Уже в эту пятницу, 2 июня, в столице начнет работу Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA, который в этом году состоится в двадцатый раз. Несмотря на полномасштабную войну и трудное время, команда форума подготовила мощную программу – настолько разнообразную и насыщенную, что на перечисление только основных ее составляющих понадобится некоторое время. Если кратко, то юбилейный кинофестиваль представит 51 фильм из 27 стран мира: от Гренландии до Южной Африки. Среди них – 26 украинских лент (12 полнометражных и 14 короткометражных), четыре мировые премьеры и 21 национальная премьера украинского кино. А еще – десять профессиональных дискуссий и мастер-классов в индустриальной программе DOCU/ПРО, остроактуальные мероприятия правозащитной программы RIGHTS NOW!, открытая дискуссионная платформа DOCU/КЛАСС и многое другое. В этом году Docudays UA соберет вокруг себя более 150 участников, 50 из которых – гости из-за границы.
Тема нынешнего фестиваля – «Образ майбутнього», в которую организаторы вкладывают не только победу Украины в войне, но и широкий спектр всего, что будет дальше: «Наказание военных преступников, восстановление страны, множество дел, которые уже хочется представлять, – пояснил на пресс-конференции арт-директор Docudays Роман Бондарчук. – Поэтому и визуальное воплощение этого года мы сделали в виде чистого листа, приглашающего к сотрудничеству, соавторству – нарисовать или написать на нем собственный образ».
На визуальное решение 20-го Docudays UA дизайнера фестиваля Дашу Подольцеву вдохновила витрина киевского принт-шопа. Это как вывернутые наизнанку носители, на которых может появиться постер, с обозначением всех возможных форматов. «Зрители уже начали взаимодействовать с нашим постером: что-то рисуют, кто-то пишет предложения работы и даже вклеивает рекламу магов и чародеев. Мы очень вдохновлены тем, как это работает на улицах города», – признался Роман. Кроме того, у фестиваля появился собственный шрифт, разработанный известным шрифтоделом Дмитрием Растворцевым – вдохновением для него послужили журналы о кино 20-х годов.
А еще на «Образ майбутнього» гостей кинофестиваля должен настроить ролик, который по мотивам собственной анимации «Вигаданий пейзаж» создал режиссер анимационного кино Никита Лыськов, а аудиусопровождение написал кинокомпозитор Антон Байбаков:
По словам программного директора Docudays UA Юлии Коваленко, разговор о будущем и обществе, в котором мы хотим жить после войны, включает в себя много разных тем, и все они тем или иным образом будут отражены в нынешней программе. Тон этому разговору уже в первый день задаст фильм открытия – лента Алисы Коваленко «Ми не згаснемо», получившая премьеру на Берлинале-2023 и уже успевшая побывать на многих кинофестивалях. «Мне кажется, это очень символическое открытие, поскольку кино – о резистентности и о том, как мы мечтаем о будущем, несмотря на все тяжелые обстоятельства. Собственно, дальше мы будем также говорить о резистентности и образах будущего. В частности, в традиционной секции открытых панельных дискуссий DOCU/КЛАС».
В рамках DOCU/КЛАС 5 июня в зале «Классик» кинотеатра «Жовтень» состоится дискуссия о кинофестивалях как движущих изменениях в обществе: этические вызовы, отношение к фильмам из России, репрезентацию маргинализованных групп. 6 июня – разговор об участии украинцев в международных ивентах, борьбе со стереотипами и коммуникации, благодаря которой нас услышат в мире. 7 июня – о стратегии развития украинской киноиндустрии.
Что касается кинопрограммы, то фильмы на Docudays UA будут традиционно соревноваться в трех конкурсах. В международный DOCU/СВІТ отобрано десять полнометражных лент: Twice Colonized (реж. Лин Аллуна; Дания, Гренландия, Канада), Three women (реж. Максим Мельник; Германия), A Silent Story (реж. Андерс Сковбьерг Епсен; Дания, Швеция), We Will Not Fade Away (реж. Алиса Коваленко; Украина, Франция, Польша, США), Seeds of Hunger: Ukraine 1933 (реж. Гийом Рибо; Франция), The Pawnshop (реж. Лукаш Ковальский; Польша), A Bunch of Amateurs (реж. Ким Хопкинс; Великобритания), Seven Winters in Tehran (реж. Штеффи Нидерцолль; Германия, Франция), The Etilaat Roz (реж. Аббас Резайе; Афганистан) и Gorgona (реж. Антонио Тибальди; Италия, США). Украинский конкурс DOCU/УКРАЇНА состоит из пяти фильмов, уже побывавших на ведущих фестивалях мира: «20 днів у Маріуполі» Мстислава Чернова, «Король Лір: як ми шукали любов під час війни» Дмитрия Грешко, «День незалежності» Владимира Тихого, «Залізні метелики» Романа Любого и «Крихка пам’ять» Игоря Иванько).
