Вчера мы начали сложный, но интересный разговор о том, как пандемия и глобальный карантин повлияли на индустрию украинских ивентов. Судя по свидетельствам очевидцев и непосредственных участников, от весеннего сезона в этом отношении никто уже ничего не ждет. Однако на рынке хватает фестивалей и других медийных мероприятий, для которых горячее время наступает летом или осенью, - а в этом году, учитывая количество потенциальных и реальных переносов, их может стать значительно больше. Пока власти думают, стоит ли ослаблять карантинные меры, мы при помощи игроков отечественного ивент-рынка попытаемся разобраться, когда фестивальная жизнь в наших краях снова забьет ключом.
Скорее всего, жесткий карантин до лета не продлится - такого украинцы не могут позволить себе ни с экономической, ни с какой-либо другой точки зрения. Но это вовсе не значит, что мероприятия данного периода находятся в безопасности. На текущий момент никто не может спрогнозировать, когда откроются границы и возобновятся пассажирские авиаперевозки, а именно это для многих организаторов является главным камнем преткновения.
Например, кинофестиваль «Відкрита ніч. Дубль 23» по плану должен пройти в ночь с 22 на 23 июня, но удастся ли воплотить его в жизнь в указанные даты - еще вопрос. «Так как ситуация непонятная - а именно, когда закончится карантин и как мы из него будем выходить, - команда фестиваля «Відкрита ніч» рассматривает вариант переноса мероприятия. На данном этапе это все еще обсуждается», - говорят в пресс-службе смотра. Пока организаторы придерживаются первоначальных сроков: прием заявок завершится 15 мая.
«Відкрита ніч» каждый год сталкивается с вызовами, - говорят организаторы, отвечая на вопрос о том, как карантин и пандемия влияют на подготовку. - У нас команда единомышленников, мы все болеем за проведение фестиваля и оперативно реагируем на сегодняшние вызовы. Конечно, приходится рассматривать альтернативное время и формат мероприятия, ведь прежде всего наша цель - сохранить здоровье людей, чтобы осуществить главную миссию - удовлетворить вкусовые потребности наших зрителей качественным украинским кино».
Какие-либо прогнозы относительно аудитории форума его организаторы делать отказываются: «Сейчас об этом сложно говорить, но «Відкрита ніч» - нестандартный фестиваль. Наша основная аудитория не в Киеве, а на более сотни площадок в Украине и мире, от самого маленького города до миллионников. Надеемся, что любовь зрителей приведет их к экранам фестиваля. Будет ли это физическое присутствие на мероприятии - зависит от ситуации с распространением вируса».
Финансовые потери тоже только предстоит подсчитать. «Конечно, кризис, связанный с коронавирусом, влияет. Прежде всего нашим партнерам стало сложнее поддерживать «Відкриту ніч». Однако они пережили с нами не один год, фестиваль стал частью социальной ответственности их компаний. Потому все наши партнеры уже подтвердили готовность поддержать форум, но в каком формате и объеме - еще определяются», - говорят в пресс-службе форума, добавив, что окончательное решение будет зависеть от общего урона, нанесенного пандемией.
Одесский международный кинофестиваль планирует принимать гостей с 10 по 18 июля - пока эти даты остаются без изменений. Однако генпродюсер смотра Юлия Синькевич оценивает обстановку реалистично, а потому команда ОМКФ готовится к разным вариантам развития событий. «На данном этапе ситуация непрогнозируемая. Мы рассматриваем несколько вариантов проведения, в частности и перенос дат. Принимая во внимание то, что Каннский кинофестиваль перенес проведение на неопределенный срок, под вопросом формат проведения кинофестиваля в Карловых Варах, то же касается Венецианского кинофестиваля, - мы понимаем: придется подстраиваться в процессе. Некоторые события уже перешли в онлайн-формат - как, например, Международный фестиваль документальных фильмов в Копенгагене CPH:DOX или фестиваль телеконтента Series Mania, запустивший онлайн-платформу Digital Forum. Все ищут выход из ситуации, как и мы. Потому Одесскому международному кинофестивалю быть, вопрос только в датах и формате», - говорит она.
По словам Синькевич, уже сейчас организаторам понятно: даже если карантин снимут в мае, ОМКФ в июле все равно останется под большим вопросом. Главным образом это связано с межгосударственными границами, которые наверняка будут закрыты. Что, в свою очередь, ставит под угрозу приезд гостей, членов жюри и творческих групп. «Обычно мы занимаемся вопросами бронирования билетов для гостей за три месяца до фестиваля, то есть уже сейчас. Но понятно: по объективным причинам это стало невозможным. Относительно программы - мы получили множество заявок на участие в конкурсе от разных стран. Однако кроме международного и национального конкурсов у нас есть параллельные программы, где собраны лучшие фильмы с самых больших форумов. Из них состоялся только Берлинале. Потому это тоже является нерешенным вопросом, который зависит от общей ситуации в мире», - отмечает Юлия.
