Несмотря на полномасштабную войну, 2023 год был во многом положительно рекордным для украинского кинематографа. Например, общий бокс-офис национальных лент в украинском прокате достиг наибольшей за время Независимости отметки 322,84 млн грн: для сравнения в 2021-м этот показатель составил 63,99 млн грн, а в 2019-м (до пандемии COVID-19, непосредственно повлиявшей на устойчивую положительную динамику) – 91,85 млн грн. Доля кассовых сборов украинских лент в национальном прокате в прошлом году также была самой большой: 14,71% (против 3,66% в 2021 году и 3,19% – в 2019-м). В 2023-м в прокат вышла самая успешная украинская лента времен Независимости – полнометражная анимация «Мавка. Лісова пісня», национальный бокс-офис которой составил более 156 млн грн (также среди рекордов «Мавки» – титул самого кассового фильма года в украинском прокате и удивительные результаты в международном, но это тема для отдельного разговора). А лента «20 днів у Маріуполі» в 2023-м ставила рекорды в прокате среди документальных фильмов (да еще и попала в шортлисты «Оскара-2024» сразу в двух самых престижных номинациях).
В том, что все эти кассовые достижения пришлись на 2023 год, есть определенный символизм: словно национальная киноиндустрия, осознавшая себя таковой и начавшая планомерное развитие в 2014-м, за десять лет достигла пика – и с 2024-го начинает новый виток в новых условиях (с почти исчерпанным запасом снятых до полномасштабной войны фильмов, без господдержки и т. п.). Перед началом этого нового витка следует зафиксировать результаты за десять лет и сделать выводы на будущее. Собственно, этому и посвящено наше исследование, в основе которого то, что можно посчитать, – деньги, заработанные национальным кино в украинских кинотеатрах. Результаты этого исследования мы презентуем сегодня.
Как уже отмечалось ранее, именно кассовые сборы и билеты мы считаем объективным показателем, когда речь идет об успешности коммерческого кино, созданного для широкой аудитории: чем больше зрителей – главного потребителя кинопродукта – смог заинтересовать фильм, тем больше он, соответственно, зарабатывает (именно потому в этом исследовании мы не фокусируемся на фестивальных наградах, которые являются мерилом для авторских фестивальных лент и которыми украинское кино тоже может похвастаться – только за 2023-й национальные фильмы получили почти 90 наград, в частности на фестивалях класса А). И с ответа на вопрос, какие украинские фильмы, выпущенные в прокат за последние десять лет, были самыми кассовыми, мы и предлагаем начать.
Топ-20 украинских фильмов по кассовым сборам в национальном прокате 2014–2023 годов
Чтобы открыть топ, нужно кликнуть на картинку:
На график вынесена верхушка айсберга – 20 национальных лент, которые собрали больше всего в украинском прокате за 2014–2023 годы. А с полным перечнем фильмов национального производства, выходивших на большие экраны в течение обозначенного периода, и их бокс-офисом вы можете ознакомиться в таблице по ссылке. Из общего объема недокументальных лент, выпущенных украинскими кинематографистами в национальный прокат за 10 лет, полнометражная анимация составляет только 3,8% (семь проектов из 184), копродукции – 28,2% (52 проекта). Впрочем, мы еще будем анализировать этот список дополнительно, поэтому пока подробно на этом не останавливаемся.
Переходим к главному. Собрав бокс-офис украинских фильмов в национальном кинопрокате за последнее десятилетие, мы решили посмотреть на эту информацию с нового ракурса: уйти не от проектов, а от людей, которые создавали эти проекты, – такой угол зрения на привычную статистику должен продемонстрировать, кто из украинских кинематографистов был наиболее продуктивным и, главное, эффективным за эти десять лет. Проанализировав все 184 фильма, мы сфокусировались на людях, которые являются определяющими в производстве: продюсерах, режиссерах и сценаристах. Это более 400 кинематографистов (211 продюсеров, 116 режиссеров и 210 сценаристов), ранжированных в соответствии с суммарными сборами лент, над которыми они работали.
Методология составления рейтинга
- В рамках исследования проанализированы игровые и анимационные полнометражные кинопроекты национального производства, вышедшие в национальный прокат за десять лет (с 2014-го по 2023-й). Ленты, созданные в копродукции с нашей страной, обозначены в таблицах двойными названиями – украинским и международным.
- Рейтинг составлен в соответствии с суммой кассовых сборов всех фильмов того или иного продюсера/режиссера/сценариста в кинопрокате Украины за обозначенный период. Если над лентой работали несколько продюсеров/режиссеров/сценаристов, ее показатели идут в общий зачет каждого, кто участвовал в создании проекта (условно, бокс-офис 100 тыс. грн не делится между двумя продюсерами по 50, а каждому засчитывается по 100 тыс.).
