В прошлую субботу официально завершился 80-й Венецианский международный кинофестиваль – один из самых престижных мировых кинофорумов, где Украина в этом году была представлена фильмами и отдельным индустриальным ивентом. В рамках конкурсной программы Orizzonti Extra состоялась премьера полнометражной драмы «Назавжди-назавжди» – ленты о взрослении украинского режиссера Анны Бурячковой, а в секции Giornate degli Autori в категории «Лучший европейский фильм» победила словацкая документальная картина Ивана Остроховского и Павола Пекарчика «Фотофобия», которая рассказывает об украинских детях, вынужденных пережидать бесконечные российские обстрелы в харьковском метро.
Что касается Украинского дня в Венеции, то в рамках мероприятия, состоявшегося 6 сентября, были представлены текущие производственные и дистрибуционные наработки Украины, которые демонстрируют мощный потенциал нашей киноиндустрии, реализующийся даже в условиях полномасштабной войны.
Открыла Украинский день вступительная секция с участием президента Венецианской биеннале Роберто Чикутто (Roberto Cicutto), главы Государственного агентства Украины по вопросам кино Марины Кудерчук и генерального консула Украины в Милане Андрея Картыша.
Роберто Чикутто напомнил, что с самого начала полномасштабного вторжения россии в Украину Венецианская биеннале находится в постоянном диалоге с представителями украинской культуры и дипломатического корпуса, работая над системным предоставлением украинским творцам возможностей для творческой самореализации в Италии или в партнерстве с итальянскими коллегами. «Я хочу подчеркнуть, что ведущийся диалог – это не случайные встречи. Ведь обязательства биеннале – более того, Италии в целом [по поддержке Украины] – не просто формальность. Для нас это стало направлением ежедневной деятельности, взаимодействия, и я надеюсь, что в следующем году мы будем праздновать кое-что другое, в чем мы все нуждаемся, – возвращение мира».
Далее Андрей Картыш выразил благодарность организаторам Украинского дня от имени Генерального консульства Украины и отметил, что подобные мероприятия «для нас являются большим знаком дружбы, начавшейся с первых дней агрессии россии против Украины».
Следующей говорила Марина Кудерчук, которая подчеркнула, что «даже во время полномасштабной войны в Украине кинопроизводство понемногу возобновляется».
Глава Госкино акцентировала: сейчас в Украине активнее всего развивается документальный сегмент, ведь «мы должны снимать происходящее в нашей стране – для наших потомков и для того, чтобы показывать миру правду». Впрочем, также отметила и продолжение производства игровых проектов: «Художественные фильмы в Украине снимались как в прошлом году, так и в этом – во время тревог и обстрелов. Это показывает, что украинцы вовсе не стремятся покинуть свою страну, а, наоборот, хотят оставаться и развивать индустрию».
«Наша история создания кино не будет прервана войной»
Тематический блок Украинского дня, непосредственно посвященный вопросам производственных, дистрибуционных, копродукционных возможностей украинской индустрии времен полномасштабной войны, начала глава Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук.
В первую очередь она поблагодарила все международные фестивали, рынки, ивенты, питчинги, в течение прошлого года предоставлявшие украинским кинематографистам беспрецедентные возможности рассказывать о себе, своей работе, продуктах и сервисах, которые они сегодня могут принести на международный рынок. «Это чрезвычайно важно для нас, это важнее любых донатов, любой разовой помощи, потому что украинская индустрия кино сильна, креативна и действительно заслуживает почетного места в европейском сообществе. Потому что, несмотря на полномасштабную войну, мы не останавливаемся и не остановимся никогда. Ведь наши истории делают мир лучше, и мы будем продолжать их создавать. На одном из питчингов мы услышали замечательную фразу, которую я сейчас постоянно вспоминаю: The war is our reality, but it's not our identity. Если в прошлом, 2022 году основной задачей украинской индустрии и рынка было просто выжить, то в этом году мы уже с уверенностью говорим о себе на международном рынке: мы точно остаемся, мы точно продолжаем работать и будем развивать наши международные партнерства», – подчеркнула Ярмощук.
Глава Украинской киноассоциации рассказала, что, несмотря на полномасштабную войну и сложную экономическую ситуацию, за последние полтора года в Украине было создано 20 фильмов при поддержке Госкино общим бюджетом 810,5 тыс. евро. «А также много других картин было создано без государственной поддержки, и это говорит о том, что ресурс нашей индустрии действительно большой», – добавила Виктория.
За время полномасштабной войны (по состоянию на август 2023-го) 53 украинских фильма приняли участие в более чем 60 фестивалях; 25 из этих лент получили 63 награды
Ярмощук отметила, что сейчас наибольший прошлогодний страх украинской индустрии – о полной остановке производства из-за нехватки ресурса и соответствующего отсутствия новых фильмов – хотя и полностью не исчез, однако значительно уменьшился. «Опасения все еще остаются, но, в принципе, мы понимаем и знаем, что с этим делать. Поэтому я уверена, что история украинского кино на фестивалях будет непрерывной», – подчеркнула она.
