Если отношение украинского общества к украинскому Общественному Вещанию постепенно меняется, то значительная часть общества медийного продолжает существовать с Национальной общественной телерадиокомпанией Украины будто в параллельных реальностях. При этом в жизни Общественного происходит немало интересного – причем не только для зрителей, но и для производителей контента. В частности, конкурсы, которые в эти сложные времена дают медийщикам возможности реализовывать как свои идеи, так и идеи заказчика – собственно Общественного.
О том, как проходят конкурсы, какие проекты ищут и что уже удалось произвести, во время индустриальной секции ОМКФ-2023 подробно рассказали исполнительный продюсер НОТУ Лукьян Галкин и продюсер Сергей Недзельский. А мы советуем ознакомиться с нюансами и начинать следить за объявлениями прямо сейчас.
Контент на аутсорс: от сериалов до подкастов
Фактически процесс питчингов был запущен Общественным еще в конце 2020-го, и впоследствии, несмотря на локдауны и российское вторжение, дал жизнь многим проектам – в частности, десяти документальным фильмам, нескольким телевизионным, а на момент презентации еще 11 проектов находились в процессе питчинга. Сейчас фокус НОТУ как заказчика – на исторической документалистике: «Мы, как никогда, понимаем, насколько важно переприсваивать свою историю, отказываться от советских нарративов, но при этом не диктовать шаблонно-плакатные пропагандистские образы», – признался Лукьян Галкин.
Конечно, многие из таких проектов привязаны к определенным датам – как фильм «У пошуках Сковороди», снятый к 300-летию Григория Сковороды, или документальный сериал «Колапс. Як українці зруйнували імперію зла», созданный по сценарию Общественного к 30-летию независимости Украины. Есть у компании и проекты, посвященные текущим событиям: например, продолжается творческий конкурс на создание цикла из телепрограмм и аудиоподкастов о психологии коррупции. Часто свою продукцию Общественное продвигает на международный рынок: «Мы понимаем, что каждый удачный докфильм или сериал, который мы везем за границу, влияет на зрителей там, на их мнение, на опросы, с учетом которых их политики потом принимают решения… Поэтому каждый удачный проект добавляет нам больше оружия, самолетов, танков и т. д.».
Значительную часть своего контента вещатель производит сам, например расследования преступлений россиян. Но и немало отдает на аутсорс, для чего, собственно, и проводит творческие конкурсы. Плодами этих конкурсов стали, например, документальный сериал Надежды Парфан и Илльи Гладштейна «УРСР на вуха», раскрывающий историю советской Украины через музыкальную культуру, или проект «Голодомор. Летописцы», который выйдет в ноябре к годовщине Голодомора.
Производит вещатель и игровые проекты. Сейчас, например, работает над мокьюментари «Карлос в Україні»: «Это будет двенадцатисерийная история, которая выйдет в октябре. Ее главный герой – журналист-афроамериканец Карлос, оказывающийся в Украине во время полномасштабного вторжения, и его глазами мы видим все вызовы, с которыми сталкиваются украинцы во время войны. Это комедийная история, но скорее драмеди. В нем мы хотим говорить с позиции инсайта: мы тоже это проживаем. И в игровые проекты мы собираемся потихоньку заходить и дальше», – анонсировал Галкин.
Не всегда задачи творческих конкурсов Общественного четко определены: иногда это довольно широкие тематические сессии, в рамках которых потенциальные производители могут предлагать совершенно разные идеи. К примеру, в прошлом году в одном из конкурсов «Общественное Культура» победили сразу две. На основе одной уже создан документальный сериал «Спадок Терещенків» – о четырех поколениях знаменитой династии меценатов, вторая воплотилась в проект «Між крапельками» – об украинских художниках, которые встраивались в советскую систему, сохраняя украинскую идентичность.
Из открытого творческого конкурса Общественного вышел и «Щедрик» проти «русского міра» – фильм о первом удачном кейсе украинской культурной дипломатии, когда Симон Петлюра поручил дирижеру Александру Кошицу создать хор и отправить его в мировое турне для продвижения украинской культуры.