- Рейтинг сформирован на базе открытых данных, потому фильмы, кассовые сборы которых производителями не озвучивались (или озвучивались частично), вошли в таблицу с пустыми ячейками в соответствующих столбцах. Впрочем, стоит отметить, что обычно не обнародуются очень скромные сборы, поэтому на общее ранжирование в рейтингах отсутствующие цифры вряд ли повлияют. Кроме того, мы открыты к сотрудничеству и охотно обновим данные, если продюсеры или дистрибуторы захотят ими поделиться.
- Для унификации кассовых сборов разных лет сумма каждого отдельного релиза исчислялась в долларах США, исходя из среднего официального курса Нацбанка гривны к доллару за первые две недели проката этого релиза (обычно именно на этот период приходится львиная доля бокс-офиса).
- Исследование учитывает только сборы в национальном кинотеатральном прокате без результатов зарубежного бокс-офиса.
Итак, в рейтинге указаны все ленты того или иного кинематографиста, выходившие в прокат с начала 2014-го и до конца 2023 года, общая касса этих фильмов в гривне и долларах, даты релизов, количество проданных билетов и компании-производители, работавшие над лентами.
Топ кинопродюсеров Украины по бокс-офису их фильмов в национальном прокате 2014–2023 годов
Чтобы открыть топ, нужно кликнуть на картинку:
По аналогии с рейтингом фильмов – на график вынесено 20 продюсеров, чьи фильмы суммарно собрали больше всего, а полный перечень можно найти по ссылке. Важный момент: сначала список продюсеров насчитывал 282 человека, но, поскольку наше исследование фокусируется именно на украинских кинематографистах, 71 копродюсер-иностранец в рейтинг не вошел. Отдельный кейс – несколько граждан других стран (Заза Буадзе, Алексей Кирющенко, Манук Депоян и др., не только режиссеры), которые много лет живут и снимают в Украине, являются резидентами нашего государства с соответствующими документами и позиционируют себя, в частности за рубежом, именно как украинские кинематографисты. Таких людей мы не исключали из рейтинга, ведь они системно работали в нашей индустрии, платили налоги в Украине (что особенно важно во время войны) и продолжают делать это сейчас. В то же время публичная информация о некоторых участниках рейтинга отсутствует, поэтому, как бы тщательно мы ни проверяли каждого, минимальный шанс, что продюсеры, режиссеры или сценаристы (особенно последние) из других стран, работавшие на нашем рынке, могли попасть в наши списки без отметки «иностранец», к сожалению, остается.
Также обращаем внимание на второй столбик инфографики, в котором указан статус каждого продюсера в каждом из фильмов, над которым он работал: как видим, дефиниций «продюсер» (без приставки «со») не так уж и много, и большинство лент, засчитанных в общий зачет каждого, создавались именно продюсерскими командами. И еще о дефинициях: в рейтинг включались только люди, указанные в титрах фильмов именно как продюсеры – копродюсеры, исполнительные, линейные и т. п. в подсчетах не фигурируют. Таким подходом объясняется, например, отсутствие фильма «Гірська жінка: на війні» в продюсерском списке Сергея Лавренюка: в титрах фильма он указан копродюсером (co-producer), а все продюсеры – иностранцы. В то же время лента включена в общий топ фильмов, поскольку производилась в копродукции с Украиной.
Присмотримся к списку продюсеров внимательнее: пересечь отметку $1 млн по суммарной кассе своих фильмов в прокате смогли 20 игроков. Среди них оказались как тяжеловесы индустрии, так и люди, пришедшие в кинопроизводство сравнительно недавно, но уже первые их ленты смогли добиться хороших результатов в кинотеатрах. Это в очередной раз иллюстрирует, что продуктивность не всегда равна эффективности: так, Владимир Филиппов, за 10 лет выпустивший в прокат наибольшее количество лент (11), оказался на 65-м месте рейтинга с суммарными сборами $261,6 тыс., а, например, Александр Беляк, все четыре фильма которого производились без господдержки, – на 24 строчки выше. А еще – что командная работа и ресурс (имя, опыт – нужное подчеркнуть) большого продакшена в деле создания кино для широкой зрительской аудитории часто бывают не менее важны, чем хорошая идея.
Топ кинорежиссеров Украины по бокс-офису их фильмов в национальном прокате 2014–2023 годов
Чтобы открыть топ, нужно кликнуть на картинку:
Среди режиссеров обладателей суммарного бокс-офиса более $1 млн ощутимо меньше – восемь, а всего режиссеров в списке, который вы можете найти по ссылке, 116 (без 29 иностранцев, в рейтинг не вошедших). Самый продуктивный в этой группе Ахтем Сеитаблаев (5 фильмов), занимающий шестое место; по четыре ленты выпустили в прокат Владислав Климчук и уже упомянутый Александр Беляк (третье и двадцатое места соответственно).
