На прошлой неделе во Франции состоялся традиционный весенний рынок контента MIPTV, на котором, несмотря на войну, была мощно представлена Украина. Четыре отечественные компании – FILM.UA Group, Starlight Media, «Медиа Группа Украина» и 1+1 media – продемонстрировали образцовую эффективность объединенных действий в приоритетном для аудиовизуальной сферы международном направлении, презентовав в Каннах не каждая себя, а всю индустрию. О том, как задуманное удалось провернуть в рекордные сроки, без чьей поддержки миссия была бы невыполнима и какие плоды эта работа приносит уже сегодня, мы поговорили с Катериной Удут – директором компании Media Resources Management, координировавшей этот процесс.
– Решение физически присутствовать на MIPTV принималось в середине марта – вероятно, период самой большой растерянности и неопределенности. Почему все-таки решили ехать?
– Примерно на третьей неделе войны все окончательно поняли, что произошло, и начали общаться с коллегами по цеху не только внутри своих компаний. Оказалось, что буквально с первого дня войны большинство людей работали каждый в своей сфере – не только те, кто задействован в производстве новостей и информационного контента. Эта работа часто нестандартная, но она кипит, люди трудятся 24/7 без выходных. С другой стороны, шло активное общение с иностранными коллегами и партнерами: все начиналось словами поддержки, а заканчивалось поиском возможностей для сотрудничества. Начались активные продажи контента. То есть мы понимали, что ничего, несмотря на военное положение, не стоит на месте и нужно очень быстро что-то делать, чтобы найти пути для поддержки индустрии.
До Канн оставалось 2,5 – максимум три недели, поэтому мы решили, что есть смысл подумать о традиционном стенде FILM.UA Group, который ежегодно присутствует на рынке. Параллельно группа общалась с 1+1 media, «Медиа Группой Украина» и Starlight Media о планах на ближайшее будущее. Переговорив с топами - особенно теми, кто причастен к международного развитию, – мы понимали, что большие медиакомпании так или иначе на одной волне и сейчас как раз тот момент, когда нужно выступить единым фронтом.
MRM как посредник между украинской индустрией и организатором MIPTV – компанией RX – активно включилась в переговоры, сообщив, что нам интересно приехать физически, поскольку большинство коллег (женщины, девушки) находятся в Европе. И организаторы проявили суперлояльность, за две недели до ивента предоставив нам по сути карт-бланш по организации присутствия Украины.
– О чем в итоге получилось договориться?
– Во-первых, о бесплатной организации большого стенда на пять рабочих столов с очень хорошей локацией.
– А сколько аренда такого стенда обычно стоит?
– Одно дело – место, а другое – застройка, брендинг, мебель, техника, полиграфия и т. д. Все это делает отдельная компания-подрядчик, и цена зависит от комплектации.
При обычных условиях аренда и застройка подобного стенда на 18 кв. м стоила бы порядка 30 тыс. евро
Кроме замечательного стенда организаторы предоставили бесплатную регистрацию работающим на стенде компаниям-участницам – это около 15 человек от FILM.UA и трех медиагрупп. Также мы договорились о бесплатной регистрации на MIPTV – и онлайн, и офлайн – для всех желающих представителей украинской индустрии. Абсолютно все регистрации проходили через MRM, мы делали для рынка специальную рассылку с объяснением, как правильно зарегистрироваться.
– Много людей воспользовались такой возможностью?
– Да, более 80 человек физически присутствовали в Каннах. А в онлайне – еще больше.
– А сколько украинцев обычно приезжают на MIPTV?
– Вполовину (а то и больше) меньше, ведь стандартная цена бейджа участника – примерно 1000 евро. В этом году организаторы дали украинским компаниям возможность сэкономить эти деньги. Большим сюрпризом уже на месте стало открытие MIPTV, в котором принимала участие Виктория Ярмощук.
– Это была инициатива организаторов?
– Абсолютно. За день-два до мероприятия Виктория получила письмо, в котором ее попросили быть в день открытия в определенное время в определенном месте – она до последнего не знала зачем. И 4 апреля утром возле Дворца фестивалей директор MIPTV Люси Смит, президент RX France Мишель Филзи, мэр Канн Дэвид Лиснар и другие официальные лица торжественно перерезали ленточку вместе с гендиректором FILM.UA Group. Приятная неожиданность, гордость и слезы на глазах.
Также организаторы предоставили нам отличный слот в конференц-программе первого дня MIPTV для проведения панельной дискуссии Stand With Ukrainian Media Industry. В зале на сто с чем-то мест все стулья были заняты, некоторые гости даже стояли, пришло много прессы.
Кстати, менеджеры MIP дали прессе наши контакты, и мы на месте координировали многие материалы: напрямую сводили журналистов с нашими экспертами, спикерами, представителями компаний. То есть нам оказали еще и мощную информационную поддержку, в том числе с представительством на сайте MIPTV, в рассылках и т. д.
