1 января 2021 года в Украине начало действовать Соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Канадой, открывшее для производителей контента новые горизонты, которые почти сразу же были затемнены полномасштабным вторжением. Впрочем, несмотря на войну, Соглашение остается в силе, а возможности копродукции с Канадой по-прежнему доступны украинским кинематографистам. Тому, как именно это работает в 2023 году, какие пути для производства и дистрибуции контента открывает и что мы можем предложить потенциальным партнерам прямо сейчас, была посвящена третья Конференция в рамках инициативы #UCANCOPRODUCE, имеющей целью практическое воплощение канадско-украинского Соглашения. Мероприятие, состоявшееся во время Берлинале, было организовано компанией MRM по инициативе Украинской киноассоциации, Telefilm Canada и Канадской ассоциации медиапродюсеров (CMPA).
После вступления модератора Луизы О'Брайен-Моран (Louise O'Brien Moran) из Manitoba Film and Music, говорившей об отличных симбиотических отношениях между Украиной и Канадой, а также о важности медиа для формирования идей, на сцену была приглашена Виктория Ярмощук. CEO FILM.UA Group поблагодарила канадских коллег и Посольство Канады в Украине за поддержку, отметив, что они начали сотрудничать с нашей индустрией задолго до полномасштабного вторжения: «Между украинскими и канадскими продюсерами состоялось несколько мероприятий по совместному производству, из которых вышло несколько интересных проектов». Речь здесь прежде всего идет о мероприятиях в рамках #ucancoproduce, а среди проектов можно вспомнить первый украинско-канадский телесериал «Бути монстром» (Monster Inside) – детектив с элементами триллера и ужасов, разрабатывавшийся компаниями FILM.UA Group и Incendo в 2021 году, или драму продакшена ForeFilms «Зрадники» (Betrayers) по сценарию канадского писателя Дэвида Безмозгиса (да и у исторического экшена «Довбуш», который должен стартовать в украинском прокате 24 августа, есть канадские партнеры, хотя и без статуса копродукции). «Сейчас украинские и канадские кинематографисты, люди, страны в целом близки как никогда, поэтому я уверена, что это сотрудничество будет только расширяться», – резюмировала Виктория и перешла к краткому обзору украинской киноиндустрии по состоянию на начало полномасштабного вторжения.
«В последние годы рынок развивался быстро, но в основном это произошло благодаря постоянно растущей государственной поддержке. В прошлом году отрасль должна была получить более $60 млн (в государственном бюджете на 2022-й было предусмотрено выделение 1,7 млрд грн на кинопроизводство. – MBR), но по очевидным причинам этого не случилось», – констатировала Ярмощук, заметив, что до пандемии у Украины был хороший бокс-офис, а во время постковидного восстановления украинские кинозрители помогли цифрам вырасти снова. «Отличный бокс-офис $65 млн, который мы собрали в 2021 году, говорит сам за себя», – добавила Виктория. По ее мнению, все эти цифры (в том числе доля сборов национальных фильмов в прокате, в 2021 году достигшая 10%) свидетельствуют, что до полномасштабной войны украинский рынок находился на грани прорыва как на локальном, так и на международном уровнях.
К тому же два года назад в Украине была введена система кэш-рибейтов (25% + 5%), а в течение 2022-го наши кинематографисты не только громко говорили на главных индустриальных площадках мира о желании сотрудничать, производить и быть полноправной частью международного рынка, но и работали по специальности. «Возможно, вы будете удивлены, но в Украине сейчас снимают не только документальное кино, – продолжила Ярмощук, – но и сериалы, игровые и анимационные фильмы.
За последний год было завершено производство шестнадцати лент при государственной поддержке и созданы другие проекты, без госфинансирования.
Вот лишь несколько примеров. Как видите, это очень разные по жанру картины: драмы, любовные истории, комедии. И что важно, здесь можно увидеть по крайней мере три фильма, являющихся копродукцией с другими странами: Польшей, Италией и Францией».
Полномасштабная война не помешала украинским лентам выходить в прокат в разных странах («Коза Ностра», «Я працюю на цвинтарі» и «Памфір» – далеко не полный перечень таких проектов),
а также успешно участвовать в международных кинофестивалях
В частности, в различных программах Берлинале в этом году было представлено шесть украинских фильмов
А один из номинантов на нынешнюю премию «Оскар» – картина об Украине, снятая в копродукции с Украиной
«Война в Украине – это трагедия, и я бы хотела, чтобы этого никогда не случилось, но теперь у нас есть шанс отделить себя от россии и громко заявить, кто мы и что мы можем. Мы это успешно сделали в прошлом году. И сейчас мы еще живы – и осторожно оптимистичны», – подытожила Виктория.
