В апреле - когда большинство украинских индустриальных ивентов, которые проходили весной, летом и в начале осени, экстренно переформатировались с учетом новых реалий - международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK выглядел чуть ли не единственным мероприятием, имеющем шанс пройти в традиционном формате. Тогда его организаторы, компания Media Resources Management, рассматривали несколько вариантов развития событий, но в итоге остановились на стопроцентном онлайне. 14 сентября на нашем сайте будет транслироваться KMW Global Marathon - онлайн-марафон, охватывающий все регионы мира и все сферы современного медиабизнеса, а 15 сентября - дополнительный ивент KMW Special, более прикладной и сосредоточенный на анализе успешных кейсов по четырем актуальным медиатемам.
Почему компания приняла именно такое решение, каким будет KMW-2020 и каково это - проводить мероприятие, от которого рынок ожидает ответов на главные вопросы новой реальности, мы поговорили с директором MRM Катериной Удут.
- Начнем с очевидного: весной вы рассматривали варианты гибридного формата KYIV MEDIA WEEK, но все же решили переезжать в онлайн. Почему?
- Прежде всего на решение повлияла неопределенность, которая висела у всех нас над головой. Даже в условиях гибридного ивента часть секций, запланированных в офлайне, была бы под угрозой. Ведь мы понимаем: может прийти вторая или третья волна пандемии, определенные ограничения массовых мероприятий и пр. К тому же большая часть аудитории KMW - это иностранцы. И конечно, иностранные спикеры и участники в текущем году точно не приедут, даже при самых благоприятных условиях. Делать часть мероприятий онлайн, дабы привлечь международную аудиторию, нет смысла. А проводить форум в офлайне, превратив его в чисто локальный ивент, мы отнюдь не хотели. Плюс надо помнить, что основой KMW всегда был (и, надеемся, останется в будущем) рынок контента, а его в этом году организовывать неуместно.
- Но ведь есть успешные примеры проведения рынков контента онлайн.
- Делать, просто лишь бы сделать, потому что мы можем и умеем, сейчас не имеет смысла. Создано много различных платформ, которые служат площадкой для коммуникации непосредственно продавцов и покупателей, - онлайн-формат дает возможность стать участником процесса из любой точки мира. Объективно по рынку, именно в нынешнем году, мы потеряли конкурентное преимущество - опцию привезти уникальных байеров, представителей различных компаний и телеканалов нашего региона в Киев, доступного всем географически и финансово, с традиционной осенней атмосферой, возможностью спокойно увидеться, поговорить. На данный момент таковой опции нет, поэтому рынок отсутствует. К тому же все сдвинули сроки. Если KMW состоится в традиционные даты, подвязанные под MIPCOM, остальные ивенты «в ожидании чуда» сдвигались и интенсивно происходят именно сейчас - в конце лета и начале осени. NATPE, ряд других - все в онлайне, все в определенной степени между собой схожи, и начинается драка за зрителя.
- С кем из-за смещения дат KMW теперь конкурирует? И обсуждалось ли это заранее, учитывая, что вы со всеми так или иначе общаетесь, друг друга знаете?
- На самом деле конкуренция здесь очень относительная. Мы усиливаем друг друга, со многими мероприятиями у нас партнерские отношения - помогаем расширять аудиторию и осведомленность о программе. Например, с NATPE у нас кросс-промо, с Virtual Screenings от Prensario обмениваемся контентом - будем делать для них специальную панель с представителями нашего региона. То есть это скорее попытка поддержать друг друга. С другой стороны, такая конкуренция идет на пользу с точки зрения желания сделать программу лучше, интенсивнее, интереснее, более тщательно относиться к выбору тематик и потребностей своей аудитории. А еще украинские ивенты - «Молодость», ОМКФ... Пожалуй, мы все будем более внимательно относиться к нашим участникам.
- Все в один голос говорят об усталости от онлайна - и зрители, и участники. Сталкивались ли вы с этим при подготовке KMW?
- Для нас главной сложностью стал период отпусков: с ослаблением карантина люди дружно направились на ближайшие доступные моря - и наши, и иностранные эксперты, с которыми мы коммуницируем. Автореплаи приходили ежедневно, поэтому пришлось отслеживать, кто когда возвращается из отпуска - у меня для этого даже был отдельный календарь (улыбается).
В целом фидбэк от спикеров, партнеров преимущественно положительный, мы все на одной ноте. Я благодарна нашим давним друзьям и партнерам К7 Меdia, С21 Меdia, The WIT, Prensario International, Glance, Ampere Analysis за энтузиазм и готовность продолжать сотрудничество даже в таком необычном для нас всех формате - собственно, они занимаются секциями KMW Global Marathon, которые будут освещать особенности состояния индустрии в каждом регионе мира.
