С наступлением 2021 года многие выдохнули с облегчением: мол, 2020-й со всеми тяготами остался позади, а значит, дальше будет только лучше. Возможно, для кого-то это так, но только не для украинских кинотеатров, которые в первые же недели выяснили: год, может, и новый, а проблемы в нем - старые. 8 января в Украине объявили очередной локдаун, и кинотеатры, не успев толком откатать обычно «хлебную» новогоднюю программу, отправились на семнадцатидневный карантин.
Завершение второго локдауна совсем не значит, что у бизнеса появились хоть какие-то гарантии и надежды на стабильность: власти не скрывают, что очередные жесткие ограничения могут ввести в любой момент. К тому же не стоит забывать, что украинский кинопрокат не вещь в себе. Даже если допустить, что в Украине не грянут новые локдауны, от проблемы нехватки крупных релизов (которые, похоже, и в 2021-м будут в дефиците), а также засилья стриминг-сервисов (как легальных, так и не очень) это не избавляет.
Другими словами, есть подозрение, что для кинотеатральной индустрии новый год будет не легче старого - а в чем-то, возможно, и сложнее. Так ли это на самом деле, мы решили выяснить непосредственно у представителей отрасли. Спикерами в первой части материала выступили главы крупнейших в Украине сетей - им слово.
Дмитрий Деркач, совладелец сети «Планета Кино»
- Как вы оцениваете перспективы украинского кинопроката на 2021 год - и в целом, и «Планеты кино» в частности? Есть какой-то общий план действий или будете принимать решения в зависимости от ситуации?
- Февраль - май будут очень тяжелыми для нас, на уровне августа 2020-го. Студии все еще не дают ожидаемые фильмы, продолжают переносить даты премьер. Мы, как и весь рынок кинопроката, максимально зависим от ожидаемых лент. Так, в обычное время в год кинотеатр может показывать до 250 картин, но 20 из них приносят до 60% дохода. Так вот, сейчас практически все эти топовые фильмы студии нам не дают. Планировать что-то очень тяжело, ведь наши планы строятся на списке релизов. Раньше мы четко знали, когда выходят ожидаемые ленты и строили прогнозы на год с точностью до 98%. Сейчас графика премьер нет, мы узнаем репертуар за неделю-две до проката. И просто ждем, что нам дадут, что перенесут.
- Как пандемия повлияла на договоренности вашей сети с дистрибуторами? Возможно, теперь они заключают договоры по каждому релизу отдельно, а не как раньше - на линейку от студии?
- В плане взаимоотношений всех участников рынка ничего не поменялось.
- В прошлом году вы говорили, что одним из «спасительных» релизов стал «Тенет». На какие фильмы рассчитываете в этом году? Хватит ли, по вашим оценкам, анонсированных западных блокбастеров, чтобы украинский кинопрокат удержался на плаву?
- На плаву, с минимальными убытками мы сможем держаться, если не будет очередных локдаунов, карантинов выходного дня или других подобных глупостей от государства. Если нам не будут мешать работать - мы будем стараться выживать. В ближайшие месяцы больше всего рассчитываем на то, что Warner Bros. готовы выпускать фильмы «Дюна» и «Матрица-4» в кинотеатрах и одновременно на VOD-платформе HBO Max. Вот это нам должно помочь выживать.
- Планируете ли какие-то дополнительные мероприятия, которые помогут в условиях небольшого количества премьер?
- Конечно, мы активно ищем права на различные независимые фильмы, концерты, спектакли, спортивные мероприятия, киберспорт и другой нестандартный контент.
- В декабре вы рассказывали о компенсациях от государства, ставших хоть и недостаточным, но все же подспорьем. Есть ли подобные договоренности в этом году?
- Пока ничего похожего на этот год не слышали. Для нас важнее, чтобы нам не мешали работать и не закрывали больше. Финансовая помощь - очень хорошо и важно, но нам очень тяжело закрывать и потом снова открывать эти махины: в кинотеатре может работать до 100 человек, они не могут сидеть без работы, мы начинаем терять людей, все сложнее открываться после очередного локдауна.
- Как вы оцениваете влияние январского локдауна на ваш бизнес? И еще интересно, насколько, по вашим оценкам, отрасль готова к возможным карантинам в течение всего года (условно, сколько недель локдауна вы могли бы выдержать)?
- Повезло, что нам дали отработать последнюю неделю декабря и первую неделю января, а также выплатили помощь компании и сотрудникам. Также студии нам дали фильмы «Чудо-женщина 1984» и «Душа», которые успешно прошли в прокате. Это помогло продержаться во время январского локдауна. Боюсь, очередной локдаун мы уже точно не переживем, хотя я то же самое говорил до январского карантина, а мы все еще как-то существуем (улыбается).
- На западных рынках студии все активнее работают над сокращением кинотеатрального окна. Отразится ли это на украинском кинопрокате?
