Солнечным утром четверга члены Национального союза кинематографистов Украины решили провести выборы главы своей организации. Ведь нужно же увидеться со старыми знакомыми, проверить меню кафе легендарного ресторана «Вавилон», да и по уставу НСКУ выборы надлежит проводить каждые четыре года. Срок, к слову, истек еще в 2021-м. Но в связи с пандемией, а затем и полномасштабной войной избрание главы отсрочили еще на два года.
Проблем за это время накопилось немало: судебная тяжба с Кабмином из-за продления полномочий Совета по государственной поддержке кинематографии, который не работает; ремонт крыши Дома кино; так и не оформленная должным образом земля под этим Домом; сокращение финансирования – и это только то, о чем вспоминали сами члены Союза. К этому стоит добавить полумертвый статус некогда влиятельной и авторитетной кинематографической организации, а также отсутствие любой субъектности, то бишь собственного представительства в других органах государственной власти.
Итак, поговорить действительно было о чем. Несмотря на тяжелые времена, делегаты ІХ (XV) съезда НСКУ с самого утра довольно бодро заходили в свой храм в Доме кино, приветствовали друг друга: кто-то стоял в очереди за утренним кофе, кто-то интересовался наличием бутербродов с красной рыбой в том же баре, а кто-то вспоминал инцидент предыдущих лет, когда у одного из делегатов прямо во время выступления на сцене съезда случился инсульт. Скажу наперед – в этом году обошлось без таких инцидентов, хотя напряженных моментов хватало. Но обо всем по порядку.
Непревзойденная Раиса Недашковская, как всегда, приковывала к себе взгляды присутствующих
Посоревноваться с ней за звание наиболее элегантного члена Союза женского пола в этот вечер могла разве что Лариса Кадочникова
Мужчины в этом плане были скромнее. Александр Игнатуша и Сергей Калантай выбрали кежуал-аутфит на выход и вели непринужденные беседы, пока другие делегаты все еще искали себя в списках
Только олдскул, только бумажные каталоги и бумажные списки! Диджитализация в Союзе запрещена уставом?
Вот Дмитрий Сухолыткий-Собчук все же нашел себя в списках и старательно заполняет бланк делегата. Что, Дмитрий, забыл уже, наверное, как ручку держать с этими вашими макбуками и смартфонами? Эх, молодежь...
Хранительница списков и вообще священный символ Союза – киновед Елена Парфенюк (слева). Весь вечер даже самые старые члены Союза обращались к ней с вопросами о том да о сем. Елена Борисовна с должной мудростью старейшины всем на все отвечала
Тут Андрей Котляр еще не знает, что последующие 13 часов проведет в стенах Дома кино в ожидании решения съезда. Я тоже не знала. Хотя надпись справа об этом уже мягко намекала
А вот Богдан Бенюк, видимо, все же что-то знал. И ушел раньше, поскольку в конце вечера я его уже не видела
Наконец прозвучал звонок: делегаты заходят в Красный зал. Дмитрий Томашпольский – в первых рядах
Сергей Лысенко с Владимиром Тихим и Владимиром Войтенко тоже прислушались к просьбе главы НСКУ Олеся Янчука сесть поближе к трибуне
В этом году на съезде была одна почетная гостья – ректор Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого Инна Кочарян. К сожалению, ни главы Госкино, ни представителей Минкульта на мероприятии не было, хотя официальные приглашения им отправили (впоследствии Госкино отчитывалось, что на мероприятии присутствовал заместитель главы Максим Александров)
Из-за полномасштабной войны быть на съезде смогли не все, потому пришлось установить квоту 1 к 5: то есть один делегат мог представлять сразу пятерых коллег-членов Союза. На съезде 130 делегатов из возможных 146-ти – свыше 50%. Кворум есть. Съезд считается легитимным, а все его решения – законными
Начали с минуты молчания, дабы почтить память коллег и членов Союза, которые умерли в период с 2017 года, когда был проведен предыдущий съезд, до сегодняшнего дня. Отдельно вспомнили умершего оператора Вилена Калюту, включив аудиозапись, где он призывал не дать разобщить Союз, ведь это несомненно приведет к распаду. К сожалению, делегаты послушали, но не прислушались
Далее выбрали ведущего заседания (им стал актер Станислав Сукненко), а также президиум съезда. В список вошли: Андрей Дончик, Лариса Кадочникова, Владимир Войтенко, Лариса Брюховецкая, Ярослав Лупий, Семен Мозговой и уже бывший глава НСКУ Олесь Янчук. Спойлер – до конца досидят не все
Олесь Янчук демонстрирует средства противодействия тем, кто будет нарушать регламент. Поначалу звоночек – для тех, кто нарушил не сильно
Далее будет свисток (купленный, по словам Янчука, в Ливерпуле, в музее The Beatles). К счастью, за весь день до свистка так и не дошло
Первым выступал глава НСКУ Олесь Янчук – отчитывался за период с 2017-го по 2023-й. За это время Союз провел свыше 900 творческих мероприятий, в частности дискуссий, творческих вечеров и лекций. Потом он почему-то вспомнил, как Богдан Бенюк в честь 90-летия киностудии Довженко пел в Доме кино «Ой, хто, хто Миколая любить», но переключился снова на отчет и рассказал, как в 2020 году китайская делегация после гостевания в Союзе подарила НСКУ цифровой проектор за 50 тыс. евро. Поведал, как договорился с организаторами кинофестиваля «Молодість», чтобы те оставили Дому кино аудиосистему, которую установили на время проведения фестиваля (ее стоимость – $24 тыс. – выплачивалась частями), а также вспомнил, как удалось привлечь грант УКФ для погашения задолженности перед работниками Дома кино.
