«Весь прошлый год мы проводили наши кинособытия за границей. Но все время мечтали вернуть Одесский международный кинофестиваль домой – в Украину. И сейчас проводим его здесь, в Черновцах», – констатировала Анна Мачух во время церемонии открытия ОМКФ, в этом году проходящего в четырнадцатый раз. Почему Одесский кинофест временно переехал на Буковину, думаю, очевидно (а если все же нужно подробное объяснение, советую обратиться к этому интервью гендиректора ОМКФ). И влияние вездесущего «фактора» ощущается не только в контексте локации: войне посвящены фильмы в программе фестиваля, вызванные ею изменения обсуждают на мероприятиях индустриальной секции и даже фильм открытия – долгожданный «Довбуш» Олеся Санина – не выходил бы на экраны именно сейчас, если бы не полномасштабное вторжение.
Церемония открытия ОМКФ, состоявшаяся в Культурно-художественном центре имени Ивана Миколайчука, была не исключением: мероприятие началось минутой молчания по погибшим в войне, а после гости аплодисментами почтили память украинских кинематографистов, отдавших жизнь, защищая нашу страну. Но война, как отметила Мачух, не должна остановить культуру, поскольку она выполняет важную миссию: «Враг приложил и продолжает прилагать очень много ресурсов и усилий, чтобы показать, что Украины не существует, что наша культура неважна, использует кино как оружие, показывая миру искривленную информацию. Уничтожает нашу культуру всеми возможными способами. Чтобы противостоять врагу, мы не имеем права останавливаться, мы должны продолжать создавать кино, показывать его украинцам и миру».
«Главная задача индустрии сейчас – усиливать узнаваемость украинского кино, сделать, чтобы оно оставалось в тренде, – добавила в видеообращении президент фестиваля Виктория Тигипко. – Голос украинского кино должен становиться все крепче и громче».
Собственно, показы фильмов, нетворкинг и другая работа по укреплению голоса украинского кино продолжается на Одесском кинофестивале пятый день. А каким было его открытие, покажу вам ниже.
Ведущими церемонии были бессменный программный консультант ОМКФ Алик Шпилюк и актриса Дарья Трегубова
Конечно же, такое событие не могла не посетить местная власть. Городской голова Черновцов Роман Кличук был в окружении старых знакомых: Алексея Гладушевского, Татьяны Дяченко и Алекса Малышенко, который в этом году также является программным координатором ОМКФ
Одним из первых фильм открытия ОМКФ увидел и председатель совета Буковинской кинокомиссии Владислав Севрюков
Режиссер Денис Тарасов, посещая премьеры коллег, готовится к собственной: уже осенью его лента «БожеВільні» будет презентована в Европе
В этом году нам обещали и премьеру ленты «Дім за склом», но ее режиссер Тарас Дронь и исполнительница главной роли Ирина Веренич-Островская пока загадочно молчат
Также среди гостей церемонии открытия были Ирина Громозда и Алена Лавренюк,
Вадим Карпьяк и Татьяна Пушнова
а еще – национальный представитель Украины в Eurimages Сергей Зленко и продюсер Анна Капустина, которые чуть позже выступали в индустриальной секции ОМКФ
На сцене церемонии была погашена специальная марка Одесского международного кинофестиваля, которую разработала «Укрпошта»
Режиссер «Довбуша» Олесь Санин не скрывал радости от того, что проект, которому он посвятил много лет своей жизни, наконец-то увидят зрители. Напомню, в массовый прокат фильм выходит сегодня, 24 августа
Показ «Довбуша» на открытии ОМКФ был украинской премьерой ленты, поэтому на мероприятии присутствовал и оператор-постановщик «Довбуша» Сергей Михальчук, который сейчас служит в ВСУ. После начала полномасштабной войны с россией Сергей и Олесь договорились: режиссер должен во что бы то ни стало закончить кино, а оператор пойдет в ВСУ защищать нашу землю
Продюсер Максим Асадчий финальную версию фильма видел не раз, поэтому на премьере не сводил глаз с жены