- В перспективе 5-10-20 лет - возможно. Сейчас для нас важно на любых условиях получать ожидаемые блокбастеры. Кинотеатры - это не просто просмотр нового кинофильма, это место отдыха, микроотпуск, выход в свет. Людям надо социализироваться, они не хотят все время сидеть дома и пялиться в гаджет или телевизор. К тому же мы делаем кинотеатры «Планеты Кино» необычными, используем крутые технологии (IMAX, 4DX), открываем кинорестораны, киномаркеты, создаем классную атмосферу отдыха. Все это вызывает желание у клиентов смотреть фильмы именно в наших кинотеатрах, а не онлайн. Я уверен, что кинотеатры продолжат успешно существовать, когда ситуация стабилизируется и студии начнут выпускать в прокат ожидаемые фильмы. Даже если они будут выходить одновременно на онлайн-платформах. На самом деле появление новых закрытых/эксклюзивных платформ (например, Disney Plus), усиление существующих площадок ожидаемыми блокбастерами - это больше удар по платформам типа MEGOGO, sweet.tv, Divan.TV, у которых мало эксклюзивного контента, и у них появляются очень сильные конкуренты. А люди обычно готовы платить не больше, чем за два-три онлайн-кинотеатра.
Роман Романчук, генеральный директор сети Multiplex
- Как вы оцениваете перспективы украинского кинопроката на 2021 год - и в целом, и сети Multiplex в частности? Есть какой-то общий план действий или будете принимать решения в зависимости от ситуации?
- Уверены, что 2021-й для нас будет лучше 2020-го, но далек от обычного нашего состояния дел. Сейчас оцениваем перспективы доходности в 2021-м как такие, что будут в два раза выше прошлого года. Но с учетом падения доходов за прошлый год на 60% это далеко от идеала. На позитивные изменения повлияет сокращение локдаунов и улучшение качества контента - например, когда студии начнут выпускать блокбастеры.
- Как пандемия повлияла на договоренности вашей сети с дистрибуторами? Возможно, теперь они заключают договоры по каждому релизу отдельно, а не как раньше - на линейку от студии?
- Работа с дистрибуторами ведется в прежнем режиме по старым договоренностям. Договоры всегда заключались на каждый отдельный фильм: линейку у студии берет дистрибутор, а мы - каждый раз отдельный фильм.
- В прошлом году многие представители отрасли говорили, что одним из «спасительных» релизов стал «Тенет». На какие фильмы рассчитываете в этом году? Хватит ли, по вашим оценкам, анонсированных западных блокбастеров, чтобы украинский кинопрокат удержался на плаву?
- Расписание релизов на этот год выглядит однозначно лучше предыдущего. Для восстановления полноценной работы этого недостаточно, но уже неплохо. Стоит отметить, что расписания крайне неустойчивы - студии продолжают экстренно переносить и отменять релизы.
- Планируете ли какие-то дополнительные мероприятия, которые помогут в условиях небольшого количества премьер?
- Сейчас мы пытаемся восстановиться после кризиса, вызванного локдаунами и эпидемиологическими ограничениями. Работаем по стратегии выживания плюс умеренного инвестирования в новые проекты. Например, вскоре мы откроем новый кинотеатр в Харькове - в ТРЦ «Никольский». Уверены, он будет одним из топ-кинотеатров в стране.
- В прошлом году у вас был опыт показа сериала - «Абсолютно брехливої історії» от ICTV. Удался ли этот эксперимент - есть ли смысл делать что-то подобное в Украине?
- Наша сеть активно поддерживает украинское кино, и показ «Козаків» не подразумевал больших заработков, мы преследовали другие цели. Можно сказать, это был пилотный показ сериалов в кинотеатре, и благодаря этому мы смогли получить множество инсайтов. Сборы были небольшими, однако мы запустили новый формат в кинотеатрах и поддержали отечественное кинопроизводство. Планируем продолжать подобные инициативы и в будущем, а также предлагать зрителю новые сериалы - уже с учетом полученного опыта.
- В прошлом году государство обещало компенсации для бизнеса, в том числе и кинотеатров. Получили ли вы их и в достаточном ли объеме? Есть ли какие-то подобные договоренности в этом году?
- Наши сотрудники (те, кто подходил под критерии) получили финансовую помощь 8 тыс. грн. На этом все.
- Как вы оцениваете влияние январского локдауна на ваш бизнес? Насколько отрасль, по вашим оценкам, готова к возможным карантинам в течение всего года (условно, сколько недель локдауна вы могли бы выдержать)?
- В период локдауна мы несли 300-400 тыс. грн прямых убытков в день. К тому же наши коллеги работали в стрессовой ситуации, в нестандартном режиме, а посетители за время карантина забывают о походах в кинотеатры, и теперь мы вынуждены заново выстраивать с ними коммуникацию. Самая плохая ситуация для нас - когда о локдауне предупреждают не заблаговременно, оптимальная - за 4-6 недель до закрытия. По нашим данным, по всей Украине в течение 2020 года каждый месяц закрывались по два-три небольших кинотеатра.
Сколько сеть Multiplex могла бы выдержать в закрытом состоянии, сказать сложно: запасов уже нет, все держится на договоренностях с кредиторами. Если вдруг кто-то из них потребует экстренного возврата денег - это может быть критично для нас.
- На западных рынках студии все активнее работают над сокращением кинотеатрального окна. Отразится ли это на украинском кинопрокате?
- Отразится. К тому же в Украине очень развито пиратство и очень высока толерантность к просмотру пиратского контента. Если фильм попадает в сеть на пиратские сайты - в кинотеатр люди уже не идут.
Как видите, несмотря на сложные времена, крупные сети не теряют сдержанного оптимизма. А как обстоят дела у кинотеатров поменьше, мы расскажем завтра во второй части материала. Не переключайтесь, будет интересно.