Уже полтора года украинские кинопроизводители ищут средства и возможности сохранить украинскую индустрию, обеспечив непрерывный процесс создания отечественных лент даже в условиях кризиса, вызванного полномасштабной войной. В то же время прямо сейчас на наших глазах творится история, рождаются тысячи сюжетов, которые нужно зафиксировать и рассказать всему миру, как минимум чтобы заглушить голос российской пропаганды на международной арене. И пока государство не может обеспечивать производство новых фильмов (хотя проект Госбюджета-2024 дает надежду), деньги нужно искать за границей. Но готово ли мировое сообщество помогать?
О нюансах и подводных камнях работы с иностранными бюджетами говорилось и в рамках индустриальной секции 14-го Одесского международного кинофестиваля – во время панели, посвященной копродукции. Ее открыл национальный представитель Украины в Eurimages Сергей Зленко, говоривший о возможностях, которые Европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства открывает для украинцев. Подробно актуальные программы фонда были презентованы месяц назад на специальном образовательном семинаре, поэтому Сергей, напомнив базовую информацию о Eurimages, остановился на важных деталях.
Итак, фонд оказывает поддержку только полнометражным (от 70 минут) игровым, документальным и анимационным лентам. Финансирование выделяется во время сессий, которые проходят трижды в год: в январе, апреле и сентябре. «Всегда стоит оставлять минимум месяц на заполнение заявки. Ведь иногда она может нуждаться в документах, оформление которых займет у вас определенное время», – дал практический совет Зленко.
С 2020-го, когда мы присоединились к Eurimages, фонд поддержал шесть копродукций с участием Украины. Две из них – «Бачення метелика» и документальная «Батьківщина» – были в этом году представлены на ОМКФ
Грант Eurimages может максимально покрыть 17% общего бюджета (максимум 500 тыс. евро на ленту). Впрочем, если это документальный фильм или если режиссер – женщина, можно покрыть до 25% бюджета. Если у проекта несколько режиссеров и среди них есть женщина, также можно претендовать на 25%. Чаще всего партнерами Украины по копродукции становятся Польша и Германия.
Моменты, в целом усложняющие жизнь
Процесс съемки нельзя начинать, пока Eurimages не выделит средства. Впрочем, здесь также есть исключения. Можно снять 50% проекта при условии обоснования, почему запустили съемки до получения денег (например, главный актер очень пожилого возраста). Если же проект документальный и посвящен определенному лицу или событию (например, войне), разрешается отснять 80% материала.
Для получения поддержки Eurimages нужно иметь 50% подтвержденного финансирования. «Следует учесть, что речь идет о копродукции – то есть 50% утвержденных средств должны быть у каждого продюсера. Например, есть копродукция Украина – Германия, где доля Украины – 60%, Германии – 40%. Так что Украине нужно иметь подтвержденных 30% от общего бюджета, Германии – 20%. В противном случае вы не пройдете даже технический отбор», – объяснил Сергей.
Еще один практический совет от национального представителя Украины в Eurimages: эксперты фонда очень ценят, если проект уже получил средства от других национальных фондов или выиграл на конкурсной основе. Таким образом они видят, что предыдущие эксперты уже оценили вашу работу.
Сложности для Украины
На сегодня есть две редакции Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве. Пять лет назад была принята новая редакция, в которой изменена структура копродукции: предоставлено больше возможностей для миноритарных копродюсеров. Если проект состоит по крайней мере из трех копродюсеров, то миноритарий может заходить с минимальной долей 5% бюджета (ранее было 10%). Если же это двусторонняя копродукция – миноритарий может иметь минимум 10% бюджета. Большинство стран эту обновленную конвенцию подписали. Украина – тоже, но не ратифицировала. Поэтому сегодня в трехсторонней копродукции, если Украина – миноритарий, продюсеру нужно покрыть минимальную долю в 10%, а в двусторонней – обеспечить 20% бюджета. В нынешних условиях отсутствия средств это ощутимая проблема.
Как привлекать иностранцев в копродукцию в документалистике
После рассказа о Eurimages практическим опытом копродукции поделились украинские продюсеры. Как привлечь иностранных копродюсеров к работе над архивным кинопроектом, поведала Александра Братищенко, которая на нынешнем ОМКФ представила документальный фильм «Крихка памʼять», произведенный вместе со Словакией: «У меня впечатление, что с документальным кино все немного легче, поскольку есть большое количество площадок, где ты можешь встретить потенциального партнера. Петра Керекеша, нашего словацкого копродюсера, мы встретили на Краковском кинофестивале, где он почти сразу же предложил свое участие в этом фильме».
Ранее Керекеш снял фильм «Цензорка» в Одессе, да и вообще давно интересовался этим регионом Украины. А главный герой «Крихкої памʼяті» – как раз оператор, который всю жизнь работал на Одесской киностудии и жил в Одессе. По словам Братищенко, копродюсер давал много практических советов, как сделать одесскую историю понятной не только украинскому зрителю. И это сработало: «Крихка памʼять» уже год путешествует по фестивалям.
Кстати, на свой другой проект – Company of steel о парнях из «Азова», находящийся в производстве, – Александре удалось найти копродюсеров из Латвии и Словакии, но были прецеденты, когда люди боялись присоединяться к копродукции, поскольку верили российской пропаганде, работающей за границей.
