Параллельно с официальной программой KYIV MEDIA WEEK 2021 состоялась специальная конференция «Кинокомиссии Украины: особенности, перспективы развития, эффективные модели сотрудничества с другими игроками киноотрасли страны и выгоды для развития экономики регионов» - первое событие общенационального уровня, объединившее за круглым столом представителей органов местного самоуправления, руководителей кинокомиссий, профессиональных кинообъединений и локейшен-менеджеров. В частности, участие в ней приняли председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Марина Кудерчук, председатель Совета по государственной поддержке кинематографии Артем Колюбаев, председатель Ассоциации кинокомисий Украины Леонид Быцюра, исполнительный директор Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук, председатель Ассоциации киноиндустрии Украины Дмитрий Суханов, председатель Ассоциации локейшен-менеджеров Украины Виктор Шевченко, представитель Генической кинокомиссии Оксана Чернобривцева.
Конференция, организованная Украинской киноассоциацией при поддержке Госкино, имела целью промотировать среди представителей органов местной власти перспективы сотрудничества с кинопроизводителями, а также анонсировать государственные инициативы по поддержке такого сотрудничества. Так, Марина Кудерчук выразила надежду, что в следующем году в бюджетах областей появятся средства на поддержку деятельности кинокомисий, создание электронных каталогов локаций и т. п. Также она сообщила, что вскоре на сайте Госкино будет выделен отдельный раздел под локации Украины. И добавила собранию оптимизма сообщением о том, что сейчас на подписании находится подзаконный акт, который позволит Госкино поддерживать кинокомиссии.
В свою очередь Виктория Ярмощук рассказала о недавних инициативах УКА по международной промоции нашего государства, реализованных при поддержке Госкино, Львовской администрации и представителей индустрии. В частности, о нескольких локейшен-скаутингах по Украине (результаты которых представлены на сайте локаций locations.com.ua и в отдельном каталоге Lviv Location Guide), конференции локейшен-менеджеров в рамках нынешнего ОМКФ, панельной дискуссии о возможностях съемок в Украине в рамках спецпроекта по промоции нашей страны на влиятельном международном портале C21Media и т. д. «Несколько лет назад невозможно было представить, что к нам будут приезжать снимать HBO, Netflix и другие международные компании, а сейчас это стало реальностью. Однако все это не должно быть сосредоточено только в столице. Привлечение регионов - следующий логический шаг на этом пути комплексного развития киноиндустрии нашей страны. И то, что мы в УКА делаем на международной арене, должно найти отклик уже на местах. К нам обращаются зарубежные партнеры и говорят: «Украинские локации сейчас действительно на слуху». И если это так и есть и к нам правда сейчас поедут - надо быть к этому готовыми», - подчеркнула Ярмощук.
«В регионах должны понять, что кинокомиссии - это механизм поднять собственную конкурентоспособность. Кинематографическая децентрализация, цель которой «вытянуть» киноиндустрию в регионы, - это не просто культура, это экономика: рабочие места, изменение структуры занятости населения и создание новых отраслей», - дополнил Леонид Быцюра. В возглавляемую им Ассоциацию кинокомиссий Украины, созданную в 2019 году, сейчас входят 16 кинокомиссий из большинства регионов страны. За основу был взят опыт аналогичной структуры в Италии. «По итальянскому принципу 1 евро, вложенный регионом в кино, возвращается в местную экономику уже как 5 евро», - привел Быцюра статистку, к которой стоит стремиться и Украине.
А вот другая впечатляющая статистика: «Мы вложили в проект 400 тыс. евро, а получили около 2 млн 200 тыс. евро» (то есть в 5,5 раза больше!). Ее привела еще одна участница конференции Александра Лойткенс (Alexandra Luetkens), представительница Кинокомиссии Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна (Германия), рассказывая о привлечении организации к съемкам проекта «Ангелы Чарли» (2019; SONY Production, Studio Babelsberg).
Александра - эксперт с более чем двадцатилетним опытом работы в кинокомиссиях, член совета директоров Европейской сети кинокомиссий (EUFCN). Она дистанционно присоединилась к конференции, чтобы рассказать украинским коллегам об алгоритмах работы кинокомиссий в Германии, их роли в экономическом развитии каждого отдельного региона, а также о необходимости прозрачной и удобной системы взаимодействия между кинокомиссиями, местными органами власти и представителями киноиндустрии страны.
Итак, Кинокомиссия Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна - некоммерческая общественная организация, бюджет которой на 2021 год составил примерно 19 млн евро.
