Появление в украинском медиапространстве ситкомов и комедий уже перестало удивлять или шокировать: медийщики единогласно утверждают, что, несмотря на свои опасения, убедились – во время войны людям такой контент нужен. Команда Студии 1, создающая развлекательный контент в составе Starlight Production, тоже, конечно, сомневалась, стоит ли запускать в производство ситком «Голова», родившийся еще четыре года назад. И в результате 7 ноября на «Новом канале» стартует эта 16-серийная комедия, события которой происходят до полномасштабного вторжения.
Как, несмотря на сегодняшнюю конъюнктуру, создатели «Голови» решились выпустить продукт, не касающийся событий настоящего, каким был процесс создания и при чем здесь децентрализация? Мы решили разобраться при помощи директора Студии 1 Елены Антоновой.
Елена Антонова с исполнителем главной роли Евгением Лесничим и режиссером Олегом Туранским
Куда девать войну?
Во-первых, кто кому «Голова»? Голова – это главный герой ленты, выпускник одного из украинских университетов Антон, который заключает с ректором пари: он поедет в любое украинское село и сделает из него что-то вроде Кремниевой долины.
Ректор предлагает парню за полгода изменить село Антоновка. Если пари выиграет Антон, профессор поставит ему зачет и даст возможность учиться в Америке. Вместе с Антоном в Антоновку отправляются его друзья – математический гений Богдан и блогер Милана. Конечно, в Антоновке их ждут различные проблемы села, к решению которых жизнь этих горожан не готовила. Следовательно, приходится придумывать нестандартные решения.
До начала полномасштабного вторжения команда Студии 1 уже написала сценарий восьми серий и сняла пилот, на создание которого выиграла грант фонда USAID в конкурсе PITCH UA. «Мы сняли пилот, смонтировали его, провели фокус-группы, вся аналитика по пилоту удовлетворила и канал, и фонд, – рассказывает Елена Антонова. – Потом должны были подаваться на разработку сезона. Но началась полномасштабная война, USAID отменил конкурс. В прошлом году производство в медиаиндустрии Украины было почти полностью остановлено, люди оставались без работы. И в этот период USAID решили поддержать производителей и продолжить финансирование проектов, с которыми сотрудничали до вторжения. Они предложили нам продолжить финансирование производства «Голови». А у нас на тот момент уже было в работе восемь серий с финансированием канала. Так что благодаря софинансированию USAID и «Нового канала» мы смогли сделать сезон».
Относительно опасений по поводу целесообразности ситкома в эфире канала, то разведку боем на «Новом» провели с помощью проекта «єПитання» с ведущей Лесей Никитюк – он стал первым развлекательным контентом Студии 1 с начала полномасштабного вторжения: «Вся команда очень опасалась, как мы будем во время войны шутить, сама Леся была напряжена по этому поводу, – признается Антонова. Но первые съемочные дни показали, что когда начинаешь делать что-то веселое, развлекательное, то и команда втягивается и имеет возможность оторваться от реальности. Когда проект вышел в эфир, было очень много отзывов типа: «Как классно, что вы это сделали! Как в старые добрые довоенные времена посмотрели, отдохнули». Это утвердило нас во мнении, что «Голову» надо снимать».
Кстати, создатели «Голови», как и многие коллеги, отказались от традиции разбивать тарелку перед стартом съемки: вместо этого писали пожелания на бумажках и бросали их в кувшин
Поскольку разработка проекта началась еще четыре года назад, военного контекста в сценарии не было. Естественно, возник вопрос: что с этим делать – переделывать все линии, всю арку сезона и вплетать туда какие-то военные события? «Мы думали, возможно, сделать наше поселение где-то на Западе Украины, куда напрямую война не пришла, – говорит директор Студии 1. – Это, мне кажется, немного обходной путь – и вплели войну, и не вплели. На самом деле, я думаю, мы могли бы вообще ничего о войне не говорить: просто сделать ситком о довоенной жизни, и людям бы сейчас такой развлекательный контент зашел. Но все же были размышления, как это воспримут. Режиссер Олег Туранский также имел много сомнений: мы должны были сделать комедию во время того, как в стране продолжаются военные действия. У людей много горя, потери – как они воспримут наш сериал? Наконец решили, что берем события за полгода до начала войны.
В предпоследней серии начинается вторжение, а в последней – окончание сериала и развязка всех линий. Так мы себе заложили возможность сделать эпизоды второго сезона уже с полноценными событиями военного времени».