Автор этого и других трейлеров кинопрограмм 20-го Docudays UA – режиссер Катерина Горностай
Конкурс короткого метра DOCU/КОРОТКО в этом году состоит исключительно из украинских работ: это десять коротких метров, осмысливающих болезненную обыденность войны. Одна из десяти лент программы получит награду RIGHTS NOW!, которую вручают креативному документальному кино за «значительный вклад в дискуссию о человеческом достоинстве, свободе и равенстве».
«В этом году ровно половина фильмов в программе – украинские: и полный, и короткий метр. Мне кажется, это круто, – резюмирует Юлия Коваленко. – Украинское кино сейчас присутствует на почти всех крупных фестивалях: в частности, в нашем национальном конкурсе есть фильмы, имевшие премьеры и показы в Берлине, на «Санденс», на других важных площадках, и теперь у них будут украинские премьеры. Не хочу кого-то выделять, так как все ленты отличные, а призываю смотреть трейлеры и приходить на показы».
Вне конкурса у 20-го Docudays UA четыре программы: традиционные DOCU/АРТ (осмысливает образ будущего и войны в цифровом мире) и DOCU/ЮНІСТЬ (четыре теплые истории взросления), а также особые – центральная программа фестиваля «Образ майбутнього» и кураторская программа Ольги Бирзул «Монтажний перехід», посвященная памяти украинского режиссера монтажа Виктора Онисько, погибшего 30 января, защищая Украину. «Предложенные Ольгой ленты демонстрируют, что монтаж – не только один из важных инструментов сторителлинга и создания кино, но и возможность исследовать историю, не давать важным темам исчезнуть из поля зрения, выпасть из дискурса», – комментирует Юлия.
«Главная внеконкурсная программа «Образ майбутнього» состоит из пяти фильмов – и фестивальных хитов, и новинок, – продолжает программный директор. – Они размышляют, как строить общество, какие проблемы могут возникать или, наоборот, дают примеры, приближая к пониманию идеальной страны, где каждый и каждая ответственны за общее будущее».
Среди особых событий форума – совместный с Краковским кинофестивалем показ фильма Клары Клейнингер No Elephant in the Room (мероприятие благодарности и солидарности с краковскими друзьями, в прошлом году поддержавшими Docudays UA, предоставив свою площадку для показа конкурсной программы). А также ленты «Коли весна прийшла в Бучу» Милы Тешаевой и Маркуса Ленца – о восстановлении Киевщины после деоккупации, «Лариса Кадочникова. Війна» Дмитрия Томашпольского, сосредоточенная на изменениях, происходящих с людьми из сферы искусства, и «П'ятниця, субота, неділя» Катерины Горностай, зафиксировавшая работу фестивальной команды над кино-уик-эндом «Надзвичайний стан» в нябре 2022 года. Закроет фестиваль новый фильм Сергея Буковского «Іван і Марта» – кинорассказ о жизни и творчестве украинского писателя-шестидесятника Ивана Дзюбы и его жены Марты. На 20-м Docudays UA состоится мировая премьера фильма.
