На этой неделе состоялся одиннадцатый по счету международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK, организованный компанией Media Resources Management. И хотя пандемия второй год кряду мешает ивенту развернуться на полную (вместо положенной недели его снова плотненько упаковали в два дня), в этот раз к поднадоевшему индустрии онлайну добавился долгожданный офлайн. Это значит, что успевшие соскучиться друг по другу медийщики съехались в Киев, много общались и обнимались, но главное - смогли наконец вживую обсудить изменения, сотрясавшие мир в последние полтора года.
При этом все было максимально безопасно: социальная дистанция соблюдалась, а гостей пускали либо с подтвержденной вакцинацией, либо после теста на COVID, который можно было сделать бесплатно прямо на месте - одним из партнеров KMW выступила сеть лабораторий Synevo
Предсказуемо красной нитью через все мероприятия медианедели прошла тема стриминговой экспансии, а во второй день ей даже посвятили отдельную панельную дискуссию, сфокусированную на украинских реалиях, - «Український ринок VoD: динаміка, тенденції, готовність до виробництва originals». Ее организовали при поддержке издания MBR, а предшествовало разговору масштабное отраслевое исследование, с результатами которого вы сможете ознакомиться чуть позже в KYIV MEDIA WEEK White Paper. Ну и, поскольку об украинском стриминге в таких масштабах на форуме заговорили впервые, сегодня я хочу рассказать вам об этом подробнее. Тем более что модератором панели выступил не кто-нибудь, а Сергей Созановский, в одном лице представлявший всех украинских производителей контента.
Приехавший на KMW из Великобритании представитель компании K7 Media Дэвид Чиарамелла надел наушники, чтобы точно ничего не пропустить. Полина Толмачева, несмотря на то, что Совет по господдержке кинематографии дел со стримерами не имеет, тоже здесь
Евгений Туник приготовился слушать, Алексей Гончаренко - записывать, а Алексей Гладушевский занял место, уже вооружившись инсайдами
За пару минут до начала он был замечен в обществе двух спикеров панели - Юлии Трибушной и Федора Гречанинова. Секретики выведывал, не иначе!
В общем, зрители в зале приготовились слушать во все уши,
а участники панели, среди которых кроме Трибушной и Гречанинова, представлявших OLL.TV и направление Pay TV «Медиа Группы Украина» соответственно, также были Иван Шестаков из MEGOGO, Александр Резунов из SWEET TV и Анастасия Рыженко из Volia, - рассказывать
Первым на правах модератора слово взял Созановский.
Припомнив, как раньше («во времена большого кабеля») никто и подумать не мог, что стриминги в Украине обретут такой вес, что начнут не только зарабатывать, но и инвестировать в создание контента, сооснователь FILM.UA предложил присутствующим коротко сформулировать, чем ОТТ-платформы являются для рынка сегодня - новой надеждой или скрытой угрозой.
Я, признаться, ждала, что Иван Шестаков продолжит аналогию со «Звездными войнами» и скажет что-нибудь в духе «война клонов» (как и Созановский, судя по выражению его лица), но нет. По мнению Ивана, однозначного ответа не существует, а в MEGOGO этим занимаются потому, что верят: за стримингами - будущее.
Юлия Трибушная в целом с коллегой согласна: для кого-то, как для традиционных операторов, стриминг может быть угрозой, для пользователей - надеждой, а для украинского медиарынка в целом это однозначно огромная возможность создавать более лучший (с), дорогой и конкурентный контент.
Федор Гречанинов думает приблизительно так же
Как и Анастасия Рыженко, руководящая в Volia департаментом медиаконтента
Солидарный с коллегами Резунов добавил еще одну важную мысль: стриминг - это не только интересный, но еще и благородный бизнес, ведь благодаря ему пользователь привыкает комфортно потреблять легальный контент и отучается от пиратства. Лучше и не скажешь.
Поскольку к этому моменту спикеры немного расслабились, следующий вопрос Созановского был чуть более провокационным. Снова проведя параллель с кабелем, он поднял тему андерепортинга: с кинотеатрами, мол, в вопросе отчетности есть четкие маячки (количество зрителей и проданных билетов), а стриминговые платформы - пока явление новое, и единой системы у игроков на этот счет пока нет.
Отсюда и вопрос: нужно ли ОТТ-платформам делать результаты своей деятельности публичными?