Подготовка к следующему Одесскому международному кинофестивалю начинается буквально сразу же после церемонии закрытия предыдущего, так что до наступления марта, пока не стали понятны масштабы и серьезность обстановки, она шла в обычном режиме. Теперь же, по словам генпродюсера, вместо того чтобы приступить к активной подготовке смотра, команда занята переговорами и обсуждением ситуации с пандемией, ее влияния и последствий, причем не только негативных. Например, оценивая будущую аудиторию, Синькевич отмечает: «Мы надеемся на лояльность наших зрителей. Учитывая обстоятельства, аудитория может даже увеличиться, если мы выберем, например, онлайн-формат. В минувшие годы не у всех желающих получалось поехать летом в другой город, да еще и не на один, а на девять полноценных фестивальных дней. Онлайн-формат дает большие возможности привлечения зрителя к просмотру контента. Кроме того, по моим ощущениям, люди захотят социализации, реальных впечатлений после того, как проведут столько времени в изоляции».
Найти аналогичные поводы для оптимизма в вопросах финансовых убытков у Юлии, впрочем, не получается. «Карантинные мероприятия, безусловно, повлияли на всех. Это в большей степени касается контента и возможности массовых собраний. Но расходы ОМКФ планово «разбиты» на весь год. Три месяца до кинофестиваля - самая горячая стадия подготовки, когда бронируются отели, покупаются авиабилеты для гостей. На эти опции мы не тратим бюджет, потому тут убытков нет. К тому же в договорах всегда прописываются форс-мажорные ситуации, хоть и не всегда под них подпадает то, что происходит сейчас. С другой стороны, уменьшение рисков, в частности финансовых, это то, над чем мы сейчас активно работаем. Все находятся в подвешенном состоянии - планировать что-то невозможно. Хотя мы ищем новые возможности, комбинации и рассматриваем все варианты, базируясь на опыте коллег и на собственном опыте. Сейчас нет смысла полагаться на поддержку спонсоров, которые также оказались в безвыходном положении. Потому единственная надежда на государственное финансирование, особенно для такой молодой в Украине области, как кино», - резюмирует Синькевич.
Благодаря времени проведения - середине сентября - у крупнейшего медиафорума Восточной Европы KYIV MEDIA WEEK остаются неплохие шансы пройти в традиционном формате. Но, принимая во внимание все риски, организаторы - компания Media Resources Management - рассматривают и альтернативные пути проведения мероприятия.
Первый исходит из следующих предпосылок: ко времени проведения KMW действующие сейчас карантинные меры не сняты. В такой ситуации ивент полностью переходит в онлайн-режим. Второй вариант: карантин отменен, но действуют ограничения по числу людей на массовых собраниях, и границы все еще закрыты. Решение при таких вводных - комбинированный формат: офлайн-форум на разрешенное число участников, дополненный параллельной онлайн-трансляцией всех его секций. И наконец, третий вариант: карантин в Украине полностью отменен, массовые мероприятия разрешены без ограничений, однако закрыты границы (или нашей страны, или стран проживания зарубежных спикеров и участников), из-за чего иностранные гости не могут попасть в Киев. Тогда KMW проходит в традиционном формате с онлайн-участием международных гостей.
Но есть и другой фактор, способный повлиять на формат проведения мероприятия. В случае глобального снятия карантинных ограничений этой осенью, вероятно, будут считать не только цыплят, но и ивенты, «переехавшие» с весенних и летних дат. Считать - и сбиваться со счета. Тогда спикеры и обычные гости столкнутся с проблемой: если все происходит одновременно, как же везде успеть? Следует учитывать и возможное влияние массового возобновления приостановленных из-за карантина съемок, а как следствие - повышенную занятость потенциальных участников форума.
Заботясь о комфорте участников и гостей KMW, в MRM все эти факторы рассматривают в комплексе: мониторят в динамике, анализируют - чтобы в итоге выбрать формат проведения, максимально адекватный ситуации и соответствующий потребностям и возможностям рынка.
На последнем директор MRM Катерина Удут делает особый акцент, так как очевидно, что после пандемии аудиовизуальный рынок - как, впрочем, и вся индустрия развлечений, да и весь мир - будет уже совершенно другим. Изменится баланс сил игроков рынка, способы и условия их взаимодействия в новых реалиях, изменятся поведенческие паттерны зрителей - и, соответственно, бизнес-модели производства и дистрибуции контента.
«Обо всем этом мы и будем говорить на KMW-2020 с ведущими международными и украинскими экспертами индустрии. Сейчас, когда из-за последствий пандемии индустрия - и глобальная, и локальная - столкнулась с необходимостью выработки новых кратко- и долгосрочных стратегий, новой системы координат, новых форматов работы в кардинально изменившихся условиях, проведение KMW актуально как никогда. И мы постараемся сделать все, чтобы в этом году форум не просто состоялся, а прошел в наиболее удобном и полезном для всех участников формате», - подчеркивает Удут.
