Вопрос секвестра бюджета-2020, а именно средств на культуру - одна из гланых и самых болезненных тем для индустрии сегодня. Вчера состоялась онлайн-конференция «Ні - знищенню культури!», на которой руководители главных институций этой сферы озчучили свои аргументы и предложения по решению проблемы. После онлайн-митинга, состоявшегося неделю назад, это уже второе массовое мероприятие в сети, форма которого обусловлена карантином.
Онлайн-конференцию, как и митинг, модерировала Юлия Синькевич. Она сообщила присутствующим, что поданный правительством законопроект предусматривает следующие сокращения расходов по бюджетным программам:
- финансовая поддержка Национальной общественной телерадиокомпании Украины: предусмотрено 1,5 млрд грн, сокращена на 178 млн грн;
- обеспечение функционирования Украинского культурного фонда, в том числе осуществления Фондом мероприятий по поддержке проектов: предусмотрено 250 млн грн, сокращено на 446 млн грн;
- государственная поддержка кинематографии: предусмотрено 455 млн грн, сокращена на 303 млн грн.
Впрочем, цифры не окончательные - 30 марта Верховная Рада не поддержала в первом чтении проект правительственных изменений в закон «О государственном бюджете на 2020 год». Сейчас законопроект в процессе доработки.
Первой возможность высказаться получила исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. Она напомнила, что Украинская киноакадемия не является государственным учреждением и получает от государства лишь часть финансирования. В прошлом году эта доля составила 400 тыс. грн - менее 10% бюджета организации. Еще 1% составили членские взносы, а 89% - коммерческие средства. По данным Мачух, в 2018 году государство профинансировало 72% фильмов, а в 2019-м - 67%, таким образом создавая рабочие места, возвращая себе часть финансирования в виде налогов и получая рост экономики. Ссылаясь на исследование ООН, она отметила, что креативный сектор является наиболее перспективным с точки зрения экономического роста. Поэтому Мачух призывает чиновников помочь креативному сектору выйти из кризиса, вызванного пандемией коронавируса, с лучшими показателями, чтобы не терять темпы развития экономики.
Следующим спикером стала директор Украинского института книги Александра Коваль, также возглавляющая Форум издателей во Львове. Она рассказала, что Институту, по предварительным планам Минфина, хотели оставить треть бюджета, а именно 50 млн грн. Этих денег, по словам Коваль, не хватит на основные запланированные проекты этого года - функционирование учреждения и минимальные закупки книг для библиотек. Бюджет этого года должен был составить 151 млн грн. Эти средства должны были пойти в том числе на поддержку и развитие национальных издателей, на культурную дипломатию, перевод украинских книг на иностранные языки, на проект Украинской цифровой библиотеки и т.д. Было заказано 500 тыс. книг на 1000 публичных библиотек. То есть они уже напечатаны, и издатели понесут убытки, а 3 млн читателей лишатся доступа к этим книгам. По предварительным данным от издателей, их доходы за март составили лишь 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а на апрель-май их вообще не ожидают. Поэтому 40-50% издательств, вероятно, закроются к середине лета. Фестивали и книжные ярмарки отменяют, их организаторы также не имеют средств к существованию и «подушек безопасности».
Для поддержания основных направлений работы Александра Коваль считает допустимым сокращение бюджета на 40%, но не на две трети от запланированного на этот год.
Далее выступила исполнительный директор Украинского культурного фонда Юлия Федив. Она рассказала, что сейчас завершается экспертный отбор по 10 объявленным программам. Общая сумма их финансирования должна была составить 462 млн грн. Уже есть 374 проекта, проходящие по рейтингам на указанную сумму, и в этом году впервые были представлены все регионы Украины. Но теперь бюджет предлагают сократить на 70%. Проблема жизнеспособности УКФ стоит особенно остро. Заложенная сумма - это практически только бюджет на содержание фонда.
Юлия Федив отметила, что часть проектов отменилась из-за условий карантина, но есть и те, что еще могут быть реализованы - исследования, телевизионные и радиопродукты, образовательные проекты.
Федив резюмировала, что при условии сокращения бюджета на 40% значительную часть проектов все же можно сохранить. А на вопрос, можно ли часть отобранных проектов автоматически перенести на следующий год, ответила, что без подтвержденных цифр от министерства и бюджета на 2021 год что-то обещать неуместно.
Генеральный директор Украинского Института Владимир Шейко, поблагодарив всех за присутствие и поддержку, отметил, что на онлайн-митинге культурный сектор продемонстрировал свой сильный голос, который был услышан, в том числе и международными институтами. По его словам, бюджет Украинского Института должны сократить на 70%, оставив только 25 млн грн, что является минимальной суммой на содержание учреждения, без поддержки запланированных проектов. Он назвал такое урезание госфинансирования «девятимесячной ямой, которая подкосит все институты», после чего придется начинать все с начала.
По мнению Владимира, хотя все офлайн-события с участием Украинского Института отменяются почти до сентября, пока есть возможность осуществлять онлайн-проекты. Институт разработал соответствующий антикризисный «план Б», который был направлен руководителям соответствующих государственных органов.