Шестаков вопрос похвалил, а по существу ответил, что отчетность, по его мнению, должна быть у всех, но только перед партнерами - в MEGOGO поступают именно так. А вот на рынок данные выдавать не спешат, поскольку раскрывать карты перед конкурентами не хочет никто.
«Но ведь иногда хочется и похвастаться?» - провоцировал Созановский.
Иван на провокацию не поддался: «Нужно отделять удовольствие от бизнес-необходимости»
Юлия от имени OLL.TV коллегу поддержала: вопрос отчетности перед партнерами для площадки даже не стоит - она быть должна. Иначе, по мнению Трибушной, доверительных отношений выстроить не удастся, а успешного бизнеса без них не бывает.
Гречанинов также отметил репутационную важность отчетности перед партнерами, а по поводу конкурентов решил заглянуть в будущее: «Это вопрос времени. Однажды настанет момент, когда все мы поймем, что есть смысл вскрывать карты - рано или поздно появятся задачи, которые будут того стоить».
Вместе с тем Федор полностью согласен с Иваном: делать коммерческие секреты достоянием общественности просто ради хвастовства точно не стоит. «А для решения общих проблем - да!» - добавил Шестаков.
Не любите хвастаться - и ладно, как бы говорит Созановский
Volia, по словам Анастасии, не только заинтересована, чтобы все были максимально открытыми, но начала это делать, еще когда была в компании кабельщиков. Более того, Рыженко напомнила присутствующим, что в многострадальном законопроекте про медиа, который никак не могут принять, есть пункт о том, что все платформы должны будут отчитываться регулятору, и это пойдет всем на пользу - и стримингам, и правообладателям.
Когда очередь дошла до Резунова, он согласился, что нужна отчетность перед партнерами, а заодно посетовал на неудачное место в панели - пока, мол, до него доходит очередь, остальные уже озвучивают все дельные мысли.
«Ну раз так, тогда первым на следующий вопрос отвечать вам», - парировал Созановский. А заключался он в том, готов ли украинский рынок к приходу международных стриминг-гигантов и как этот приход повлияет (или уже повлиял) на отечественные ОТТ-площадки.
В этом моменте спикеры также проявили завидное единодушие. Во-первых, по мнению Резунова, говорить о международном присутствии на украинском рынке пока рано: даже Netflix, который доступен у нас с начала 2016 года, не в счет, поскольку в маркетинговую борьбу сервис так и не вступил. Ну а в будущем, которое неизбежно настанет, и Александр, и его коллеги видят в приходе таких площадок только позитив: здоровая конкуренция еще никому не вредила.
Но и без потенциальных минусов не обошлось. Анастасия, к примеру, думает, что тогда судьба украинских компаний станет сложнее, ведь финансовые показатели какого-нибудь Disney Plus просто несопоставимы с той же Volia. Выходом может стать предоставление бандлов, когда доступ к международным платформам будет предлагаться в пакете еще с чем-то, что есть у наших площадок, - например, линейным ТВ. Гречанинов же добавил: чтобы всем было хорошо, мировым стриминг-гигантам нужно будет выставить те же условия, на которых работают украинские сервисы.
А Трибушная зашла на ответ с точки зрения производства контента. «С одной стороны, наша индустрия в целом, конечно, выиграет оттого, что здесь будет полноценно работать Netflix. С другой - представим ситуацию: FILM.UA получает кучу заказов от Netflix с соответствующими бюджетами. Студии будет хорошо, но у OLL.TV больше не будет шансов к вам пробиться», - справедливо отметила Юлия.
«Но мы ведь патриоты, не все можно купить за деньги!» - обнадежил ее Созановский.
«Давайте-ка все запомним этот момент», - на всякий случай вклинился Гречанинов. Федор, я все запомнила и даже записала!
Шестаков же добавил, что к конкурентному противостоянию с глобальными игроками MEGOGO готовится давно. «Мы диверсифицируемся и развиваем нишевые продукты, а благодаря тому, что объединяем их в общую экосистему, технически уже стали раза в два сложнее, чем Netflix. Так что это наша броня», - уверен Иван.
Раз уж Федор поднял вопрос регулирования, Созановский решил развить эту тему подробнее. «На открытии KMW один молодой человек (кто именно - я расскажу вам позже, ну или попробуйте сами догадаться. - МН) сказал, что сегодня в Украине телевидение и стриминговые платформы по единым правилам не играют. Что можно одним, нельзя другим: это и квоты, и языковой закон, и контент 18+, и все в таком духе. Согласны ли вы с этим утверждением?» - обратился Сергей к присутствующим.
