На прошлой неделе в столице отгремел международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK, организаторы которого - компания Media Resources Management - в этом году приняли на вооружение сложный, но продуктивный гибридный формат. Об одной из самых обсуждаемых панелей KMW я вам уже рассказала, но то были цветочки. А ягодки начинаются примерно сейчас: предлагаю поговорить об открытии форума, где представители власти, а также лидеры индустрии традиционно обсудили все трудности, боли, радости и надежды отрасли.
Хоть пандемия и продолжается, за гостей медианедели можно не беспокоиться: попасть на ивент можно было только при наличии сертификата о вакцинации или после теста на COVID-19, который делали здесь же - благодаря партнерству с компанией Synevo
Для KMW нет ничего невозможного - даже выездную лабораторию организовать
После того как все манипуляции произведены, можно и заветный браслет получить. Так Евгений Драчев и сделал
Александр Богуцкий и Александр Ильяшенко уже с браслетами - значит, коронавируса у них нет
Как и у Алексея Гладушевского, который первым делом занялся главным - подключением к Wi-Fi и изучением программы форума
Каждый коротает время до начала как может: кто-то смотрит с мобильного новинку канала «Украина» - шоу «Співають всi!»,
кто-то, как Сергей Созановский, раздает комментарии прессе,
а директор форума Катерина Удут проводит последний чекап перед стартом
Организаторы KMW - люди пунктуальные, поэтому ровно в 10:00 гостей пригласили в зал, где вот-вот должна была начаться открывающая форум пресс-конференция.
За кулисами готовность номер один
А раз так, то и Катерине Удут пора выходить на сцену, чтобы впервые за два года приветствовать тех, кто добрался до медианедели вживую. Ну и зрителей онлайн-трансляции, разумеется, тоже
Объявив KYIV MEDIA WEEK 2021 открытым, Катерина сообщила тему пресс-конференции - «Медиабизнес. Перезагрузка». Выбрана она была не случайно: за последние два года медийный ландшафт в мире изменился столь кардинально, что пережить это смогли не все. А те, кто все же одолел кризис, до сегодняшнего дня вынуждены подстраиваться под нестабильные реалии. Другими словами, произошла полноценная перезагрузка индустрии - отсюда и название дебютного мероприятия.
Традиция собирать на нем лидеров рынка осталась, но формат слегка изменился. В этот раз пресс-конференция состояла из двух блоков: первый посвятили государственному сегменту, а второй - коммерческому.
Наборы спикеров, соответственно, тоже были разными. Сперва на сцену поднялись глава правления НОТУ Николай Чернотицкий, глава Госкино Марина Кудерчук, глава Офиса Совета Европы Стен Нерлов и министр культуры Александр Ткаченко, который слегка опоздал. А модерировать все это выпало Андрею Куликову.
Первый состав говорил в основном о свершениях, удавшихся им за минувший год, а также о многострадальном законопроекте о медиа, который до сих пор не может стать полноценным законом, хотя должен бы
Чернотицкий, например, сообщил (что уже очевидно): документ забуксовал. Поэтому необходимо его разделить и не пытаться решить все проблемы сразу - возможно, мол, так будет проще. Также Николай объявил, что Общественное стремится стать полноценным медиаигроком, производить конкурентоспособный контент (это, собственно, уже началось - с документалки «Колапс: як українці зруйнували імперію зла») и сотрудничать с ведущими украинскими продакшенами. Для этого, правда, нужно, чтобы финансирование структуры было стабильным и полным, а еще, по мнению Чернотицкого, неплохо бы всем игрокам индустрии задуматься о создании общенациональной ОТТ-платформы.
Ткаченко также прошелся по свершениям (по словам министра, это заработавшие рибейты и увеличившиеся бокс-офисы украинских картин), но отметил: останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя. Министр призвал отрасль консолидироваться и выработать общую позицию по производству и дистрибуции контента, где главным пунктом будет отказ от ориентации на российский рынок. «Нужно определиться: или мы продолжаем продавать продукцию россиянам, или же инвестируем бюджетные средства в производство украинских фильмов и постепенно меняем этот алгоритм», - заявил он. Ткаченко уверен: подспорьем в этом движении будет производство не только украиноязычного, но и англоязычного контента, а также налаживание отношений с западными коллегами.
