К настоящему моменту в мире не осталось тех, кто не осознает серьезности ситуации с пандемией COVID-19 (разве что кроме Александра Лукашенко, предлагающего лечиться от вируса трактором). И пока люди по всему миру стремятся сделать все возможное, чтобы защитить собственное здоровье, представители индустрии развлечений переживают за будущее сферы. Что, впрочем, неудивительно: именно по этой отрасли глобальный карантин нанес самый болезненный удар, и уже нет сомнений - его последствия ощутят решительно все.
Мы уже разбирались в том, каким образом происходящее сегодня изменит медиамир будущего. Однако времена нынче такие, что и недели достаточно для значительного ухудшения обстановки. Это, в общем, и произошло. К вопросу о том, как продление карантина и введение чрезвычайной ситуации скажется на украинском медиарынке, мы еще вернемся, а пока обратим взоры на Запад. Издание Variety на днях опубликовало большой аналитический материал, полностью посвященный будущему, в котором нам всем предстоит оказаться, когда пандемия закончится. Журналисты пообщались со множеством аналитиков и экспертов медиаотрасли, чтобы понять, к какому сценарию стоит готовиться как работникам сферы, так и потребителям. Мы выбрали из него главное, а потому не теряйте времени и приступайте к изучению грядущего ландшафта прямо сейчас.
Теперь, когда влияние пандемии на медиа стало еще более ощутимым, никто не сомневается - индустрия развлечений уже не будет прежней. На сегодняшний день перед ее игроками стоит масса вопросов, которые можно объединить в три условные группы: насколько болезненным окажется увольнение работников индустрии с самыми низкими зарплатами, как сильно вырастут финансовые потери и как бизнес справится с беспрецедентным эффектом домино традиционного голливудского календаря.
Череда переносов и отмен еще долго будет давать о себе знать и после 2020-го. Сейчас рынок скован - все инвестиционные договоренности и сделки прекращены, отчего страдают даже крупные игроки, а тем, кто поменьше, приходится особенно несладко. Хотя ясности пока немного и ситуация меняется ежедневно, практически все опрошенные Variety топовые исполнительные продюсеры признаются, что понимают одно: кризис сумеют пережить лишь сильнейшие, тогда как слабому бизнесу, а также отраслям, чей расцвет остался далеко позади, будет туго. Один из худших сценариев, к примеру, предусматривает конец «золотой эры» телевидения, ведь в данный момент остановлено производство десятков сериалов, значительная доля которых - пилоты. Впрочем, в отрасли есть и те, кто верит в пользу кризиса и считает, что телевидение изменится и возьмет на вооружение модель работы стриминг-сервисов, но не умрет.
Фото - Jeff Gritchen/MediaNews Group/Orange County Register via Getty Images
Куда меньше сомнений у экспертов вызывает масштаб урона индустрии массовых развлечений: первыми начнут страдать не компании, а обычные рабочие - к примеру, в тематических парках и кинотеатрах. Если тот же Disney еще может позволить себе содержать временно ненужный персонал, то компании поменьше уже сейчас начали от него избавляться - сотрудники отмененного фестиваля SXSW в Техасе вместо зарплат получили извещения об увольнении. Кинотеатрам тоже приходится тяжело: на фоне их закрытия без работы остались сотни людей, а если кризис затянется, ситуация может усугубиться до катастрофы, и она продлится намного дольше самого карантина.
Не менее остро вопрос рядовых сотрудников стоит и для производителей контента. Студии, кабельные сети и стриминговые платформы, остановившие все процессы из-за карантина, до сих пор не решили, как поступать с персоналом, которого нельзя загрузить удаленной работой. «Мы можем уйти на больничный, но после него нам не заплатят. У моих боссов отношение к этому следующее - твои проблемы, если ты заболел. И это во время пандемии!» - рассказал Variety анонимный ассистент одного из продакшенов.
С другой стороны, кризисных трудностей будет хватать и у креативных единиц. По предсказаниям экспертов, продюсеры, шоураннеры и актеры в ближайшее время столкнутся с хаосом перекройки расписаний, и пережить его смогут далеко не все проекты. Многие фильмы и сериалы отменят, какие-то - отложат в долгий ящик, а некоторые отправятся на стриминг-платформы вместо кинотеатров. И если последнее кажется вам скорее благом, то это не совсем так: когда релиз изначально готовится для большого экрана, то и маркетинг с промо там на куда более серьезном уровне, не говоря уже о затратах на производство. Так что с помощью стримингов студии смогут лишь частично уменьшить убытки, а не «заработать, но меньше».