Практически все спикеры заявили, что, хоть отдельного законодательства для ОТТ-платформ и нет, нормы здравого смысла и общего закона Украины соблюдают все - например, инвестируют в украинский дубляж, не держат в библиотеке запрещенных законодательством фильмов и сериалов и т. п. Но с тем «молодым человеком» участники нынешней панели все же не согласны: разница в регулировании линейного ТВ и стриминга быть должна, ведь часто последние могут решить много вопросов с помощью технологий.
«Да, в случае с языком платформы находятся там же, где и телеканалы. Но если речь, к примеру, о трансляции контента 18+ в дневное время, вопрос, чтобы его случайно не увидели дети, в ОТТ решается с помощью функции «Родительский контроль», - объяснил положение дел Гречанинов и призвал включать здравый смысл в подходах.
Юлия тоже против регулирования ради «тотальной уравниловки» - оно прежде всего необходимо, чтобы защитить украинский рынок и позволить ему состояться. Она также напомнила, что OLL.TV - это единственная ОТТ-платформа в Украине, которая добровольно получила провайдерскую лицензию, но желаемого результата не последовало. «Мы это сделали для того, чтобы государство обратило внимание на нишу, которая нуждается в правилах игры. Но за два года, минувшие с тех пор, ничего так и не произошло - то есть теперь государство нас подталкивает к тому, чтобы от этой лицензии отказаться», - констатировала она.
Любопытное мнение высказал и Иван Шестаков. По его словам, регулирование - это всегда второй шаг, а первый - возможность самого контроля. И если второго нет, то первое теряет всякий смысл. «Согласен с коллегами, что ОТТ нужно регулировать не так, как линейное ТВ, но странно, что я ни от кого не услышал о другой проблеме - о пиратах. Они регулироваться не будут никогда. Да и международных игроков тоже вряд ли получится контролировать так же, как локальных - иначе они просто не выйдут на наш рынок. Вот и получается, что регулировать будут только нас. Мое мнение - регулирования в развивающихся нишах быть вообще не должно. Разумеется, при этом нужно соблюдать общее законодательство, государство должно наказывать за преступления, если они есть. Но в нашем случае чем больше будет зарегулирован легальный сегмент, тем лучше будет себя чувствовать нелегальный - пираты», - объяснил свою позицию Иван.
Говорить о будущем украинского стриминга, как оказалось, можно бесконечно, но время панели неумолимо близилось к концу.
Поэтому напоследок Сергей Созановский предложил спикерам открыть третий глаз и дать пару-тройку прогнозов на 2025 год
Зрители в зале замерли в ожидании
«Думаю, сегмент ОТТ вырастет в три раза», - начал отвечать Резунов. На вопрос Созановского, а какой он сейчас, Александр находчиво ответил: «В три раза ниже». И не поспоришь.
Федор с оценкой Резунова согласен, но добавил в беседу несколько цифр: сегодня в стране около 2 млн подписок на ОТТ-платформы (именно подписок, а не абонентов - последние ведь могут быть клиентами двух, трех и даже четырех сервисов), а средняя их стоимость - 130-150 грн. Также в прогнозе Гречанинова - сокращение числа крупных украинских стриминг-сервисов до трех, а количества подписок на одного абонента - до 1,3-1,5 в среднем. Ну а сегменту ОТТ в целом Федор прочит безоблачное будущее: он, по его мнению, станет абсолютным лидером по числу абонентов на рынке Pay TV. Юлия Трибушная с этим согласна, но добавляет: главная конкурентная борьба между крупными игроками будет вестись в области контента, а игроки помельче уйдут либо в ниши, либо с рынка вообще.
Анастасия к сказанному суммирует еще и то, что к 2025 году уровень пиратства в Украине станет меньше - благодаря тому, что вырастет осознанность потребителей.
А вот Шестаков уверен, что особенных изменений за следующие три-четыре года не произойдет, но те тенденции, которые наметились сегодня, продолжат усугубляться.
«Резюмируя, можно сказать, что будущее у украинской стриминг-индустрии есть и оно в три раза прекраснее, чем настоящее!» - весело закончил панельную дискуссию Сергей Созановский.
В кулуарах, естественно, общение продолжилось,
а Иван Шестаков уходил в обнимку со шлемом
На этом заканчиваю и я, но не переключайтесь: впереди еще очень много любопытных подробностей с KYIV MEDIA WEEK 2021.