«В кадре «Щедрика» присутствует исследовательница Тина Пересунько, написавшая монографию, посвященную исследованию этого кейса, – рассказывает Лукьян Галкин. – Наши партнеры Prosto Production вошли с ней в коллаборацию, пришли на художественный конкурс уже с правами на монографию, предложили оригинальную идею со сценарием и правами. В процессе мы поняли, что нам было бы интересно поработать еще и в плане ревизии музыкального материала: у Общественного вещателя есть Дом звукозаписи, хоры и огромные архивы. И кстати, в сделках с партнерами-производителями мы указываем, что по запросу можно пользоваться нашими архивами. То есть мы – не просто заказчик, который выдает деньги и ждет результата. Мы очень тесно сотрудничаем с партнерами-производителями, и иногда из этого может получиться нечто большее, чем ожидалось вначале».
Представители НОТУ отметили, что стремятся развивать направление креативной документалистики, которую можно будет демонстрировать не только в телеэфире или на VOD-платформах. Таким стал проект «В пошуках Сковороди»: реконструкция, в которой, собственно, нет Сковороды – он пару раз появляется на заднем плане скорее как образ. Хронометраж «Сковороды» – 80 минут, и полнометражные документальные фильмы по 70–80 минут вещатель снимает. «Но поскольку у нас все же эфир, который делится на слоты, то больше ориентируемся на 52 минуты, – отмечает Сергей Недзельский. – Например, у проекта «Позиція Україна», произведенного в сотрудничестве с Babylon’13 (это истории о людях, оказавшихся на фронте), – 8 эпизодов по 13 минут. А касательно второго сезона мы договорились о 26 минутах в эпизоде. Все права на «Позиція Україна» принадлежат нам, но мы стараемся быть гибкими: надеемся, что проект получит грантовое финансирование, и мы сможем поработать со вторым сезоном».
Как обидеть Общественное
Как отмечают на Общественном, к ним часто обращаются за письмами о намерениях. Но здесь компания уже получила определенный горький опыт: «У многих фондов в Европе есть требование: чтобы был локальный вещатель. Так и для получения гранта нужно иметь письмо о том, что есть канал, который будет демонстрировать твой проект. И обращаются к Общественному. Общественное делает договор, выкладыват его, а затем продюсер просто исчезает: создает проект, и больше о нем ничего не слышно. Мы это запоминаем. Было время – мы заключили 100 контрактов… И сейчас видим кучу замечательных фильмов, премьеры по лежащим у нас соглашениям… Но к нам они отношения не имеют. Поэтому сейчас в нашем договоре появились определенные юридические обязательства, которые принимает потенциальный партнер. Мы отмечаем, что именно заинтересованы получить по окончании этого проекта. То есть эта история должна быть взаимовыгодной и взаимно интересной, а не на уровне «Вы здесь подмахните, а дальше разберемся». Но обращайтесь, будем входить в диалог. Только желательно делать это не за два дня до дедлайна», – отметил Недзельский.
Что же ищет Общественное на своих конкурсах?
В первую очередь – идеи, далее – понимание механизмов воплощения тех или иных проектов. Продюсерское видение – один из пунктов оценки. «Нас интересует стратегия производства, это не история о дистрибуции, – говорят на Общественном. – Учитываем и то, какую команду приводит продюсер».
А как насчет прав?
На Общественном отмечают, что неукоснительное соблюдение авторских и смежных прав для них – один из краеугольных камней: «На момент сдачи контента мы проверяем все первичные договоры и т. п. При этом на творческих конкурсах не ожидаем, что у соискателя будут уже очищены права – просто должно быть понимание того, что и как можно получить. Но если претенденты победят в конкурсе, вся цепочка прав должна быть показана: иначе мы не приступим к работе. Иногда люди говорили: «Да мы просто в YouTube скачали, это же в открытом доступе...» Но если вы даже идете в Архив Пшеничного (Центральный государственный кинофотофоноархив Украины. – MBR) и качаете там какой-то файл, это еще не означает, что у вас есть права на эти файлы: всегда нужно замечать, кто правообладатель». Что касается прав на сами проекты, то, поскольку все проекты, производимые НСТУ, являются ее заказом, соответственно, все права на проект вещатель забирает себе. Логично.
Что же делать с фестивалями?
Если вы уже примеряетесь к сотрудничеству с Общественным вещателем, то имейте в виду, что участие ваших совместных проектов в фестивалях тоже возможно.