Фото - Ira L. Black/Corbis via Getty Images
Не стоит рассчитывать и на то, что сразу после окончания пандемии жизнь вернется в прежнее русло. Аналитики считают, что, покончив с ней, мы столкнемся с упадком мероприятий, связанных с медиаиндустрией. Церемонии награждения, конференции, торговые выставки, крупные фестивали - пострадают все. Уже точно известно, что ни Каннский кинофестиваль, ни «Трайбека» не смогут состояться в ранее намеченные даты и будут перенесены, а ивенты рангом пониже, скорее всего, вообще отменят. «Во время рецессии участники начинают отсеиваться. Если вы не тентпол-ивент или как минимум не первый-второй в своей нише - у вас будут проблемы. Ведь возникает логичный вопрос: ваше мероприятие обязательно к посещению или не совсем?» - объясняет свое видение аналитик компании Tubular Labs Роб Гейбел.
На момент написания материала Variety вопрос летней Олимпиады в Токио еще не был решен окончательно, однако теперь известно, что Игры переедут на 2021 год. Для медиа это грозит настоящей катастрофой. «Когда почти каждое масштабное спортивное мероприятия либо отменили, либо перенесли, мы рискуем увидеть глобальный эксперимент, который обнажит проблемы устаревшего телевизионного бизнеса», - считает аналитик Barclays Каннан Венкатешвара.
Фото - Alessandro Di Ciommo/NurPhoto via Getty Images
Особенно больно перенос Олимпиады ударит по сети NBCUniversal, принадлежащей компании Comcast, - она владеет правами на трансляцию Игр до 2034 года. И дело даже не в огромном количестве заранее проданных рекламных блоков: корпорация сделала большую ставку на Олимпиаду, разрабатывая стратегию своей стриминг-платформы Peacock. Сервис должен стартовать в США 15 июля, то есть за неделю до планировавшегося открытия Игр, и их трансляция была одним из ключевых моментов в продвижении площадки. Теперь же ситуация изменилась в корне, и наблюдать за дальнейшими действиями Comcast, которая уже понесла колоссальные убытки, будет очень любопытно.
Положение дел у конкурентов Peacock тоже далеко от идеала. Если площадку Comcast подкосила отмена Олимпиады, то запуск стриминга HBO Max, пока все еще запланированный на май, оказался под угрозой из-за стратегии материнской компании AT&T - среди всех крупных медиахолдингов именно она больше всего полагается на займы. «Проблема в том, что они не растут. Их бизнес сокращался и без рецессии. А в условиях рецессии он, будучи очень цикличным, скорее всего, станет сокращаться еще быстрее», - говорит аналитик из MoffettNathanson Крейг Моффет.
Разумеется, глобальный перенос проката множества фильмов тоже не добавляет оптимизма. Самые явные убытки касаются маркетинга: многомиллионные затраты на промо картин, релизы которых пришлось сдвинуть на полгода и более, уже обернулись для студий потерями. Остается лишь гадать, во сколько MGM обойдется повторная рекламная кампания 25-го фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать», Universal - девятой части «Форсажа», а Disney - ремейка «Мулан» и сольника «Черной вдовы». Более того, пока вопрос длительности кризиса остается открытым, количество перенесенных премьер у мейджоров растет, и примеров «слитого» в трубу промо тоже будет становиться больше.
Фото - David M. Benett/Dave Benett/WireImage
Также аналитики хором призывают не забывать, что у крупных студий давно вошло в привычку составлять расписание премьер на год-два вперед. Отсюда - еще одна тревога как для рынка, так и для фанатов многочисленных франшиз. Последним уже сейчас стоит смириться - из-за пандемии в срок не выйдут даже те картины, которые изначально планировались на более поздние даты (например, осень 2020-го), а первым - перекраивать графики будущих релизов так, чтобы они не конкурировали с перенесенными с весны премьерами.
