В ежедневном круговороте событий сложно отметить что-то по-настоящему важное - большое лучше видно на расстоянии. Для этого и нужны разнообразные итоги в конце года: оглядываясь назад, мы структурируем все происходившее, а в структуре ищем тренды, тенденции, достижения и провалы. Нарядив елку и упаковав подарки, я тоже решила сыграть в эту игру: сперва припомнила важные события уходящего 2021-го, а затем попыталась разобраться, что все это значило для украинской медиаиндустрии. Спойлер: хорошего было значительно больше, чем плохого, так что самое время ненадолго отвлечься от нарезки оливье и сделать финальные выводы года - чтобы следующий был лучше и продуктивнее.
Ссорами и шумихой проблем не решить - мы наконец (кажется) начали это понимать
Помнится, раньше для того, чтобы разгорелся масштабный скандал, достаточно было просто подождать: рано или поздно (причем скорее рано) он возник бы по любому поводу. Я, признаться, даже начала думать, что это неотъемлемая часть нашего национального характера, но 2021-й перевернул все с ног на голову. То ли общественность бросила все силы на срачи о вакцинации и на остальное просто не хватило задора, то ли мы и правда стали чуточку уравновешеннее, но факт: отчаянных споров стало значительно меньше. Не спешу утверждать, что они исчезли как вид, однако даже в тех вопросах, где обычно разгорались баталии не на жизнь, а на смерть, в этом году наблюдался штиль.
Помните Евровидение? Помните, насколько тихо и мирно (особенно в сравнении с прошлыми годами) прошел конкурс? Конечно, главным фактором было то, что в 2021-м не пришлось проводить Нацотбор, а свою порцию хейта Go-A получили еще в 2020-м, однако отсутствие раздражителя точно пошло украинской общественности на пользу. Во-первых, возможно, мы запомним этот опыт и в будущем будем сдержаннее, а во-вторых, в уходящем году мы не отвлекались на споры, а потому сосредоточились на удовольствии от того, как тепло украинскую группу приняли в мире. И победы в Евровидении она добиться не смогла, что, как вы помните из опыта 2015 года, тоже плюс.
Да что Евровидение, когда оказалось, что даже выборы фильма, который представит Украину на «Оскаре», могут пройти без волнений! Казалось бы, именно в этом году споры должны были быть особенно ожесточенными: вместе с «Поганими дорогами» Наталки Ворожбит за счастливый билет боролись картины «Носорiг» Олега Сенцова, «Вiдблиск» Валентина Васяновича, «Стоп-Земля» Катерины Горностай и «Чому я живий» Виллена Новака. Возможно, секрет крайне интеллигентного отбора в том, что каждый фильм был бы достойным претендентом, но, как бы там ни было, когда победителем стала лента Ворожбит, привычного в таких ситуациях хейта в ее адрес не наблюдалось. К сожалению, с гонки за заветной статуэткой фильм уже сошел, но и попадание в лонг-лист - тоже достижение.
Продолжая тему кино, не могу не отметить, насколько отлаженными и мирными были конкурсы Госкино, которых в 2021-м случилось целых три. Здесь нельзя не похвалить Совет по господдержке кинематографии: обязавшись строго следовать новым правилам, его члены слова не нарушили - во всяком случае обиженных кинематографистов, желающих оспорить результаты Пятнадцатого, Шестнадцатого или Семнадцатого конкурсов не нашлось, хотя в прошлом это случалось регулярно.
Еще одну звездочку от меня получает Госкино - на этот раз за быструю реакцию на проблемы законодательства в области рибейтов. На одном из летних заседаний Совета оказалось, что система налоговых возвратов работает у нас только в теории, а на практике ее первопроходец - компания Netflix, снявшая в Украине фильм «Последний наемник», - получить ничего не может. К чести ведомства, работать над решением поблемы начали буквально сразу же. В результате на последнем заседании Верховной Рады механизм рибейтов был разблокирован, а насколько успешно - узнаем уже в следующем году.
