25 февраля завершает свою работу 74-й Берлинский международный кинофестиваль. В этом году на Берлинале состоялись премьеры трех украинских лент: игрового полнометражного фильма Романа Бондарчука «Редакція» и документальной работы Оксаны Карпович «Мирні люди» в программе Forum, а также документальной ленты Светланы Лищинской «Трошки чужа» – в Panorama Documente. Параллельно на кинорынке Берлинского кинофестиваля European Film Market работал национальный стенд Украины, работа которого организована совместными усилиями Госкино, отраслевых ассоциаций и кинокомпаний. Среди прочего на стенде были представлены англоязычные каталоги украинских фильмов и сервис-компаний, обновленные Украинской киноассоциацией вместе с компанией Media Resources Management. В каталог фильмов вошли украинские ленты разных жанров в трех категориях: «Фильмы 2022–2024 годов», «Фильмы work in progress» и «Фильмы в девелопменте». В каталог сервисов – ключевая информация о ведущих украинских компаниях и AV-специалистах, готовых сотрудничать с международными партнерами по различным направлениям.
Кроме того, 20 февраля состоялось заседание киноассоциации EFAD (European Film Agency Directors association), после которого были обнародованы хорошие новости о поддержке украинских фильмов. Напомним, год назад на Берлинале стартовала инициатива Европейский фонд солидарности с украинскими фильмами (European Solidarity Fund For Ukrainian Films; ESFUF), основанная Французским национальным центром кино CNC (Centre national du cinéma et de l'image animée) и другими членами EFAD. За 2023-й ESFUF дважды оглашала конкурсы, в рамках которых в целом поддержала 29 проектов. В этом же году к инициативе присоединились четыре новых члена EFAD (из Болгарии, Венгрии, Латвии и Испании), а ее бюджет увеличился до 1,5 млн евро. Эти дополнительные 300 тыс. евро означают, что ESFUF может продолжить поддержку украинских проектов, созданных в копродукции с европейскими компаниями. И инициатива уже открыла два новых конкурса: поддержка проектов в постпродакшене (подаваться можно с 21 февраля до 15 марта) и проектов в девелопменте (с 21 февраля до 5 апреля). Все подробности ищите здесь.
Также в рамках индустриальной программы European Film Market прошло сразу несколько мероприятий с фокусом на Украину: в частности, 17 февраля – организованный Госкино Украинский день, где отечественные продюсеры представили свои полнометражные кинопроекты на разных стадиях производства.
Программа Украинского дня началась с видеопочитания памяти наших Героев – работников аудиовизуальной индустрии, которые в течение полномасштабной войны присоединились к армии и отдали жизнь, защищая Украину. «Всегда трудно выступать после таких видео, поскольку каждый раз они становятся длиннее из-за того, что нужно добавлять новые имена…» – призналась глава Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук, чье выступление с презентацией текущих достижений и возможностей нашей индустрии начало программу мероприятия.
«Но мы здесь для будущего, – продолжила Виктория. – Так что позвольте мне вдохновить вас тем, что делает украинская киноиндустрия прямо сейчас. Я очень горжусь и очень благодарна за то, что сейчас мы можем с уверенностью говорить: наша индустрия живая, полноценная, имеет перспективы роста и развития».
В подтверждение этого тезиса Ярмощук привела статистику производства игровых фильмов и сериалов в Украине во время полномасштабной войны
Также она предоставила информацию о фестивальных достижениях украинских лент последних лет, особо остановившись на фильме Мстислава Чернова «20 днів у Маріуполі», который вошел в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм» и на днях в такой же номинации получил премию BAFTA
Отдельно глава Украинской киноассоциации остановилась на успехах свежих украинских проектов в коммерческой международной дистрибуции
Виктория подчеркнула важность международной копродукции, добавив, что «сейчас сложно выходить за пределы страны, поскольку у нас не так много государственного финансирования, как раньше. Впрочем, на 2024 год Государственному агентству Украины по вопросам кино выделен бюджет около 14 миллионов євро (589,6 млн грн. – MBR). Эти деньги предусмотрены в бюджете страны, но мы еще не знаем, будет ли возможно использовать их в этом году. Однако государство делает все возможное, чтобы продолжать поддерживать индустрию».