Также на сентябрь запланирован ежегодный Форум Креативных Индустрий, организацией которого занимается Ассоциация креативных индустрий Украины. Сейчас кажется - уж до того времени все точно успокоится и придет в норму, однако, по словам председателя правления Ассоциации Константина Кузнецова, вероятность, что офлайн-часть мероприятия придется перенести, достаточно велика. «Как и у многих других, данный вопрос возникал несколько месяцев назад, когда все были чуть более оптимистичны, но определенных прогнозов по выходу из глобального режима пандемии еще ни у кого не было. Именно тогда мы решили, что будем готовиться к проведению важных мероприятий в гибридном формате, а к середине лета примем окончательные решения. Мы изменили приоритеты, переоценили сроки и этапы подготовки, провели определенную оптимизацию. Сейчас изучаем опыт коллег. Некоторым форматам, к сожалению, повезло немного меньше - нам пришлось отложить все выступления, запланированные в рамках Creative Intelligence Series (нового формата профессиональных микроивентов ассоциации CIAU), и перенести «Шедевры Cannes Lions», которые мы вместе с партнерами планируем возобновить, как только ситуация изменится к лучшему. Что касается Форума Креативных Индустрий, работа над этим проектом не утихает ни на день», - говорит он.
Пандемия внесла коррективы в подготовку форума, но влияет на нее меньше, чем на те же кинофестивали. «Даты мероприятий зафиксированы, основные темы обозначены. Сейчас ведется изучение спроса по вопросам и направлениям, которые через полгода станут актуальными в условиях кризиса. Очевидно, возможно возникновение определенных сложностей в будущем, однако на данный момент нам удалось взять ситуацию под контроль. Переговорные процессы заметно растянулись во времени. Мне кажется, все пытаются адаптироваться к новым условиям. Но поскольку Форум Креативных Индустрий всегда был и будет оставаться партнерской историей, мы фиксируем квоты для партнеров и поможем интегрироваться в программу в комфортное для каждого из них время. Остальные игроки рынка, если захотят, могут включаться в процесс подготовки уже сейчас», - объясняет Константин.
Кузнецов отмечает, что коронавирус в этом году также перекроил процессы принятия решений: больше ответственности ложится на плечи среднего менеджмента, а владельцам и партнерам приходится все чаще полагаться на собственную и коллективную интуицию. «Мы вносили изменения в нашу бизнес-модель практически на лету. Даже онлайн-мероприятия, которые не должны были пострадать в связи с ограничениями, чувствуют последствия паники отдельных лиц, жаждущих порадовать себя и других плохими прогнозами для рынка. Мы же научились принимать решения и трансформироваться быстрее, действовать решительней и добиваться неожиданно приятных результатов. К примеру, важным достижением уже стало то, что, невзирая на отмену фестиваля Cannes Lions, локальный конкурс Young Lions Competitions в Украине все же пройдет в этом году, а в следующем мы сможем провести конкурс в дополнительных категориях и отправить больше ребят на международный фестиваль в Канны. Надеюсь, такая перспектива станет одной из тех хороших новостей, которые дадут позитивный импульс для развития индустрии креативных коммуникаций еще до того, как ситуация изменится», - говорит Константин.
Делать какие-либо прогнозы по поводу будущей аудитории мероприятия Кузнецов не берется. «На текущий год мы поставили цель собрать 102 команды для участия в конкурсе молодых креаторов - это даст возможность аккумулировать призовой фонд для отправки всех трех команд-победителей на международный фестиваль в 2021 году. За месяц мы продвинулись на треть. Сделали небольшую паузу. Впереди - еще ровно два месяца. Надеюсь, выгребем. Запланированный на сентябрь Форум Креативных Индустрий тоже состоится, правда, в гибридном формате», - объясняет он, добавляя, что вопрос привлечения онлайн-аудитории организаторы обсуждают уже несколько лет, и в текущих условиях с помощью такого шага ивент может стать даже более посещаемым.
Касательно финансовой стороны вопроса Константин честно отмечает - угроза убытков есть. «Но поскольку Ассоциация Креативных Индустрий и Представительство Cannes Lions в Украине являются неприбыльными организациями, мы акцентируем внимание на достижении целей с большей эффективностью при сопоставимых затратах. Цели и модель партнерства в нашем случае достаточно прозрачны: если рынку будет полезно и ценно то, что мы делаем, сумеем запланированно выйти в ноль», - говорит он.
Трудные времена требуют трудных решений, и в наших обстоятельствах главное - чтобы организаторов не подвело чутье, а ставка в итоге оказалась выигрышной. Их общие настроения наводят на мысль о том, что даже после снятия карантина фестивальная жизнь не забьет ключом сразу. Посему прямо сейчас начинайте готовиться к тому, что сезон весна-лето - 2020 (возможно, и следующую за ним осень) придется провести в онлайне, а встречи с коллегами, знакомства с кумирами и другие прелести медийных тусовок либо отложить до 2021 года, либо доверить Zoom. Оба варианта так себе, но пусть мысль о том, что рано или поздно выйти в люди все же удастся, поможет вам это пережить.