– Расскажи подробнее о панельной дискуссии.
– В ней принимали участие директор департамента продаж контента «Медиа Группы Украина» Ирина Черняк, генпродюсер сериального производствва СТБ Катерина Шевелюк, руководитель управления продажи рекламных прав 1+1 media Инна Филиппова и CEO FILM.UA Group, глава Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук. Сначала немного рассказали о личном, как они и их компании встретили войну, но главный фокус был сделан на украинскую индустрию в целом. Дискуссия была так построена, что каждая говорила об определенных направлениях индустрии: кто-то – о девелопменте, кто-то – продакшене и дистрибуции, кто-то о сервисах. Это и была стратегия присутствия Украины на MIPTV: мы не выдвигаем вперед каждый свою компанию, а говорим обо всей индустрии.
Кстати, на украинском стенде не было ни одного логотипа, мы говорили за всю индустрию не только на стенде, но и на личных встречах, созданная перед MIPTV платформа Ukrainian Content Global Cooperation также рассказывает обо всех участниках инициативы.
– Почему дискуссию модерировал Тим Кресценти?
– Мы пригласили Тима, поскольку он друг, партнер и реально искренний фанат Украины, сотрудничал со многими компаниями, хорошо всех нас знает, в частности дружит со всеми панелистами. MIP также хорошо его знает как одного из старожилов международной тусовки. Поэтому Тим отложил все свои дела, чтобы быть вместе с нами.
– Для этого ивента также был создан ролик, презентующий возможности и мощь нашей индустрии. Расскажи о работе над ним.
– По сути, креатив и идея были общими: из нескольких сценариев в результате дошлифовали один, который физически реализовали Аким Галимов и его команда, невероятно крутые ребята. В целом работа по подготовке к MIPTV, в частности создание ролика, шла настолько гладко, что я до сих пор не верю, что такое вообще бывает. Особенно учитывая, что с начала креатива до финальной версии ролика было буквально пять дней, а вышла восьмиминутная короткометражка об Украине – где мы, кто мы, что делаем, с прекрасными кадрами украинских проектов. Мы показывали проекты, ставшие знаковыми для компаний на международном рынке, благодаря которым их знают. С месседжем, что украинская индустрия не просит дать ей денег на интеграцию в международный рынок: мы давно там, у нас есть и партнерства, и продажи, и успехи, просто сейчас обратите немного больше внимания на нашу креативность, готовность работать и открытость миру.
Свою функцию этот ролик выполнил и во время показа на MIPTV вызвал у зрителей мощную реакцию.
– Ролик Ukraine is the Heart of Europe тоже показывали в Каннах?
– Да, в начале украинской панели, а также перед четырьмя другими секциями MIPTV. Это задумка Елены Мартыновой и ее команды, а исполнение Starlight Media. Видео короткое, но пробирает до мурашек.
В общем, на этот раз нам всем (коллеги об этом тоже не раз говорили) очень понравилось работать вместе. Чистый конструктив, креатив и включение в процесс 24/7. Когда ставились цели и задачи, люди боролись за пункты плана, кто будет это делать! Только так можно было в очень сжатые сроки, за две недели перелопатить большой объем работы. Ну и повторяю, что без поддержки MIP и конкретных людей в его топ-менеджменте ничего бы не произошло.
– Кто эти люди?
– Большая благодарность директору MIPCOM и MIPTV Люси Смит – без ее воли и позиции в отношении Украины все было бы гораздо сложнее. И еще большая – Хикран Лефорт, руководителю по продажам в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии, DACH (Германия, Австрия, Швейцария), СНГ и Океании. По сути, это ее личная инициатива так все провернуть, и она стояла в копии всех писем, отвечала 24/7, все регистрации пропускала через себя и MRM, поскольку времени было очень мало, а миссия нашего совместного проекта крайне ответственна.
– Были ли на рынке представители российской индустрии?
– Не было. Та самая Хикран всех своих клиентов из рф (а ты же понимаешь масштаб россии и сколько денег оттуда получал MIP) лично предупредила, сказав открытым текстом: you are not welcomed here. Если вы будете регистрироваться, мы будем отсекать ваши регистрации, если вы приедете, вас никто не пустит во Дворец фестивалей. И даже те, кто пытался зарегистрироваться через автоматическую систему, где сразу можно оплатить участие, тут же получали отмену и возврат денег. Было несколько человек из России, давно работающих в международных компаниях и зарегистрировавшихся от них, но это единичные случаи. Поэтому менеджмент MIP можно назвать еще одними ангелами-хранителями нашей индустрии, никто не ожидал от них столь фантастической поддержки.