После выступления Ярмощук мероприятие продолжилось презентацией украинских проектов на разных стадиях производства. Всего было представлено девять фильмов: пять игровых, три документальных и одна докудрама.
Началась презентация с основанной на реальных событиях игровой ленты «Буча» (Bucha), детально о кейсе которой можно прочесть в нашем интервью с ее продюсером и автором Александром Щуром, собственно и представлявшим проект на Берлинале.
Свое выступление он начал с личной истории, которую рассказал не без юмора: «Меня зовут Александр Щур. Я пятнадцать лет работал сценаристом с Владимиром Зеленским – он тогда еще был актером. Дальше он стал президентом, я – независимым продюсером. Да, я тоже чувствую, что его карьера сложилась немного лучше, чем моя».
Но в дальнейшем шуткам места уже не осталось. «Я живу в северном пригороде Киева возле Бучи и был свидетелем начала полномасштабной российской агрессии, – рассказал Щур. – Первые месяцы я был волонтером. И когда услышал настоящую историю о человеке, который спас сотни украинцев с оккупированной территории, то понял, что это похоже на голливудский high concept». Напомним, фильм рассказывает историю Константина Гудаускаса – гражданина Казахстана, получившего политическое убежище в Украине. Благодаря казахстанскому паспорту он имел возможность проезжать на оккупированную российскими войсками территорию Киевской области и вывозить мирных жителей. Так Константин спас 203 человека.
Рассказывая о финансировании ленты, Щур акцентировал отсутствие государственного финансирования, отметив, что это было сознательной позицией: «Мы решили вообще не брать государственных денег, поскольку понимали, что они нужны военным». Продюсер рассказал, что фильм создан за частные инвестиции из Украины, Польши, США и Канады. Он отметил важность появления в международном поле таких проектов, как «Буча», – рассказывающих правду о преступлениях россии в Украине и являющихся «антидотом» для российской кинопропаганды вроде фильма «Свидетель». Щур отдельно остановился на кейсе этой тотально лживой российской киноагитки, имеющей антирекордный рейтинг на IMDb – единицу. И для усиления эффекта привел подробный разбор оценок, выставленных «Свидетелю» пользователями IMDb из США: «Все оценки оттуда – единицы, и есть только три оценки в 10 баллов. Думаю, последние трое – это Илон Маск, Дональд Трамп и Такер Карлсон».
Завершая презентацию, Щур рассказал, что фильм «Буча» почти готов: окончательная версия должна быть через две недели. Он отметил, что проект уже имеет украинского дистрибутора – FILM.UA Distribution, – но находится в поисках крупного международного дистрибуционного партнера, чтобы «иметь возможность показать фильм во всем мире».
Следующим презентовался игровой фильм режиссера Ивана Николайчука «Вічник» (Eternity Man). Представляли проект украинская продюсер Ирина Асанова и бразильский продюсер Рафаэль Томасетто (Rafael Tomasetto).
Фильм основан на романе «Вічник. Сповідь на перевалі духу» лауреата Шевченковской премии Мирослава Дочинца, где рассказ ведется от имени 104-летнего мужчины, ретроспективно вспоминающего свою жизнь, на которую пришлись бурные события ХХ века. Ленту производит компания «Констант Продакшн». Авторы сценария – Анатолий Крым, Карлос де Лос Риос (США) и Иван Николайчук. В сентябре прошлого года на Буковине отсняли тизер ленты, основной съемочный период начнется весной 2024-го, а завершить съемки планируют до конца мая / начала июня.