Переходим к индустриальной программе DOCU/ПРО, которая в этом году отказалась от питчингов и презентаций, поскольку украинские фильмы присутствовали на ведущих рыночных площадках, а сфокусировалась на образовательной части. «Мы сделали программу из десяти событий, которые меня очень радуют, – признается директор индустриальной платформы Дарья Бассель. – Состоятся мастер-классы и для продюсеров, и для режиссеров монтажа, и для тех, кто интересуется маркетингом и PR. Хочу отметить мероприятие для режиссеров 5 июня: польско-немецкий режиссер и член жюри международного конкурса Эльвира Невера в разговоре с Катериной Горностай будут погружаться в методы работы над документальным кино, и собственно Эльвира расскажет о своем творческом методе. Очень радуюсь, что нам удалось пригласить звезду документального монтажа Нильса Пага Андерсена: 4 июня в дискуссии с Даной Бунеску (это не очень известный в наших широтах, но очень интересный режиссер монтажа и звукорежиссер, работавшая над многими фильмами румынской новой волны) он обсудит монтаж и подходы к созданию документального кино. Среди ивентов для продюсеров стоит обратить внимание на событие с Моникой Хеллстрем 7 июня – это, на мой взгляд, одна из самых крутых продюсеров, работавшая с суперхитами Flugt и «Будинок зі скалок», который в этом году был номинирован на «Оскар» и который мы все очень много обсуждали.
Кроме прекрасных мастер-классов у нас будет несколько дискуссий в свободном формате. Собственно, 3 июня мы начнем индустриальную программу с такого события – которое делаем вместе с Гильдией неигрового кино, все еще пребывающей в режиме регистрации (но люди, стоящие за этим, очень активно работают в профессии). В формате круглого стола с документалистами поговорим, как с начала полномасштабного вторжения изменилась наша индустрия, рынок документального кино, как и с кем мы работаем, как привлекаем средства на финансирование и как видим будущее. К участию в этом событии мы пригласили наши государственные институты: Украинский институт, Госкино и Минкульт; но пока откликнулся только Украинский институт.
Закроет программу DOCU/ПРО дискуссия с режиссерами нашего проекта Civil Pitch о том, действительно ли документальное кино является инструментом изменений, каково его влияние на широкую международную аудиторию и действительно ли документальное кино приближает победу. Такими вопросами мы хотим завершить программу в этом году, чтобы – я надеюсь – выйти с какими-то ответами и создавать вместе образ будущего, о котором мы будем говорить на протяжении фестиваля».
В этом году фильмы-победители Civil Pitch получили премьеру на Hot Docs – крупнейшем в Северной Америке фестивале документального кино, а украинская премьера четырех историй, осмысливающих реальность после 24 февраля 2022-го, состоится на Docudays
Отметим, что доступ к мастер-классам DOCU/ПРО открывается только при наличии индустриальной аккредитации.
Мероприятия правозащитной программы RIGHTS NOW!, которые пройдут с 3 до 7 июня в кинотеатре «Жовтень», разделены на три группы:
– ежедневно в 11:00 в рамках серии событий «Кава з правозахисниками/-цями» будут обсуждать регенерацию деоккупированных территорий, вовлеченность людей с инвалидностью в процесс восстановления Украины, возможности уменьшения вызванных войной катастрофических последствий для окружающей среды и способность документального кино продвигать изменения в общинах. «Раскрою секрет: у нас сейчас огромный спрос на открытие киноклубов», – заинтриговала директор правозащитного департамента Docudays Ксения Шиманская. Отдельная дискуссия будет посвящена половому воспитанию: «Приговор несовершеннолетним, изнасиловавшим девушку на Закарпатье, разговор об отдельных вагонах и другие вызовы перед украинским обществом, в частности спровоцированные войной, делают эту тему все более актуальной и одной из самых приоритетных в ближайшее время», – констатировала Ксения.
– в 16:00 на мероприятиях проекта «Архів війни» речь пойдет о практике показаний в Международном уголовном суде, признании преступлений россиян в Украине геноцидом и жизни музеев с начала войны.
– в 18:30 в основной программе RIGHTS NOW! – дискуссии о важных этапах на пути восстановления страны: в частности, разговор об адекватном взаимодействии государства с военными, помощь детям в преодолении вызванного войной стресса с помощью хибуки-терапии, шутках как способе психологической самозащиты (который перекликается с общей темой о резистентности) и процессе модернизации украинских городов согласно принципам декларации Лугано.
Представляя правозащитную программу, Ксения призналась, что всегда завидует людям, посещающим фестиваль как зрители, ведь организаторы обычно не успевают на большинство показов и ивентов
Вход на события программы свободный, а проходить они будут в зале «Сладкая жизнь», доступном для маломобильных групп населения. Каждая дискуссия будет переведена на жестовой язык (с помощью организации «Інклюзивно привітні»), да и в целом фестиваль уделяет большое внимание инклюзии: именно поэтому почти все фильмы программ 20-го Docudays UA (кроме «DOCU/УКРАЇНА») получили описательные субтитры, а десять лент – аудиодискрипцию (звукоописание), что обеспечили постоянные партнеры из ОО Fights for Right и инициативы «Доступне кіно».
