Несмотря на опасения в начале полномасштабного вторжения, что украинская аудиовизуальная индустрия остановится, этого не случилось – и не в последнюю очередь благодаря поддержке западных институтов. Сегодня гранты и копродукция стали одними из основных возможностей для украинских производителей контента - поэтому одна из панельных дискуссий KMW 2023 сосредоточилась именно на них и, естественно, называлась «Источники финансирования и возможности для украинских контент-производителей снаружи и внутри страны». Ее участники – Александр Клейменов, директор креативного контента TCA/USAID, Вера Костенко-Кузнецова, директор по медийным вопросам проекта «Зміцнення громадської довіри» (UCBI4), Григорий Тычина, главный продюсер дирекции телевидения Общественного Вещания, руководительница направления «Кино» Украинского института Наталия Мовшович – были призваны рассказать о возможностях и условиях финансирования производства, девелопмента и продвижения аудиовизуального продукта из Украины иностранными донорами и локальными институтами.
Но сначала модератор секции, руководительница департамента по работе с инвесторами FILM.UA Group Любовь Крохмальная, сделала краткий обзор программ поддержки копродукционных и локальных проектов по разным направлениям.
Девелопмент
Начала Любовь, конечно, с фонда USAID, которому обязано существованием своих социально значимых проектов множество украинских производителей аудиовизуального контента. «Прекрасная новость: USAID до сих пор принимает заявки на девелопмент в сумме до 50 тыс. на проект, – отметила Любовь Крохмальная. – Одно важное условие: это должен быть социально значимый контент».
Далее модератор обратила внимание присутствующих на награды Eurimages – европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ: «На этих рынках дается 20 тыс. евро на проект, которые вы потом можете включить в свою долю [затрат] на производство. И если USAID поддерживает более локальный продукт, то награды, которые вы можете получить в «Евримаже», – это сугубо о копродукции. И мы должны признать, что в этом случае можем говорить только о миноритарной копродукции с нашей стороны».
Еще один способ финансирования и развития продукта – программы. «Мы собрали огромное количество программ, в рамках которых производитель может приходить со своей идеей и в кругу хороших экспертов европейского или канадского образца ее развивать, – рассказала Любовь. – В рамках программы вы получаете грант, а в конце – библию, сценарий или любые другие материалы проекта, но самое главное – связи с фондами, которые будут интересны конкретно вашему проекту».
Производство
Здесь опять же один из главных грантодателей – USAID/TCA. Касательно суммы: у USAID ее можно выяснить в ходе переговоров, а TCA дает до $200 тыс. на проект.
Что касается «Евримажа», то сейчас фонд объявил новый конкурс сериалов, благодаря которому можно профинансировать до 25% проекта. «Есть одно но: чтобы податься на этот конкурс, нужно иметь 60% денег онборд, – отметила модератор, – поэтому время прямо сейчас искать партнеров для ваших проектов и финансирование с европейской стороны. Кстати, в отличие от других проектов и фондов на конкурс «Евримажа» можно податься с одним партнером».
Вспомнила Любовь и о творческих конкурсах Общественного, о которых мы подробно рассказывали здесь, а также о специальнх фондах, выдающих средства на копродукционные проекты, для которых критически важно наличие украинского партнера: «Так было с Shevchenko Foundation в Канаде. А один швейцарский фонд дает деньги, если производство и до 50% съемок происходит в Украине». Имейте в виду.
Постпродакшен
Тут можно принять участие в конкурсе Netflix и Украинской киноакадемии: победитель получает до 10 тыс. на постпродакшен. «Но это конкурс полнометражных лент: у них должен быть фестивальный потенциал, и для подачи нужно предоставить 5 минут материала», – отметила Любовь Крохмальная.
Собственно, после этого микрофон перешел к спикерам панели. И поскольку каждый из них представлял определенного грантодателя или заказчика контента, на них и остановимся.