Ирина Асанова рассказала, что в целом разработка проекта длилась почти десять лет (сам роман увидел свет в 2012-м). По словам Рафаэля Томасетто, по концепции проект является артхаусным и сочетает в себе несколько жанров, а ближайшие ассоциации по настроению – ленты Терренса Малика. Весь съемочный процесс будет происходить в Украине, тогда как для постпродакшена активно ищут международных партнеров, в частности в странах Скандинавии и в Канаде. «Мы находимся на этапе, когда ищем партнеров в разных частях мира для завершающего финансирования, партнеров по продажам и различные компании, которые помогут вывести проект на следующий уровень. Наша цель – быть готовыми к подаче на фестивали до конца года», – добавил Рафаэль.
Далее презентовался хоррор «Конотопська відьма» (The Witch of Konotop). Представляла проект продюсер Ирина Костюк.
Презентацию она начала с признания: «Когда-то я была феей, но уже нет…» Она рассказала, что после восьми лет работы над прекрасной и суперуспешной как в украинском, так и в международном прокате историей – анимацией «Мавка. Лісова пісня» – опыт производства фильма ужасов о ведьме, мстящей российским военным за убийство любимого, был для нее очень интересен. Продюсер поделилась, что «Конотопська відьма» – не просто первый хоррор в лайнапе FILM.UA Group, а первый из уже по крайней мере трех запланированных, которые должны ежегодно выпускаться один за другим.
Говоря о финансировании, Костюк рассказала, что половину бюджета за свой счет обеспечила студия FILM.UA, а вторую половину профинансировали пятеро частных инвесторов, которые с радостью присоединились к проекту, когда узнали, что история – о ведьме, убивающей одного за другим российских оккупантов. Съемки фильма продолжались месяц и уже завершились (наш репортаж с площадки можно прочитать по этой ссылке). «Последний день съемок был 29 декабря, – рассказала Ирина. – В тот самый день, когда россияне запустили по Украине рекордное количество ракет всех типов. Но мы все равно снимали». Напомним: во время массированного ракетного обстрела Украины россией 29 декабря 2023 под удар попали многие украинские города: Киев, Харьков, Днепр, Одесса, Запорожье, Конотоп, Смела и Львов. Всего россияне запустили по Украине 158 воздушных целей. Из-за этого обстрела погибли 55 людей, 171 человек был ранен.
На этом трагическом фоне никаких возражений не вызывает предложенное Ириной жанровое определение – фильм мести. Продюсер говорит: «Это мечта каждой украинской женщины: чтобы они умерли именно так. Где-то две недели назад я посмотрела первый raw cut фильма «Конотопська відьма» и убедилась, что это на самом деле микс жанров: и военная драма, и хоррор, и слэшер. Мы с коллегами сформировали определение для такого кино – фильмы мести». И еще относительно определений: продюсер призналась, что ее несколько триггерит, когда в контексте съемок в Украине на английском используют словосочетание shooting days. Вместо этого она предложила употреблять filming days, поскольку из-за россии «уже десять лет каждый день в Украине – это shooting day».
По словам продюсера, сейчас фильм, в котором будет много VFX, находится в постпродакшене, а премьера в Украине состоится либо в последнюю неделю августа-2024, либо в первую неделю сентября. Через два месяца после национального кинотеатрального релиза лента появится на глобальной стриминг-платформе сразу на всей территории Центральной Европы. И сейчас она также активно продается на другие территории.
Следующим проектом, представленным в рамках Украинского дня, стала драма «Мати» (Mother) об украинце по имени Алекс, который в начале полномасштабной войны уже давно жил в Лондоне, но после российского вторжения возвращается домой, чтобы спасти свою мать с оккупированной территории.
Представлять проект – копродукцию Украины, Великобритании и Франции – вышли продюсер Александр Омельянов, режиссер, сценарист и продюсер Джонатан Бирч (Jonathan Birch) и продюсер Бен Пуллен (Ben Pullen).
Презентацию начал Александр Омельянов с личной истории: «Первые десять дней полномасштабной войны я провел в подвале со своей женой и детьми. Когда мы решили, что должны покинуть Украину, я попросил родителей поехать с нами, но они отказались. Нам удалось эвакуировать детей, но, когда мы уже были на западе страны, отец позвонил мне и сказал, что смог убедить ехать мою мать, которая не может ходить. И мне пришлось возвращаться, чтобы их увезти. Слава богу, все сложилось хорошо, и сейчас мы вместе. Так что эта история очень личная для меня».