Второй момент: в этом году KYIV MEDIA WEEK является по сути некоммерческим мероприятием. Благодаря поддержке Украинского культурного фонда мы имеем возможность даже в такое сложное время расширить аудиторию, поговорить о важных вопросах на бесплатной основе. На данный момент у нас свыше 1900 регистраций: большинство, конечно, украинцы, но также представители более 35 стран мира, что является доказательством интереса к нашему форуму.
- А обычно KMW сколько собирает?
- До тысячи «живых» участников, однако надо понимать, что это аудитория четырех дней. Тысячу в одном месте в одно время собирает разве что вечеринка (улыбается). То есть в нынешнем году аудитория форума минимум удвоится, около 50% - это люди, которые раньше на KYIV MEDIA WEEK не доходили. И цена вопроса - пожалуй, основной момент, что их останавливал. Форум имеет свою бизнес-схему и экономику, мы привязаны к стоимости входного билета. Но в 2021-м, даже при условии, что все вернется на круги своя, мы будем учитывать запрос аудитории, которая зарегистрировалась в этом году, чтобы сделать KMW доступным и для нее. Опять же, посмотрим, как все пройдет, хотя на данном этапе мы четко понимаем, что интерес к мероприятию есть. Дальше уже вопрос нашего скила, всех экспертов, модераторов: удержать эту аудиторию, чтобы она дослушала до конца, запомнила и отметила себе в календаре на 2021-й. Или хотя бы подписалась в фейсбуке, дабы видеть, что планируется.
«Мы сделаем все, чтобы у аудитории нынешнего KMW не было ощущения «о боже, еще один онлайн-ивент». Постараемся сделать его другим»
- Если говорить о географии регистраций, появились ли страны, которых раньше на KYIV MEDIA WEEK не было?
- Скорее нет, чем да. Ведь география KMW даже в обычном формате была довольно широкой - 30-35 стран, причем с самыми отдаленными от нас уголками мира. Австралия, Новая Зеландия, Азиатский регион, Непал, Южная Америка - весь спектр. Год или два назад приезжала делегация из Нигерии, активные участники всех конференций по кинобизнесу. Поэтому ничего необычного в плане географии в текущем году я не вижу, но интерес есть. Тенденция сохраняется.
- Заявляя программу, вы делали акцент на темах и компаниях, предоставляющих свою экспертизу по ним. Расскажи подробнее о спикерах форума.
- Всех имен пока не могу разглашать, однако список виртуальных гостей пополняется ежедневно. Участников форума ждет интервью с Натали Вог, признанным индустрией экспертом в сфере ТВ и развлекательных форматов. Она имела непосредственное отношение к запуску многих хитовых международных франшиз, а сейчас консультирует медиагигантов ABC Studios, Fox, Canal+, RTL. Еще один спикер - Лукас Грин, директор по контенту Banijay Group - крупнейшей на данный момент европейской медиакомпании. Он примет участие в панельной дискуссии, посвященной Центральной, Западной Европе и Великобритании. Мощная латиноамериканская панель - все имена громкие, топы Caracol International, Mega Global Entertainment, крутые латиноамериканские компании. Ну и руководители аналитических компаний и информационных платформ - Вирджиния Муслер, Эд Уоллер, которые модерируют и курируют региональные секции KMW Global Marathon. Этих людей всегда можно увидеть на крупнейших мировых конференциях вроде MIP Markets, и все они у нас. И уже много лет являются партнерами KYIV MEDIA WEEK. Я этим очень горжусь.
«Спикеры будут говорить о кино, ТВ-контенте, новых схемах и трендах финансирования, производства, дистрибуции - темах, интересных тем, кто смотрит на индустрию комплексно и глобально»
- В этом году на KMW нет традиционных конференций, посвященных сугубо украинскому рынку, - «Телевидение как бизнес», антипиратская секция. Это было ваше решение или партнеры отказались их проводить?
- Это было скорее решение партнеров. Мы обратились с запросом ко всем, но даже когда KYIV MEDIA WEEK уже раскачался в полном объеме, инициативы с их стороны не получили - соответственно, не давили.
- А как появились мероприятия KMW Special? Я так понимаю, вы их задумали позже...
