Первый день Зимнего кинорынка Одесского международного кинофестиваля был посвящен лентам, которые должны выйти в прокат в 2024 году. А на второй день гости ивента могли ознакомиться с проектами в стадии work in progress – то есть находящимися в активном производстве или завершающими постпродакшен. Во время мероприятия было представлено восемь проектов: три игровых и пять документальных, что в очередной раз демонстрирует тенденцию фокусировки внимания на документальном кино. Часть этих лент вполне может выйти в прокат уже в этом году, а подробнее о каждой – в нашем материале.
Модератором мероприятия выступил программный консультант ОМКФ, киновед Алик Шпилюк
Производство игровой ленты, жанр которой создатели (компании «Директорія Кіно» и «Сучасне українське кіно» при поддержке Госкино) определяют как психологический триллер-детектив, началось осенью 2021 года и должно было завершиться в начале 2022-го, но все немного задержалось по понятным причинам. «У фильма уже была международная премьера, на Варшавском фестивале. Мы получили очень положительные отзывы, – начал презентацию продюсер Игорь Савиченко. – Я бы нахваливал его как можно больше, но лучше нас это сделали организаторы фестиваля, на котором состоится скандинавская премьера ленты: «Это ультрастильный, яркий и понятный триллер, в котором образцовая мать становится детективом в поисках своей пропавшей дочери, чье исчезновение связано с наркотиками».
«Дім за Склом» был представлен на ряде международных фестивалей, собрав положительные отзывы
Режиссер и автор сценария Тарас Дронь назвал ленту довольно провокационной: она рассказывает о сильной женщине, успехе и о цене успеха.
Кроме того, режиссер отметил техническую деталь: фильм снимали на 35 мм пленку, что дало возможность «поймать очень интересную атмосферу и энергию»
Прокат ленты запланирован осенью этого года, уже есть социальные сети, ведется работа по разработке мерча. «Это арт-мейнстрим, вот почему фильм будет актуальным и для молодежи, и для старшего поколения, – рассказала продюсер Валерия Сочивец. – Мы будем очень рады сотрудничеству и ищем дистрибуторов».
«Дім за склом» – третий полнометражный фильм Тараса Дроня, поэтому у него, по словам Валерии, уже есть фанаты, которые ждут ленту
«Я пока не знаю, как воспримет мою героиню украинский зритель, – призналась исполнительница главной роли Ирина Островская. – Могу пока оценивать отзывы поляков на Варшавском кинофестивале после премьеры. Когда подходят женщины-полячки и благодарят, что увидели на экране украинскую женщину, которую они как бы знают изнутри, но так редко видят на экране, это для меня как актрисы был огромный комплимент. Я хочу, чтобы наших женщин видели сильными, успешными, красивыми. Мы идем к этому».
Кто-то из зрителей говорил исполнительнице главной героини, что именно так должна выглядеть украинская женщина, а кто-то, наоборот, спрашивал, что это за монстр на экране
Ни режиссера фильма Ивана Тимченко, ни продюсеров Светланы Соловьевой и Эльжбеты Яначковой в Киеве не было, так что проект презентовала линейный продюсер Лилия Питель.
«Это поэтическая драма, основанная на реальных событиях из жизни первого председателя Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева. Фильм описывает события 1980 года, год легендарной Олимпиады, проходившей в Советском Союзе. В то время юная Сафинар, знакомая Мустафы по переписке, решает поехать из Узбекистана к нему в ссылку, чтобы поддержать Мустафу в Якутии. Ее путешествие получилось долгим и непростым», – начала с синопсиса ленты Питель.
«Киснева Станція» – это копродукция Украины, Чехии и Словакии. Главные роли исполнили Борис Орлов, Кристина Дейлик, Зоя Власенко, Виктор Полторацкий и Василий Кухарский, который, к огромному сожалению, в прошлом году умер от полученных на фронте ранений. Оператором-постановщиком фильма выступил Томас Стоковский, а музыка написана известным японским композитором Джуном Мияке.
Международная премьера фильма состоялась в официальной конкурсной программе Таллиннского кинофестиваля осенью прошлого года. По словам продюсера, лента будет участвовать и в других международных фестивалях, а украинский прокат «Кисневої станції» запланирован на конец следующего года.
«Скажи «Україна»
«Это история о военном операторе, режиссере-документалисте, который сначала снимает Майдан, а потом решает снимать войну. Параллельно он узнает, что его дочь не слышит. Эти два вызова приводят к сильной трансформации», – коротко рассказал режиссер Сергей Лысенко, отметив, что в основе фильма – реальная жизненная история. Этим объясняется жанр ленты – гибрид, в котором сочетается игровое и документальное кино.