– А как вели себя участники MIPTV? Чувствовалась ли поддержка от них?
– В целом во Дворце фестивалей было много стендов с украинской символикой. А общественный вещатель Польши TVP отдал украинскому флагу центральное место своего стенда – там, где должен размещаться хедлайнер каталога.
Также поляки раздавали украинские значки – даже в Каннах (уже не говоря об их стране) от них была просто безумная поддержка. Кстати, поддержка ощущалась и визуально – многие на MIPTV были с символикой в цветах украинского флага.
На стенде же у нас был аншлаг с момента открытия до шести вечера третьего дня, хотя все остальные, как правило, с обеда последнего дня рынка уже закрываются. Люди приходили назначить встречи, кто-то, проходя мимо, выражал поддержку, кто-то, у кого есть знакомые в Украине, делился эмоциями. Слез на самом деле было очень много, хотя все пытались держаться. Каждый работавший на стенде давал понять, что мы здесь про бизнес, но, конечно, все возвращалось к человеческим отношениям и чувствам. Многие друзья из разных компаний мира приходили просто поговорить, обнять, и у каждого в глазах огромный вопрос, как такое вообще возможно... В то же время все были в восторге от того, что Украина все же приехала и это сделано очень красиво.
Многие люди и компании, ранее не работавшие с Украиной, приходили с предложениями сотрудничества, интересовались сервисами, спрашивали об анимации. Представители бродкастеров рассказывали, что запускают каналы для переселенцев и нуждаются в украинском контенте. Директор одного киноуниверситета предлагал образовательные программы для украинских студентов… Интересно, что именно все это мы для себя прописывали в целях, готовясь к MIPTV. Также в нашем перечне целей кроме очевидных вещей о дистрибуции и копродукции было промо в профильных международных СМИ – и это отдельный разговор, насколько мощно удалось его реализовать. Еще один пункт – участие и мощный голос украинский аудиовизуальной индустрии на крупных международных индустриальных мероприятиях, и в идеале на бесплатной основе. Это именно то, что нам сделал MIP, и уже на месте, в Каннах, мы вели переговоры с организаторами NATPE, MIA Market в Риме, также в планах переговоры с NEM Dubrovnik, Serial Killer и другими рынками и форумами. Сейчас понимаем, что 80% предстоящих ивентов очень лояльны и ждут Украину если не бесплатно, то на спецусловиях для участия.
Лично познакомиться и установить контакт с Украиной пришла исполнительный директор UniFrance. Представительница Entertainment One – компании, в которую обычно тяжело попасть даже на ресепшен – пришла по собственной инициативе с вопросом, чем они могут быть полезны. В последний день пришли основатели крупной американской компании Big Media и говорят: «Нас во Дворце фестивалей не было лет десять (стенды, вечеринки и прочая рыночная жизнь у них происходит в пентхаусах на набережной. - MBR), а сегодня мы пришли только ради вас – выразить поддержку, обменяться контактами». Такого было много, и это суперсильно. Появилось понимание, что мы в этой ситуации совсем не одиноки.
– Давай вернемся к пункту о промо в СМИ.
– Поддержка индустриальной прессы была очень серьезной, и работа с ней началась еще до MIPTV. Большое спасибо нашим постоянным партнерам – Prensario, Senal, которые много написали и в онлайне, и в печатных своих изданиях, и лично приходили на стенд. Очень сильно и буквально с первых дней войны нас поддерживает Кьяра Дуранти, основательница издания о форматной индустрии FormatBiz. При этом не только в профессиональном, но и в личностном плане – знаю, что она занимается украинскими переселенцами в Италии. И конечно же, отдельный мощный кейс – журнал TVBIZZ сделал уникальный спецвыпуск, посвященный Украине.
Как потом оказалось, эта красота финансировалась рядом людей, обычно покупающих рекламу для своих компаний и проектов в каннском выпуске. А на этот раз они просто задонатили журналу, чтобы он имел возможность сделать выпуск исключительно об Украине – без какой-либо рекламы, без логотипов. То есть поддержали нашу индустрию таким образом. Огромный респект таким людям. Отдельное большое спасибо шеф-редактору TVBIZZ и CeeTV Георгию Чакарову – по сути, это была его инициатива сделать журнал. По словам Георгия, поскольку донаторы перевели намного больше денег, чем нужно, оставшуюся сумму передадут либо в фонд армии, либо в фонд, который будет поддерживать украинскую медиаиндустрию.
Еще один отдельный разговор о поддержке со стороны британского С21. В издании С21 Media нам сделали невероятное media coverage: не только публикации, но и рекламные баннеры, место в рассылках и т. д. Причем все их ключевые люди – Эд Уоллер, Дэвид Дженкинсон, Одири Ивуджи – лично занимаются Украиной. И они же лично выступили в поддержку Ukrainian Acquisition Fund, идея которого накануне MIPTV витала в воздухе, а благодаря С21 очень оперативно выкристаллизовалась и начала воплощаться жизнь.