Когда очередь дошла до Марины Кудерчук, она с министром согласилась: уже проделана большая работа, но впереди - еще больше. В прошлом году, по словам главы Госкино, завершилось производство 40 национальных фильмов, а новые договоры заключили с создателями еще 70 проектов. Что касается законодательства, то здесь все проблемы решаются по мере поступления - Кудерчук говорит, что регулярно общается по этому поводу с министром.
Нерлов же коснулся в основном юридических вопросов. Да, изменения последних лет в Украине колоссальные, но и расти есть куда. Наша страна наконец-то стала членом «Евримажа», а вот без принятия закона о медиа ей нельзя присоединиться к программе «Креативная Европа». Так что сделать это нужно, и чем быстрее - тем лучше.
В зале спикеров слушали очень внимательно. Еще бы: всего пару лет назад обладатель этого прекрасного затылка (попробуйте-ка угадать, кто это!) и сам был на их месте
А этой компании вот-вот предстоит и самим подняться на сцену
Нужно лишь дождаться команды от Виктории Ярмощук - именно она была модератором второго блока
Спикерами, как вы уже догадались, стали Сергей Созановский от FILM.UA, Ярослав Пахольчук от 1+1 media и Евгений Бондаренко от «Медиа Группы Украина». Также к ним присоединились директор OLL.TV и Xtra TV Юлия Трибушная, CEO StarLightMedia Александр Богуцкий и CEO сети Multiplex Роман Романчук
Виктория предложила собравшимся обсудить состояние рынка на сегодняшний день, но начать с того, как изменился бизнес каждого из них за минувший год.
Первому слово дали Пахольчуку, и тот сообщил, что в течение последних полутора лет строго следует наставлению с футболки, которую ему подарили во время вступления в должность главы «Плюсов» (а написано там «Ї...аш невпинно»). «У нас есть куча идей, множество задач, которые нужно реализовать. Проблема только в том, что в индустрии каждый работает сам за себя, иногда забывая о национальном интересе», - поделился Ярослав.
Созановский же отметил, что для него и его компании минувший год прошел под знаком постоянно меняющихся правил, поэтому в FILM.UA не уставали искать новые пути, пробовать новые модели и рисковать. «Один из примеров - мы попробовали идти в ногу с голливудскими студиями и выпустили фильм «Пульс» одновременно и в кинотеатрах, и на стриминге. Конечно, по одному релизу сложно сказать, был ли опыт успешным, но рисковать, безусловно, необходимо», - объяснил он.
Когда очередь дошла до Богуцкого, тот начал с шутки, но быстренько добавил ложку дегтя. «Помните анекдот, в котором обещали, что при коммунизме все будет хорошо, но никто не обещал, что по дороге к нему не будет плохо? Сейчас такая же ситуация. Государство, например, должно быть нашим партнером и не должно добивать, когда и так все плохо», - высказал свою позицию Александр, приведя в пример недавнюю попытку запретить рекламу фармы. «А это, между прочим, почти 40% рынка», - добавил он.
Кроме того, Богуцкий коснулся регуляции рынка - по его словам, нечестно вообще ничем не ограничивать работу стримингов в то время, когда сегмент телевидения настолько зарегулирован. И если вы все еще не догадались, о каком молодом человеке говорил Созановский в панели стримеров, то вот он, ответ. А еще Александр призвал подумать, так ли уж эффективна трата госденег на кино: он считает, что по этому поводу нужно провести масштабное исследование. Спешу порадовать топ-менеджера: аналитики издания MBR это уже сделали, а результаты смогут увидеть все желающие в KMW White Paper.
