Чтобы идти в ногу со всем миром, нашему рынку нужно держать руку на пульсе изменений, происходящих как в производстве, так и потреблении контента на глобальном уровне. И здесь на помощь приходит международная аналитическая компания The Wit, представители которой ежегодно выступают на KYIV MEDIA WEEK с докладами о последних трендах и веяниях в индустрии. Свежий отчет во время ІХ Международного медиафорума презентовала генеральный директор The Wit Вирджиния Муслер. Для тех, кто пропустил, предлагаем краткий обзор трендов, иллюстрирующих актуальные изменения, вызванные новыми привычками аудитории, социальными переменами и гонкой стриминг-сервисов.
1. Растущий интерес к южнокорейским форматам
По словам Вирджинии, одним из заметных игроков на рынке производства форматов телевизионных шоу за последние несколько лет стала Южная Корея. В частности, в 2018-м большой популярностью пользовался проект The Masked Singer - американская адаптация южнокорейского формата The King of Mask Singer (в вокальном шоу соревнуются загримированные до неузнаваемости знаменитости, за которых голосуют зрители, а члены жюри, используя специфические подсказки, попутно стараются отгадать, кто же выступает перед ними). Локальная версия формата недавно была запущена в Болгарии, а буквально на днях состоится премьера в Австралии. Среди популярных новичков также музыкальное шоу A Battle of One Voice: 300 (участники - известные певцы - собирают команды из 300 фанатов, которые состязаются друг с другом в хоровом пении), запущенное на южнокорейском TVN в августе 2018-го. Права на формат уже приобрела Германия, кроме того, он был адаптирован в Китае.
2. Появление новых тем и форм подачи телешоу
Параллельно с тенденцией производства музыкальных проектов и шоу со звездами спикер выделила и растущий интерес к Slow Entertainment. Примерами проектов такого рода являются опять же южнокорейские: The Barber of Seville (опытные парикмахеры из Европы и топ-мастера из Кореи открывают совместную парикмахерскую в Испании), премьера которого состоялась на MBC; Grand Buda-Guest (знаменитости организовывают что-то вроде отеля для бездомных собак, чтобы привести их в «товарный» вид и найти им хозяев) телеканала JTBC и Oops! We Forgot Your Order (шоу о ресторане, в котором работают пожилые люди с начальной стадией деменции) телеканала KBS. Внимание к такому жанру характерно не только для Южной Кореи - в июне 2019 на британском Channel 4 состоялась премьера шоу The Restaurant That Makes Mistakes производства Red Arrow Studios (права уже проданы в Нидерланды), в котором к работе в ресторане привлекают пожилых людей с болезнью Альцгеймера. Подобное шоу - Restaurant sin Barreras («Ресторан без границ») - представил и испанский телеканал ETB.
Среди преобладающих тем последнего года - бодипозитивность, встречающаяся в самых разных жанрах: от драматических сериалов (проект НВО «Эйфория») до реалити-шоу (Naked Beach британского Channel 4).
3. Возрождение дейтинг- и реалити-шоу
Реалити-шоу переживают новую волну популярности благодаря платформам видео по запросу. Так, дейтинг Love Island, в котором 10 парней и девушек ищут себе пару на необитаемом острове, перестал выходить на линейном телевидении, но был перезапущен на стриминговом сервисе американского телеканала CBS и голландском VOD-сервисе Videoland. А Facebook Watch перезапустил три локальные версии популярного в 90-х шоу The Real World, рассказывающего о жизни и проблемах молодежи. На SVOD-платформах в Германии эксклюзивно доступен второй сезон Temptation Island (несколько пар соглашаются жить с группой одиноких людей противоположного пола, чтобы проверить прочность своих отношений), первый эпизод реалити Paradise Hotel (дейтинг, участники которого строят любовь в стенах роскошного отеля) вышел на немецком телеканале RTL - остальные эпизоды доступны на VOD-сервисе TV NOW. Благодаря успеху на платформах видео по запросу Love Island был перезапущен на телевидении в Швеции.
Отдельный интерес представляет жанр дейтинг-шоу, которым нужно адаптироваться к общемировому тренду популярности дейтинг-приложений вроде Tinder. На социальные изменения индустрия форматов отвечает проектами вроде французского шоу Making Love, участники которого сначала занимаются сексом, а потом уже решают, стоит ли им познакомиться поближе; проектами, где главным связующим звеном между людьми становится компьютерный алгоритм; или форматами, обыгрывающими нестандартные свидания. Например, главным дейтинг-шоу 2019 года стала романтическая передача Flirty Dancing британского телеканала Channel 4 производства All3Media, участники которой по отдельности разучивают танцевальную постановку, а встретившись, вместо «здрасте» должны исполнить танец вместе.
Права на локальную адаптацию формата уже приобрели американский канал FOX, нидерландский SBS6 и шведский TV4.
Еще одной темой, обыгрываемой в телешоу, является доступность интернет-порнографии. Этому посвящены проекты Mums Make Porn и Generation Porn того же Channel 4.
4. Возвращение к некогда популярным форматам
В числе заметных глобальных трендов потребления - перезапуск шоу, которые были популярны на линейном телевидении около двадцати лет назад: аудиторией миллениалов они воспринимаются как свежий контент. Так, за последний год уже упомянутый дейтинг Temptation Island 2001 года получил сразу три новых адаптации, Paradise Hotel 2003-го, Survivor 1997 года и The Real World 1992-го - по две адаптации. В ТОП-5 форматов 2019 года по версии компании The Wit вошли All Together Now, Millionaire, The Voice, Love Island, Master Chef и The Four.