В целом это был скорее ностальгический монолог о том, какие хорошие времена были до пандемии и полномасштабного вторжения, нежели полноценный отчет главы Союза кинематографистов. И я абсолютно понимаю господина Янчука – сама люблю вспоминать тот период. Однако не все разделили сентиментальное настроение главы НСКУ.
Из зала прозвучал возглас: «Где отчет?» – как бы намекая на то, что хотят слышать несколько больше цифр и фактажа. Это режиссер Дмитрий Загребельный, который немного взбодрил делегатов, усыпленных монотонным монологом Янчука. Загребельный был послан на сайт НСКУ – мол, там опубликован полный отчет
Далее предполагался отчет главы ревизионной комиссии. К сожалению, глава комиссии Юрий Гармаш отсутствовал, потому делегировал зачитать документ Людмиле Шейкиной
Отчет начался с жалобы на членов Союза, что не платят взносы по 5–7 лет: таких много, и их хотят исключить (тех, кто не в состоянии платить во время большой войны, однако ранее платил, трогать не будут). Кроме того, было сказано, что НСКУ имела на неприкосновенном депозите 1 млн 200 грн, но во время пандемии счет пришлось разблокировать и снять часть средств на погашение долгов. Точных цифр в отчете не предоставили, а тех, кому это интересно, направили к главному бухгалтеру (коего в зале, к сожалению, не было).
Валютный депозит также уменьшился – до суммы $251 тыс. (места конкретике, куда именно и сколько было потрачено, в отчете не нашлось). Также Шейкина сетовала, что из-за нехватки денег пришлось ликвидировать социальную комиссию. Еще в отчете упрекнули Олеся Янчука, который нецелесообразно потратил 30 тыс. грн на закупку камер наблюдения для Дома кино, хотя уже были установлены другие камеры – их следовало лишь починить.
Вместо этого ревизионная комиссия поблагодарила молодых арендаторов кафе в Доме кино, которые смогли его возродить. И выразила надежду, что им будет передан в аренду и ресторан «Вавилон» – для возрождения.
Продюсер Люба Кнорозок выразила общее мнение тех, кого не удовлетворил такой отчет. Делегаты долго искали способ, как можно ознакомиться с деталями и конкретными цифрами расходов, и сошлись на том, что надо обращаться только к главному бухгалтеру. Но как его найти – никто не знает
Настало время выступлений претендентов на должность нового главы НСКУ. Первым на трибуну вышел давний член Союза, оператор-постановщик высшей категории Сергей Борденюк, который огласил о своем желании занять должность за три дня до съезда
Весь план и виденье Борденюка по развитию НСКУ опубликовано на FB-странице Союза.
Поэтому выделю основное:
— Сохранить проверенные временем традиции и обезопасить от любых «схем» посягательства на собственность Союза!
— НСКУ должен сформировать насущные смыслы, отстаивать активную гражданскую и государственническую позицию, доносить ее до аудиторий.
— Необходимо инициировать собрание глав творческих союзов Украины с публичным обсуждением проблематики в сфере культуры и соответствующие консолидированные действия.
— Коммуницировать и координировать усилия с Украинской киноакадемией в целях поддержки и развития современного украинского кинематографа.
— Конструктивно влиять на деятельность местных и центральных органов власти, в первую очередь Госкино, относительно состояния и процесса развития экранных искусств.
— Законно оформить соотвествующую земельную площадь под Домом кино с правом пожизненного пользования.
— Налаживать фандрайзинговую работу. Это привлечение иностранных и отечественных грантов через фонды, дипломатические и международные институции, благотворительные и частные организации.
— Союз должен восстановить прежний уровень активности: проводить кинофестивали, тематические просмотры, творческие вечера, дискуссионные клубы и т. д.
В конце присутствующих ждал небольшой сюрприз: оказалось, что треть людей, каких Борденюк хотел бы видеть в своей команде, – это те же люди, которых собрал в свою команду Денис Иванов, другой претендент на должность главы НСКУ. Присутствующие в зале из команды Иванова возмутились.