Вместе с режиссером ленту презентовал продюсер Кирилл Нечмоня, а второй продюсер Мирослав Гай сейчас находится в рядах ВСУ
Кирилл добавил, что большая часть команды сейчас на войне, поэтому работа ведется медленнее, чем хотелось бы. Но несмотря на это, монтаж планируют завершить до конца года, а выход в кинотеатрах должен состояться в следующем.
Лента находится на этапе монтажа, но несколько эпизодов зрителям все же показали
Касательно дистрибуции создатели готовы общаться со всеми, кого заинтересовала лента.
На этом презентация художественных фильмов завершилась – дальше были представлены документальные проекты.
«Антарктида: щоденники війни» (рабочее название)
Режиссер Владимир Хомко и продюсер Полина Герман на презентации быть не смогли, поэтому проект представили креативный продюсер Дмитрий Грешко и исполнительный продюсер Тася Пугач, одновременно являющаяся исполнительным директором Up Ua Studio.
«Это уникальный проект, который был снят режиссером-дебютантом во время полномасштабного вторжения. Однажды он написал мне с вопросом, что я могу посоветовать как режиссер. Он был частью украинской экспедиции в Антарктиду и снимал блог об антарктической станции. Так мы начали работать, привлекли еще режиссера монтажа Виктора Маляренко», – рассказал Дмитрий Грешко.
По словам Грешко, часть съемок проходила на корабле, часть – на самой станции. В экспедиции участвовали более 30 человек, но для съемок режиссер выбрал пятерых и сфокусировался на их рефлексиях, ведь экспедиция началась в первые месяцы полномасштабной войны.
Тася Пугач сообщила, что у фильма уже есть копродюсеры из-за рубежа: это Марио Контини из Лондона и Джонни Тонча из Лос-Анджелеса, закрывшие часть финансовых потребностей проекта. Также есть композитор из Лос-Анджелеса – Макс Давидофф-Грей, наиболее известный работой над саунд-дизайном третьего сезона «Ведьмака».
Сейчас команда работает над монтажом фильма и ищет финансирование, чтобы завершить постпродакшен. Создатели в поиске международных партнеров, дистрибуторов, бродкастеров и VoD-платформы. В зависимости от того, где и когда удастся найти финансирование, работу планируют завершить летом или осенью 2024 года. На сегодня хронометраж кинотеатральной версии – 90 минут, также в планах сделать телеверсию.
«Дівія»
Фильм представила та же команда: Тася Пугач и Дмитрий Грешко, хотя здесь последний уже выступает режиссером, а продюсеры ленты – Полина Герман и Глеб Лукьянец.
Название проекта отсылает к имени древнегреческой богини природы, а рассказывает он о последствиях полномасштабного вторжения россии для украинской природы. «Без закадрового голоса или дополнительных объяснений фильм наблюдает за последствиями и за тем, как определенные службы, экологи, зооактивисты пытаются что-то сделать с этой бедой», – объяснил Дмитрий. А продюсер отметила, что «Дівія» создается на протяжении нескольких лет и это официальная польско-украинская копродукция.
Структурно фильм состоит из трех актов: в первом будет показано все богатство украинской природы, второй – это этап войны, а третий, самый длинный, расскажет о том, как экологи и разминировщики помогают природе восстановиться.
По концепту «Дівії», основной персонаж фильма – это природа, а антагонист – война
Поскольку в фильме не предусмотрено диалогов, большое значение имеет музыка, над созданием которой будет работать известный композитор Сэм Слейтер. Ранее он создавал саунд-дизайн для сериала «Чернобыль», фильма «Джокер», а сейчас работает над вторым «Джокером», и, несмотря на загруженность, подтвердил работу над «Дівією», так как его действительно заинтересовал проект.
Сейчас у фильма есть половина необходимого финансирования, продолжается поиск денег на постпродакшен. Лента дважды выигрывала гранты Netflix и Украинской киноакадемии, участвовала более чем в десяти международных воркшопах и получила премию на кинорынке в Лейпциге как лучший восточноевропейский проект, поэтому фильм, по словам Пугач, ожидаем в международном киносообществе. Кроме того, лентой заинтересовалась Киевская биеннале, которая покажет «Дівію» в рамках своего большого проекта в Берлине. А государство, несмотря на всю социальную значимость фильма, присоединиться к его финансированию не смогло.