Уникальным кейсом локальной дистрибуции во время полномасштабной войны с присутствующими поделилась маркетинг-директор FILM.UA Group Полина Толмачева: «В июле мы приняли довольно безумное решение продолжить национальную дистрибуцию в Украине. Мы рискнули и, я считаю, справились.
Мы получили много инсайтов по опыту локальной дистрибуции во время войны. Люди в Украине действительно научились жить сегодняшним днем – произошел определенный сдвиг от материалистических ценностей к экзистенциальным. Такая среда прекрасна для творчества, а истории, которые мы рассказываем сегодня, стали глубже, чем когда-либо. Сейчас мы как никогда понимаем важность единства и взаимопомощи. С июля раз в месяц мы регулярно показываем украинские фильмы в кинотеатрах и собрали аудиторию почти в 200 тыс. зрителей.
Мы также заработали около $700 тыс. бокс-офиса: конечно, не огромные деньги, но для страны во время войны это блестящий результат. А еще получили медиапокрытие в 40 млн человек: это значит, что наша аудитория не забыла об украинском кино, наши фильмы все еще являются частью обычной жизни украинцев. Это очень важно и позволяет нам продолжать идти по этому пути, несмотря на множество новых вызовов».
Среди этих вызовов обстрелы украинских городов, отсутствие электроснабжения, комендантский час, что делает невозможными самые популярные до войны вечерние сеансы, общий экономический кризис, миграция населения и т. д. «Для любой киноиндустрии местное кино имеет решающее значение – и теперь мы знаем это наверняка, – резюмировала Полина. – Но стоит также упомянуть, что люди, несмотря на бомбы, идут смотреть не только украинские фильмы, но и «Аватар», например. Это означает, что им очень нужны хорошие истории: так же как хлеб, как крыша над головой, как безопасность и защищенность. И сейчас мы в Украине точно знаем, как мотивировать людей возвращаться в кинотеатры, смотреть истории о них самих. Все эти знания, весь этот опыт, уверена, могут быть очень полезны для всего мира».
В заключение Виктория Ярмощук напомнила, что может украинская индустрия прямо сейчас, несмотря на войну, и от имени всех наших продюсеров пообещала мудрое использование бюджетов будущих копродукций.
Признавшись, что информация о продолжении производства во время войны вызывает восторг, модератор Луиза О'Брайен-Моран отметила потенциал сделанных в копродукции с Украиной фильмов с точки зрения дистрибуции: «Украинская диаспора есть во всем мире, и сегодня усиливается чувство связи [со своим корнями] у второго, третьего поколения мигрантов, поэтому думаю, что аппетит к украинскому контенту будет только расти».
Ну а о возможностях сотрудничества с Канадой в 2023 году рассказала Жюли Блондин (Julie Blondin), директор по вопросам бизнеса и копродукции Telefilm Canada – федерального агентства, имеющего мандат правительства Канады на администрирование всех соглашений о совместном производстве. Она подчеркнула, что копродукция в рамках Соглашения – лишь один из способов сотрудничества между аудиовизуальными производителями, но, пожалуй, самый любимый проюсерами, «поскольку она открыта, инклюзивна, разнообразна, охватывает кино, телевидение, разные виды продюсирования для любых площадок». Из особенностей этого сотрудничества спикер выделила следующие:
Финансирование и распределение доходов
«Для участия требуется минимальный порог финансирования: если это двусторонняя копродукция – только Канада и Украина, – порог составляет 15%. Если же соглашение трехстороннее, то есть вы привлекаете третью страну, например Польшу или Италию, – порог снижается до 10%. При этом деньги необязательно должны поступать из Украины: например, если на борту есть международный дистрибутор, часть оплаченной им минимальной гарантии может быть использована с украинской стороны финансирования, чтобы достичь необходимого порога.
Финансирование должно быть пропорциональным, однако это не означает, что источник финансирования от Украины обязательно должен быть украинским: некоторые источники могут быть приписаны украинской стороне».