Юлия Трибушная могла бы поспорить с Богуцким по вопросу работы стримингов, но вместо этого поделилась фактами об их результативности. «По итогам прошлого года сегмент Pay TV опередил рекламный рынок. В целом он вырос в четыре раза, причем основным драйвером роста были ОТТ-платформы. Они, в свою очередь, удвоили количество подписчиков и наконец достигли масштабов, когда меняют рынок - в частности, систему дистрибуции», - поделилась Трибушная. И добавила, что настали времена, когда ОТТ-провайдеры покупают права не только на показ линейных каналов, но и на контент - и если раньше правообладатели после монетизации в телеэфире шли на YouTube, то теперь идут к стриминг-сервисам. Более того, к сегодняшнему дню уже есть примеры проектов, которые сперва выходили в диджитале и лишь потом - на ТВ. А еще площадки медленно, но начинают самостоятельно заказывать эксклюзивный контент. Из грядущих примеров - детективный сериал «Зломовчання», который выйдет на OLL.TV, и комедийный «Скаженi сусiди», ставший originals «Київстар ТБ».
Евгений Бондаренко слова Юлии подтвердил - в прошлом году неэфирные доходы МГУ даже превысили эфирные. Эта тенденция, считает Евгений, усилится, как и тренд на обеление контента в диджитале: люди все чаще будут предпочитать легальный продукт пиратскому. А вот чего нашей индустрии не хватает, так это консолидации - игроки, мол, могут эффективно объединяться только перед лицом угроз (как уже упомянутая попытка запрета рекламы фармы), а вот в мирное время каждый сам за себя. Что касается госрегулирования, то здесь Евгений высказал пожелание, чтобы из госказны финансировали не только производство фильмов, но и сериалы - хуже от этого точно не будет.
Кинотеатрам в прошлом году пришлось очень нелегко, но, по словам Романчука, в Multiplex времени зря не теряли. «Для нас тот период был чем-то вроде хакатона, когда мы были закрыты, но пробовали разные пути. Генерировались новые решения, придумывались стартапы, были эксперименты с контентом - например, мы показывали на большом экране сериал «Козаки. Абсолютно брехлива історія». Также мы поняли, что в условиях, когда голливудские мейджоры отменяют релизы, нам не хватает украинских премьер. Поэтому начали сами инвестировать в такой контент», - объяснил Роман, добавив, что кинотеатры сегодня конкурируют не со стримингами, а с другими видами досуга.
Когда все высказались, Виктория предложила от итогов перейти к ожиданиям, и здесь мнения тоже разделились
Пахольчук, к примеру, ждет, что инвестиции государства в производство фильмов и сериалов в следующем году составят аж $100 млн (или 2,5 млрд грн, если хотите). А Созановский не хочет уповать только лишь на госденьги и призывает, во-первых, аккумулировать все возможные средства (например, продакт-плейсмент), а во-вторых, поверить наконец, что игроки рынка находятся не по разные стороны баррикад, а плывут в одной лодке. Кроме того, глава FILM.UA ждет выхода на украинский рынок международных ОТТ-платформ (это, мол, усилит конкуренцию), а еще - слияний и поглощений.
Богуцкий также ждет помощи от государства в производстве контента, но его личный приоритет - инвестиции в партнерство. «Я действительно считаю, что нам нужно менять парадигму ответственности, мы сами себе строим будущее, и оно - за партнерством», - подчеркнул он. Также Александр считает, что украинским медиагруппам пора наконец взять на вооружение международную практику и обзавестись активами за границей. Юлия Трибушная и Евгений Бондаренко в своих ожиданиях оказались солидарны - это в первую очередь принятие закона про медиа, чтобы для всех игроков работали единые правила, а Романчук снова указал на необходимость консолидации индустрии.
«Иногда складывается впечатление, что мы говорим только о будущем, а достижений у нас нет. Но это не так: все из сидящих здесь уже добились очень многого - и поодиночке, и в партнерстве друг с другом», - решил напоследок добавить позитива Созановский, отметив, что главное - не бояться рисковать и внедрять новые решения.
За такую финалочку и руку не жалко пожать!
Надеюсь, слова о консолидации и партнерстве не останутся просто словами, и в ближайший год мы увидим это на деле. А там, глядишь, «Плюсы», «Украина» и FILM.UA объединятся не только ради общего кадра
Ну а вам советую не переключаться: KYIV MEDIA WEEK закончился, но на моих страницах все только начинается.