TCA/USAID
«Аплодисменты не нам, а американским налогоплательщикам», – сказал Александр Клейменов, в лице которого модератор поблагодарила фонд USAID за поддержку многих украинских проектов. И для начала объяснил, что собой представляет проект трансформации и коммуникации TCA. Именно TCA является организатором грантового конкурса PITCH UA, который сейчас называется PITCH UA+, и именно в рамках этого конкурса USAID выдает гранты на создание социально значимого контента: «В рамках PITCH UA мы поддержали уже около 40 проектов и выдали грантов более чем на $2,5 млн, а с начала полномасштабной агрессии – уже где-то на $0,5 млн», – отметил Александр.
Сейчас, кстати, заявки на конкурс не принимаются, потому что рассматриваются поданные в июле и августе.
«Должен сказать, что некоторые проекты получают грантовые средства вне конкурса, – отметил директор креативного контента TCA/USAID. – Это происходит при особых обстоятельствах: то есть USAID должен принять решение, что проект нужно поддержать именно сейчас и не ждать конкурса, который может состояться через несколько месяцев. Но подавляющее большинство проектов финансируется именно через PITCH UA+, и тем, кто подает заявки, очень важно понять сущность проекта трансформации и коммуникаций, который этот конкурс проводит. Потому что мы не являемся творческим агентством – мы проект Агентства США по международному развитию, имеющий очень конкретные цели: поддержка демократических институтов в Украине, поддержка продвижения Украины к европейской интеграции и поднятие социально важных тем, о которых некоторые люди в обществе имеют ложные представления. Но зная, какие заявки поступают, я вижу, что не все это понимают. Мы ищем контент, благодаря которому люди смогут узнать что-то новое об определенных социально важных проблемах».
Как отметил Александр, список жанров, рассматриваемых в рамках конкурса, очень широк: «Одним из победителей PITCH UA был полнометражный анимационный фильм «Мавка», были полнометражные художественные фильмы, были игровые и документальные сериалы. Но очень важно, чтобы это не был камерный контент, интересный тысяче людей, которые посмотрят его на YouTube и сразу забудут».
Далее Клейменов объяснил, что для каждого конкурса TCA издает правила, в которых прописываются критерии оценки проектов именно в рамках этого конкретного конкурса: «USAID не сравнивает проекты: он их оценивает с точки зрения выполнения задач, стоящих перед проектом трансформации и коммуникации. Поэтому мы будем смотреть на бюджетную составляющую, на команду, которая собирается воплощать проект, ее опыт – поскольку часто видно, что команда ни разу не воплощала ничего подобного, и возникает вопрос, смогут ли они реализовать проект с таким большим бюджетом».
Директор креативного контента TCA/USAID еще раз подчеркнул, что максимальный грант, который может выдать проект, составляет до $200 тыс.: «Но он сможет покрыть лишь часть вашего бюджета, потому что, конечно, бюджеты телесериалов и художественных фильмов значительно выше. Поэтому мы понимаем, что нужно будет искать софинансирование. Но если бюджет меньше $200 тыс., то проект, как правило, можно произвести полностью».
UCBI4
Вера Костенко-Кузнецова в свою очередь начала с объяснения разницы между проектами UCBI и TCA: «UCBI – это проект укрепления гражданского доверия. Сейчас в Украине его четвертая итерация, UCBI4. Он также финансируется агентством США по международному развитию USAID, но особой его частью, Офисом транзитных инициатив (OTI). В чем разница? OTI, наш донор, заходит в страны, где есть конфликт или какая-то нестабильность. Соответственно, с 2014 года UCBI присутствует в Украине. С 2017-го, понимая всю сложность конфликта, мы начинали работать с информационным полем, поскольку знаем, что информационная война – едва ли не основная, неотъемлемая составляющая нашей войны. В том же 2017 году мы провели исследование, благодаря которому увидели недостаток нарративов, ведущих к объединению, пониманию, что мы все разные, но едины. И в 2018-м UCBI вместе с MRM запустили PITCH UA. На основе успеха этих проектов USAID открыл долговременный проект трансформации и коммуникации – это невероятная победа и на самом деле уникальная ситуация. И наша страна является одной из немногих, где есть отдельный проект, такой как TCA». По словам Веры, UCBI является более быстрым и гибким, и за прошлый год при его поддержке было сделано 100 проектов: «В этом году, с мая мы поддерживаем уже около 30 проектов».