Команда
«Авторы и команда должны пропорционально соответствовать вкладу канадской и украинской сторон. Важно отметить, что речь идет о гражданстве – то есть украинские творцы могут, но не обязаны проживать в Украине. То же касается и канадцев. Вы не ограничиваетесь только гражданами Канады или Украины, но они должны быть на ключевых должностях (как правило, их восемь: руководитель сценарной группы, режиссер, оператор-постановщик, главные актеры и т. п.). На этих ключевых позициях, которые определяются по типу работы (например, анимация, документальное кино), разрешено иметь одно лицо с другим гражданством, но с этим к нам лучше обращаться заранее, чтобы было время для согласования процесса с обеими сторонами».
Дистрибуция
«Соглашение требует дистрибуции или VoD-трансляции совместного фильма в обеих странах, поэтому я была очень рада услышать, что в Украине есть дистрибуция – безусловно, это рецепт успеха. Распределение доходов должно быть пропорциональным: мы бы не хотели, чтобы авторские права делились пополам, а доходы – наоборот. Не так работает брак», – пошутила Жюли.
Исключения
«В случае высокобюджетного фильма гражданину третьей страны будет позволено занять еще одну ключевую должность: например, у вас может быть режиссер и актер, не являющиеся гражданами Украины и Канады. Съемки в третьих странах в творческих целях будут разрешены. Но не спрашивайте меня, что такое высокобюджетный фильм: это определяется вместе с органами власти. Обычно для этого мы рассчитываем средний бюджет на год в каждой из стран.
Также исключение разрешено сделать для технических услуг, недоступных ни в Канаде, ни в Украине. Это довольно редкое исключение, но иногда очень специализированная технология действительно может быть доступна только в третьей стране. В таком случае на аутсорсинг можно отдать не больше 25% бюджета.
Исключительной ситуацией также считается невозможность обеспечить дублирование на языке одной из стран – участниц копродукции, но нас это, к счастью, не касается
В финале Жюли Блондин призналась, что кейсов канадско-украинской копродукции она пока привести не может, поскольку соглашение о копродукции между странами очень молодое. Впрочем, у следующих проектов, презентованных украинскими кинематографистами во время Конференции, есть шанс исправить ситуацию.
Ukraine is the capital of everything
Жанр: комедия. Автор сценария и режиссер: Тоня Ноябрева. Продюсеры: Анастасия Буковская, Даниил Каптюх, Матье Рипка. Производитель: Family production (Украина).
«Это комедия о беженцах, – начала презентацию продюсер Анастасия Буковская. – И об иронии судьбы: до войны мы все мечтали пожить в Европе. А теперь, когда живем где-то в Европе, мечтаем вернуться домой, поскольку в украинской культуре земля – это нечто большее, чем место, где можно построить дом». Режиссер Тоня Ноябрева продолжила: «Моему главному герою Григорию 65 лет, он украинский драматург, оказавшийся в еврейском общежитии для беженцев в Германии. Он ничего не может сделать с этой ситуацией, поскольку застрял между двумя мирами: слишком молод, чтобы умереть, и слишком стар, чтобы воевать. Поэтому он решил сделать хоть что-то – написать пьесу. Туалетная кабинка – единственное место, где он может побыть один в этом переполненном общежитии. Так она стала его кабинетом. В то же время ему приходится вести обычную жизнь беженца: сталкиваться с бюрократией на пути к получению официальных документов, посещать ненавидимую им языковую школу, делить свою крошечную комнату с женщиной, которую он едва знает. Но он все еще верит, что может сделать хоть что-нибудь. Его пьеса об очевидных вещах: это Европа, которая одной рукой поддерживает Украину, а другой покупает российские энергоресурсы. И когда Григорий находит возможность прочитать свою выдающуюся пьесу перед огромной аудиторией, в том числе депутатами Европарламента и журналистами, он обнаруживает, что никому нет до этого дела. Совершенно разочарованный, Григорий возвращается в Украину, в эпицентр войны. А если хотите узнать, чем закончилась эта блестящая история, напишите Анастасии», – завершила Ноябрева выступление перед будущими копродюсерами.
Проект уже имеет французского партнера, но продолжает искать копродюсеров (готовы снимать в любом европейском городе), а также дистрибутора.
We Come From Here
Жанр: драма. Автор сценария и режиссер: Тарас Лысюк. Продюсеры: Анник Шиди Маклеллан, Олеся Лукьяненко, Анна Смолий, Джеймс Финлей. Производители: FILM.UA Group (Украина) и Gambade films (Канада).
