Второй год подряд международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK остается островком стабильности в охваченном пандемией мире украинских индустриальных мероприятий, не меняя ни даты своего проведения, ни общего вектора. Ровно через неделю - 14 сентября - KMW откроет свои двери в одиннадцатый раз, и в этом году посетить двухдневное мероприятие смогут как зрители онлайн-трансляции, которая будет вестись на нашем сайте, так и ограниченное количество офлайн-гостей.
Готовы ли украинский и мировой рынки к постковидной перезагрузке, не страшно ли выходить в офлайн на фоне слухов о грядущем карантине и каково это - за два месяца полностью перепридумать главный медиафорум страны, внезапно оставшись без финансирования, мы поговорили с Катериной Удут, директором компании Media Resources Management, традиционно организовывающей KMW.
- KYIV MEDIA WEEK 2021 проводится со слоганом «Медиабизнес. Перезагрузка». Что подразумевается под перезагрузкой - назревшая необходимость или констатация свершившегося?
- Мне кажется, этот слоган органично ложится в реалии медиабизнеса, ведь все его секторы так или иначе уже перезапустились и адаптировались к новому режиму работы. Никто не стоит на месте, новые проекты находят своего зрителя, продаются на мировом рынке, возникают новые коллаборации и тому подобное. И в рамках этого KMW мы хотим поговорить о нашей новой реальности, new normal, к которой все так или иначе приспособились - уверена, нам есть чем делиться, рассказывать и слушать друг друга. За это время все нарастили броню, получили большой опыт, умеют и знают больше.
- В этом году вы могли провести форум только в офлайне, не заморачиваясь с онлайн-трансляцией, или же сосредоточиться на онлайне, не рискуя с гостями в «живом» формате. Почему из всех сценариев выбрали самый сложный - гибридный?
- Очевидно, после прошлого года KMW изменился. Проведя двухдневный бесплатный ивент с широкой аудиторией, мы поняли, что имеем огромную неохваченную аудиторию - в прямом смысле тысячи людей, которые по тем или иным обстоятельствам не контактировали с форумом раньше. Три тысячи регистраций показали, что интерес есть, и он довольно устойчив. Накануне KMW 2020 мы создали телеграм-чат, в котором размещали информацию для участников, и в течение года видели, как люди продолжают в нем общаться между собой, интересуются, когда следующий KMW.
Это не полностью, но новая аудитория. И конечно, мы хотим продолжать с ней дружить. Поэтому должны были сделать онлайн-трансляцию: не все могут приехать в Киев и физически присутствовать на мероприятии, для многих онлайн-формат остается удобным и экономным. С точки зрения денег KMW всегда был статусным мероприятием, не все имели финансовую возможность попасть на форум. Но если раньше мы не хотели делиться суперэксклюзивным контентом с широкой аудиторией, то в этом году благодаря онлайну сознательно открываем KYIV MEDIA WEEK в буквальном смысле для всех: делимся экспертизой, знаниями, всеми ноу-хау и трендами, о которых говорим в рамках форума, фактически со всеми, ведь мы заинтересованы, чтобы все были с нами на одной волне.
- Кто эти новые люди?
- Молодые креаторы, создатели контента, сравнительно новые продакшены. На KMW обычно приходили «мастодонты» - люди, за плечами которых богатый опыт, крупные компании. Но благодаря дополнительным образовательным проектам MRM, включая конкурсы PITCH UA, мы за последние годы нарастили аудиторию из новой генерации - и это также стало толчком открыть KMW для этих участников рынка.
Второй момент, возвращаясь к гибридному формату. Пока в Украине относительное затишье по ковиду, мы не могли не воспользоваться возможностью, ведь понимаем, насколько люди соскучились по живому общению. Суперяркими показателями этого были недавние церемонии у коллег - «Золота Дзиґа», ОМКФ, большая часть тусовки съехалась на презентацию сезона канала «Украина». Видно, насколько люди физически, на уровне ДНК соскучились по живому общению с коллегами: банально обняться, постоять за бокалом, поговорить о делах вживую, а не с помощью имейлов или зумов. Следовательно, не рискнуть и не попробовать сделать что-то офлайн мы не могли. Хотя действительно сильно рискуем, потому что всегда есть шанс, что послезавтра нам скажут: все - карантин.
- А если и правда скажут?