Кроме того, многие шоу начали обрастать собственными подкастами - своеобразными расширениями intellectual property (IP). Примером может служить тот же Love Island: в Великобритании с 2018 года выпускается одноименный подкаст, который уже был адаптирован в Германии. Также среди шоу, имеющих подкаст-версии, - Texting Keith Olbermann, Maddie и She Kills.
5. Прямые трансляции на линейном ТВ
Одним из главных вопросов индустрии остается состояние линейного телевидения - актуально ли оно на сегодняшний день. В то время как большинство «мыльных» реалити-шоу отправились на SVOD-платформы, линейному телевидению осталась ниша прямых трансляций.
В число наиболее популярных live reality 2019 года по версии The Wit попали Rescue Live сети A&E (съемочная группа фиксирует работу пожарных и спасателей в разных городах США), First Responders Live телеканала FOX (суть та же, но с участием полиции), Animal ER Live телеканала Animal Planet (шоу о бездомных животных, которых можно забрать в семью чуть ли не во время эфира), Chasing the Cure Live телеканалов TBS и TNT (врачи в прямом эфире работают с пациентами, страдающими от недиагностированных, неправильно диагностированных или неизлечимых болезней), а также Blue Planet Live британского BBC One (программа, исследующая океаническую флору и фауну).
6. Обращение документалистики к теме насилия
Создатели документальных передач все чаще обращаются к темам, связанным с абьюзом.
В число наиболее успешных в этой нише вошла картина Surviving R.Kelly (истории женщин, обвинивших американского певца Роберта Р. Келли в сексуальном насилии) американского кабельного телеканала Lifetime, представленная в январе 2019 года и собравшая 28,6 млн зрителей. А также - «Покидая Неверленд» (Leaving Neverland), премьера которой состоялась в марте 2019-го: лента совместного производства британского Channel 4 и американского HBO была продана на 194 территории. В то же время интерес к шокирующим изображениям преступлений сменился интересом к передачам с социальным уклоном, целью которых является освещение определенной социальной проблемы с предложением ее решения.
Дети, матери и научная фантастика - главные тренды сериалов
Еще один доклад Вирджинии Муслер был посвящен трендам сериальной индустрии, в которой уже несколько лет кряду активно развивается контент для young adult аудитории. Его главные герои - ищущие себя подростки в экстремальных жизненных ситуациях.
Одним из громких прорывов этого года стал драматический сериал НВО «Эйфория» (Euphoria) - адаптация израильского формата 2012 года, действие которого происходит в 1990-х. Подобной теме посвящен сериал Netflix «13 причин почему» (13 reasons why), шведский Quicksand (Netflix), австралийский мини-сериал The Hunting, премьера которого состоялась в августе на SBS, а также норвежский SKAM и финский Mental.
Не только потерянные дети, но и заблудшие женщины, в том числе матери, в этом году находятся в центре внимания: на НВО стартовал второй сезон драматического сериала «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies), на ITV была представлена драма Deep Water, а на CBS – Why women kill.
По словам спикера, на сегодняшний день рынок адаптаций scripted-драм пребывает в состоянии, похожем на стагнацию: всего около 5% нововыпущенных на экраны сериалов являются адаптациями, остальные 95% приходятся на оригинальный контент. А вот что пользуется особой популярностью, так это так называемые IP-based драмы (intellectual property based dramas), среди которых, в частности, повышенное внимание привлекают хорроры и научная фантастика. 17% IP-based сериальных драм основаны на книгах (в том числе комиксах и манге), 25% драм произвели платформы видео по запросу. В качестве примера такого контента Вирджиния привела романтическую комедию «Будка поцелуев» (The Kissing Booth), ставшую первой адаптацией художественного произведения, размещенного на писательском сервисе Wattpad: фильм был показан в кинотеатрах, а позже появился в библиотеке Netflix. Подобную участь разделил триллер «Легкий как перышко» (Light as a Feather) - сериал Hulu, снятый по одноименной книге Зои Аарсен. Текст набрал на Wattpad 3,3 млн просмотров, в 2017 году произведение получило аудиоверсию, в октябре 2018-го первый сезон сериала вышел на Hulu, а в июле 2019-го состоялась премьера второго сезона. В числе наиболее популярных IP-based драм также сериалы Creepshow, Dragon (Hulu), Sleeping Beauties (AMC), Lisey's Story (Apple TV).
Весь последний год зритель демонстрировал заметный интерес к хоррору с элементами gore: наиболее ярким примером такого контента можно назвать третий сезон сериала Netflix «Очень странные дела» (Stranger Things). Большой популярностью продолжают пользоваться экранизации Стивена Кинга, произведения которого остаются в топе IP-based проектов.
Кроме хоррора и комиксов наиболее адаптируемым жанром по-прежнему остается научная фантастика. Примерами могут послужить предстоящие сериалы «Мандалорец» от Disney+ и «Ради всего человечества» (For All Mankind) от Apple TV+.
Книги - не единственный источник для IP-based проектов: за последний год значительно выросло число картин, основанных на популярных подкастах. Одним из первых, ставших успешным, Вирджиния называет криминальный мини-сериал «Грязный Джон» американской телесети Bravo, созданный по одноименному подкасту журналиста Кристофера Гоффарда для Los Angeles Times. Также среди адаптаций подкастов - шоу Faking Hitler, Jan Thomas og Einar blir venner, Brexitcast, Limetown и Because kids.
Отдельное место в этой нише занимают подкасты, основанные на реальных событиях: например, Over my Dead Body (HBO Max) и The Drop Out (ABC).
В общей сложности число анонсированных scripted-проектов на SVOD-сервисах достаточно велико: 35 - на Apple TV, 35 - на Disney+, 25 - на Quibi, 18 - на HBO Max, 3 - на Spectrum Originals.