И хотя у Сергея Борденюка были определенные конструктивные предложения, я почему-то вспомнила студенческие годы: когда в реферате не хватает нескольких страниц до допустимой нормы и ты начинаешь растягивать текст рядом предложений с кучей эпитетов, никакой смысловой нагрузки не несущих.
Следующим к трибуне вышел второй кандидат на должность главы Союза – продюсер и генеральный директор «Артхаус Трафік» Денис Иванов
Денис Иванов работал над созданием команды и разработкой программы несколько месяцев. Кроме того, накануне съезда он организовал встречу с членами Союза, чтобы познакомиться поближе и презентовать свою программу подробно.
Основные пункты видения Иванова такие:
— Разработать и утвердить новый дизайн структуры НСКУ, сделать продуманный функционал сайта, полностью соответствующий целям интенсивного развития.
— Сделать вступление в Союз удобным для новых членов – и проактивно привлекать новых.
— Провести информационную кампанию среди киносообщества. Отметить преимущества вступления в Союз, показать успешные примеры отстаивания общих интересов.
— Сделать Дом кино потенциально главным киноцентром страны.
— Репрезентовать Союз на ключевых международных киноплощадках: делегацией, презентациями, круглыми столами, участием в дискуссиях.
— Вовлечь в финансирование Союза международные организации, посольства, фонды и государства.
— Сделать прозрачными финансовые отчеты НСКУ.
В команду Дениса должны были войти кинокритик и сценарист Сергей Трымбач; кинопродюсер Юлия Синькевич; председатель Правления Украинской киноакадемии Ольга Бесхмельницына; менеджер кино Людмила Горделадзе; режиссер, соучредитель Tabor Production Лиза Смит; продюсер, редактор Сергей Галетий; режиссер, основатель объединения «Вавилон'13» Владимир Тихий; оператор-постановщик Сергей Борденюк; руководитель Довженко-Центра Елена Гончарук; оператор-постановщик, участник объединения «Вавилон'13» Андрей Котляр; режиссер Дмитрий Сухолыткий-Собчук; киновед Алик Шпилюк.
Началось обсуждение программ претендентов.
Дмитрий Загребельный спросил Дениса Иванова о привлечении частных инвесторов к финансированию Дома кино. Вопрос инвесторов очень болезненный для членов Союза, ведь те боятся (небезосновательно) рейдерства Дома кино. Иванов заверил, что частные инвесторы будут последними, к кому он обратится за помощью, и никаких частей Дома кино им передавать не будет
Режиссер Георгий Давыденко поинтересовался у обоих кандидатов о создании ветеранской организации (в программах об этом не упоминалось). Иванов обещал найти средства для создания социальной комиссии и воздать должное старшему поколению. Борденюк заверил, что налаживание коммуникации с государством и профсоюзами есть в его программе, а главное – «в сердце»
Градус напряжения немного снизила писательница Елена Дукельская, лаконично спросив у участников съезда: «Кто разминировал Чонгар?»
Режиссер Андрей Дончик явно не ожидал такого поворота событий
Юлия Синькевич из команды Дениса Иванова, фигурировавшая и в списке Борденюка, еще раз подчеркнула, что поддерживает кандидатуру первого. И добавила, что сейчас есть международные партнеры, которые готовы поддерживать украинское кино, а она имеет опыт работы с международными организациями и готова продолжить это делать в команде Иванова
Семен Горов призвал членов Союза и будущего председателя налаживать отношения с государственными институциями вместо того, чтобы «цапаться» с ними в суде. Режиссер лично против того, чтобы Союз от его имени с кем-то судился
Отвечать Семену взялась руководительница Довженко-Центра Елена Гончарук, которая последние три года собственно через суды с государством пытается отстоять свои права. «Мы не хотим «цапаться» с органами управления. Но они должны понимать, что не единственные, кто должен решать нашу судьбу. Если они начинают терять берега, то стоит об этом напомнить, пусть даже в судебном порядке», – сказала она
После такой напряженной дискуссии следует сделать перерыв. Денис Иванов с Валентином Васяновичем и Дмитрием Сухолытким-Собчуком вышли выпить кофе под открытым небом. Тем временем делегаты старой закалки активно интересовались ассортиментом коньяка в баре Дома кино
Перерыва в 40 минут явно было недостаточно: за это время только закончилась очередь к барной стойке
Что ж, с новыми силами снова к обсуждению! Елена Дукельская на месте – можно продолжать
Режиссера Ярослава Лупия как представителя Одесской ячейки НСКУ интересовала дальнейшая судьба региональных отделений. Иванов заверил, что нужно сотрудничать с региональными органами власти для поддержки региональных организаций. Борденюк пообещал через местные власти привлекать кредиты от Европейского банка развития. И отметил, что в случае избрания сразу же отправится в поездку по регионам
