Всего за несколько недель мир из огромного, разнообразного, а главное, открытого места превратился в крохотную точку, состоящую, кажется, из одного лишь коронавируса. О заразе без остановок говорят по телевизору, ей посвящают все формы онлайн-коммуникации (ведь беседы «на курилках» постепенно остаются в прошлом), а конспирологам так вообще приходится работать без выходных, ежедневно плодя сотни безумных теорий о том, кому вот это все выгодно. Некоторые из них, впрочем, в итоге окажутся правы: там, где одни сферы экономики неизбежно потеряют, другие так же неизбежно, пусть и ситуативно, выиграют. Но причины таких процессов куда проще объяснить классической логикой, и никак не спланированными действиями каких-нибудь масонов: привычки и потребности людей под влиянием происходящего меняются, а бизнес под это подстраивается.
Медиаиндустрии все вышесказанное тоже коснется, причем как в локальном, так и глобальном масштабах, и одним из самых серьезно пострадавших окажется сегмент массовых развлечений, в частности кинопрокат. Уже сейчас на результаты бокс-офиса в США без слез смотреть невозможно, а впереди нас ждет парад отмененных и перенесенных релизов. Даже обычно урожайная осень под большим вопросом: во-первых, в мире пока нет консенсуса насчет того, как долго продлится пандемия и сможем ли мы к тому времени безбоязненно выходить из дома, а во-вторых, производство множества проектов сегодня поставлено на паузу, что неизбежно скажется на графиках будущих премьер. Словом, потери кинопроизводства и связанных с ним рынков неизбежны - вопрос лишь в том, насколько болезненными они окажутся. И пока западные аналитики ежедневно обновляют свои прогнозы по этому поводу, мы попробуем разобраться, есть ли среди медийных игроков хоть кто-то, кто от пандемии выиграет.
Стриминги начинают и… будут чувствовать себя чуть лучше остальных
Казалось бы, если кто и останется в плюсе от того, что миллионы людей по всему миру оказались взаперти в своих домах, так это стриминг-сервисы. На первый взгляд, утверждение совершенно логично, и еще неделю назад оно было вполне актуальным. Однако теперь, когда в самоизоляцию отправились не только потребители контента, но и его производители, будущее не кажется таким уж однозначным.
На это, к примеру, указывает рынок ценных бумаг:
Динамика стоимости акций Netflix за последние полгода выглядит оптимистично: пока зависящие от кинопроката студии теряли в цене из-за эпидемии в Китае, стриминг-гигант наращивал финансовые мышцы благодаря растущему числу подписчиков, все чаще отдающих предпочтение домашним посиделкам
Но стоило Дональду Трампу объявить в США чрезвычайную ситуацию, что, в свою очередь, вызвало заморозку съемок множества проектов, как тренд резко изменился
Это, разумеется, лишь краткосрочные показатели, которые пока на глобальную картину влияют мало. Однако если всеобщий карантин затянется, то несладко придется не только Netflix, а и всей отрасли потокового вещания. Во-первых, чем дольше продлится пандемия, тем больше затянется производственный период новых тайтлов и сезонов, и, во-вторых, спад глобальной экономики неизбежно скажется на доходах пользователей. Не будем рассматривать самые пессимистичные прогнозы, в которых люди сражаются за еду и остатки туалетной бумаги, но большинство экспертов сходятся в том, что стриминги в глобальной медиаиндустрии не являются вещью в себе и зависят от смежных отраслей, поэтому в сухом остатке пандемия не сделает их королями медиагоры. Да, им будет получше, чем тем же кинотеатрам, однако глобально отрасль не рванет - попросту не хватит человеческого ресурса, пока все сидят по домам. С другой стороны, человечество наконец сможет поставить точку в давнем споре между сторонниками традиционного кинопроката, среди которых Стивен Спилберг и Тьерри Фремо, и стримингами. Вот увидите, в наградном сезоне 2021-го будут обсуждать что угодно, но не то, были ли фильмы-номинанты в широком прокате.
Здесь, кстати, кроется любопытный момент. Если говорить глобально, то получается, что компании Disney придется очень непросто: парки развлечений, принесшие ей в 2019 году $6,8 млрд, простаивают по всему миру с 14 марта, да и годовой бокс-офис в 2020-м будет выглядеть не лучшим образом. А вот в стриминговой войне пандемия сыграет ей на руку - когда производство нового контента поставлено на паузу, выигрывает тот, у кого больше и ламповей библиотека. На этот запрос Disney Plus с франшизами вроде «Звездных войн» и «Мстителей» ответит лучше всех. Также сравнительно неплохо будут чувствовать себя уже упомянутый Netflix, с 2011-го активно наращивавший собственную библиотеку, НВО Мах с 10 тыс. часов контента на старте, Peacock от NBCUniversal, в чьем распоряжении будет «Гарри Поттер» и не только, и диснеевский же Hulu, база которого как раз пополнилась контентом канала FX (и продолжит это делать - все грядущие премьеры FX будут почти параллельно появляться и на Hulu). Судьба же Apple TV Plus вызывает откровенное беспокойство: собственного контента на ней критично мало, а новых поступлений, как и у всех, не предвидится. Будущее, где Apple пересматривает стратегию в отношении потокового вещания, не кажется таким уж маловероятным. Впрочем, при условии, если пауза с производством затянется надолго, это так или иначе грозит всем игрокам.
Контент - король, но онлайн дороже
Пока весь мир сидит дома и старается как можно реже пересекаться с другими людьми вживую, важнее становится не контент, а возможность общаться и удовлетворять свои потребности онлайн. Такую тенденцию заметили в Google: приложение Hangouts Meet пользуется тем большей популярностью, чем больше стран объявляют глобальный карантин. К чести компании, она не стала на этом зарабатывать и сделала премиум-версию бесплатной до июля.
Зато на другой своей площадке, видеосервисе YouTube, Google решила моральную дилемму о том, этично ли наживаться на коронавирусе, в свою пользу. На практике это выражается в том, что еще 11 марта CEO YouTube Сьюзен Воджицки объявила - компания разрешит показывать рекламу в видео, связанных с коронавирусом, хотя на первых порах монетизация такого контента была под запретом. Он, в свою очередь, был частью политики YouTube, запрещающей пользователям и самой компании наживаться на «чувствительных событиях» и катастрофах, к которым до недавнего времени относилась вспышка COVID-19. Судя по всему, нынешняя смена курса вызвана сигналом от рекламодателей о готовности эксплуатировать сверхпопулярную тему пандемии.
Самым же явным победителем в схватке с глобальным карантином эксперты называют компанию Amazon. Это логично - чем дольше длится пандемия, тем выше спрос на продукты в интернете, а здесь компании Джеффа Безоса равных нет. Более того, буквально вчера Amazon объявила о найме 100 тыс. новых сотрудников в США «для удовлетворения растущего спроса на онлайн-покупки в условиях вспышки COVID-19», так что дела у нее определенно идут неплохо. Настолько, что даже поставленное на паузу производство «Властелина колец» их не омрачает.
***
Сейчас прогнозы вроде «после пандемии мир неизбежно изменится» выглядят вполне реалистично, и на медиа это несомненно скажется. Светлое будущее почти наверняка ждет все, что связано с онлайном, однако, как показывает почти ежедневная практика, в реальности существует масса вещей, которые, убивая одни, рождают целые спектры новых возможностей для других. Самое время внимательно смотреть по сторонам: в любой момент может найтись тот_самый_стартап, который в итоге изменит все. Но контент, конечно, останется.