Крайне спокойно украинская общественность восприняла новости о том, что разработка системы единого электронного билета сдвинулась с мертвой точки. Это когда-то вокруг нее велись споры, а в 2021-м движение, кажется, заметили лишь единицы. Даже презентация системы представителям киноиндустрии прошла без лишнего шума, что заставило меня задуматься: вопрос стал настолько наболевшим, что мы перестали на него реагировать, или основная драма просто переехала в 2022-й?
Еще одно загадочное событие уходящего года, наделавшее намного меньше шума, чем могло бы - несостоявшийся уход Александра Ткаченко с поста министра культуры. В этом случае молчание вообще было всесторонним: новости о вероятной отставке, появившиеся одновременно с информацией о возможном отделении Госкино от Минкульта, долго не комментировали ни в Госкино, ни в Минкульте. Ясность начала появляться лишь к концу ноября, когда Ткаченко наконец заговорил: по его словам, отставка остается актуальной, но и переговоры продолжаются, поскольку отпускать Александра не хотят ни Кабмин, ни Рада, ни президент. Такой вот ценный, но сговорчивый кадр. А мог бы просто хлопнуть дверью напоследок, так что цените.
Показательной получилась и история с Украинским культурным фондом. Вкратце напомню: весной уходящего года Набсовет УКФ одобрил выделение средств на ряд проектов, среди которых были кинофестиваль «Немые ночи», Форум креативных индустрий, Львовский фестиваль короткометражных фильмов Wiz-Art, KYIV MEDIA WEEK и многие другие ивенты (точнее, «знаковые события»). Но затем решение изменили, перенаправив финансы на празднование 30-летия независимости Украины, а упомянутые проекты остались без денег, несмотря на то что работа по их организации уже началась. И хотя проблема в итоге не решилась, а шума вокруг нее было достаточно, определенные выводы сделать можно: во-первых, общие беды в очередной раз сплотили индустрию, а во-вторых, эта ситуация продемонстрировала, что многие ее участники могут сориентироваться и найти решение даже в сжатые сроки. Ну и гопак в небе у нас был, а на это никаких денег не жалко.
Ландшафт производства аудиовизуального контента меняется - теперь в нем участвуют стриминги
Пока в мире полным ходом идут стриминговые войны, украинский VoD-рынок остается островком спокойствия, на котором почти ничего не происходит. Ключевое слово - почти, ведь в 2021-м жизнь в сегменте все-таки давала о себе знать. Да, до глобального размаха нам пока далеко, но теперь совершенно ясно: стриминги совсем не прочь приобщиться к процессу производства контента, хотя ресурсов у них недостаточно.
Так или иначе, об этом говорили все топ-менеджеры украинских VoD-платформ, с которыми коллеги из MBR общались в ходе масштабного исследования сегмента. Но и без него вектор движения был понятен еще с прошлого года: сначала «Плюсы» при помощи Антонио Лукича сняли сериал «Секс, Інста і ЗНО» для платформы 1+1 video, затем MEGOGO поучаствовал в создании проекта «Ангелы» для «2+2», а Sweet.TV заинтересовался вторым сезоном «Первых ласточек» настолько, что купил эксклюзивные диджитал-права на него. Уходящий год тенденцию продолжил: совсем недавно платформа OLL.TV показала первый (как для себя, так и для всего рынка) originals - сериал «Зломовчання». В следующем году по этой дорожке пройдет сервис «Киевстар ТВ»: здесь состоится премьера проекта «Скаженi сусiди». Последний пример, кстати, сам по себе феномен: его создание объединило не только телеканал, диджитал-платформу, продакшен и государство - на раннем этапе к проекту присоединились бренды. Если так пойдет и дальше, то я точно знаю, что выиграют в этой битве конечные потребители: контента будет много и на любой вкус.
Новое - это хорошо забытое старое, а тренды, как и мода, цикличны
Несмотря на то что в производстве контента появляется новая кровь, телетенденции уходящего года буквально кричат: искать очередную the Next Big Thing телевизонщики устали, а потому все чаще обращаются к «золотому фонду» - форматам, отлично работавшим на протяжении десятилетий.