Дальнейшая деятельность UCBI будет сосредоточена, во-первых, на экспериментах: «Просим обращаться к нам, если вы готовы к экспериментам на темы травмы, конфликтов и возможностей построения диалога на сложные для нашего общества тематики. Мы чувствуем недостаток форматов, где люди понимают разные позиции, разные взгляды по вопросам, которые для нас всех болезненные. Мы хотим вместе с креативной индустрией искать эти решения, чтобы учить нашу аудиторию спокойнее и понятнее говорить на сложные темы. Второе – для нас важна историческая память: мы хотим продолжать говорить о том, какие мы уникальные, но на более региональном уровне. То есть объяснить, почему Одесса является украинской, показать культурную историю Харьковщины, рассказывать, почему Херсон – это не только про арбузы. И последнее: мы очень хотим при поддержке креативной индустрии достучаться до людей на оккупированных территориях. Если есть идеи в этом направлении, мы будем рады».
Кстати, по словам Костенко-Кузнецовой, UCBI4 поддерживает не только контент, но и культурные проекты: «Если у вас есть идеи по созданию культурных событий на Севере и Юге, мы в них заинтересованы. И в коммуникационных проектах так же».
Общественное Вещание
«Мы как общественный вещатель объединяем несколько функций, – рассказал Григорий Тычина. – С одной стороны, мы организация, которая финансирует производство проектов, с другой – медийная компания и также заботимся о рейтингах, показателях смотрения и т. д. Почти все продакшены участвуют в наших художественных конкурсах, но не все понимают, что мы не являемся грантодателями: Общественное финансирует производство проектов, права на которые на 100% переходят к нам. И мы также являемся и потребителями грантов, потому что многие проекты, производящиеся в рамках художественных конкурсов Общественного, профинансированы американскими и европейскими налогоплательщиками. Потому что, если говорить про прошлый и этот год, денег, которые мы получаем из госбюджета, хватает только на зарплату и трансляцию наших программ в эфире – на производство остается очень немного. Наши крупнейшие грантодатели – USAID и французское агентство CFI».
По словам Тычины, грантодатели, конечно, определяют направленность контента, который финансируют: «У нас был первый большой пул художественных конкурсов, связанный с получением гранта Госдепа, его цель – борьба с российской дезинформацией. И все проекты, ставшие победителями, были направлены на ее достижение».
Григорий также сообщил, что в одном из ближайших художественных конкурсов Общественное попытается заказать игровой контент – телефильм: «Но, учитывая обстоятельства, мы все проекты тематически направляем на то, чтобы они касались либо grand affairs, либо истории Украины, либо наших современных героев. Потому игровой телефильм, думаю, будет на эту тему. И будет еще один художественный конкурс, направленный на заказ документалки о роли украинских исторических фигур в европейской истории».
В конце Тычина отметил, что в течение 2,5 лет художественных конкурсов Общественное определило 188 победителей, которые уже произвели или еще производят около 355 часов контента: «До войны мы пытались зайти в разножанровое производство, в частности документальное, но так же на художественных конкурсах определялись победители, которые, например, производили финалы Нацотбора на Евровидение. Ну и еще был большой художественный конкурс, направленный на то, чтобы поднять канал «Перший» в рейтинговой таблице: мы заказали около 65 эпизодов социального ток-шоу «По-людськи», но, к сожалению, после начала полномасштабной войны эти планы были свернуты. Так что теперь мы концентрируемся на документалистике».