Впрочем, продюсер задала встречный вопрос: «Многие говорят не искать копродукцию ради копродукции, но как выживать украинским кинотворцам, когда нет целевого финансирования и мы вынуждены искать собственно копродукцию ради копродукции?»
Актуальность поднятой темы подтвердила Дарья Бассель, продюсер кинокомпании Moon Man и глава индустриальной платформы Docudays UA: «Есть огромный интерес к нам со стороны Европы и США. Но как украинским продюсерам не потеряться в этом всем и делать действительно украинские проекты – вопрос открытый». Она также согласилась с Братищенко, что документальному кино находить копродюсеров легче, и подчеркнула, что у многих украинских продюсеров уже были выстроены определенные отношения с зарубежными коллегами.
А еще искать новых партнеров помогают индустриальные истории успеха – как отбор спродюсированной Дарьей ленты «Будинок зі скалок» в шортлист прошлогоднего «Оскара». «Конечно, это облегчает поиски. Тебе больше доверяют. В этом году мы с Ириной Цилык были на кинорынке CPH:FORUM в Копенгагене, где питчили документальный фильм, находящийся на стадии девелопмента. Для меня это был очень интересный опыт, поскольку впервые люди сами приходили к нам с позиции того, что уже знают: мы можем сделать классный продукт. Всем советую, это хороший опыт», – пошутила продюсер.
Подводные камни в копродукции с Францией
Луи Бодемон, продюсер Les Steppes Production, рассказал об особенностях копродукции с Францией. По его словам, Франция – богатая страна, выделяющая много денег на кино. С одной стороны, это значит, что копродукция с Украиной возможна. С другой – мажоритарная доля французов может угрожать сложностями в получении прав на свои же проекты. Поэтому очень важно найти для сотрудничества правильных людей. «Важный момент: если вы хотите получить финансирование еще от каких-то международных программ или получить гранты, не стоит иметь в копродюсерах Францию. По крайней мере вначале. Из-за того что Франция в состоянии сама финансировать проекты, у вас будет минимум международной поддержки», – добавил Бодемон.
Продюсер Ксения Бугримова, сейчас живущая в Великобритании, создала ассоциацию Talented U – платформу для объединения украинских кинопрофессионалов, также оказавшихся в этой стране. К сожалению, украинцам там нелегко найти работу по специальности. Например, Ассоциация независимых продюсеров не позволяет работать на проекте, если специалист не имеет хотя бы двух титров в британских проектах. По словам Бугримовой, Британия очень закрыта с точки зрения сотрудничества, но и они начинают помогать украинцам.
Там можно получить 25% льгот на покрытие бюджета от правительства, и это не рибейты. Кроме того, есть возможность получить льготы, если британский бизнес вложил свои деньги в производство.
Неочевидные нюансы копродукции с Канадой
О возможностях копродукции с Канадой мы подробно рассказывали вот здесь, но интересно также послушать практический опыт продюсера 435 Films Анны Паленчук. В Канаде она провела фестиваль украинского кино (и уже планирует следующий) и создала телеграм-канал UCFC (Ukrainian-Canadian film community), который собирает украинцев, имеющих отношение к киноиндустрии.
Несмотря на открытость Канады для украинцев, работу в киноиндустрии здесь найти трудно. В стране также проходят забастовки Гильдии актеров и Гильдии сценаристов, поэтому большинство запланированных на этот год съемок отменено.
Если же говорить о копродукции с канадскими продюсерами, то есть не так много тем, которые они готовы поддерживать и финансировать: по словам Паленчук, это охрана окружающей среды, тема коренного населения Америки, права женщин и аборты. Украинские же темы для канадских копродюсеров очень далеки, несмотря на сильную украинскую диаспору.
«Впрочем, в Канаде есть множество фондов как национальных, так и локальных, где канадский продюсер может получить деньги для финансирования. Поэтому украинским продюсерам все равно стоит искать копродюсеров-канадцев и доносить им свои темы», – отметила Анна.
Особенности подходов и юридическое оформление копродукции в США
В программе ОМКФ был представлен фильм украинско-американского производства «Правило двох стін», одна из продюсеров которого – Ольга Бесхмельницына (2Brave Production) – поделилась опытом сотрудничества.
«В начале войны мы снимали документальный фильм о перебравшихся во Львов художниках – это была творческая копродукция между нашим продакшеном и американским режиссером украинского происхождения. Американские продюсеры – это своеобразные инвесторы, готовые вложить деньги в твой проект, понимая, как потом они эти деньги будут возвращать. Также уже на ранних этапах монтажа нужно было искать дистрибуторов и сейлз-агентов», – рассказала продюсер.
Перед этим режиссер Дэвид Гутник снял художественный фильм, за который получил награду на фестивале Tribeca. Уникальный материал и режиссер с именем – это два сработавших козыря украинской стороны: американские продюсеры увидели потенциал в ленте. По словам Бесхмельницыной, продюсеры в США более смелые в отношении креативной документалистики. Они могут сочетать несочетаемое или, например, попросить сократить документальный фильм до 50 или даже 30 минут. В той же Канаде продюсеры не так любят эксперименты.
Что же касается юридического оформления проекта, то при сотрудничестве со США проекты всегда будут принадлежать американцам. И все равно перед заключением сделки следует проконсультироваться с американским юристом, чтобы потом не остаться еще и виновным.