«Если вы не можете найти нужную локацию в вашей стране, то необходимо расширять горизонты и обращать свой взор на другие. Лично я отныне всегда буду держать Украину в своей голове», - говорит Маркус Бенш (Markus Bensch). И знаете, быть в голове такого человека, как Маркус, - это очень хорошо для государства, стремящегося развивать международный потенциал своих локаций.
Ведь он - член Американской киноакадемии, всемирно известный специалист локейшен-менеджмента, который, в частности, подбирал локации для проектов «Враг у ворот», «Превосходство Борна», «V значит вендетта», «Чтец» и т. д. А за фильмы «Шпионский мост» Стивена Спилберга и «Тайная жизнь» Терренса Малика был номинирован на престижную профильную премию Международной гильдии локейшен-менеджеров (The Location Managers Guild International Awards).
Маркус Бенш приехал в Украину по приглашению организаторов проекта Lviv Location Guide, в прошлом году ставшего победителем конкурса грантов Львовского городского совета «Львов-2020: Фокус на культуру» и реализованного Украинской киноассоциацией (УКА) и компанией «МКК фильм сервис» совместно с Ассоциацией кинопроизводителей Львовщины.
Lviv Location Guide - это англоязычный онлайн-путеводитель, в который вошли 35 лучших кинолокаций львовского региона. По каждой из этих локаций составлен отдельный мини-гид, состоящий из:
- подробного описания локации на английском языке, включая важные технические детали - от наличия паркинга до мощности электрических сетей;
- контактов, необходимых для организации съемок на этом объекте;
- профессиональных фотоматериалов, дающих наглядное представление о локации и ее съемочных возможностях.
Эти мини-гиды, в свою очередь, вошли в общий онлайн-кинопутеводитель Lviv Location Guide, размещенный в свободном доступе по ссылке. Каждый объект также будет добавлен в общий каталог украинских локаций locations.com.ua.
Презентация Lviv Location Guide состоялась в рамках индустриальной секции ОМКФ, во время панельной дискуссии «Локейшен-менеджмент в Украине: создание ассоциации и региональные инициативы».
К событию присоединились (слева направо): локейшен-менеджеры Александр Мойсеенко и Владимир Свеженцев, представитель проекта Lviv Location Guide Ирина Клименко, локейшен-менеджеры Виктор Шевченко и Маркус Бенш, а модерировала дискуссию Анна Волкова (УКА)
На ивенте, в частности, сообщили, что локейшен-менеджеры Украины решили объединиться в ассоциацию, процесс официальной регистрации которой вот-вот будет завершен, и призвали приобщаться к организации и ее инициативам. По словам Виктора Шевченко, основная работа сейчас будет вестись по четырем ключевым направлениям: консолидация комьюнити локейшен-менеджеров, формирование общих стандартов работы с локациями, взаимодействие со студиями (в частности, по вопросам ценовой политики и регламента работы, привлечения локейшен-менеджеров еще на этапе написания сценария и расчета бюджета и т. д.), с крупными корпорациями и госсектором. В контексте последнего Виктор поделился интересным недавним кейсом о съемках на железной дороге: «Я работал на полнометражном фильме. Пришел на проект за две недели до начала съемок - на этот момент письмо о разрешениях лежало где-то в офисах железной дороги уже месяц (из команды проекта его судьбой никто не интересовался, а сама железная дорога просто потеряла). И ты начинаешь звонить по разным отделам: «Вы занимаетесь этим? А может, знаете, кто занимается?» - куча времени и усилий, пока найдешь нужного человека. Второй аспект - это оплата: в прайсах железной дороги, оказывается, есть разные коэффициенты, зависящие от формата проекта. Мы вели переговоры две недели, и - поскольку у нас полнометражный национальный фильм с государственным финансированием - первая цена в конечном итоге снизилась в шесть раз. Все законно и официально - просто есть разные коэффициенты. Поэтому хотелось бы, чтобы был то ли ответственный отдел, то ли ответственный человек, который точно понимал бы, что делать, когда обращаются киношники, знал бы все нюансы. А информация о ценах и коэффициентах была бы сведена и доступна».
Александр Мойсеенко поделился планами ассоциации по организации фам-трипов - специализированных туров по кинолокациям государства как для внутреннего, так и для внешнего рынка. «Хотим возить наших кинопроизводителей по Украине и показывать места, которые они, возможно, не видели или не до конца знают. Даже есть планы возить в эти туры сценаристов, ведь бывают ситуации, когда мы получаем сценарий с локациями, а потом оказывается, что подобных мест вообще нет в Украине. И тогда не только локейшен-менеджеру, но и всему производству очень трудно найти подходящую локацию и как-то это исправить. Так что, если сценаристы будут наглядно знакомы с локациями, это облегчит работу и нам, и индустрии в целом». Насчет знакомства с нашим государством зарубежных коллег Мойсеенко вспомнил о подобном опыте представителей ассоциации (в частности, в позапрошлом году возили по Украине Тома Круза), а также рассказал, что сейчас Украинской киноассоциацией при поддержке Госкино уже разработаны две программы таких туров, но из-за ситуации с пандемией они еще не запустились.
Что ж, надеемся, эти и другие инициативы по развитию локейшен-менеджмента будут реализованы в полной мере, зарубежным партнерам станет удобнее и легче сотрудничать с нашим государством, и Украина вскоре займет заметное место на карте кинолокаций мира.
