Вооруженные силы Украины противостоят полномасштабному вторжению россии по всем направлениям, но битва продолжается не только на физическом поле боя. Сейчас нам представился уникальный шанс для усиления диалога с миром, и лучшим переговорщиком на культурном фронте предсказуемо стал украинский контент. Его дистрибуторы с первых дней новой фазы войны почувствовали заинтересованность многих стран, ведь один из путей как можно скорее понять мотивы и стремления целой страны – ознакомиться с ее культурным достоянием. В рамках спецпроекта #StandWithUkraine исследуем, как украинский контент – уже существующий и только готовящийся – удовлетворяет потребности глобального зрителя. Первая часть материала посвящена полнометражному игровому и документальному кино, а позже поговорим и о телевизионной продукции.
Бесплатно и в онлайне
Самой быстрой реакцией в плане обеспечения потребности зрителей посмотреть что-то украинское отличилась онлайн-платформа Netflix. Она напомнила, что имеет в своей библиотеке документалку Евгения Афинеевского «Зима у вогні: боротьба україни за свободу» (Winter on Fire: Ukraine's Fight for Freedom), созданную в копродукции Украины со США и Великобританией. Уже на второй день войны, 25 февраля, стриминг-сервис выложил ленту, рассказывающую о Революции достоинства, в свободный доступ на YouTube. За первые сутки после публикации фильм посмотрели более 250 тыс. раз, а сейчас эта цифра приближается к миллиону.
Картина была снята еще в 2015 году, а в 2016-м она претендовала на премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм». Сегодня же зрители могут посмотреть ленту под новым углом и с более глубоким пониманием причин и последствий Майдана, а также войны, которую россия начала в Украине вскоре после него.
Еще одна лента, которая теперь в свободном доступе, – исторический триллер Агнешки Холланд «Ціна правди», рассказывающий о Голодоморе в Украине. Киностудия FILM.UA еще в конце марта сообщила, что фильм теперь можно посмотреть на YouTube-канале компании, и лишь за месяц этим воспользовались более 30 тыс. зрителей.
Так же поступила студия InsightMedia. Она выложила в свободный доступ фильм Александра Денисенко «Тарас. Повернення», предложив не только посмотреть его, но и пожертвовать средства, которые будут направлены на гуманитарную помощь для пострадавших от войны украинцев.
Творческое объединение «Вавилон'13» также присоединилось к коллегам – благодаря им на YouTube можно посмотреть патриотическую неполиткорректную комедию Владимира Тихого «Наші котики». И судя по тому, что за месяц лента набрала почти 530 тыс. просмотров, посмотреть на начало войны с россией (события фильма происходят в 2014 году) нашлось немало желающих.
Кинопоказы и полноценный прокат
На фоне российской агрессии свою поддержку украинскому кино выражают европейские и мировые кинофестивали. Причем делают они это самым лучшим способом – промотируя украинский контент. Например, в марте при поддержке Венецианского кинофестиваля состоялись показы ленты Валентина Васяновича «Відблиск» в Риме и Милане, а организаторы кинофестиваля в Стокгольме объявили, что Украина будет в фокусе мероприятия, которое состоится в ноябре. Также туда пригласили Олега Сенцова, чей «Носоріг» в прошлом году получил награду кинофестиваля, но режиссер не смог присутствовать лично из-за пандемии (помните, был такой коронавирус?).
Кстати, фильмы Васяновича (как уже упомянутый «Відблиск», а также «Атлантида») теперь знают и в Японии. Специальная трансляция лент состоялась в Токио на площадках Euro Space и Euro Live – мероприятие проводилось, в частности, с целью повышения осведомленности о войне россии против Украины. Билеты на него продавали через краудфандинговую платформу, часть собранных средств пошла на поддержку продюсерским компаниям и организациям, занимающимся украинским кино.
Культурная экспансия происходит и в полноценном кинопрокате. Яркий пример – лента «Поводир» Олеся Санина, которая в разгар войны вышла в прокат в США. Показы начались 18 марта в более чем 600 американских кинотеатрах, а географически фильм охватил 45 штатов страны. Студия-производитель «Поводиря» (Pronto Film) сообщала, что это самый масштабный показ украинского кино в США, а его инициатива принадлежит профессору и руководителю «Украинского киноклуба» Колумбийского университета Юрию Шевчуку и президенту Human & Civil Rights Organizations of America Маршалу Стросу.
Сначала ленту показали однократно – 13 марта в кинотеатре Salem Cinema городка Сейлем, штат Массачусетс. Сеанс посетили не только обычные граждане, но и политики, а еще о нем написали несколько американских СМИ. После такого успеха ряд голливудских компаний бесплатно предложил свои услуги по промотированию и дистрибуции, а количество сеансов фильма начало расти в геометрической прогрессии: ежедневно все новые кинотеатры США и Канады приобщались к инициативе.
Как рассказал нам продюсер ленты Максим Асадчий, специально для того, чтобы показы стали возможны, в Pronto Film обновили DCP, но непосредственного участия в переговорах по прокату компания не принимала – этим занималась американская сторона и лично Маршал Строс. По словам Асадчего, билеты на сеансы «Поводиря» продаются по обычным ценам, но кинотеатры пошли прокатчикам навстречу и отказались от своей комиссии. Динамики продаж билетов Максим пока не знает, однако отмечает, что сверхбешеным спросом сеансы не пользуются: «Определенные средства собраны, но они невелики. Это не фурор и не прокат блокбастера, который мог бы собрать миллионы долларов. Все же надеюсь, что сам факт проката «Поводиря» и его промо, получившееся действительно мощным и масштабным, помогут нам вывести на североамериканский рынок следующую ленту – «Довбуша», – говорит Максим. Режиссер «Довбуша» Олесь Санин уже завершает работу над международной версией фильма, поэтому шансы на то, что мир увидит его раньше украинцев, достаточно высоки.