– Расскажи подробнее о фонде.
– Это идея Катерины Вишневской и Виктории Ярмощук, которую кроме FILM.UA уже также поддержали три медиагруппы. О запуске Ukrainian Acquisition Fund было объявлено в преддверии MIPTV. Цель фонда – аккумуляция денег от международных компаний, по сути являющихся авансовыми платежами за создание разного вида контента, который украинские компании обязуются произвести в будущем. Механизм привлечения партнеров, правила их участия и контроля за исполнением обязательств со стороны украинских компаний находятся на финальной стадии разработки и в ближайшее время будут объявлены официально. Но мы все знаем, что во времена, когда другие источники финансирования производства контента в Украине недоступны или ограничены по очевидным причинам, UAF поможет поддержать нашу индустрию и обеспечить людей из креативного сектора работой без необходимости перехода в иностранные компании. Первым фонд поддержали именно С21, направив туда свой заработок от профессионального объединения C21Club, традиционно работавшего все дни во время MIPTV. Я уверена, это отличное начало, ведь С21 – трендсеттер международной контент-индустрии.
Как я уже отметила, фонд находится на стадии становления, всю информацию о нем мы будем публиковать на страничке Ukrainian Content. Global Cooperation.
– В объединенный каталог, который FILM.UA, Starlight Media, «Медиа Группа Украина» и 1+1 media привезли на MIPTV, вошли как готовые фильмы и сериалы, так и те, что находятся в девелопменте. По какому принципу их отбирали и как в каталоге появились проекты Общественного?
– Начну с конца. Предполагался большой интерес к документальному контенту, и именно Общественное в нем эксперт, поэтому пакет документального контента компании был включен в каталог. На практике это предположение оказалось оправданным – проектами Общественного активно интересовались на MIPTV. К сожалению, представителей вещателя в Каннах не было, но вовлеченность нашего паблик-бродкастера в работу с международным рынком очень важна, и мы будем стараться ее развивать.
По поводу отбора: мы ожидали, что спросом будут пользоваться проекты о войне, которую россия развязала против Украины еще в 2014 году, поэтому в каталоге представлены игровые проекты вроде фильма «Черкаси» и много тематических документалок. Однако оказалось, что даже в таких условиях международный рынок заинтересован в историях о людях, а война может быть разве что фоном, на котором развиваются события. Также в каталоге много проектов, посвященных украинской истории, – от игровых сериалов «І будуть люди» и «Сага», которые через призму жизни обычных людей показывают турбулентные этапы ХХ века, до документального сериала «Колапс: як українці зруйнували імперію зла» (рассказывает о роли украинцев в распаде СССР с точки зрения Украины, без нарративов других государств) и цикла «Україна: повернення своєї історії» (развенчивает исторические мифы, веками навязываемые украинцам).
Кстати, из проектов в девелопменте многие также построены вокруг исторических событий: авантюрный мини-сериал «Серце лева» рассказывает о 30-х, военная драма «Табун» – о Второй мировой, криминальная драма «Змеиное гнездо» – о 80-х, сериал «Наша Галя» – о 90-х. И даже проекты более «легких» жанров – например, костюмированные мелодрамы «Крепостная» и «Кава з кардамоном» или семейная полнометражная анимация «Роксолана» – так или иначе демонстрируют разные периоды украинской истории. Также в каталоге есть ukrainian original – мистический этнотриллер «Зілля», рассказывающий о свободе и выборе, но не на войне, а в личной жизни.
Кроме того, международному рынку доступен объединенный каталог сервисов украинских компаний, в котором множество предложений – от VFX и анимации до изготовления декораций любого уровня сложности, от услуг по лицензированию до прямоэфирных трансляций крупных ивентов.
– Есть ли уже сегодня практический результат консолидированной работы индустрии на международном направлении?
– Традиционно рынки MIP – это такая вершина айсберга, где все планы и желания только декларируются, а реализация наступает позже. Сегодня, подводя итоги всех встреч, мы формируем единую базу контактов, запросов и т. д., чтобы это было максимально полезно для каждого игрока индустрии – для кого что релевантно. И теоретически планируем продолжать эту инициативу в таком же виде (с панелями, стендами) и таком же составе участников на последующих важных индустриальных ивентах в течение года.
Если же делать выводы, то мы поняли, что все направления деятельности, которые были презентованы, все доносимые месседжи, все точки соприкосновения, которые мы надеялись найти с международными коллегами, абсолютно реалистичны. Мы со своими идеями не живем в каком-то заоблачном мире, и международная индустрия готова встречать нас с подобными планами. Но конечно, для их реализации нужно время и очень много работы.