- Тогда у нас не будет живой аудитории, но все по программе - мы в этом подстрахованы. То есть в плане качества контента KMW не потеряет в любом случае. Кстати, поэтому мы и собираем ограниченное число людей: в этом году будет лишь один зал (в параллели только одна линейка мероприятий). В целом у нас 18 ивентов, хотя KMW при стандартных условиях - это 50+. И конечно, нет рынка - из-за того что сейчас отсутствует возможность пригласить участников и провести его так, как было до пандемии.
- То есть ситуация по рынку с прошлого года не изменилась?
- Да. Его основа - это иностранные стенды, международные дистрибуторы, продакшены, сейлз-хаусы, и большинство из них по очевидным причинам пока не путешествуют. Тем не менее в этом году планируем в конференц-зале Hyatt Regency Kyiv разместить порядка 250-300 гостей, все спикеры по желанию могут выступать вживую. Несколько иностранных спикеров по собственной инициативе и за свой счет приезжают в Киев, потому что KMW для них ценен как мероприятие и платформа для коммуникации.
- Назовешь этих спикеров?
- Предварительно, понимая нестабильность ситуации, скажу, что точно хотят приехать Дэвид Чиарамелла из K7 Media и Симеон Мирзаянц из Glance - Mediametrie. Другие спикеры еще рассматривают этот вариант, а если не приедут - будут общаться с украинскими коллегами в гибридном формате: кто-то сидит на сцене, а кто-то - на огромном экране рядом, как мы все привыкли (улыбается). Большинство украинских спикеров, конечно, будут выступать вживую на сцене.
- Какой протокол безопасности предусмотрен для офлайн-участников?
- Пока, насколько мы знаем, нет никаких ограничений по количеству участников и формату офлайн-ивентов. Но наши гости обязательно должны быть вакцинированы или пройти тестирование. Для этого у нас есть партнер «Синэво»: участники KMW смогут бесплатно сделать тест накануне и прийти уже с результатом или сделать экспресс-тест на месте перед ивентом и получить бейдж участника. Если, не дай бог, тест окажется положительным - мы без вопросов вернем деньги.
- Давай лучше о приятном: какие события ждут офлайн-гостей?
- Мы запланировали несколько неформальных мероприятий, в частности вечеринку в первый день KYIV MEDIA WEEK, куда приглашаем всех офлайн-участников. У форума есть своя, очень дружеская атмосфера, за этим вайбом к нам всегда ехали. Более того, люди, работающие в Киеве, заранее планируют встречи на KMW - завтраки, обеды, ужины друг с другом. Это реально френдли-платформа для них. И это ощущение очень хочется восстановить.
Еще один ивент - скрининг трендовых шоу, который все участники KMW знают и любят - на этот раз будет проводиться только для офлайн-аудитории. Он состоится 14 сентября. А 15 сентября в параллели с основной программой состоится закрытый ивент при поддержке Госкино для украинских кинокомиссий. Впрочем, мероприятие открыто для аудитории KMW, которая физически присутствует в Hyatt Regency Kyiv, - кто захочет, сможет прийти, - а также для прессы. По факту это будет круглый стол с участием представителей всех украинских кинокомиcсий.
- Сколько их сейчас?
- Более двадцати, и уже зарегистрирована Ассоциация кинокомиссий. Для участия в дискуссии будут приглашены председатель ассоциации и представители кинокомиссий, уже имеющие интересные рабочие кейсы (у всех остальных участников, конечно, тоже будет доступ к микрофону). За стол также планируем посадить локейшен-менеджеров, которые по факту часто выполняют функции кинокомиссий в регионах и знают, что происходит в полях. Также продюсеров, представителей Украинской киноассоциации и Ассоциации киноиндустрии Украины, на практике сталкивающихся с ситуацией в регионах. И само собой, представителей Госкино, желающего, чтобы все это работало слаженно, прозрачно, понятно и чтобы кинокомиссии выполняли функции, на них возложенные, - развивали регионы и кинопроизводство в них. Кроме того, на дискуссию приглашены представители региональных властей, которым стоит глубже окунуться в тему и узнать, насколько для развития региона важна их коллаборация с кинокомиссиями. И еще в большую трехчасовую дискуссию (с перерывами) хотим включить Александру Люткенс (Alexandra Luetkens) - представительницу Гамбургской кинокомиссии, также вовлеченную в деятельность Европейской сети кинокомиссий (EUFCN), которая покажет на цифрах и кейсах, как такая система работает в других странах, поделится опытом и ответит на вопросы.