«У нас уже есть фестивальная история, правда, пока достаточно скромная – мы движемся к большему, – признается Лукьян Галкин. – Наш проект «Буча 22» победил на фестивале «Серце Європи», на «Молодости» были наши работы во внеконкурсной программе, в Kharkiv MeetDocs мы участвовали – стараемся показывать ленты везде, где можно быть услышанными. Вот с победителем конкурса на проект об Александре Довженко (им стало ОО «Творче Об'єднання «Вавилон 13». – MBR) заключим соглашение, что на все фестивали с нашего согласования он может подаваться. Почему с нами нужно согласовывать участие в фестивале? Чтобы этот проект не оказался, например, в Казани или в одной программе с «хорошей» русней. Мы не говорим, что это невозможно, просто нам как компании нужно заранее оценить риски. Но мы понимаем, что некоторые отборщики меньше обратят внимания на нас, чем на производителей. Здесь мы можем быть в сотрудничестве».
Кто может участвовать в конкурсах Общественного Вещания?
С Общественным работают компании, ФЛП, юрлица и т. д. – среди них есть как начинающие, так и акулы рынка. Но юридическим лицам все же будет отдано предпочтение. «Получив заявки, мы присылаем все данные о кандидатах в нашу антикоррупционную службу и службу безопасности, – объясняют представители НОТУ. – Бывают довольно интересные комментарии: о сотрудничестве с Медведчуком и т. п.». В то же время есть истории людей, победивших в художественных конкурсах Общественного по 3–4 раза подряд.
Как именно проходят художественные конкурсы Общественного?
По словам самих организаторов, они не сильно отличаются от других украинских питчингов. Но вещатели планируют свой эфир на полтора года вперед и знают, что именно необходимо запустить в производство в ближайшее время, и под это каждый раз формируют отдельную конкурсную комиссию. Для исторических проектов включает в нее специалистов по истории, для музыкальных – соответствующих специалистов. Но обычно в комиссии входят руководители платформ ТВ, диджитала, руководители телеканалов Общественного, продюсеры, которые будут вести эти проекты. Далее вещатель публикует объявление, в котором излагает, что именно ему нужно, отмечает возможные темы, формат, пишет, сколько денег на это есть. «Мы – за конкуренцию идей, а не за конкуренцию за деньги, – говорит Сергей Недзельский. – Лучше конкурсанту понимать, в какую сумму он уложится, и на эту сумму уже предлагать творческое решение. Большинство проектов мы производим за международные гранты, а не за деньги украинских налогоплательщиков – постоянно ищем грантовые деньги».
Далее объявление публикуется на официальном сайте Общественного Вещания, который мало кто проверяет каждое утро. Поэтому компания старается распространять эту информацию в своих соцсетях, профильных изданиях, рассылках и т. д. На подачу заявок НОТУ дает 2–4 недели в зависимости от проекта. Хотя, например, заявки на конкурс о фильме об Александре Довженко ждали целых шесть недель.
После получения заявки вещатель проверяет поступающие документы, если нужно, дает три рабочих дня на их доработку. Далее комиссия изучает уже сведенные предложения. Сам конкурс проходит в два этапа. Первый – отбор, допускать ли каждый из проектов в питчинг.
Проекты, допущенные к питчингу, защищают по полчаса: 15 минут – презентация, 15 минут – общение с комиссией. Далее члены комиссии заполняют карточки оценок по определенным критериям: драматургическое качество, актуальность темы, социальная важность, творческое и продюсерское видение, соответствие требованиям канала к дистрибуции контента и его конвергентность (если проект сгодится не только для телеэфира, но и диджитала, ему можно дать больше баллов), соответствие сметы масштабам производства. Но при этом количество набранных баллов – лишь вспомогательный инструмент в оценке проекта. Далее члены комиссии определяют победителя. Как уже говорилось выше, в одном конкурсе Общественного может победить не один проект, если выделенные деньги это позволяют.
Кстати, если заявитель хочет узнать, почему, например, его проект не прошел, а победил проект конкурентов, по окончании конкурса на сайте Prozorro можно найти протокол обсуждения проектов: узнать мнения каждого из членов комиссии по каждому из проектов.
Когда же победители определены, об этом публикуется объявление и начинается процедура публичных закупок.
Процедура публичных закупок
До 2023 года НОТУ, чтобы входить в копродукцию, необходимо было получать согласование Кабинета министров. Ведь Общественное – предприятие, которое на 50% принадлежит государству. Поэтому ради копродукции вещатель должен был пройти Минкульт – Минюст – Минэкономики – Минфин и, наконец, Кабмин. Соответственно, желания делать какую-то копродукцию у него было немного. Пока не был принят закон «О медиа», в котором отмечено, что Общественное может производить копродукцию, пользуясь контрактами. Но по закону о публичных закупках делать это можно двумя путями: через тендер или творческий конкурс. Творческий конкурс в таком случае приходилось делать фиктивным. Но сейчас ведется определенная законодательная работа, чтобы вещатель мог наконец работать в копродукции.