«Мы бы хотели, чтобы лента стала частью кампании по привлечению россии к уголовной ответственности за экоцид, о чем недавно общались с советником генерального прокурора Украины. Это будет уникальный кейс. И мы планируем делать промокампанию в партнерстве с Европейским космическим агентством и различными экоорганизациями. Хочется, чтобы фильм показал последствия эковреда не только европейцам, но и украинцам, которые не совсем представляют масштабы», – поделился Дмитрий Грешко.
«Квітка. Я до тебе йду»
Документальный фильм о певице Квитке Цисык презентовали режиссер Тарас Ткаченко и продюсеры Валерия Борщевская и Артемий Кирсанов, и для последнего эта тема не нова: в 2021 году на Шестнадцатом конкурсе Госкино он питчил документальный сериал «Квітка» из восьми 23-минутных эпизодов общей стоимостью 5,7 млн грн, режиссером которого должен был быть Сергей Дзюба. Сейчас же речь идет о полном метре, в котором будут использоваться не только документальные кадры, но и анимация.
Режиссер Тарас Ткаченко рассказал, что есть два интервью с Квиткой Цисык: одно делал Александр Горностай, над другим работал Кирилл Стеценко. Поэтому Горностай и Стеценко также будут героями фильма. А еще создателям удалось наконец договориться с семьей Цисык: в фильме будут фигурировать члены ее семьи, а возможно, даже удастся получить доступ к могиле Цисык (сейчас место ее захоронения держат в тайне).
В проекте будет много видео и фото, которых раньше никто не видел. Собственно, ради этого пять лет и велись переговоры с семьей певицы. Цисык планировала третий альбом и даже записала пару колыбельных – эти песни создатели также хотят использовать в фильме. «Мы подписали договор с американской компанией KMC Records, благодаря чему получили эксклюзивные права на 16 песен Цисык», – добавила Валерия Борщевская.
Сейчас команда ищет финансирование на постпродакшен и дистрибуторов. Монтировать ленту «Квітка. Я до тебе йду» будут до конца года, а премьеру хотят сделать в марте-апреле 2025-го, к годовщине рождения или смерти певицы.
«Квіти України»
Еще один проект с «цветочным» названием представила режиссер Аделина Борец, сразу предупредив, что ее дебютный фильм не об историческом здании «Квіти України» в Киеве, хотя в истории также замешаны столичные застройщики: «Квіти України» – это о 70-летней Наталье, которая живет на своем участке, окруженном многоэтажками. Она последняя из села Позняки, кто не оставил свою территорию, живет на своей земле и борется с застройщиками. Те на нее давят».
Наталья живет под одной крышей с двумя мужьями, один из которых, испугавшись вторжения русских, бежит в Польшу и умирает там. Наталья едет в Варшаву на похороны, осознает, сколько смертей вокруг, и начинает думать, что будет с ее землей после ее смерти, и потому фокусирует внимание на своей внучке.
«Квіти України» – это копродукция с Польшей (продюсерами фильма выступают Глеб Лукьянец и Наталья Гжегожек). Также создатели получили помощь от Euroimages и Польского киноинститута, а стартовала работа над лентой еще в 2021 году благодаря поддержке УКФ.
Международная премьера может состояться весной 2024-го.
«Українські сапери. Щоденники війни»
«У нас, в Каменце-Подольском, есть первый центр разминирования, созданный более 20 лет назад, – рассказал режиссер и продюсер Андрей Заец. – Его история началась с миротворческих миссий ООН в 2000-х, потом были в Афганистане, а из Ирака поехали выполнять операции уже в АТО. Центр должны были расформировать в 2014-м, если бы не Майдан. А сейчас это большая боевая часть, которая готовит разведку, различные спецслужбы».
Андрей Заец подался на несколько грантов и выиграл 1000 евро от Netflix – на эти деньги и начал снимать документальный проект. Затем докладывал собственные средства.
По словам режиссера, очень много отснятого материала не получится использовать из-за военной тайны. Несмотря на это, уже подготовлено несколько версий фильма: 70-минутная, 96-минутная и версия на два с лишним часа.
Сейчас Андрей работает над фестивальной стратегией и договаривается о показах фильма во Франции и Польше. Он отметил, что будет искать дистрибутора, но одновременно хочет как можно быстрее показать свой проект на телевидении, поскольку ситуация быстро меняется и со временем информация может стать неактуальной.