Работа над этой полнометражной лентой началась благодаря инициативе #ucancoproduce, а основан проект, находящийся на стадии написания сценария, на реальной истории. «В начале войны главный герой – украинец – приезжает из Канады во Львов, чтобы убедить свою бабушку покинуть страну. Но когда он пересекает границу, оказывается, что его украинский паспорт до сих пор действителен, поэтому он не может вернуться в Канаду из-за объявления военного положения, – рассказала сопродюсер проекта Олеся Лукьяненко. – Многие годы этот мужчина терпел обиды от украинских родственников из-за своей сексуальной ориентации, поэтому, переезжая в Канаду, не ожидал, что вернется назад. А теперь он оказался в месте, где не хотел быть, с людьми, которым боится рассказать о себе. Что может быть хуже и сложнее?»
Как отметила сопродюсер Анник Шиди Маклеллан, для нее и режиссера, идентифицирующих себя как представителей ЛГБТК+, важно показать квир-людей в их повседневной жизни: «Равные права и прогрессивные ценности крепнут в Украине, и это мы очень хотим показать».
Queens of Joy
Жанр: документальный фильм-наблюдение. Режиссер: Ольга Гибелинда. Продюсеры: Иванна Хицинская, Инна Логинова. Производитель: Quatros Group (Украина).
«До полномасштабной войны ситуация с ЛГБТ-сообществом в Украине была не лучшей: квир-люди, трансгендерные, гомосексуальные люди сталкивались со стереотипами и дискриминацией, – объяснила продюсер Иванна Хицинская. – Но когда началась война, эти люди стали рука об руку с обществом, дискриминировавшим их раньше. Queens of joy – это искренняя история о мужестве драг-квин, оставшихся в Украине во время войны. Мы встречаемся с ними в ночном клубе, бывшем до войны своеобразным психологическим убежищем. А теперь это настоящее убежище не только для представителей ЛГБТ, но и для гетеросексуальных людей, семей и детей. Три драг-квин, наши героини, объединились ради благотворительного концерта, собирающего средства для солдат и жертв сексуального насилия. Но этот концерт будет лишь одним из переломных моментов фильма. Сейчас в украинском парламенте находится законопроект о гражданском партнерстве, об этом ведется активная дискуссия, поэтому наш фильм – это еще и определенное наблюдение об изменениях в украинском обществе начиная с советских времен».
Частично производство покрывают инвестиции украинских продюсеров, частично – программа ARTE Generation Ukraine (Франция), так что проект ищет третьего сопродюсера, чтобы покрыть расходы на постпродакшен. «У нас также открыта позиция композитора, – резюмировала Иванна. – Мы стремимся сделать этот фильм вместе с Канадой, потому что в Канаде есть замечательные композиторы и нам нравится, как вы делаете постпродакшен звука. А еще мы ищем дистрибуторов».
Напоследок – немного обновленной информации об уже упомянутом фильме «Зрадники» (The Betrayers), которым украинский продакшен ForeFilms занимается совместно с канадской производственно-дистрибуторской компанией Vortex Media, базирующейся в Торонто. Это, кстати, хороший пример того, о чем говорила Жюли Блондин: «Мы смогли предоставить часть финансирования проекта как международный дистрибутор, что помогло снизить бюджетное давление на украинскую сторону», – пояснил продюсер Томми Лупиначчи (Tommy Lupinacci).
Напомним, лента основана на реальной истории Баруха Котлера – советского еврейского диссидента, который стал израильским политиком, а впоследствии вернулся в уже независимую Украину, где встретил человека, чей донос отправил его в ГУЛАГ почти сорок лет назад. По словам канадского продюсера, из-за полномасштабной войны проект претерпел много изменений – от истории (теперь события происходят накануне российского вторжения) до места съемок. «Мы смогли собрать финансирование как с канадской, так и украинской стороны, но сейчас пришлось все поставить на паузу, потому что мы снимали в Украине. Теперь ищем страну, которая сможет оказать съемочный сервис или станет третьей стороной в многостороннем копродукционном производстве».
Стоит отметить, что съемки в Украине считаются опасными не только из-за войны: благодаря своей откровенной позиции сценарист и режиссер ленты Дэвид Безмозгис попал в санкционный список в россии, поэтому продюсеры не хотят отпускать его на территорию, находящуюся рядом с враждебным государством. Впрочем, работу над проектом это не останавливает: «Мы слышали, что в Украине делают постпродакшен, и очень взволнованны – это позволяет нам сохранить копродукцию и продолжать сотрудничать, – признался Томми Лупиначчи. – Копродукция – хороший способ рассказать аутентичную украинскую историю вместе с замечательными партнерами. И мы с нетерпением ждем возможности продолжить ее продвижение».