Отдельное внимание на пресс-конференции уделили мероприятиям «Архіву війни», презентованным Романом Бондарчуком
«Во время фестиваля мы планируем приоткрыть архив, который собирается больше года, для посетителей: ежедневно с 11:00 до 20:00 в зале «Сеанс» будет работать комната, оборудованная компьютерами с доступом в «Архів», и можно будет изнутри увидеть, как работает платформа, посмотреть собранные нами материалы, послушать интервью со свидетелями военных преступлений, пообщаться с командой, – рассказал Роман. – Также мы планируем серию разговоров «Голоси України. Як говорити про війну, аби світ нас розумів», среди участников Наталья Гуменюк – соучредитель проекта «Свідчить Україна», которому удалось опубликовать статьи об Украине во всех топовых мировых медиа, а также американский документалист Том Дженнингс, украинский военный корреспондент и лауреат Пулитцеровской премии Мстислав Чернов, режиссер фильма «Залізні метелики» Роман Любый. Еще у нас планируется панель об украденных сокровищах и возвращении украденного россией культурного наследия. Еще – разговор о сторителлинге на войне и помощи журналистов в свершении правосудия: к нам приедет Эд Вулиами – первый со времен Нюрнбергского процесса журналист, свидетельствовавший в Международном уголовном суде по делам военных преступлений в бывшей Югославии, а его публикации были использованы в качестве доказательств против военных преступников. Также поговорим о терминологии: что напишут о российской агрессии учебники по истории. А 8 июня состоится премьера фильма «Свідки», смонтированного командой «Архіву війни» из интервью, записанных в течение года. Это пять историй жителей Киевской области, оказывавших сопротивление оккупантам.
Кроме того, у нас планируются две инсталляции в рамках междисциплинарной художественной программы DOCU/СИНТЕЗ: одна, расположенная прямо в холле кинотеатра, сделана на основе материалов «Архіву війни». Вторая посвящена работе художников со снами (можно будет послушать сны людей во время полномасштабного вторжения). Также в рамках этой секции состоится несколько дискуссий, посвященных взаимодействию искусства со свидетельствами и травмами. Так что просто приходите в «Жовтень»»: даже между сеансами там будет чем заняться и что посмотреть».
Подробную информацию о фильмах и мероприятиях можно найти на сайте 20-го Docudays UA, мы же задали организаторам несколько дополнительных вопросов о том, что осталось за кадром:
– Программа большого кинофестиваля – это всегда определенный срез того, что происходит в обществе и индустрии. Формируя программу в этом году, что вы увидели? Повлияла ли война в Украине на мировой ландшафт документального кино?
– Я бы хотела более уверенно ответить на этот вопрос, но, к сожалению, пока не думаю, что можно говорить о каких-то радикальных, быстрых изменениях в ландшафте документального кино в мировом масштабе, – отвечает программный директор Docudays UA Юлия Коваленко. – Это горько и больно осознавать, когда твоя страна изранена. Но важно трезво понимать, что киноиндустрия – и документальная в частности – это долго разворачивающаяся, тяжелая машина, она во многом зависит от продолжительности производства. Проще говоря, на то, чтобы ландшафт начал меняться, нужно несколько лет. Соответственно, чтобы эти изменения произошли так, как мы бы хотели, нужны длительные усилия от нас: украинских культурных менеджеров, режиссеров, государства. Война продолжается девять лет – и в дискурсе украинского документального кино тема войны присутствует также девять лет. На разных ступенях: от непосредственно фильмов до более стратегического аспекта развития индустрии и установления международных сотрудничеств. То есть мы не на отметке «табула раса». В прошлом году мы видели ряд иностранных фильмов, посвященных Украине, – один из них, польский «В Украине» Томаша Вольского и Петра Павлуса, мы рады будем показать в программе DOCU/АРТ. Также у ряда украинских лент из программы 20-го Docudays UA были премьеры на кинофестивалях класса А. Это ситуация, о которой лет 6–7 назад мы лишь мечтали. Но развитие не произошло само собой – это результат кропотливого труда вполне конкретных людей. Точно знаю, что сейчас существует очень большой интерес к Украине в западных киноиндустриях, но это все находится только в процессе развертывания. Дальше все зависит от нас: как в долгосрочной перспективе говорить о себе так, чтобы нас услышали, как строить взаимовыгодные сотрудничества, как способствовать изменениям в мировом ландшафте.