А сопродюсер «Довбуша» Даниэль Билак на премьеру пришел один, поэтому он внимательно смотрел на зрителей в зале
В кадре исполнительница роли невесты Олексы Довбуша Дарья Плахтий носила свадебное платье весом 5 кг. На мероприятии в Черновцах ее наряд был гораздо более легким, но не менее красивым
А исполнитель роли брата Довбуша Сергей Гнатковский, хоть и пришел на открытие ОМКФ с женой, находился в центре внимания поклонниц
Дмитрий Сухолыткий-Собчук поблагодарил Олеся Санина за кадры-оммаж известному польскому художнику Яну Матейко. Впрочем, какая именно сцена воспроизвела картины художника, я вам не скажу, поскольку не сильно разбираюсь в отличие от Дмитрия в творчестве Матейко
Сегодня фильм стартует в прокате в Украине, Германии, Чехии, Словакии, Литве, Израиле и Корее, и команда «Довбуша» ждет зрителей в кинотеатрах
А пока гости в своих невероятно красивых костюмах с национальными элементами (таким был дресс-код церемонии) собирались в холле центра имени Миколайчука, я успела коротко пообщаться с Алексеем Гнатковским и Дарьей Плахтий, воплотившими на экране самых близких людей Довбуша. К сожалению, Сергея Стрельникова, сыгравшего самого Олексу Довбуша, в Черновцах не было – не позволил насыщенный съемочный график. В других обстоятельствах это меня, наверное, огорчило бы. Но сейчас радуюсь за него как за себя: не каждый актер в нынешних условиях может похвастаться наличием работы.
Первым со мной поговорил Алексей Гнатковский.
– До «Довбуша» вы играли в Ивано-Франковском театре – и путь в кино сразу начали с блокбастера. Было ли сложно и как готовились к этой роли?
– Здесь есть два аспекта. С одной стороны, это моя профессия. Ты профессионально выполняешь свои обязанности. Если ты не знаешь своей профессии, то есть вопросы к твоей компетентности. С другой стороны, эта роль требовала определенных физических наработок. У нас были каскадерские трюки. Более чем за полгода до съемок я начал заниматься верховой ездой, узконаправленно тренироваться с тренером. Плюс репетиции с каскадерами, чтобы выполнять трюки. В фильме есть сцена, где на высоте я иду по бревну. Я сказал, что сам буду делать этот трюк – притом что ужасно боюсь высоты.
– Научились ли вы на съемках этого фильма чему-то специфическому, чего раньше не умели?
– Я никогда не стрелял из того оружия, которое мы использовали на съемках: это действительно оружие 17–18-го веков, и нас этому учили. На лошадях я умел кататься. Но здесь была специфическая езда по горам. Ну и длительная работа с профессиональными каскадерами.
– Планируете ли дальше развивать свою кинокарьеру? Может, есть какие-то предложения?
– Не могу сказать, что я планирую. Ибо расскажи Богу свои планы, и он рассмеется. У меня есть какие-то желания… Хотя сейчас у меня желание, чтобы русские сдохли. Я хочу, чтобы Украина победила. Я хочу, чтобы в Украине говорили на украинском языке. Я хочу, чтобы украинцы знали себя. Для того, что я хочу, я буду много всего делать. Я буду много работать в театре. Из кино пока не поступало каких-либо предложений – в кино у нас сейчас пробуксовка. И это нам чести не делает. Москали в этом году выделили огромный бюджет на культуру и, в частности, фильмы. Я считаю, что нам необходимо снимать кино. Но это уже вопрос не ко мне. Пока государство не поймет, что кино нужно, до тех пор этого всего не будет.
– Действительно, ситуация в украинской киноиндустрии очень сложная. А как обстоит дело с театром?
– Мой работает мощно, и я знаю много таких театров. Люди ходят в театры. Люди хотят этого. Люди, когда приходят в театр, сидят вместе: понимают, что реагируют на одни и те же вещи, и осознают, что они не одни. И получается магия. Театр не умрет никогда, и те, у кого есть голова на плечах, делают много работы. Хорошие театры делают хорошие вещи. Создают в том числе развлекательный контент. Ведь это тоже нужно. Людям нужна разрядка.
– В киноиндустрии актеры говорят об ощутимом сокращении гонораров. В театре такая же ситуация?