- Скрининг, о котором ты говоришь, называется «Трендовые шоу - 2021». И прошлый год, и текущий были сложными в плане контента: производилось намного меньше, дешевле, с ограничениями. Насколько сложно вам было собрать форматы для скрининга?
- На самом деле очень сложно, ты права. Если раньше форматы просто шли потоком и нам приходилось тщательно фильтровать, что показывать, то в этом проекты приходилось отыскивать. Многие шоу так или иначе повторяются, перекликаются, представляют собой определенный микс уже существующих. Да, это новое шоу, но опытного телевизионщика, а тем более закупщика этим вообще не удивишь. Второй момент, который сильно бросается в глаза: даже самые большие телеканалы не запускают ничего экспериментального - все едут на своих проверенных лошадках. Третий момент - развиваются шоу производства стриминг-платформ, там много интересного, и кое-что мы покажем. Еще несколько лет назад их основным продуктом были сериалы, а шоу выходили скорее в качестве эксперимента или как что-то очень камерное и специфическое. Сейчас платформы вышли на другой уровень производства, понимая, видимо, что их аудитория уже перекроет такие затратные проекты. Но я не уверена - возможно, эти проекты создаются в коллаборациях с телеканалами. В любом случае стримеры вышли на рынок нон-скриптед форматов как игроки, с которыми стоит считаться.
- Будут ли в подборке так называемые ковидные шоу?
- Само собой, пандемия повлияла на индустрию и в этом смысле, вышло много дешевых проектов в zoom-формате, который уже всех измучал, но мы не хотели концентрироваться на ковидных шоу - это было бы актуально скорее в прошлом году. Теперь же мы хотим показать изменения: как индустрия адаптировалась, что нового появилось. А глубже о глобальных трендах на KMW расскажут K7 Media - они сосредоточатся не только на шоу, но и на том, кто какой контент вообще делает и где деньги.
- У вас заявлено порядка 30 спикеров - насколько сложно было их собрать?
- Для них KMW - это также бизнес, это продуктивно. А сложность для нас в этом году была лишь в том, что подготовка к мероприятию была начата очень поздно. Мы столкнулись с большой неопределенностью (при этом вопрос, быть или не быть, не ставился вообще - как бы ни было сложно, мы понимали, что KMW состоится) из-за того, что в определенный момент Украинский культурный фонд отказал нам в финансировании. Пришлось полностью переиграть программу, поскольку мы рассчитывали на это партнерство, и программа была составлена с учетом правильного наполнения форума и в то же время - целей фонда. В последний момент, то есть в начале лета, форум остался совершенно без денег (но я здесь не жалуюсь - это был большой челлендж), мы полностью переписали KMW, с нуля. И сегодня хочу сказать огромное спасибо всем нашим партнерам и спонсорам - именно благодаря им мы можем сделать KYIV MEDIA WEEK таким, какой он есть.
Это наши финансовые партнеры: Госкино, Представительство Европейского Союза в Украине, телеканал «Украина», программа TCA (USAID), Посольство Канады в Украине. А также наши давние друзья и партнеры, помогающие обеспечить контентную часть, - аналитические компании Glance - Mediametrie и K7 Media, которые без вопросов согласились и готовы вкладываться в KMW своей экспертизой и присутствием, что также очень ценно. Их не надо уговаривать, это взаимовыгодное сотрудничество.
Возвращаясь к спикерам: поскольку до последнего было непонятно, в каком формате мы можем работать и насколько масштабировать программу, за конкретную программу и ее пакетирование мы взялись за полтора месяца до самого ивента. А в активную фазу, открыв сайт и объявив регистрацию, вошли менее чем за месяц. Вот самый большой челлендж, но все очень круто отреагировали, много классных европейских спикеров охотно согласились с нами работать, а кто-то вообще обратился с инициативой самостоятельно.
- Например?
- Например, Тим Кресценти, который сам вышел на связь с предложением панели. Он закрывает KMW секцией, в которой собрал мастодонтов западной телевизионной индустрии, форматников, представителей телеканалов, которые будут говорить о суперуспешных шоу и форматах. То есть благодаря их участию по форматам мы также держим руку на пульсе. Для этих людей такое мероприятие - своего рода беседа в формате встречи друзей: не знаю, будут ли они с бокалами, но должно быть очень весело.
