Карантин, объявленный в Украине больше месяца назад, пока и не думает заканчиваться, что очень больно бьет по многим бизнесам, в частности медийному. Вынужденный простой не щадит буквально никого: издания друг за другом просят поддержки у читателей, кинотеатры идут на все возможные и невозможные ухищрения, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, а медиагруппы уже прицениваются, во сколько им обойдется выход из кризиса. Трудные времена переживает и рынок медийных ивентов: следуя «карантинной» логике, даже после отмены режима тотальной самоизоляции массовые мероприятия еще какое-то время останутся под запретом - соответственно, шансов, что запланированные на весну-лето фестивали и форумы вообще состоятся, с каждым днем все меньше.
Изучив западный сегмент массовых мероприятий и насмотревшись на метания Каннского кинофестиваля, мы обратились к организаторам украинских ивентов и попросили их рассказать, каково это - работать и планировать в условиях, когда непонятно вообще ничего. Какие-то из них уже пострадали от пандемии и карантина, какие-то находятся в подвешенном состоянии, но всем так или иначе приходится изобретать новые подходы и, к сожалению, подсчитывать убытки.
Онлайн спешит на помощь
Первым удар на себя принял фестиваль документального кино Docudays UA. Изначально он должен был пройти с 20 по 29 марта, однако буквально за неделю до старта форума в Украине объявили карантин. Организаторы, впрочем, унывать не стали, изменив не только график, но и формат: смотр стартует на текущей неделе, 24 апреля, в онлайне.
Решение кажется абсолютно логичным, хотя простым его не назовешь. Во-первых, в Украине еще не было опыта перевода офлайнового кинофестиваля «на удаленку», так что руководству Docudays UA на этой ниве предстоит стать первопроходцами, а во-вторых, такой ход повлек массу сложностей - и финансовых, и организационных.
К примеру, по словам директора коммуникационного департамента фестиваля Дарьи Аверченко, определенные изменения пришлось вносить в программу.
«Было запланировано 80 фильмов в программе мартовского фестиваля. Сюда входили также проекты VR. Однако в онлайн-варианте мы отказались от VR, поскольку не у многих дома есть очки виртуальной реальности. Надеемся показать эти проекты в следующем году. Также некоторые дистрибуторы отозвали свои картины, ведь у них есть договоренности с другими онлайн-платформами. Очень жаль, что мы не представим «Нацию одного ребенка» Нанфу Ванг - фильм-расследование о законе «одного ребенка» в Китае и о последствиях, к которым это привело. Дистрибутор уже передал ленту на Amazon и не может в соответствии с договором распространять ее на других платформах. Условием показа некоторых проектов в Украине был приезд режиссеров, но в режиме карантина это невозможно. В результате у нас 70 фильмов в программе. Все они - украинские премьеры, то есть будут показаны впервые и доступны лишь в дни фестиваля», - говорит она.
Как перенос в онлайн скажется на аудитории смотра, мы поговорили с исполнительным директором Docudays UA Светланой Смаль. Она отмечает - прогнозировать что-либо сейчас сложно, однако оптимизма организаторы не теряют:
«Мы продолжаем работать в условиях пандемии и карантина и готовимся провести мероприятие онлайн. Это для нас абсолютно новый опыт. Поскольку Docudays UA станет первым в Украине онлайн-фестивалем, делать точные прогнозы относительно аудитории сейчас достаточно непросто. Мы надеемся, что формат онлайн позволит привлечь новых зрителей, которые не имели физической возможности посетить форум в кинотеатрах Киева.
Тем не менее риск уменьшения аудитории существует. Ведь очень много событий проводятся в формате онлайн, поэтому конкуренция в цифровых сетях довольно высока.
Сейчас мы активно анонсируем события фестиваля в соцсетях (стримы, розыгрыши и другие интерактивные мероприятия). Наши региональные координаторы и модераторы Доку/Клубов, что работают во всех областях Украины, привлекают аудиторию в своих городах, городках и селах. Организовываем интересные дофестивальные события. Например, 17 апреля состоялась онлайн-дискуссия «Медреформа во время пандемии: как медики преодолевают новые вызовы». Говорили о том, как противостоять проблеме выгорания медицинского персонала на уровне системы здравоохранения, а после обсуждения демонстрировался фильм «Выгорание» выдающегося бельгийского режиссера Жерома ле Мера. На протяжении форума лента эксклюзивно будет доступна на платформе DOCU/SPACE.
Показы фильмов бесплатны и доступны для всех. В онлайн-формате мы сохраняем инклюзивность фестиваля: все иностранные проекты будут с описательными субтитрами для людей с нарушениями слуха, стримы Правозащитной программы пройдут с переводом на язык жестов, также мы подготовили три картины с аудиодискрипцией для людей с нарушениями зрения. А потому искренне надеемся, что армия поклонников Docudays UA вырастет».