Этот слайд из презентации Лойткенс демонстрирует общий объем и структуру государственной поддержки кинопроизводства в Германии и рассказывает об условиях, при которых проект может на нее претендовать
В целом ключевые функции Кинокомиссии Гамбурга можно свести к следующим:
- бесплатное предоставление профильной информации и услуг для национальной и международной киноиндустрии;
- консультирование по локациям региона и поддержка в процессе скаутинга;
- посредничество в коммуникации с локальными съемочными группами, продакшен-сервисами, поставщиками оборудования, отельерами и т. п.;
- связь с местными органами власти и общественными организациями;
- системная поддержка съемочных групп во время работы в регионе и помощь в устранении проблем.
Кроме того, кинокомиссия способствует системному развитию и промо Гамбурга на национальном и международном уровнях. Она создала и системно обновляет локейшен- и продакшен-гайды, тесно сотрудничает с советами по вопросам туризма, консультирует по вопросам sustainable production и green filming, способствует профильному обучению и развитию локальных представителей индустрии, занимается маркетингом региона на национальных и международных выставках и фестивалях. Вот, к примеру, один из промороликов, наглядно демонстрирующий возможности локаций Гамбурга.
Чтобы наглядно проиллюстрировать методы и результаты работы кинокомиссии, Лойткенс рассказала об уже упомянутом выше кейсе «Ангелов Чарли». В этом развлекательном международном блокбастере режиссер Элизабет Бэнкс хотела задействовать как можно больше интересных локаций: для них скаутинг проводился по всей Европе, и авторы были готовы даже менять под них сценарий. В конце концов такие локации они нашли в Германии, решив снимать в разных федеральных землях - и получить как национальные, так и региональные рибейты.
SONY Production вместе с немецкой Studio Babelsberg и ее локейшен-менеджером Маркусом Беншем активно сотрудничали с несколькими региональными кинокомиссиями страны. Для съемок были выбраны Берлин, замок Морицбург под Дрезденом и Гамбург. В целом производители получили национальные гранты по системе DFFF II на сумму примерно 10 млн 165 тыс. евро и поддержку региональных фондов на общую сумму 2 млн 200 тыс. евро (ключевые положения работы фильм-фондов Германии можно найти здесь). Как уже отмечалось, непосредственно Гамбург выделил на проект 400 тыс. евро, а в результате получил поступления в местный бюджет в сумме 2 млн 200 тыс. евро.
Рассказывая о проблемах, которые помогла решить кинокомиссия, Лойткенс, в частности, вспомнила о концертном зале Elbhilharmonie в Гамбурге. После скаутинга создатели проекта решили разместить на этой локации офис «плохой» техкорпорации, но по сценарию этот офис находился не в Германии, а в другой стране. Однако власть Гамбурга и Министерство культуры Германии этому не обрадовались: они не были против съемок, но возражали, чтобы их архитектурную жемчужину «переместили» в фильме бог знает куда. Дабы разрешить это противоречие, кинокомиссия присоединилась к организации круглого стола с участием представителей Elbhilharmonie, власти и продюсеров фильма: после нескольких раундов переговоров было решено изменить сценарий - и «оставить» здание в Гамбурге. Продакшен-компания получила региональное финансирование, а концертный зал - существенное вознаграждение за аренду: полный win-win!
Кроме того, кинокомиссия помогала в получении разрешений на съемку, блокировании публичных мест, улиц, водных путей. А взамен имела специальный пункт в контракте о финансировании, гарантирующий городу фотоколл для прессы и промоматериалы.
Лойткенс подчеркнула: одна кинокомиссия или отдельный региональный фонд финансирования погоды не сделают - для системного развития киноиндустрии страны нужна целая сеть. Среди ключевых причин для единения она, в частности, отметила:
- облегчение налаживания контактов и доступа к информации;
- единые стандарты качества и обслуживания;
- совместная деятельность в контексте маркетинга, проведения тренингов, присутствия в социальных сетях;
- совместное физическое или онлайн-участие в фестивалях, рынках, выставках;
- разделение расходов на совместные проекты.
Вот они, фильм-фонды различных регионов Германии, которые еще с 1990 года объединены в организацию Focus Germany
Комментируя тему конкуренции за съемочные группы между различными странами Европы, Лойткенс снова подчеркнула, что сотрудничество полезнее «крысиных бегов». «Я верю в европейский дух и в то, что мы - сообщество и киноиндустрия - можем найти много преимуществ в сотрудничестве и обмене, несмотря на то что являемся конкурентами на рынке», - сказала она. И в качестве примеров такого единства привела Сеть европейских фильм-комиссий (European Film Commissions Network), объединяющую сейчас 96 кинокомиссий из 31 страны, и Международную ассоциацию фильм-комиссий (Association of Film Commissioners International).
А резюмировала она свой доклад - и всю конференцию - коротко и по существу: «Если вы инвестируете в привлечение продакшенов, они впоследствии привносят в регион гораздо больше, чем вы вложили».