европейские ценности, – ответил Андрей Ногин. – Поэтому одним из факторов непременно будет и увеличение культурного сотрудничества».