– По-разному. Сокращаются бюджеты, к сожалению. Но есть какие-то антрепризные вещи. У меня есть, например, антрепризный спектакль с Ирмой Витовской, с помощью которого мы каждый месяц отправляем по машине на фронт. Сейчас везде тяжело. Все люди прилагают сверхусилия. И все равно это гораздо легче, чем быть на фронте. Никакого культурного, экономического фронта не существует.
Позже мне также представился случай поговорить с Дарьей Плахтий:
– На съемках у вас было свадебное платье весом более 5 кг. Как проходили съемки этой сцены?
– Свадебное платье является воплощением всего приданого невесты – и все приданое было вывешено на меня, на мои плечи. Это было тяжело физически. Но не могу сказать, что эти сцены были самыми трудными. Это было прекрасно. И все воспоминания о съемках фильма останутся глубоко в сердечке.
– Известна ли дальнейшая судьба свадебного платья?
– Насколько я знаю, планируется выставка костюмов из «Довбуша». И это платье также должно там присутствовать.
– Были ли сцены, которые вы могли бы охарактеризовать как самые тяжелые для съемок?
– Были разные сцены. Одна из них сама по себе тяжелая эмоционально – это встреча после плена Олексы с Маричкой. На первом этапе съемок были сильнейшие дожди перед этой сценой. Локацией были пороги реки. Мы ждали несколько часов, когда закончится дождь. Расставили дорогие камеры. И в момент, когда уже «Камера, мотор!», вся дождевая вода начала стекать на камеры, на людей. Нас спасла команда каскадеров.
– Сколько продолжались конкретно ваши съемки? Участвовали ли вы во всех блоках съемок (2019-й, 2020-й, 2021-й)?
– Я присутствовала только на двух этапах. На проходившем в 2020 году сняли только две масштабные сцены.
– Трудно ли было возвращаться к съемкам после перерыва?
– Нет, это было приятно. Потому что перерыв был большой. Все переживали за фильм, хотели, чтобы мы его досняли.
– Хочу также поговорить о вашем опыте жизни в Великобритании. Раньше вы говорили, что за границей очень большая конкуренция и трудно получить роль в иностранном проекте. Изменилась ли ситуация сейчас?
– Во-первых, я вернулась. Возможно, поеду снова, если станет опасно зимой. Честно скажу, я не сильно долбила эту скалу с кастингами, поскольку у меня ребенок и очень мало свободного времени. И я работала баристой в кафе, чтобы нормально чувствовать себя материально. Скорее всего, украинским актерам нужно начинать с массовок, начинать знакомиться. Я поняла, что у меня нет ресурса на это.
– Ведете ли сейчас переговоры об участии в съемках?
– У меня был один классный проект. Интересно, что режиссер там не украинец, но события об Украине, об эвакуации мамы с ребенком. Мы с дочерью записывались для кастинга – пока ждем ответа. Вот этот проект о войне показался мне единственным уместным. Но для меня сейчас вообще не в приоритете думать о карьере.
А пока зрители смотрели фильм, руководитель промоотдела FILM.UA Distribution Дмитрий Майстренко и команда ленты готовились к показу в следующем городе всеукраинского промотура. Создатели уже презентовали «Довбуша» в Ивано-Франковске, Львове, Луцке и Киеве, сьогодня покажут в Харькове, а впереди – Днепр (25 августа, «Мост-Кино»), Запорожье (26 августа, кинотеатр им. Довженко), Одесса (27 августа, Multiplex в ТРЦ Gagarinn Plaza), Черкассы (28 августа, «Украина»), Хмельницкий (29 августа, Woodmall), Тернополь (30 августа, Мiramax и Zlata), Житомир (31 августа, кинотеатр им. Франко)
После завершения показа мнения зрителей разделились. Кто-то хвалил батальные сцены «Довбуша», костюмы, показанную красоту гор. Кто-то критиковал сюжет, говорил о немного неровном монтаже. Впрочем, настоящее кино должно быть таким – вызывать эмоции и оживленные дискуссии. А лучший способ составить мнение о фильме – посмотреть его лично в кино. Напомню, что часть денег с каждого проданного билета команда будет перечислять на поддержку ВСУ.
Тем временем 14-й Одесский международный кинофестиваль продолжается, и коллеги из MBR уже готовят для вас подробные отчеты с мероприятий индустриальной секции. Не пропустите.