Далее слово взял Бен Пуллен, познакомившийся с Емельяновым еще в 2018 году на Одесском кинофестивале. «Возможно, вас удивляет проект, основанный на украинской истории, но с участием двух британцев. Вот только это показывает, насколько пассионарен остальной мир относительно того, что происходит в Украине, как мы все пытаемся принять участие и рассказать эти истории, – сказал Бен. – Именно поэтому мы смогли найти в Великобритании людей, желающих вкладывать деньги в проекты в Украине и пытаться изменить ситуацию. И мы все еще ищем партнеров: финансовых, производственных и по продажам».
Создатели рассказали, что у проекта уже есть актерский состав и около 60% подтвержденного бюджета от украинских и международных частных партнеров. А съемки планируется начать в июне или июле этого года.
Следующим представили фильм «Операція «Синиця»: Право вибору» (Operation Synytsya: Personal Choice), игровую шпионскую драму, основанную на реальной спецоперации ГУР МО по перелету российского военно-транспортного вертолета Ми-8 с экипажем в Украину 9 августа 2023 года. Представляли проект автор идеи, бывший журналист, а ныне военный Артем Шевченко и продюсер Андрей Ногин.
Шевченко рассказал, что идея проекта пришла к нему после работы над документальным циклом из трех фильмов «Воєнна розвідка України: на морі, у небі, на землі», посвященных боевым операциям с участием военнослужащих ГУР МО. Андрей Ногин добавил, что в партнерстве с ГУР начата работа по разработке проекта и формированию пула партнеров. По словам продюсера, проект уже частично имеет подтвержденное финансирование.
Рассказывая историю спецоперации «Синиця», Шевченко резюмировал, что «капитану вертолета предоставили шанс на новую жизнь и он несомненно сможет продолжать летать, но в этот раз на крыльях правды и добра». Впрочем, следует отметить, что этот оптимизм оказался преждевременным и, возможно, теперь в концепцию фильма придется вносить коррективы: презентация состоялась 17 февраля, а уже два дня спустя, 19 февраля, стало известно, что этого российского пилота, Максима Кузьминова, нашли убитым в Испании (скорее всего – убитым российскими спецслужбами).
Далее была представлена документальная драма «Ярослав Мудрий» (Yaroslav The Wise), презентовала которую продюсер Олеся Ногина.
Свою презентацию она начала с небольшого экскурса в историю: «Давайте вернемся на тысячу лет назад – средневековая Европа, XI век, российского государства не существует». Продюсер отметила, что проект – байопик об одной из самых выдающихся фигур в истории Украины – рассчитывает на интерес со стороны стримеров, поскольку жанр докудрамы «сейчас переживает ренессанс, особенно в контексте платформ». Также Ногина вспомнила, что Ярослав Мудрый активно налаживал связи с другими европейскими государствами, и это может быть базой для копродукции с разными странами. Продюсер рассказала, что основная часть фильма готова: в Киеве уже отсняли 40 минут. Но подчеркнула, что «история может быть более широкой, поэтому мы открыты и готовы к копродукции».
Следующей презентовалась документальная лента «Земля світла» (Lightland) режиссера Дана Приходько, представлять которую вышла продюсер Ева Зурьян.
Фильм – полнометражный дебют и для режиссера, и для продюсера, и для оператора Яремы Голоты, поэтому создатели фильма решили усилить команду опытным консультантом – Валерией Сочивец. «Мы решили ее пригласить, поскольку последний фильм продюсера «Ля Палісіада» был номинирован на премию Европейской киноакадемии. Так что Валерия помогает нам со всеми сложными вопросами по продвижению фильма», – объяснила Зурьян. Она рассказала, что история ленты началась в 2021 году, когда ее создатели поехали в Светлодарск, чтобы исследовать жизнь людей в «серой зоне». «В первую экспедицию мы сняли около 40 минут фильма и должны были вернуться весной, но началась полномасштабная война, Светлодарск снова оказался под оккупацией. Так что проект был заморожен на два года, и теперь мы снова начали разработку и, конечно, в другом ключе. «Земля світла» – это путешествие в прошлое маленького городка в Донецкой области, который был на фронте с 2014 года», – рассказала продюсер, добавив, что сейчас проект находится в поиске копродюсеров, партнеров для постпродакшена и дополнительного финансирования. «Почти весь фильм закончен, но нам необходимо совершить еще одну экспедицию, и на это нужно около 25 тыс. евро», – назвала точную сумму Ева.