- Мы почувствовали запрос индустрии более предметно обсудить некоторые темы, и это подтвердилось заинтересованностью организаций и агентств, с которыми мы так или иначе сотрудничали ранее, в том числе в рамках KYIV MEDIA WEEK. Это в первую очередь UCBI (Инициатива укрепления общественного доверия), финансируемого USAID (Агентство США по международному развитию) - с ними 15 сентября мы организовываем две отдельные секции. Первая посвящена фейкам и манипуляциям в телевизионных новостях. Раньше мы не затрагивали эту тему на KYIV MEDIA WEEK, но она довольно интересная и сейчас очень актуальна. Хотим показать, что в новостях все же есть место позитиву, и поговорили, как его правильно подавать. Дискуссию будет модерировать Павел Новиков, спикеров приглашают из крупнейших новостных компаний Европы, имеющих интересные и полезные кейсы. Вторая - уже традиционная секция, посвященная социально значимому контенту: может ли он быть развлекательным, какое влияние имеет и какая ответственность у его создателей. Мы пригласили представителей четырех проектов, внедряющих социально важные идеи, имеющих определенную миссию и реально что-то меняющих в Украине. Интересно, что не все они созданы при поддержке USAID, и это положительный тренд - сдвиги так или иначе происходят в большинстве медиагрупп и продакшенов.
- О каких проектах речь?
- Речь идет об «Отважных» на канале «Украина» производства FILM.UA - проект настолько мощно промотировал телефон доверия для тех, кто столкнулся с домашним насилием, что там на безумное количество процентов увеличилось количество обращений реальных людей. Второй кейс - «Первые ласточки», думаю, здесь комментарии не нужны. Третий - «Поймать Кайдаша», о нем расскажет Наталья Ворожбит. И четвертый - «Евродиректор», это единственный и самый свежий из заявленных в панели проект, созданный при поддержке USAID. Это сериал об изменении «совковой» системы образования, жизни школ, и в разработке сценария принимали участие эксперты из Минобразования. Модерировать панель будет Вера Костенко-Кузнецова. Также USAID представит свои планы на будущее и озвучит самые громкие премьеры осени.
Третий ивент - о том, как работает глобальная индустрия визуальных эффектов и какие есть возможности для сотрудничества с Канадой, - организован при поддержке посольства Канады в Украине и Украинской киноассоциации. Здесь тоже абсолютно звездные спикеры - представители SPINVFX, всемирно признанного лидера по производству визуальных эффектов: президент компании Нейшо Али (работала над сериалами «Игра престолов», «Академия Амбрелла», «Фарго», фильмом «Добро пожаловать в Zомбилэнд - 2» и т. д.) и VFX-супервайзер Уэсли Сьюэлл, в фильмографии которого проекты Marvel («Мстители», «Тор» и «Железный человек»). Четвертый ивент (при поддержке нашего постоянного партнера, Европейского союза) посвятим изменению парадигмы потребления контента. Социальные медиа позволили людям становиться лидерами мнений, создавать свой контент и конкурировать с мощными медиаплатформами и телеканалами, которые ранее диктовали, что и как смотреть. Поговорим, насколько это все усилилось в период ковида и показало зависимость всех нас от мира digital. Сейчас на стадии переговоров с участниками: представителями европейских медиакомпаний и известными блогерами.
- Как эти панельные дискуссии будут устроены технически?
- Также онлайн, который будет транслироваться на платформе нашего информационно-аналитического партнера Media Business Reports. Ведущие и модераторы будут находиться в студии в Киеве, а всех экспертов подключаем с помощью видеосвязи.
- KYIV MEDIA WEEK всегда позиционировался как мероприятие, организованное под запросы рынка. Что сейчас интересует нашу индустрию?
- Большой запрос от рынка - и нашего, и международного, - как жить дальше. Если раньше уже в начале года по международным конференциям, прессе обычно можно было проследить, куда дует ветер и чем дышит глобальная индустрия (какие крутые проекты или технологии появились, новые тренды, слились или распались компании), то в 2020-м на рынке полное затишье - все ждут, кто первый покажет, куда всем бежать. Поэтому и формат нашего мероприятия достаточно общий: как мы видим, в программе нет суперконкретных прикладных вопросов. Будем опираться на факты, аналитику, результаты карантинного периода, чтобы понять, как это повлияло, в какой точке мы находимся. А от представителей крупнейших компаний, лидеров мнений, которые на самом деле понимают, чем дышит индустрия, мы надеемся услышать, как выходить из сложившейся ситуации. Планируем просто держать руку на пульсе и попытаться перенять что-то полезное, чтобы имплементировать в нашу индустрию. Возможно, дополнительную информацию по запросам сможем узнать благодаря нашему исследованию о болях индустрии. Очень надеюсь, что оно выявит интересные темы, которые беспокоят представителей украинского медиабизнеса.