Ну и, наконец, о материальной составляющей подробно рассказал финансовый директор фестиваля Денис Костюнин. Если вкратце - ситуация оказалась не настолько плачевной, как можно было бы ожидать.
«Убытки - это затраты, которые не принесли пользы. Для проведения фестиваля необходимы 12 млн грн, сейчас мы потратили 4,5 млн грн. Я не могу сказать, что такие расходы являются убытками для организации. Мы используем созданные продукты. Правда, у нас будут определенные дополнительные расходы на перепрофилирование и изменение продуктов/контента. Из 4,5 млн грн расходов должен вернуться 1 млн грн, в частности, ожидаем возвращения средств за авиабилеты для иностранных участников фестиваля - около 500 тыс. грн. К расходам, которые невозможно вернуть, можно отнести то, что мы заплатили за наружную рекламу, размещенную перед проведением форума, - это 300 тыс. грн. Но опять же реклама сработает, однако не в той степени. У нас профессиональная команда, и мы довольно быстро приняли важные решения», - объяснил Денис, добавив, что, по сути, организаторам не пришлось ничего покрывать, ведь трат, которые бы растворились в воздухе, удалось избежать.
У «Чилдрен Кинофеста», а он в этом году должен пройти в седьмой раз, дела обстоят не так радужно. Старт фестиваля запланирован на 27 мая, но его организатор, компания «Артхаус Трафик», рассматривает возможность переноса всех мероприятий в онлайн, чтобы не рисковать здоровьем зрителей. Основные тревоги главы компании Дениса Иванова связаны, конечно же, с финансами и бюджетами.
«В данный момент мы работаем над переносом «Чилдрен Кинофеста» в онлайн-формат, ведь дата окончания карантина пока неизвестна, как и механика выхода из него, а мы не хотим рисковать здоровьем зрителей. В связи с карантином возможности наших партнеров также изменились, и бюджет проведения фестиваля сократился в три раза. Сейчас мы ждем финального подтверждения от нескольких партнеров, чтобы понять, сможем ли провести мероприятие в этом году, не меняя его дат и основной концепции.
На протяжении шести лет «Чилдрен Кинофест» проходил в офлайне, и для нас выход в онлайн станет определенным вызовом. Тем не менее мы надеемся увеличить количество зрителей за счет того, что доберемся до всех регионов Украины, в том числе до тех городов, где нет кинотеатров. Главное, сохраним наши основные принципы: «Чилдрен Кинофест» останется благотворительным событием, состоится традиционное интерактивное голосование зрителей за лучшую картину и, конечно же, уже в четвертый раз пройдет конкурс детских короткометражных фильмов», - говорит Иванов.
Точных сумм Денис не называет, но убытки, по его словам, компания-организатор уже понесла: «Готовить фестиваль мы начали еще в прошлом году, и часть запланированного бюджета была потрачена. На данный момент наши потери составляют порядка половины общего бюджета форума. И сейчас мы находимся буквально в режиме выживания».
Что касается программы, то сейчас «Артхаус Трафик» активно коммуницирует с правообладателями фильмов, которые планировали показать в рамках фестиваля. «Очевидно, что нам придется немного скорректировать программу, поскольку не все правообладатели могут предоставить свои картины для показа онлайн. Однако я уже могу сказать, что традиционно у «Чилдрен Кинофеста» будет очень сильная программа», - с оптимизмом резюмирует Иванов.
Кстати, у компании «Артхаус Трафик» будет возможность обкатать онлайн-формат задолго до «Чилдрен Кинофеста»: уже сегодня стартовал первый Фестиваль европейского кино, который дистрибутор организовал при поддержке представительства Европейского союза в Украине. Впрочем, изначально планы на смотр были совсем другими, но и их пришлось скорректировать из-за карантина. «Форум должен был пройти с 19 марта по 1 апреля в шести городах на востоке Украины. Была проведена колоссальная работа по его организации, получению прав на показ фильмов, потрачены средства и усилия на создание промоматериалов, печать рекламной полиграфической продукции и т. п. Но в связи с введением карантина мы совместно с партнерами приняли решение провести его онлайн и тем самым расширить аудиторию. Также пришлось внести изменения в программу, ведь не все правообладатели могли предоставить картины для демонстрации онлайн. В итоге первый Онлайн-фестиваль европейского кино - 2020 пройдет с 21 по 27 апреля. В течение семи дней каждый желающий сможет абсолютно легально, бесплатно и без регистрации посмотреть на сайте форума восемь европейских кинохитов - триумфаторов мировых фестивалей», - анонсирует Денис Иванов.