- На каких темах и трендах будет сделан акцент в программе этого года?
- Один из акцентов - на кинопроизводстве в Украине. И уже в первой секции, которая станет как открытием KMW, так и пресс-конференцией, мы много поговорим о кино с представителями профильных органов власти - и исполнительной, и законодательной. Второй масштабный блок - это сериалы. Им посвящены четыре ивента, три из которых состоятся благодаря поддержке канала «Украина».
- Почему так много сериальных панелей, когда в Украине за последний год не вышло ни одного сериала-события. О чем говорить?
- Сериалы - это самый ходовой продукт в мире. И когда речь идет о контент-индустрии, от производства до дистрибуции, все так или иначе возвращаются к сериалам. Если мы говорим о копродакшене - сегодня это разговор в первую очередь о сериалах (если речь идет о бизнес-формате сотрудничества, не о фестивалях). Сериалы везде (улыбается). Есть запрос от рынка, желающего проговорить различные аспекты темы - от производства в Украине до ситуации в Восточной Европе и мире.
В этом году мы на KMW впервые делаем большой акцент на стримерах, у нас никогда не было такого большого блока, посвященного VoD. О международном рынке – в целом о трендах крупных стримеров нам расскажет Glance в формате аналитического доклада. А во время дискуссии они сделают акцент на мелких европейских развивающихся стримерах: что те делают, куда движутся, как борются за свою долю рынка с Netflix, Amazon и другими гигантами. И они хотят пригласить к участию в дискуссии представителей двух-трех европейских локальных стримеров. То есть переходить от глобального к более локальному, европейскому. Об украинских стримерах и о производстве originals мы впервые - и на KMW, и на рынке вообще - говорим в панели «Украинский рынок VoD: динамика, тенденции, готовность к производству original контента», где руководители крупнейших отечественных платформ встретятся с производителями контента. А чтобы дать нашей аудитории максимально полную картину, дискуссии предшествовало одноименное экспертное исследование, проведенное изданием Media Business Reports: оно предоставит актуальную информацию о текущем состоянии отрасли и вместе с другими исследованиями MBR для форума будет позднее опубликовано в KYIV MEDIA WEEK White Paper. Третий ивент этого блока - выступление Рэндала Бромана о том, как меняется мировой рынок дистрибуции в эру стриминг-гигантов. Он начинал карьеру на Fox, работал на телевидении, а сейчас возглавляет собственную компанию во Франции, являющуюся одним из крупнейших дистрибьюторов, - то есть прекрасно знает рынок мировой дистрибуции и может объяснить, что сейчас происходит, как большие VoD-платформы на него влияют.
Само собой, много будем говорить о международной копродукции - это наша new normal. Новые модели финансирования, коллаборации - копродукция всегда в топе с точки зрения оптимизации бюджетов, монетизации и т. п. И мы очень рады, что в этом году на KMW - и параллельно на Международном кинофестивале в Торонто - будет запущена вторая конференция по копродукции между Украиной и Канадой: в поддержку Соглашения о совместном производстве аудиовизуального контента нашими странами, вступившего в силу с 1 января.
- Я знаю, что в этом году разговорами дело не ограничивается - можешь рассказать подробнее?
- Пока могу дать тизер: мы сделаем вступительную панельную дискуссию, где подробно расскажем механику проекта, который готовится при поддержке Посольства Канады в Украине и в партнерстве с Украинской киноассоциацией. По сути, после KMW стартует прием заявок на конференцию-питчинг по копродукции между Украиной и Канадой, к участию в которой приглашены и наши, и канадские продюсеры. Об этом мы официально объявим на KMW 14 сентября, а до того, 10 сентября, эта панель будет транслироваться на Toronto International Film Festival в рамках официальной индустриальной программы. Критерии отбора, условия и другие детали будут объявлены позже, а активная фаза - питчинг, встречи и т. д. - запланирована на вторую половину октября. Также о совместном производстве будем говорить в секции «Новые модели копродукции и дистрибуции контента», которая состоится в партнерстве с C21 Media.
- И формат этого партнерства также беспрецедентный.