На глобальном рынке тренд назрел до пандемии и до нас тоже начал добираться еще в 2020-м. Но коронавирус затормозил процессы, так что результаты мы увидели только в сезонах 2021-го: на СТБ вернулось «Україна має талант», «Новый канал» запустил «Адскую кухню», ICTV - «Кто хочет стать миллионером?», а канал «Украина» - «Что? Где? Когда?». В ближайших планах тоже есть ветераны: летом 2022-го «Новый» займется реинкарнацией «Форта Буайяр», а «Плюсы» объявили о возвращении «Последнего героя». Делайте ставки, кого из ваших любимчиков минувших лет оживят следующим.
Украинские СМИ живы, и в них все время случается что-то интересное
Наш медиарынок всегда умел удивить, а самые удивительные истории достойны того, чтобы вписать их в анналы. Пандемия, к счастью, сегмент не убила, жизнь в нем по-прежнему теплится, а некоторые события привлекают внимание даже далеких от индустрии людей.
В этом плане год задался с самого начала: уже в феврале президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против депутата Верховной Рады Тараса Козака и трех принадлежащих ему информационных телеканалов. Да, речь о «112 Украина», ZIK и Newsone, которые после этого прекратили вещание. Разматывать клубок событий, случившихся потом, бессмысленно, но согласитесь: громче новости в сегменте, пожалуй, за целый год не было.
Еще в 2021-м есть победитель в номинации «Редакция, которой почти не было». 22 октября Мемориальный центр Холокоста «Бабий яр» запустил собственное издание Yar Media, которое возглавил Евгений Сафонов. Но уже 27 октября Сафонов заявил, что редакция в полном составе уходит из проекта, поскольку не сошлась во взглядах с издателем Анатолием Ульяновым. Все это происходило на фоне возмущения общественности по поводу репутации последнего, а еще через пару дней и он прекратил сотрудничество с Мемориальным центром. Загадочно в этой истории примерно все, но факт: редакции, существовавшей всего пару дней, у нас еще не было.
Последние удивительные события года символично перекликаются с начальными. На медийных радарах снова замаячил медиаменеджер Алексей Семенов - на этот раз в роли человека, перезапускающего канал «Рада». Каким будет контент вещателя - оценим уже в следующем году, а его формат и стиль понятен уже сейчас. Намекну: ищите общее у закрытых «112 Украина», ZIK и Newsone, а также у канала «Прямой».
Жизнь продолжается, но нужно уметь адаптироваться
Весь 2020-й мы говорили о том, как бы выжить, а в 2021-м пришло время действовать. Причем нынешние времена требуют не только решительности и упорства, но и адаптивности. Вынеся уроки из жизни до, во время и после локдауна, наша индустрия приспособилась буквально ко всему: и к онлайну, и к гибридным форматам встреч, и к необходимости уметь просчитывать десятки вариантов развития событий.
По опыту уходящего года мы знаем, что в условиях карантина возможно буквально все: провести церемонию, как это было с премией «Золота Дзиґа», организовать кинофестивали вроде «Молодости» или Одесского, собрать международный медиафорум размаха KYIV MEDIA WEEK и даже съездить в Канны, хотя можно было просто посмотреть на них в онлайне. Как бы там ни было, тренд и сейчас на позитив, так что осторожно надеемся, что Зимний кинорынок ОМКФ состоится в феврале 2022-го, как и задумано.
Кинопроизводство тоже, кажется, оклемалось, и в 2021-м в Украине многие старались, чтобы процессы в нем стали комфортными, удобными и вообще - мирового уровня. Я, к примеру, и раньше знала, что в стране работают кинокомиссии, но в этом году их деятельность стала более осязаемой - с тем чтобы в будущем потенциал раскрылся еще больше. А еще хороший пример того, как можно развивать индустрию и регионы одновременно, показали авторы Lviv Location Guide, когда презентовали его на ОМКФ.
Ну а главное, в 2021 году мы осознали, что даже локдаун не повод опускать руки. Когда весь мир замирает, нужно пользоваться моментом и обогащаться знаниями - благо онлайн-образование теперь почти что поставлено на поток. Если вы все еще не в теме, попробуйте Образовательную платформу PITCH UA - вам наверняка понравится.
Я, как видите, не обманула: сложный 2021-й принес много хорошего. Но это не отменяет установки на то, чтобы в 2022-м позитива было еще больше. За это и выпьем - несите шампанское!