– А какие перемены продемонстрировал национальный конкурс? Сколько заявок поступило, изменился ли уровень работ, можно ли говорить о каком-то тематическом разнообразии, пока в стране идет война?
– В этом году мы получили 129 заявок – как полных, так и коротких метров. Это очень высокий показатель, учитывая, что прием длился только месяц. Не хочу сравнивать с предыдущими годами, ведь это совсем другие обстоятельства, просто скажу, что это в целом самое высокое и интенсивное количество за последние пять лет. Конечно, большинство фильмов тем или иным образом осмысливают войну. Это естественно. Впрочем, мне показалось интересным: появилось несколько больше фильмов дневниковой формы от непрофессиональных режиссеров и студентов. Я очень чту жанр дневниковой документалистики – он, несмотря на внешнюю простоту, один из самых сложных. И у нас в селекции был ряд таких фильмов, некоторые мы рады приветствовать в программе фестиваля.
– В этом году фестиваль очень насыщен событиями: насколько сложно было найти финансирование в военных условиях и из чего оно в конце концов состоит?
– На самом деле у нас были достаточно большие вызовы с привлечением финансирования в этом году, – говорит директор по фандрайзингу ОО «Докудейз» Юлия Карташова. – Многие партнеры (посольства и культурные институции партнерских стран), с которыми мы сотрудничали на протяжении многих лет, в этом году не смогли нас поддержать: на уровне правительств их стран средства, выделяемые на поддержку Украины, по понятным причинам прежде всего направлены не на поддержку культурных мероприятий. Фактически фестиваль стал возможен, поскольку у ОО «Докудейз» в этом году было постоянное финансирование от Посольства Швеции в Украине. Также среди крупнейших доноров – Посольство Швейцарии в Украине и Украинский культурный фонд. Несмотря на сверхважность финансов, поддержка фестиваля – это не только о деньгах: многие институции помогают нам, предоставляя скидки на свои услуги. Мы благодарны за каждый вклад – от самого большого до самого маленького.
– Что лично рекомендуете не пропустить во время фестиваля?
– Это самый сложный вопрос, – признается Юлия Коваленко. – Искренне рекомендую всю программу. У нас сложились очень мощные конкурсные кинопрограммы: я искренне болею за каждый из этих фильмов и радуюсь, что не в жюри – как бы банально это ни звучало, но выбрать победителей будет непросто. Отдельно я хотела бы обратить внимание на фильмы внеконкурсной программы «Монтажний перехід». Это дорогая и одновременно болезненная для сердца многих членов команды фестиваля программа – она посвящена памяти Виктора Онисько. Прекрасного режиссера монтажа, смонтировавшего, в частности, фестивальную версию фильма «Черкаси» – важный пример украинской военной драмы, говорящей о начале российско-украинской войны. Витя также много сотрудничал с Docudays UA, монтировал яркие, харизматичные фестивальные видеоролики, от которых всегда было тяжело оторваться. 30 декабря Витя погиб, защищая нас всех на восточном фронте… Мы пригласили Ольгу Бирзул, его жену, кинокуратора, создать программу памяти Вити. Собственно, программа, собранная Олей, раскрывает роль монтажа и монтажного мастерства как такового в документальном кино. Это четыре ленты, среди которых, в частности, фестивальные хиты «Марш на Рим», новая картина известного режиссера Марка Казинса, и «Аполлония, Аполлония» – поразительный, изысканный фильм-портрет художницы современного искусства Аполлонии Сокол от режиссера Леа Глоб, которой удалось создать не просто комплиментарное биографическое кино, а высказывание о поиске идентичности и монтаже жизни как таковой.
Итак, 2–8 июня, кинотеатры «Жовтень», KINO42 и онлайн-кинотеатр DOCUSPACE. А после закрытия 20-го Docudays UA, 9–11 июня, фильмы-победители конкурсных программ и фестивальные хиты будут показаны повторно.