К тому же, признается Елена, именно сейчас команда проекта уже понимает, что из актуальных событий в сериал можно брать, а что не нужно: «У нас есть для написания сценария больше материала, больше маневров, потому что мы все равно хотим оставаться в развлекательном жанре, а это сложная история – не над всем можно шутить».
Здравствуй, родное село…
Поскольку USAID грантами просто так не разбрасывается, а в рамках PITCH UA дает деньги на контент с конкретными месседжами, «Голова» исключением не стал. Мы предположили, что проект призван донести до широких масс всю правду о сущности децентрализации, и создатели ситкома, в принципе, не возражали: «Это многослойная история. Да, в пилоте и описании, которое мы предоставили на конкурс, это было, и консультант PITCH UA Адам Сигел все время разворачивал нас в эту сторону, чтобы мы выполняли задания конкурса. И да, в сериале есть месседж, что ты можешь быть полезен своему государству».
Кстати, проблемы села, которые будет решать главный герой «Головы», во многом заимствованы из жизни реальных поселков. Елена Пшеничная, чья авторская группа из пяти авторов начинала разработку сезона, созванивалась с молодыми главами поселков. «Например, у нас есть село, где председателю 23 года, – рассказывает Елена Антонова. – Пшеничная звонила и спрашивала: «А какие у вас проблемы, а что вы делаете?» Там были ситуации, смешные для нас, но для них действительно сложные. Так, приехал молодой человек в село, стал головой и говорит: «У вас здесь вайфая нигде нет!» – «Ну да, нигде нет…» – «Что, и на остановке нет?» – «Конечно, нет! Откуда в селе на остановке WiFi?» – «О, наверное, нужно вам сделать точку вайфая». Переработал какую-то солнечную батарею, и появился в селе на остановке WiFi. Елена такие истории брала. Даже заморачивалась и ездила в экспедиции куда-то за 100 км от Киева, чтобы увидеть, как выглядит реальное село, как там люди живут, какие у них нужды. Что-то, конечно, придумывали».
К сожалению, из-за войны группа Пшеничной не смогла продолжить работу над ситкомом: кто-то уехал, кто-то сказал, что в таких обстоятельствах юмор писать не сможет, сама Пшеничная не смогла остаться в проекте по личным причинам, поэтому заканчивала историю группа ребят-сценаристов под руководством Виталия Йе.
Да и в целом в команде произошло много трансформаций.
Во-первых, сменился режиссер: Елена Ботникова, режиссер «Хто зверху?», снимавшая пилот, по личным причинам не смогла работать дальше, и эстафету принял Олег Туранский.
Смена режиссера повлекла за собой и некоторые изменения в актерском составе. Потому что Туранский пересмотрел пилот и сказал: «Я на все соглашаюсь, но у меня свое режиссерское видение». «И у нас произошли замены двух актрис – Ольги Узун и Даши Пленды, – говорит Елена Антонова. – Они были классными, но под эти характеры героев Олег видел других. Режиссер сам поговорил с девушками, объяснил, что к чему. К примеру, Узун играет в театре, но комедийное плюсование – не в ее природе. В драме она блестящая. Оля, конечно, расстроилась, да и мы расстроились, ведь всех полюбили после пилота. Это был самый сложный момент производства».
Да и шоураннер в результате тоже сменился: закончил проект на съемках и монтажах Стас Хейло.
С «нуля» – в кадр
Понятно, что кастинг на «Голову» состоялся еще три года назад. Как вспоминают актеры, на пробы они в течение месяца ходили едва ли не каждый день: самопробы, созванивание с продюсером, сценаристом, режиссером, внесение правок, еще раз самопробы, далее парные пробы – на улице, в помещении, в разных ролях и составах.
На роль Антона претендовало около десяти парней: актер должен был быть харизматичным, симпатичным, чтобы понравиться девушкам, но при этом острым, саркастичным, потому что из мальчика, который приехал из города и свысока на всех смотрит, он должен был превратиться в эмпатичного человека – и это должно было быть видно внешне.
В результате роль получил 26-летний Евгений Лесничий, в арсенале которого уже была как работа в сериалах, так и многолетняя работа в дубляже. Его друзей сыграли Дмитрий Гирявец и Полина Фролова, приехавшая на съемки из Польши, где находилась после начала вторжения.