На вопрос от Юлии Синькевич, какие последствия для международного партнерства могут быть в случае отмены всех проектов, Шейко ответил, что определенная часть международных партнеров понимает такие обстоятельства. Однако большинство считает, что в условиях кризиса, когда многие страны пытаются дополнительно поддержать свои креативные индустрии, «месседж Украины звучит ужасно». По его мнению, значительное количество партнеров может приостановить отношения со страной.
Он добавил, что последние две недели работникам Института приходится заниматься кризисным менеджментом, и времени на рабочие процессы не остается. Поэтому он надеется на скорейшее решение вопроса с бюджетом.
Олеся Островская, директор Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал» тоже сообщила лишь печальные новости. В условиях карантина комплекс не работает публично, поэтому не имеет возможности зарабатывать. По словам Островской, в прошлом году финансирование учреждения было сокращено на треть - с расчетом, что «Мистецький Арсенал» эти средства заработает самостоятельно. Но пока отсутствие заработка может привести к потере кадров, росту задолженности за коммунальные услуги и приостановлению программ учреждения.
Комплекс пытается осуществлять максимальное количество проектов онлайн, и это, как отмечает Островская, сложно монетизировать. Поэтому такая работа - выполнение миссии учреждения, но отнюдь не устойчивая финансовая концепция функционирования.
На вопрос Синькевич, есть ли какие-то договоренности с властью о льготах по коммунальным платежам, Олеся Островская ответила, что таких вариантов пока нет. Кроме того, «Арсеналу» все время приходится объяснять Антимонопольному комитету, что поддержка «Книжного Арсенала» не является искажением рынка культурных институтов и не конкурирует с другими отраслями вроде оперы или балета.
На этот раз к дискуссии присоединилась глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Марина Кудерчук. Юлия Синькевич отметила, что области кино повезло больше - на нее предлагали выделить 455 млн грн. Поэтому она спросила у Кудерчук, каким образом формировалась эта цифра и какая коммуникация велась с Минкультом.
Кудерчук ответила, что у Госкино было несколько вариантов, и ведомству удалось отстоять более 50% предыдущей суммы. «Ходили по всем властным кабинетам, просили оставить бюджет, - прокомментировала Марина, - велись переговоры с Радой». По словам Кудерчук, в этом году Госкино имеет обязательств на 300 млн грн, но одновременно не может не проводить конкурсы. Поэтому планируется сократить проведение массовых мероприятий, но не полностью, и ограничить определенную международную деятельность.
Кроме того, она рассказала о проведении первого онлайн-заседания Совета по господдержке кинематографии. А на вопрос, какая сумма будет выделена на питчинг и будут ли функционировать кэш-рибейты, ответила, что без суммы бюджета не может этого сказать наверняка.
Ярослав Лодыгин, член правления Национальной общественной телерадиокомпании, во время своего выступления подробно описал ситуацию с Общественным вещателем. Основную проблему он видит в непонимании власти, что вообще такое Общественное. А это не только телеканал «UA: Перший»: это и каналы «Культура» и «Крим», региональные филиалы, три радиостанции, сайт, дом звукозаписи с собственным оркестром, фонды и архивы - более 4 тыс. задействованных лиц.
И вся эта структура, по словам Лодыгина, никогда не получала финансирования полностью. Только в этом году была запланирована техническая модернизация, развитие студий. Потому что пока работать приходится с аппаратурой 90-х и освещением 80-х. До сих пор заблокированы счета вещателя из-за старых долгов в 300 млн грн (пока долг не оплатили и сейчас растут проценты по нему - прим.). Если вычесть их, останется 1,2 млрд грн финансирования, и хорошо, если утвердят хотя бы эту сумму.
Также Лодыгин поделился и хорошей новостью: Европейский вещательный союз, к которому относится и Общественное, пока имеет бюджет на девелопмент по 50 тыс. евро на проект. Возможно, это хоть как-то сможет поддержать производителей контента в эти времена.
Слово взял народный депутат Павел Сушко, отметивший, что власть на связи, поэтому пытаться достучаться до нее как-то отдельно не нужно. И что Комитет ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики был так же удивлен предложенным секвестром, как и вся креативная индустрия. А на вопрос, когда же выберут министра культуры, ответил, что комитету пока не представили ни одной кандидатуры.
Также выступила член Совета по государственной поддержке кинематографии Людмила Горделадзе. Судьба питчингов Госкино, по ее словам, пока неизвестна. Но конкурс дебютов должен состояться - прием заявок продлили на две недели, а пока советуются относительно формата (по данным Марины Кудерчук, на Тринадцатый питчинг уже подано 67 заявок). На этот раз обещают изменения в формировании белого списка экспертов. На рибейты оставят какой-то минимальный бюджет, поэтому Горделадзе обратилась к представителям киноиндустрии с просьбой предоставить хотя бы примерные данные, кто будет на них подаваться, чтобы все учесть.
Режиссер и актер Ахтем Сеитаблаев отметил, что для власти финансирование культуры, к сожалению, остается по остаточному принципу. Он обратил внимание, что не все учреждения, особенно аппаратные, испытывают столь значительное урезание бюджетов. И сообщил, что у него есть несколько идей, как удержать украинского зрителя и сделать украинское кино устойчивым. Так что, кому интересно - обращайтесь к Ахтему.