- Как в связи с изменением формата поменялся бюджет KYIV MEDIA WEEK?
- Посчитав бюджет нынешнего KMW, мы обрадовались, что он не стал больше (улыбается). В чем главное отличие: в предыдущие годы нашими главными затратами были аренда помещений и оборудования, вечеринки, частично - привоз спикеров (большая часть обычно покрывалась благодаря партнерам и спонсорам). Нынешняя экономика кардинально иная, ведь KMW 2020 не сводится в одну точку. По сути, проект стартовал с середины лета во всех уголках мира - мы заказали международным партнерам большие аналитические исследования с фокусом на пять регионов. Плюс - глобальные тренды телесмотрения от The Wit, специально создающееся под KYIV MEDIA WEEK. И конечно, четыре исследования с фокусом на Украину: всеукраинский опрос «Как изменились зрительские настроения украинцев из-за пандемии COVID-19», аналитический обзор «Вишлист украинских вещателей», онлайн-опрос «Актуальные проблемы и потребности украинской аудиовизуальной индустрии» и исследования «Тренды телесмотрения в Украине».
Это первая часть. Потом - собственно мероприятие, KYIV MEDIA WEEK. А после мы продолжим обрабатывать всю информацию, которую получаем из этих исследований и во время секций KMW, и все это будет собрано в постобзор-документе, который мы называем KMW Global Marathon White Paper. Он будет содержать все материалы, профессионально обработанные коллегами из MBR и нашим аналитическим отделом в удобном формате на английском и украинском языках. Все участники, зарегистрировавшиеся на форум, получат этот постобзор в октябре. То есть команда работает над проектом весь этот период: затраты на него выглядят незначительными, но «под капотом» работа идет давно и активно.
- Повлияла ли смена формата мероприятия на отношения с партнерами и спонсорами?
- В этом году нашим главным партнером стал Украинский культурный фонд: в прошлом году он поддерживал CoProduction Meetings, ныне - все мероприятие. Большинство информационно-аналитических партнеров - международных платформ, агентств и т. д., - традиционно участвовавших в KMW (это тоже своего рода спонсорство, но экспертизой и аналитикой), в этом году с нами, и мы это ценим. Благодарны телеканалу «Украина», который сегодня выступает генеральным партнером мероприятия. Ранее он поддерживал сериальную секцию в рамках KYIV MEDIA WEEK, а поскольку в этом году разбивки на тематические секции нет - поддерживает мероприятие в целом (экспертизой, спикерами, промо и другими средствами), ведь понимает важность KMW. Вообще мы не потеряли ни одного партнера, кроме некоторых брендов.
- Бренды отказались из-за онлайн-формата?
- Это понятно: для них важно показать аудитории свой продукт или сервис, а онлайн-формат такого не позволяет. Например, в нынешнем году нет рынка контента - потому нам не нужны 60 телевизоров, и LG или Samsung, которые традиционно были партнерами KYIV MEDIA WEEK, не участвуют. Но все остальные технические партнеры - синхронный перевод, звук и др. - с нами. Ежегодно это те же люди, так что я не называю их подрядчиками, они уже партнеры.
- Одна из целей KMW - помочь игрокам рынка в построении стратегий на будущее. А какие планы у MRM? Как изменилось направление работы компании, учитывая, что, например, проводить масштабные ивенты в ближайшее время не получится?
- Наша цель остается неизменной - развитие индустрии. А для того, чтобы представители наших медиакомпаний могли развиваться и, соответственно, развивали рынок, MRM приходится адаптироваться и несколько изменять свою бизнес-модель. Поэтому MRM ищет поддержку и возможность сотрудничества (учитывая последние события, будем делать это активнее) с фондами и институтами, которые разделяют наши цели, имеют такое же видение развития страны и общества в целом (а медиа, как мы все понимаем, - очень важная его составляющая). Мы разрабатываем образовательные мероприятия, продолжаем двигаться в сторону питчинг-ивентов, которые могут попасть в программы этих фондов и институтов. Речь идет не только о финансовой поддержке, а часто об экспертной: возможность привлекать интересных людей, привозить в Украину полезные практики и учителей, организовывать ивенты для продвижения Украины за рубежом. Это комплексная история, потому мы больше делаем акцент на фонды. И на самом деле это хорошая новость для наших клиентов, участников рынка - для них все программы будут в большинстве своем бесплатными.
Собственно, планы MRM не расходятся с делом: все мероприятия KYIV MEDIA WEEK в этом году абсолютно бесплатны для участников. Нужно лишь зарегистрироваться и в нужное время перейти по полученной от организаторов ссылке. До встречи 14 и 15 сентября!