Еще один актер, Владимир Ращук, попал на площадку… прямо с передовой – собственно там он проходил и кастинг, потому что является командиром 7-й роты 3-го батальона «Свобода» в составе Бригады быстрого реагирования Нацгвардии Украины «Рубіж». «Одна из наших главных актрис, Виктория Билан-Ращук, жена Владимира, играет Катерину Жук – главную антагонистку Антона, – рассказывает Елена Антонова. – И когда она услышала, что мы ищем коренастого мужчину, сказала: «Да это же мой Вова! Но он на фронте. Что же делать? Ну давайте я попрошу его, пусть сбросит самопробы». И Володя записал нам эти пробы, где на фоне были слышны взрывы. Когда мы их увидели, поняли: «Это он! Что делать? Как же его отпустят?» Начали узнавать, командир сказал, что будет отпускать его на какие-то ограниченные сроки, и Володя приезжал к нам трижды».
Владимир Ращук воплотил образ местного бандита
Других персонажей сыграли Александр Рудинский, Михаил Кукуюк, Елена Новикова, Виктория Билан-Ращук, Анатолий Тихомиров, Екатерина Вишневая, Ирина Гришак, Мария Стопник и другие актеры. А еще – Павел Зибров!
По сюжету одна из центральных героинь, баба Галя, уже 30 лет пишет ему письма, а главные герои, понимая, что их рейтинг в селе падает, пытаются устроить людям праздник и организуют в клубе спектакль, где неожиданно появляется Павел Зибров. Сюрпризом для бабы Гали он поет свой хит «Марина», правда немного тюнингованный: со словами «Галина, Галина, любов моя єдина».
Оптимизировать все!
Конечно, из-за войны бюджет сериала уменьшился. Продакшену пришлось оптимизировать расходы: частично переписывать серии, выбрасывать сцены с габаритной сельской техникой, пылающим сараем, который должно было гасить все село, договариваться о меньших гонорарах: мол, такие времена – или работаем за меньшие деньги, или не работаем вообще.
Съемочная группа проекта
Да и локацию пришлось сменить. «Для пилота мы искали аутентичное, но очень заброшенное село, в которое государство не вкладывает деньги, – рассказывает директор Студии 1. – И нашли его аж за Сухолучьем – в 120 км от столицы. А когда начался процесс оптимизации, то от всех этих переездов с проживанием пришлось отказаться: мы начали искать локацию поближе. Поэтому некоторые сцены сняты уже в 30-километровой зоне. А наша главная локация, сельсовет, находится в Пуще-Водице – это государственный нерабочий или санаторий, или пионерлагерь».
Основной сельской локацией «Голови» стали Великие Дмитровичи, где создатели ситкома нашли живописную, немного горную местность. Также будут эпизоды из села Стайки, где есть замечательные виды на разливы Днепра. Аутентичный сельский магазин нашли в Летках.
Поскольку по требованиям безопасности вблизи всех локаций должно быть укрытие, то в селах директор площадки «Голови» искал вблизи магазины с подвалами или реальные хранилища, а у лагеря в Пуще-Водице есть подвал с толстыми бетонными стенами. Группа в нем подмела, расставила стулья, и не зря. Воспользоваться этим хранилищем пришлось уже в первый съемочный день: тогда произошла очередная массированная ракетная атака, и на Киев летело около 50 объектов. Из-за чего у Полины Фроловой случился большой стресс: девушку пришлось успокаивать.
«Тревоги действительно очень выбивают, – жалуется Елена Антонова. – Даже не тем, что мы теряем время: они выбивают из комедийного жанра. Ведь потом актерам, режиссеру нужно восстановиться, перенастроиться. В день без тревог на площадке все хохочут, всем весело, очень классная комедийная атмосфера.
А когда есть сирены, где-то полчаса или даже минут 40 группа отходит от этого. Кому-то совершенно безразлично – ну летит и летит. А кто-то, как Полина, стрессует, и это отражается на всех, потому что потом сложно снова настроиться».
Но в конце концов все удалось, и уже сегодня плод работы увидят зрители.
«Я, конечно, ожидаю успеха, – говорит Елена Антонова. – Немного боязно, но мне кажется, что все будет хорошо, ведь эта история единения людей из города с людьми из села очень интересна. А еще в сериале молодежь и любовные истории почти в каждой из линий, потому что у нас аж шесть персонажей.
Как сказал наш консультант из Голливуда Адам Сигел: «У вас получается warm comedy – теплая комедия». Но при просмотре финальной серии, мне кажется, будут плакать все».
Собственно, об уверенности создателей «Голови» в успехе свидетельствует и то, что команда уже разрабатывает арку второго сезона и скоро покажет написанное каналу. А мы пока посмотрим, что там за «Голова» такой – завтра в 19:00 на «Новом канале».