Топ киносценаристов Украины по бокс-офису их фильмов в национальном прокате 2014–2023 годов
Чтобы открыть топ, нужно кликнуть на картинку:
Среди сценаристов пересечь отметку $1 млн по суммарной кассе своих фильмов в прокате за десять лет смогло наибольшее количество людей – 24 (полный список ищите по ссылке), а в топ-20 преимущественно попали участники команд, а не сольные авторы. В этой категории продуктивность совпала с эффективностью на верхушке топа: сценарист с наибольшим количеством лент – Ярослав Войцешек (6) – возглавил рейтинг. Дальше интереснее: авторы, у которых по четыре фильма – Алексей Приходько, Николай Куцик, Александр Беляк и Дмитрий Томашпольский, – заняли третье, пятое, 52-е и 119-е места. Всего же в рейтинг вошли 210 сценаристов, а 55 иностранцев остались вне списка.
К сожалению, шесть украинских кинематографистов, имена которых присутствуют в нашем рейтинге, ушли из жизни. Кто-то – даже не дождавшись премьер фильмов, над которыми работал. Но мы оставляем их в исследовании без каких-либо дополнительных пометок и уважаем вклад, сделанный каждым в развитие национальной киноиндустрии.
Кинопремия года
Принцип, положенный в основу этого исследования, – определение самых эффективных кинотворцов с точки зрения кассовых сборов их лент в национальном прокате – уже этой осенью получит более широкое воплощение. Компания Media Resources Management учреждает ежегодную кинопремию, победители которой будут определяться по бокс-офисам и награждаться в последний день медиафорума Kyiv Media Week.
Суть проекта, пока не получившего названия (поэтому будем далее называть его Кинопремией), проста: опираясь исключительно на измеряемые показатели (бокс-офис, количество проданных билетов), продемонстрировать широкому экспертному сообществу эффективность работы индустрии, стимулируя здоровую конкуренцию среди игроков кинорынка, усиление репрезентации украинского кино в кинотеатрах и увеличение заинтересованности инвесторов в работе с кинопроизводителями.
В целях сохранения максимальной объективности организаторы отказались от номинаций, которые не могут опираться на измеряемые показатели (например, кинопремией не будут награждаться актеры, по крайней мере на этом этапе). В то же время проект будет работать не только с производителями, но и с кинотеатрами и дистрибуторами, фокусируясь на тех, кто способствует развитию украинского продукта и укрепляет национальный рынок. Отсюда логично следует набор номинаций:
- «Фильм года» (лента, собравшая самый большой бокс-офис за обозначенный период);
- «Продюсер года» (продюсер или продюсерская команда, фильмы которой собрали самый большой совокупный бокс-офис за обозначенный период. Собственно, это может быть и одна лента, продемонстрировавшая в национальном прокате лучший результат);
- «Режиссер года» (режиссер, фильмы которого собрали самый большой бокс-офис за обозначенный период);
- «Сценарист года» (автор/авторы сценария фильмов, собравших самый большой бокс-офис);
- «Кинотеатральная сеть года» (сеть кинотеатров, которая в течение обозначенного периода эффективнее всего работала с украинским кино);
- «Кинотеатр года» (любой украинский кинотеатр, наиболее поддерживавший украинское кино в течение обозначенного периода);
- «Региональный кинотеатр года» (номинация для несетевых заведений, работающих в регионах. Принцип оценивания тот же – поддержка украинского кино);
- «Дистрибутор года» (дистрибуторская компания, наиболее эффективно работавшая с национальным кино в течение обозначенного периода);
- «Киностарт года» (фильм, больше всего собравший в первый уик-энд своего проката).
Под обозначенным периодом речь идет о годе, привязанном не к календарю, а к кинопрокатному сезону, который, как и другие сезоны в медиаиндустрии, начинается осенью, поэтому первые премии будут вручаться в 2024-м – за достижения в прокате с осени 2023-го. Такой подход позволяет избежать сложностей, часто возникающих на стыке календарных лет из-за подсчета кассовых сборов с привязкой к уик-эндам (например, бокс-офис 2021 года считался по 29 декабря, а данные за следующий уик-энд - с 30 декабря 2021-го по 2 января 2022-го – попадали в кассу 2022-го), а следовательно – и лишних споров относительно методологии сбора данных. Участие в проекте принимают кинопроекты национального производства (или созданные в копродукции с Украиной), вышедшие в национальный прокат в течение определенного регламентом Кинопремии года.
Конечно, очень хочется, чтобы верифицировать наши подсчеты могла любая аудиторская компания, поэтому надеемся на скорейшее внедрение системы Единого электронного билета, над которой Госкино активно работало перед полномасштабной войной. Но в ее отсутствие Кинопремия будет формировать Наблюдательный совет, члены которого – представители независимых отраслевых ассоциаций – будут гарантировать сохранение объективности подсчетов.
Ныне регламент Кинопремии находится на стадии формирования и оттачивания, ну а Media Business Reports как официальная информационная площадка проекта будет держать вас в курсе важнейших этапов подготовки.