«Для нас это может сделать производство более дешевым, эффективным и тому подобное, – говорит Сергей Недзельский. – Сейчас есть несколько вариантов такого сотрудничества. Если придет продюсер и скажет: «Дай деньги», то дать деньги не получится – есть закон о публичной закупке. Если придет и скажет: «Дай ресурс – архив, технику, персонал и т. д.» – и мы сможем это рассчитать и предоставить для проекта, то может быть. Если это международная копродукция и другой общественный вещатель или бродкастер скажет: «У нас есть идея кросс-бординга, объединяющая аудиторию Украины и других стран», то можно сказать: «Мы своим ресурсом сделаем эту часть, вы же делайте эту» – но это вопрос с вещателем. Мы с ними делим права, территории и т. д. Пресейлы у нас тоже не очень развиты: мы можем заключить соглашение, что заплатим столько-то денег за такой-то проект, но когда он будет готов. Наши юристы не позволяют делать пресейлы, когда проекта еще нет.
Техническая сторона конкурсов
В объявлениях о конкурсах, публикуемых вещателем, есть e-mail, на который следует обращаться по всем вопросам. «Лично ко мне обращаться с вопросами, даже если мы с вами очень хорошо знакомы, не следует, – предупреждает Лукьян Галкин. – Наша антикоррупционная служба сочтет это предпочтением одному из конкурсантов. А по этому адресу вас игнорировать не будут.
Но бывают у Общественного и конкурсы, о которых вы из публичного пространства не узнаете. «Есть определенные проекты, которые мы готовим сами, – говорит Сергей Недзельский. – Например, «Коллапс. Как украинцы разрушили империю зла» или «Голодомор. Летописцы». У нас есть сценаристы, пишущие сценарии. И нам нужны продакшены, которые их реализуют. Публиковать такое в публичном объявлении нельзя – это некая коммерческая тайна. Поэтому в таких случаях собирается комиссия, читающая сценарий и предоставляющая обоснованные предложения по продакшенам, которые могли бы реализовать этот проект – по правилам не менее двух кандидатов на один сценарий, но у нас обычно около десяти предложений. Затем комиссия за каждое предложение голосует – включить ли его в перечень, и впоследствии мы присылаем этим продюсерам приглашение к участию в конкурсе. Сценарий не посылаем, говорим тему и сроки. Если люди согласны, они должны в произвольной форме написать об этом и прислать подписанный скан соглашения о неразглашении коммерческой тайны. После мы присылаем большое письмо, в котором есть и сценарий, и наши требования – все, чтобы компания могла подготовить свои предложения в течение определенного срока. После этого происходит питчинг, где мы оцениваем творческое видение [реализации] нашей идеи».
Что дальше?
Творческие планы Общественного грандиозны. Пока компания не ограничивается чисто телевизионными историями, хотя телевизионность историй будет одним из критериев ее оценки.
В ближайшее время НОТУ будет искать идеи для двухсерийного игрового байопика, поэтому, если вы заинтересованы, ждите объявления о конкурсе. Второй будущий проект вещателя – документальный, но при этом необязательно телевизионно-сериального формата: что найдут на конкурсе, то и поддержат. Но уже сейчас готовятся производить два сериала по три серии каждый. «Состоится один творческий конкурс с двумя техническими сессиями: о 19-м и 20-м веках, – анонсирует Галкин. – Мы будем искать один сериал по 19-му веку, второй – по 20-му. Это не должны быть связанные между собой идеи, в этом конкурсе будет два победителя. По крайней мере мы надеемся на это, потому что бывают художественные конкурсы, где нет победителя».
Следить за конкурсами можно на фейсбук-страницах всех каналов Общественного Вещания. Если у вас есть готовые игровые проекты, пишите письмо с описанием и своими условиями на e-mail: ua.info@suspilne.media. Обещают обязательно ответить. Ну и следите за корпоративным сайтом Общественного: там в первую очередь появляются объявления о потенциальных проектах компании. А компания обещает начать двигаться от телевидения к большим экранам.
Так что не упустите свой шанс!