Очередная украинская лента, восстанавливающая актуальность, – военная экшен-драма «Черкаси» Тимура Ященко. Лицензии на ее показы в марте были проданы в ряд стран Европы. Фильм, по словам создателей, покажут в Чехии (на телеканале Ceska Televize), Германии, Австрии, Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии, а собранные средства по общему решению производителя фильма, Госкино и международного дистрибутора FILM.UA Group перечислят на поддержку Вооруженных сил Украины. Кроме того, сейчас финализируется сделка по продаже картины на территорию Скандинавии, и здесь средства также направят в один из фондов в поддержку пострадавших от войны. Что именно это будет за фонд – в настоящее время обсуждается.
Глава компании FILM.UA Distribution Евгений Драчев отмечает, что на фоне полномасштабного вторжения интерес к украинскому контенту в принципе очень высок: «С началом войны мы получили большое количество запросов и предложений по поддержке Украины и украинского контента, причем как от постоянных партнеров, так и от новых компаний», – говорит он. Теми же «Черкасами» интересуются не только в Европе, но и в Японии, да и в целом исторические драмы и документальные фильмы пользуются немалым спросом.
Учитывая это, очень уместным оказалось решение FILM.UA Distribution обновить свой дистрибуционный каталог новыми тайтлами. Еще до 24 февраля в нем появились фильмы «Максим Оса» и «Снайпер. Білий ворон», премьера которых запланирована на осень 2022 года, а пока к дистрибуции готовы еще несколько новых лент – например, психологическая драма Дениса Тарасова «БожеВільні» и военная драма Ахтема Сеитаблаева «Мирний-21». Релизы обоих фильмов также были запланированы в этом году, но сегодня точные даты выхода неизвестны из-за войны. Кроме того, сейчас компания активно сотрудничает с независимыми украинскими продюсерами, и ее каталог пополнили уже выходившие в кинотеатрах ленты: «Это, например, картины компании «Бедлам Продакшн» («Брама» и «Наші котики»), а также много замечательных документальных проектов, среди которых «Сильніше ніж зброя», «Зошит війни» и «Сіль з Бонневіллю», – отмечает Евгений.
Еще одно направление, которым сейчас активно интересуются покупатели контента со всего мира, – это анимация. По словам Драчева, даже во время полномасштабной войны спрос на будущий мультфильм «Мавка. Лісова песня» остается стабильно высоким, а среди последних сделок по дистрибуции проекта – его продажи в Испанию и Италию.
К слову, о второй жизни: ее на фоне российской агрессии получил целый ряд украинских лент о войне. Игровые фильмы Натальи Ворожбит «Погані дороги» и Сергея Лозницы «Донбас», а также документалку Ирины Цилык «Земля блакитна, ніби апельсин» приобрел дистрибутор Film Movement. Речь идет о всех правах на территории Северной Америки: фильмы доступны подписчикам онлайн-платформы Film Movement Plus, а также компания планирует кинотеатральные и образовательные показы. Кстати, ленту Цилык приветствуют и в Великобритании: 1 апреля состоялся показ в штаб-квартире Британской академии кино и телевизионного искусства BAFTA, а ранее, 30 марта, фильм транслировался на телеканале BBC Four.
Мы уже рассказывали, что VoD-платформа Takflix отметила рост интереса к украинскому контенту в онлайне, но, по словам основательницы сервиса Надежды Парфан, то же самое происходит и в области дистрибуции. «Как онлайн-кинотеатр мы работаем b2c, то есть непосредственно со зрителями, – говорит она. – Параллельно с этим у нас есть направление продаж – лицензируем контент, работаем как сейлз-агенты для украинских фильмов. Конечно, интерес к украинскому контенту увеличился. Сейчас мы готовим несколько пакетов, запросы на которые поступили из Польши, Франции и Японии. Определенное направление фильмов, какие хотели бы посмотреть за границей, обозначить трудно – все очень по-разному. Часто нас самих просят что-нибудь посоветовать, часто есть запросы на знаковые ленты с целью представить лучшее из украинской культуры. В таких случаях мы советуем, например, «Тіні забутих предків» или что-нибудь из классики. Ожидаемо есть запросы на ленты военной тематики – например, «Зошит війни» или «Поїзд Київ – Війна», а также есть очень большой запрос на наш мощный блок фильмов о Мариуполе».
Как видим, главную заинтересованность на международном рынке вызывают украинские ленты прошлых лет, уже выходившие в широкий прокат, однако есть и другие примеры. На минувшей неделе стало известно, что центральноевропейский телеканал 3sat приобрел права на фильм Марины Эр Горбач «Клондайк», бывший одним из участников нынешнего кинофестиваля goEast. Сделка состоялась в рамках условий обзора, согласно которым вещатель ежегодно выбирает одну ленту из программы и заключает с ней контракт на показ. Телепремьера «Клондайка» состоится в следующем году, а вот у украинцев есть шанс увидеть фильм раньше – пока дата релиза неизвестна, впрочем, до начала полномасштабного вторжения его планировали на текущий год.
Интерес международного рынка сейчас высок не только к кино, но и к телеконтенту. Однако об этом мы поговорим в следующий раз.