Украинский институт
Руководитель направления «Кино» Наталья Мовшович также отметила, что Украинский институт, который она представляет, не является грантодателем: «Мы – государственное учреждение, аффилированное c МИД, мы занимаемся культурной дипломатией и финансируемся налогоплательщиками Украины, но на программный бюджет использовать эти средства не можем. Мы не финансируем производство контента – для этого есть Госкино, но промотируем готовый продукт. Наша основная цель – привлечь внимание зарубежного зрителя и рассказывать об Украине. Поэтому мы работаем с кино, которое является искусством, доносит смыслы и конкурентоспособно за рубежом. И сейчас нужно констатировать, что авторская документалистика конкурентоспособна – мы говорим о фестивалях и ограниченном кинотеатральном прокате, потому что речь идет все же об артхаусе».
Далее спикер рассказала о конкурсе Украинского института proMOTION: «Эта программа существует уже четыре года. В прошлом году нас поддержали несколько фондов, в том числе «Евримаж». В этом году мы также подписали договор с «Евримажем» и имеем финансирование на семь проектов в течение года – до 8 тыс. евро на международное промо каждого. Мы проводим конкурс трижды в год, уже были две эдиции, следующую проведем в октябре. Логика такова: если поделить год на три части, в каждой выйдет по четыре месяца, в течение которых проходят международные фестивали класса А и не только. И когда проект уже имеет приглашение от фестиваля и понимает, где он будет представляться, он может податься на наш конкурс и получить до 8 тыс. евро от «Евримажа». Если письма от фестиваля пока нет, лучше не подаваться. Эта программа начиналась как поддержка заграничного проката, но отреагировала на запрос индустрии, которая подавалась сугубо на фестивале, поэтому мы ее так и переформатировали. Мы также рассматриваем поддержку зарубежного промо, дистрибуции, если подписан договор с дистрибутором или сейлзом. Если нет четкого понимания, где именно за границей в ближайшие полгода будет показан фильм, лучше подождать».
В рамках конкурса рассматривают полнометражные проекты – документальные и игровые. Раньше были и короткометражные, но по условию «Евримажа» фильм должен длиться от 79 минут. Решение принимают вместе с иностранными экспертами: «У нас в жюри есть Серхио Гарсия, занимающийся в «Евримаже» промотированием, и Сьюзан Дэвис – она занимается программой Film sales support в сети European film promotion, то есть это эксперт с очень большим опытом оценки проектов, – рассказала Наталья. – Раньше мы оценивали только при участии украинских экспертов, но взгляд зарубежных экспертов на то, что интересно за границей, всегда любопытнее. Поэтому на решение поддержать или не поддержать проект влияют его художественное качество и потенциал за рубежом. Для нас также важно, чтобы у проекта была история: поддержанные нами проекты уже имели международную премьеру, например на Берлинале, но потом у них началась история на других фестивалях, и для нас важно это постоянное путешествие проекта – для видимости институции и нашего партнера».
Также Наталья не исключила возможности того, что с появлением в «Евримаже» нового, телесериального конкурса будущее сотрудничество с производителями контента будет распространяться в том числе и на сериалы: «Несмотря на то что мы работаем с кино как искусством, мы думаем о выходе на маленькие экраны и возможности рассказывать об Украине через эти истории также. Поэтому я думаю, что в следующем году мы с «Евримажем» поговорим об этой возможности».
Поддерживают в Украинском институте и шоу-кейсы, и продюсерские кейсы: «Это делегации продюсеров, которые мы поддерживаем на международных кинорынках. У нас есть продюсеры и телесериального контента: для нас важно охватить всю индустрию. Зависит от того, что именно ищет фестиваль. Но надо понимать, что это не какая-то программа, которую мы разрабатываем, – это такая путевка в жизнь, а далее нужно бегать по рынку, хватать нужных вам людей и делать активный нетворкинг».
Итак, в целом картина ясна. Какой из этих возможностей вы воспользуетесь или не воспользуетесь – зависит уже от вас.