Далее был представлен документальный проект «Дівія» (Divia), подробно о котором можно прочитать в нашем интервью с его авторами – режиссером Дмитрием Грешко и продюсером Полиной Герман. Впрочем, на Берлинале фильм представляла еще одна продюсер – Тася Пугач.
Она рассказала, что фильм, посвященный влиянию полномасштабного российского вторжения на украинскую экологию, будет состоять из трех актов, первый из которых показывает украинскую природу в гармонии и мире до начала полномасштабной войны, второй – это война, вызванные ею разрушение и ущерб, а третий – восстановление природы несмотря ни на что. «Это документальный фильм-наблюдение, здесь не будет диалогов и закадрового нарратива», – подчеркнула продюсер. Она добавила, что при таких условиях особенно важна музыка. И за нее в проекте «Дівія» отвечает известный композитор и саунд-продюсер Сэм Слейтер, ранее создавший саунд-дизайн для сериала «Чернобыль», а также работавший вместе с Хильдур Гуднадоуттир над отмеченной «Оскаром» и BAFTA музыкой для фильма «Джокер» (сейчас они вместе работают над второй частью «Джокера»). И конечно, в фильме будут не только природа и музыка, но и люди. «В третьем акте мы увидим работу людей, которые помогали украинскому народу восстанавливаться после того, что россияне сделали с нашей землей. Это экологи. Это поисковики, изучающие тела русских и украинских солдат, найденных на земле. Это волонтеры, кормящие и спасающие животных в опасных зонах. И это, конечно же, те, кто проводит разминирование, ведь Украина сейчас – самая заминированная земля на планете», – рассказала Пугач.
Лента – это украинско-польская копродукция при поддержке Польского киноинститута. У нее уже есть много международных партнеров, а также грантовая поддержка многих украинских и международных фондов.
Логотипы партнеров на слайде говорят сами за себя
«Этот фильм покажет влияние российской полномасштабной инвазии на украинскую природу. И наша команда надеется, что, когда придет время привлечь россию к ответственности, лента будет сильным доказательством», – резюмировала продюсер.
Завершил презентацию документальный фильм режиссера Тараса Томенко «Сентиментальна подорож до планети Параджанова» (A Sentimental Journey To The Parajanov Planet). Продюсеры фильма – Филипп Ильенко, Андрей Ризванюк, Лукьян Галкин и Алена Голякова. Впрочем, на Берлинале ленту представлял только Филипп Ильенко.
В начале презентации продюсер рассказал о своей личной связи с фигурой Параджанова: именно его отец Юрий Ильенко был оператором фильма «Тіні забутих предків». Далее Филипп сообщил, что проект создается по заказу Общественного и был поддержан финансово-грантовой программой Европейской комиссии (напомним, 2024 год был объявлен ЮНЕСКО годом Параджанова – в честь столетия со дня рождения великого режиссера).
«Мы создали этот фильм в нетрадиционном эстетическом подходе, вдохновленном самим Сергеем Параджановым – мастером коллажей, человеком, умевшим превращать обычные предметы в художественные объекты. И потому мы рассказываем эту историю с помощью… кукольного театра», – поделился продюсер. По его словам, примерно 90% экранного времени отдано именно кукольному театру, а остальное – уникальный архивный материал, ранее нигде не демонстрировавшийся. Сейчас лента находится на этапе постпродакшена. «Мы будем рады представить этот фильм на фестивалях, прежде чем он будет показан на украинском телевидении к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова», – резюмировал Ильенко.