На этом слайде перечислены украинские ленты, чье производство пришлось на время полномасштабной войны. «Многие из них были либо закончены после полномасштабного вторжения, либо сейчас находятся в производстве или постпродакшене. То есть у нас уже есть доказательства, а не только надежда, что наша история создания кино не будет прервана войной», – акцентировала Глава украинской киноассоциации
Виктория призналась, что часто слышит вопрос о том, как вообще можно снимать кино в стране, где идет война. И сегодня отвечает на него так: «Еще два года назад я сказала бы, что и жить в такой стране невозможно… Но – вы не поверите – как только прекращаются тревоги, украинские города пытаются жить нормальной жизнью. Люди ходят в рестораны, кинотеатры, в школы и – снимают кино. Я должна сказать, что эта тема – она действительно стратегическая. Ведь людям нужны истории. Свои собственные истории – равно как безопасность, хлеб и крыша над головой».
За 8 месяцев 2023 года почти 17% общего украинского бокс-офиса составляет бокс-офис именно украинских лент. «Люди действительно хотят ходить в кино и смотреть именно свое кино, – подчеркнула Ярмощук. – Ежемесячно в национальный кинопрокат выходит минимум один украинский фильм. В этом году вышло уже двадцать, и еще семь должны выйти до конца года»
Также глава Украинской киноассоциации подчеркнула, что украинское кино сейчас интересно не только украинцам, ведь наши фильмы на коммерческой основе активно берут международные дистрибуторы и прокатывают на территориях почти по всему миру.
На этом слайде приведены свежие украинские фильмы, вышедшие в прокат за границей, и это ленты абсолютно разных жанров: и комедии, и криминальные комедии, и драмы, и анимация
Ярмощук отдельно остановилась на кейсе анимации «Мавка. Лісова пісня», отметив, что прокатчики этого фильма во Франции признавались: украинский проект «возродил их веру в независимую анимацию».
Виктория подчеркнула, что такие фильмы, как «Мавка», прокладывают путь на международный рынок и для других украинских продуктов. «Хочется делать проекты-ледоколы, которые будут открывать нам новые возможности», – добавила она
Глава Украинской киноассоциации не обошла вниманием сериальное производство времен полномасштабной войны и привела следующие примеры: проект «Перевізниця» (In Her Car), что создается Starlight Media в партнерстве с французской студией Gaumont; проект «Перші дні» (Those Who Remain; FILM.UA Group в партнерстве с британской компанией Red Arrow); проект «Я – Надія» (I Am Hope), которым во время полномасштабной войны возобновил собственное сериальное производство канал «2+2». Два из этих проектов – яркие, но не единственные примеры успешных сериальных копродукций времен полномасштабной войны, еще раз доказывающие, что украинские истории действительно интересны всему миру.
Резюмируя свой доклад, Виктория отметила: «Хотя сейчас в Украине снимают лишь самые смелые, украинские постпродакшен-студии, анимационные студии продолжают предоставлять сервисы международным компаниям. Нам на самом деле есть что предложить: у нас есть сервисы, креатив, наши невероятно трудолюбивые и талантливые люди. Многое происходит, много проектов в копродукции. Мы думаем, что их будет больше, и в следующем году на Венецианском фестивале мы отчитаемся уже о новых конкретных результатах».
«Главный месседж фильма «Буча» – от зла нельзя сбежать, со злом нельзя договориться, от зла нельзя откупиться»
Далее в рамках Украинского дня в Венеции представили несколько разноплановых проектов, над которыми сейчас идет работа в Украине. Начал эту секцию Александр Щур – продюсер и автор сценария полнометражного художественного фильма «Буча», находящегося сегодня на этапе постпродакшена, который планируют завершить до конца года.
Щур рассказал, что это его третий визит в Венецию, но первый не туристический. «Очень странные ощущения… – признался он. – Сегодня в семь утра я оказался на площади Сан-Марко и сразу вспомнил моего сына, которого зовут Марко. Ему сейчас один год, и он в эвакуации в Германии. Он и родился в эвакуации… Вспомнил – и в который раз убедился, что мы должны делать все, чтобы мир узнал, что у нас происходит и почему мы продолжаем эту борьбу».
Продюсер рассказал, что работа над проектом «Буча» ведется уже полтора года. Это фильм по реальным событиям, в основе которого история Константина Гудаускаса – литовского еврея, гражданина Казахстана, активиста, получившего убежище в Украине и жившего в Буче. С началом русского вторжения благодаря своему казахскому паспорту он имел возможность проезжать на оккупированную российскими войсками территорию и вывозить оттуда мирных жителей. В общей сложности Константин спас более 200 человек, среди которых, по словам продюсера, были и семья одного из замов шефа ГУР Кирилла Буданова, а также известный украинский композитор Игорь Поклад.