Отменить нельзя перенести
Онлайн - безусловно, отличный способ максимально расширить аудиторию, только вот подходит он далеко не всем. Например, двухдневный Львовский медиафорум в таком режиме не проведешь, да и ценны эти ивенты именно знакомствами и живым общением. Решив не рисковать, организаторы - ОО «Львовский медиафорум» - отменили мероприятие, назначенное на 28-30 мая.
Исполнительный директор медиафорума Юрий Опока говорит, что материальные убытки от такого шага составят несколько сотен тысяч гривен. «Дабы их как-то перекрыть, мы думаем об офлайн-активности осенью, а также вынуждены экономить», - констатирует он.
Но и опускать руки организаторы не спешат. «Средства, которые наши партнеры и доноры направляли на форум, мы сейчас пытаемся (предлагаем это партнерам) направить на инициативы, помогающие редакциям выстоять во время кризиса», - объясняет Юрий. Подробно об обеих инициативах можно прочитать здесь: с помощью одной из них журналисты смогут обогатиться знаниями, а вторая принесет вполне материальный доход.
Обычно фестиваль кинооператорского искусства «Кінооко» проходит в апреле, однако в этом году его решили перенести на 24-27 сентября. Любопытно, что, по словам организаторов, карантин здесь совершенно ни при чем: решение было принято еще до его начала по ряду внутренних причин. Хотя косвенно пандемия все же заставляет операторов понервничать. «Главной проблемой может стать то, что большинство кинособытий переносится именно на осень. Это может создать дополнительные неудобства для зрителя, ведь определенные временные отрезки будут перенасыщены кинофестивалями», - говорят в пресс-службе ивента.
Кроме того, большая часть программы форума - это студенческий конкурс, и уже сейчас организаторы получают массу писем от студентов с просьбой продлить срок приема заявок, который на данном этапе заканчивается 15 июня. «Съемки дипломных и других работ практически остановлены. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы была хорошая программа, потому будем идти навстречу и подстраиваться под нынешние реалии», - отмечают организаторы.
Вовремя принятое решение также не ограждает мероприятие от общей неуверенности рынка в завтрашнем дне, и по большей части она вызвана отсутствием решения по господдержке фестивального сегмента киноиндустрии. «Мы не знаем, сохранит ли Госкино поддержку фестивалей и кинособытий вообще. В минувшем году мы уже в январе-феврале понимали, возможно ли рассчитывать на поддержку, пока же такой ясности нет, и это очень тревожно. Мы коммуницируем с партнерами, ведь у многих сокращаются рекламные бюджеты из-за кризиса, но не теряем надежды, что выйдем из этой ситуации, не уменьшая масштаб фестиваля», - объясняют в пресс-службе «Кіноока».
Оценивать, как нынешний карантин скажется на будущей аудитории смотра, здесь пока тоже не берутся. Слишком много составляющих: нет полного понимания, утихнет ли к тому времени коронавирус, понадобятся ли дополнительные средства безопасности для проведения массового мероприятия, будут ли ограничения по количеству гостей и т. п. «Будем работать над тем, чтобы привлечь максимальную аудиторию. Планируем усилить онлайн-коммуникации, рассмотреть кризисные варианты, при которых карантин продолжится и осенью. Конечно, подумаем над частичным переходом в онлайн», - говорят организаторы. Что касается финансовой составляющей, то и здесь прогнозировать что-либо трудно: «Сейчас очень непростое время для всей индустрии. Мы понимаем, что в этом году не сможем реализовать все наши идеи, особенно по международному сотрудничеству. Будем просчитывать разные варианты бюджета, ведь на данный момент слишком мало ясности в отношении режима карантина (каким он будет через 1-2-3 месяца), так что должны быть готовы ко всему».
Как вы уже знаете, кинофестиваль «Молодость» изначально планировалось провести с 30 мая по 7 июня. Однако спустя всего неделю после анонса дат его команда сообщила, что мероприятие состоится несколькими месяцами позже - 22-30 августа. В пресс-службе смотра на наш запрос не ответили, так что его финансовые потери останутся тайной. Зато совсем недавно арт-директор «Молодости» Андрей Халпахчи стал гостем дебютного выпуска КіноTalk - первого онлайн-проекта, который форум запустил вместе с KyivMusicFilm и подкастом «Слышь, Тарантино!». Эпизод был посвящен будущему кинофестивалей, и в нем Халпахчи объяснил, что на изменение дат «Молодости» повлияло аналогичное решение организаторов Каннского кинофестиваля, а об уходе смотра в онлайн и речи быть не может - настолько здесь важны личные встречи.
На этом пока все. В следующей части материала мы расскажем вам о судьбе крупнейших мероприятий украинского медиарынка - не пропустите!