Впрочем, у мейджоров, к счастью, имеется достаточно большой запас прочности, тогда как по компаниям поменьше (вроде Lionsgate или А24) кризис ударит намного больнее. В настоящее время никто не знает, когда вновь откроются кинотеатры в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе - двух крупнейших рынках в США, и из-за этого небольшие студии неизбежно столкнутся с провалом в обороте денег и краткосрочной прибыли. «Бизнес, завязанный на обороте, надеется на эти деньги. И если они внезапно пропадают, компании рискуют не погасить свои долговые обязательства. Вы увидите эффект волны по всей экономике», - объясняет ситуацию профессор финансов в Университете Джорджтауна Джеймс Энджел.
Нет сомнений, что пандемия и вызванный ею кризис заставят компании пересматривать затраты на фестивали, конференции, торговые выставки, рекламные мероприятия и маркетинговое сотрудничество. И все бы ничего, но совсем недавно медийная отрасль в США пережила волну глобальных слияний и поглощений (Disney и Fox, AT&T, Comcast) - соответственно, корпорации до сих пор тратят огромные деньги на реструктуризацию и погашение долгов. По словам экспертов, кризис может затянуть процесс на долгие месяцы, а в итоге компании будут вынуждены закрывать даже те подразделения, что раньше были в безопасности. «Думайте об этом как о лесном пожаре, который продолжает распространяться. Все условия созданы, и в конце экономического цикла лежит очень сухая веточка», - говорит профессор Энджел.
Особенно плохо в нынешнем кризисе придется тематическим паркам и прочим развлекательным направлениям, связанным с индустрией. К примеру, парк развлечений Universal Studios в Голливуде закрыт для посетителей с 14 марта, а Disney пришлось приостановить работу «Диснейлендов» не только в США, но и по всему миру. Также на паузу поставлены круизы Disney Cruise Line. Учитывая, что в прошлом году данное направление в целом принесло компании около 45% прибыли, аналитики оценивают каждый день простоя бизнеса в $20-30 млн.
Опрошенные Variety аналитики единогласны - на сегодняшний день уже нет смысла задаваться вопросом, ожидает ли медиаиндустрию серьезный экономический кризис: интрига состоит лишь в том, когда это случится. Ведь даже если получится оперативно взять под контроль распространение COVID-19, открыть кинотеатры и возобновить все приостановленные активности, нескольких недель глобальной растерянности достаточно, чтобы ее отголоски ощущались в течение последующих нескольких лет. «Рынки ненавидят неопределенность. А один коронавирус создает столько глобальной неопределенности, сколько последние пара десятилетий в сумме», - отмечает профессор-ассистент в Университете Мичиганской бизнес-школы Эрик Гордон, и с ним трудно не согласиться.
Фото - Noam Galai/Getty Images
У индустрии есть еще один серьезный повод для тревоги: поскольку нынешняя ситуация не имеет аналогов, у экспертов нет уверенности в том, как быстро к людям вернется привычка безбоязненно выходить в свет и пользоваться благами массовых развлечений. Даже если вывести за скобки вопросы здоровья, аналитики предупреждают - в условиях глобальной рецессии вполне вероятна ситуация, когда у потребителей просто не останется денег, которые не жаль потратить, скажем, на семейный поход в кино.
Безусловно, проблемы медиаиндустрии на фоне глобального экономического кризиса и проблем мира со здравоохранением кажутся не очень значимыми. Однако не стоит забывать, что она обеспечивает работой множество людей - и пострадают в первую очередь они, а не крупные компании и корпорации. И хотя аналитики, опрошенные Variety, рисуют преимущественно мрачные картины будущего, позитив во всей этой истории тоже есть: возможно, кризис усилит позиции не только креативных единиц, но и других работников отрасли, и в перспективе мы получим мир, где корпорации считаются с их интересами.
В любом случае медиаиндустрии в ближайшем времени предстоит пережить значительные потрясения, которые неизбежно приведут к масштабным переменам. Это касается не только Голливуда, а и Украины, причем нашему зарождающемуся рынку приспособиться к новым реалиям будет куда проще - нас не сковывают давние привычки, традиции и алгоритмы. Так что сегодня важно не упустить шанс, консолидироваться и запастись терпением. А первостепенная задача у нас уже есть стараниями Минфина, и решить ее тоже можно только объединившись.