«Когда узнал эту историю, то сразу понял: это такой, как говорится, хай-концепт», – отметил продюсер. По его словам, в начале работы над фильмом не было никакого финансирования, но впоследствии нашлись частные инвесторы в Украине, Канаде, Польше, США. И кстати, именно из Польши исполнитель главной роли – известный польский актер Цезарий Лукашевич (Cezary Lukaszewicz), не побоявшийся приехать сниматься в Украину во время чуть ли не ежедневных обстрелов.
«Главная цель этого фильма – показать, как человек убежал от зла из Казахстана в Украину, но оно догнало его и здесь в виде россии. И главный месседж – в том, что от зла нельзя скрыться, со злом нельзя договориться, от зла нельзя откупиться. С ним надо бороться, иначе оно будет тебя преследовать, где бы ты ни был. И именно это мы хотим донести этим фильмом», – подчеркнул Щур.
Проверка на российском блокпосте на оккупированной Киевщине. Кадр из фильма «Буча»
Лента имеет и второй смысловой пласт: «Мы вдохновлялись «Божественной комедией» Данте Алигьери, поскольку Буча стала адом для живших там. И наш герой – как герой Данте – спускался в этот ад, встречался там со всеми смертными грехами, пытался противостоять им и забирал людей, перевозил их в свободную Украину».
Александр Щур не обошел дискуссионную тему относительно уместности съемок игрового кино о таких трагических событиях во время войны. «Для нас очень важно то, что мы задавали этот вопрос тем людям, кто непосредственно был там, тем, чьи родственники погибли, и они говорили: «Мы очень хотим, чтобы о нашей истории узнали. Чтобы наши мужья, мамы, жены не остались просто неизвестными погибшими. Чтобы все узнали, что это реальные, настоящие люди, которые жили своей жизнью…» – рассказал он.
Также продюсер и сценарист отметил изменения, произошедшие и происходящие в жизни всех украинцев, включая его самого. «На самом деле я много – примерно 15 лет – занимался комедией: писал для «Квартала 95», для Владимира Зеленского, когда он еще был актером и ведущим. Но как видим, кто-то был актером, а стал военным, кто-то был комедийным писателем, но начал писать драму... Когда-то мы вернемся к нормальной жизни. Но чтобы это произошло как можно скорее, нужно, чтобы эта война закончилась».
Документальный фильм «Война дронов» aka «Бесславные ублюдки 2.0»
Следующим спикером стал французский режиссер Филипп Азуле (Philippe Azoulay), рассказавший о своем проекте «Война дронов» (War Of Drones), который снимается в Украине и повествует о наших аэроразведчиках.
Героев своего фильма режиссер называет «бесславными ублюдками 2.0» по аналогии с тарантиновским отрядом мстителей
Филипп Азуле стал одним из немногих режиссеров, получивших допуск к съемкам на «нуле». «В фильме вы видите подразделение НГУ, которое сталкивается с врагом в самых тяжелых точках – Бахмут, Купянск... Мы говорим о добровольцах. Это не солдаты – это бывшие адвокаты, айтишники, ушедшие в армию после полномасштабного вторжения и создавшие подразделение, которое собирает информацию, используя дроны. Это все – молодые люди. Я там был, пожалуй, самый старший из всех», – рассказывает режиссер.
Также в рамках мероприятия был представлен проект Starlight Doc об украинских военных фотографах Pictures From War, трейлер к которому уже отмечен престижной премией Promax awards Europe
Азуле говорит, что в своей ленте пытается показать, как сегодня изменилась война: «Эта война – электронная. Она вышла на новый уровень. Идея этого фильма – быть рядом с людьми: жить их жизнью. Я с ними был на войне, практически почти на территории врага, поскольку они собирают информацию о враге на его территории, а враг делает то же самое. Это игра в кошки-мышки. Россияне не глупы и меняют свою стратегию и тактику. Они по-другому сейчас себя ведут, нападают по-другому: маленькие подразделения, снайперы, дроны».
Режиссер в своей картине пытается показать обычную жизнь людей в необычных обстоятельствах войны, когда «они были вынуждены пойти на войну и убивать, потому что на их страну напали».
Резюмировал контент-секцию Украинского дня глава ОО «УкрКиноФест», продюсер Андрей Ногин, который отметил: «Украина сейчас – это уникальная точка глобальных историй, где проявляются лучшие человеческие качества, и есть возможность это снимать и документировать здесь и сейчас. Но мы этим не ограничиваемся: мы так же приветствуем жанровые ленты, активно развиваем копродукции и приглашаем к сотрудничеству. Мы абсолютно уверены, что копродукция – это путь не только выживания, но и развития. Более того – развития на основаниях взаимной выгоды, взаимных интересов. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству и для этого создали платформу United Content Hub для реализации копродукционных проектов с участием Украины».