- В партнерстве с C21 Media мы сделали три секции на KMW. В свою очередь, эти секции – часть программы Content Ukraine on Demand, крупного проекта, который стартует буквально за неделю до KYIV MEDIA WEEK. В течение одной недели на C21 Media будут выходить эксклюзивные материалы, посвященные собственно Украине и созданные при участии представителей украинской медиаиндустрии, которые комплексно рассказывают о нашем рынке и его международном потенциале. Доступ к этому контенту имеют только владельцы подписки Pro на C21 Media - не так много компаний, поскольку это очень уважаемый, профессиональный и, соответственно, дорогой ресурс. В Украине уж точно подписку имеют только самые крупные игроки рынка. Поэтому, поскольку компания MRM выступала организатором этого проекта с украинской стороны, мы договорились, что нам на эксклюзивных правах позволяют показать украинской аудитории в открытом доступе три секции: «Украинские вещатели», «Новая эра украинских сериалов» и «Новые модели копродукции и дистрибуции контента в Украине». Более того, благодаря этой коллаборации мы на три месяца откроем офлайн-участникам KMW доступ ко всему контенту Pro на портале C21 Media. Вот в этом фишка. В рамках программы форума мы показываем секции в записи, но это эксклюзивный контент, созданный специально для международных компаний - подписчиков C21 Media.
- Рост и влияние стримингов, новые модели дистрибуции... Какие еще мировые тренды получили отражение в программе KMW этого года?
- Разворот в сторону социально значимого контента, произошедший не сегодня, но усилившийся благодаря пандемии, ведь она изменила наши ценности. Я говорю об этом не потому, что у нас есть конкурс PITCH UA: судя по тому, какой контент выходит на каналах абсолютно без участия специальных программ, все до этого так или иначе уже доросли, и это круто. Люди стремятся вкладывать в контент нечто большее и быть социально ответственными не только с точки зрения продукта, но и целостно, как бизнес-единицы. Например, в этом году к нам поступали заявки от крупных компаний, которые хотели поговорить об изменениях HR-политики во времена пандемии: как выстраивается фокус на людей, как компании оказывают психологическую поддержку, ведь понимают, в каких условиях живут работники, как все это влияет на их ментальное здоровье и в итоге - на производительность на работе. О таких вещах хочется говорить больше, но в этом году количество секций программы KMW по понятным причинам ограничено, поэтому мы не могли организовать мероприятие о HR. Но о социально значимом контенте традиционно будем говорить при поддержке USAID. С Дэвидом Левиным, работавшим с мировыми хитами - от «Мира Дикого Запада» и «Игры престолов» до «Настоящего детектива» и «13 причин почему», - побеседуем, как интегрировать в сериалы важные месседжи, чтобы контент оставался «горячим», востребованным и в то же время говорил со зрителями на правильные темы правильным языком. Вторая секция – это панельная дискуссия на вечнозеленую тему: популярность, прибыльность и реальная эффективность социально значимого контента. Как эту эффективность оценить и посчитать.
Еще одному тренду, инновациям, посвящена реально крутая панель, которую мы делаем с Представительством ЕС в Украине, - «Информационные технологии в работе европейских вещателей: преимущества и риски». Традиционный вектор наших ивентов в этом партнерстве - интеграция европейских ноу-хау, ценностей, бизнес-моделей и пр. в Украине. В этом году мы расскажем, как у европейских вещателей (которые, конечно, имеют гораздо больше денег, чем украинские) работают департаменты исследований и инноваций. Мы бросили клич по европейским компаниям, и довольно быстро откликнулись France Télévisions, Deutsche Welle и «Шведское радио». Суть в чем: многие присматривается к искусственному интеллекту, machine learning и другим технологиям, но никто толком не знает, как их использовать. И работа этих департаментов заключается в изучении, как все это имплементировать в работу вещателей: например, как с помощью таких технологий можно бороться с фейковыми новостями или адаптировать новостной контент для разных платформ. Также будем говорить об инструментах мониторинга и проверки информации, персонализации данных, анализе с целью определения топовых тем для тех или иных платформ, анализе аудитории и др. Должно быть очень интересно.
Что ж, явки и пароли вы знаете: 14-15 сентября, Hyatt Regency Kyiv или главная страница MBR (для тех, кто будет смотреть онлайн на бесплатной основе), зарегистрироваться можно здесь.