Оператор Роман Ялинский спросил у Дениса Иванова, почему тот в случае проигрыша не хочет сотрудничать с Сергеем Борденюком и привлекать весь свой ресурс. Иванов объяснил, что и так многое делал для Союза с тех пор, как стал его членом. Впрочем, ни он, ни его команда не готовы брать на себя ответственность за действия другого председателя
Режиссер Марина Врода отметила, что не входит в команду ни одного из кандидатов. И призвала обоих претендентов идти на компромиссы в отношениях между собой
Продюсер Галина Криворчук требовала уточнить имена или названия конкретных международных партнеров, которых хочет привлечь Иванов. Я же говорила, члены Союза сильно переживают из-за этого
Для примера Денис назвал посольство США, программу USAID, фонд «Возрождение», Европейскую академию, фонд International Media Supports, инфраструктурные гранты House of Europe
Борденюк в этот момент почему-то решил, что молодое поколение, которое хочет привести в Союз Иванов, обязательно должно расколоть НСКУ, и назвал это возрастным сепаратизмом. А потом предложил Иванову все же сотрудничать со «старшим братом»... Я тоже мало что поняла, но у старших делегатов этот спич сорвал аплодисменты
Воспользуюсь еще одним фото Андрея Дончика (пан Андрей, надеюсь, вы не против) в качестве визуализации своих чувств
Актриса Маргарита Бурковская, которая недавно получила кинопремию Septimius Awards как «Лучшая европейская актриса», мужественно ожидала завершения съезда в Красном зале. Но иногда также не могла сдержать эмоций
Продюсер Ольга Бесхмельницына вышла к трибуне, чтобы внести немного конструктива в то, что из дебатов превратилось в личные разборки. И призвала голосовать не за программу на бумаге, а оценивать способность обоих кандидатов воплотить свои программы в жизнь
Режиссер Семен Мозговой, представитель так называемого молодого поколения, тоже попытался внести каплю рациональности. Он сказал, что пришел в Союз за защитой, поскольку ни от Госкино, ни от УКФ молодые создатели такой защиты получить не могут. И спросил у зала, готово ли старшее поколение поддержать молодых кинематографистов, сейчас снимающих? А в ответ услышал только укание и недовольный ропот. Мэтрам не понравилось, что их называют старыми
Евгений Женин заявил, что с посольствами должен работать Кулеба, а не Союз кинематографистов! А еще киновед признался, что ему непонятны слова «менеджмент», «питчинг» и «кастинг». Спасибо, будем знать
Слово снова взял Роман Ялинский – чтобы заявить, что команде Дениса Иванова все равно на пожилых людей, которые есть в Союзе. Каким образом Роман пришел к такому выводу, осталось в секрете
В определенные моменты казалось, что только пани Елена Дукельская является центром стабильности и адекватности
Бывший директор кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе вышла поддержать Дениса Иванова и немного успокоить разгоряченную публику. И предупредила о вероятности рейдерского захвата Дома кино, ведь в структуре Дома появилось частное ООО «Сінема Хаус». Некоторые делегаты также пробовали на этом акцентировать, но большинство было сконцентрировано на «возрастном сепаратизме»
Семен Случевский вышел со своей болью: посетовал, что в списках кандидатов на руководящие должности нет сценаристов. По его мнению, это несправедливо. Боюсь, пан Семен, ваша проблема на этом съезде будет явно не на первом месте
А продюсер Сергей Галетий еще хотел обсудить с делегатами изменения в устав, над которыми усердно работал. Но делегаты запрос отклонили, проголосовав за то, чтобы рассмотреть изменения в устав отдельным съездом. Галетия это обидело, и он воздержался от голосования
Дискуссии завершились. Бюллетени напечатаны. Кворум есть. Делегаты перешли к голосованию
Поздним вечером, перед комендантским часом, стало известно, что победил Сергей Борденюк. Из 133 делегатов за него проголосовали 92 кинематографиста. Голосов за Дениса Иванова было отдано в два раза меньше – 41.
Очень хорошее резюме этого съезда сделала режиссер Дарья Бассель, которая также присутствовала в зале. Я хотела бы ее зацитировать: «Денис Иванов подготовил классное выступление, четко и аргументированно описал свое видение развития Союза. Но это все утонуло в манипулятивных и бессодержательных речах Сергея Борденюка, на все вопросы умудрившегося дать такие ответы, в которых было очень много слов, но ноль смысла».
Печально, что, несмотря на все вызовы и угрозы, Союз остается местом выяснения отношений между поколениями, с любовью к бессодержательным речам и нежеланием думать о перспективах. Что ж, сил и терпения членам Союза на следующие четыре года.