Тем более когда Украина в целом и Львов в частности уже завоевали сердце такого уважаемого локейшен-амбассадора, как Маркус Бенш: «Я был приятно удивлен тем, насколько Львов ухоженный, чистый и оживленный город. И еще насколько он большой и развитой, что очень важно в контексте эффективной организации съемок. Старая часть города может легко стать «двойником» Парижа или Берлина в исторических фильмах. А более новая часть с фантастическими образцами архитектуры эпохи социалистического модернизма может рассматриваться как альтернатива съемкам в Москве или Санкт-Петербурге. Думаю, что Львов как съемочная локация в первую очередь может заинтересовать немецкое телевидение и независимые кинокомпании, всегда находящиеся в поиске чего-то нового и интересного по соотношению цена - качество. А со временем к ним вполне могут подключиться и компании из других стран Европы, в частности Франции и Великобритании».
В качестве иллюстрации сходства Парижа и Львова Маркус использовал снимки кладбища Пер-Лашез (слева) и Лычаковского кладбища
А сходство со столицей Германии показал с помощью трамвая: слева тот едет по Львову, справа - по Берлину
В течение своего выступления гость, конечно, не только раздавал комплименты украинским локациям, но и вспоминал интересные моменты своего становления в локейшен-менеджменте и давал практические советы коллегам-локейшенам. Итак, Маркус Бенш...
…про начало карьеры
- Я работаю в киноиндустрии более 30 лет. Начинал как стажер в небольшом телешоу. Ничего тогда не знал о локациях, но разговаривал с людьми, убеждал их - и начал работать в этом направлении. И через три недели после этого продакшен-менеджер сообщила, что будет терпеть меня еще два месяца, а потом я должен уйти. Сказала, что это не для меня, что я должен закончить любые отношения с киноиндустрией. А теперь хочу вам сказать: если вы тоже такое слышите - просто посмотрите на меня сейчас.
…про «насмотренность»
- Локейшен-менеджеру важно смотреть локальное кино, чтобы в голове были «картинки» локаций из разных стран. Также я постоянно листаю страницы Pinterest, Instagram - и вдохновляюсь.
…про безопасность
- Прежде чем презентовать локацию, надо убедиться, что там можно снимать и что объект не будет продан в ближайшее время (особенно это важно для съемок международных компаний). А также необходимо учитывать экологический аспект, стандарты безопасности и здравоохранения - в частности, чтобы на объекте не было опасных материалов и веществ: асбеста, свинца и т. п. Последний, к примеру, может содержаться в краске: в России, я знаю, бараки когда-то красили этой краской со свинцом, и она до сих пор опасна.
Вот эта заброшенная фабрика в Берлине - очень популярная локация. В фильме «Враг у ворот» она изображала Сталинград, в другой картине - Сирию. «Здание выглядит достаточно сурово, но мы проверяли все материалы - и получили лабораторные результаты, удостоверяющие: здесь нет ничего опасного», - рассказал Маркус.
…об имидже
- Во многих случаях вы будете первым из съемочной команды, кто встречается с владельцем объекта. Вы должны быть честными, аккуратными, пунктуальными, выглядеть презентабельно и надежно. Самое главное - не врите: не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Если вы не знаете владельца, погуглите его перед встречей. Я пытаюсь «отражать» человека: его жесты, манеру общения и т. д. Помните: вы - в определенной степени «министр иностранных дел» компании, которую представляете.
…о коммуникации
- Вы всегда должны коммуницировать с владельцем локации: рассказывать, что там будет происходить, как, когда, предупреждать, что может пойти не так. Помню, были настоящие истерики владельцев из-за огромного количества людей, пришедших к их объекту. Кроме того, необходима постоянная коммуникация с членами съемочной команды. Кто-то захочет курить внутри помещения или что-то еще - и это, например, в старинном дворце, где вообще ничего трогать нельзя! Поэтому такое поведение будет стоить огромных денег вашей компании.
Самое главное - убедиться, что, когда команда покинет объект, он будет в лучшем состоянии, чем когда вы на него попали. И это не зависит от того, пришли вы снимать на реку, в квартиру или снимаете где-то на улице: вы должны убедиться, что после вас не останется грязи и мусора. Если вы что-то поломали - должны отремонтировать. В нашем бизнесе очень важно сарафанное радио: довольный владелец будет приглашать вас снова и рекомендовать другим.
…о выходе за заданные географические границы
- В 2015 году я работал в Берлине над локациями для «Шпионского моста», выдержанными в духе 1960-х. И когда дошел до момента, где требовалась улица, которая выглядела бы как в те годы и к тому же была бы необходимой для съемок длины (несколько десятков метров «шестидесятых»), то понял, что в Берлине ее просто нет, о чем сообщил команде. Я начал искать за пределами города и страны - и в конце концов нашел нужную улицу в Польше, во Вроцлаве.
Вроцлав 2010-х…
…превратился в Берлин 1960-х
…о технических аспектах скаутинга локаций
- Я снимаю локации на свой iPhone 8. Вам не нужна дорогая камера, но помните, что вы хотите снять: выбирайте правильный ракурс и т. д. Еще совет - снимайте в «режиме» два часа от восхода солнца и за два часа до его захода. То есть интерьеры можно снимать в течение дня, а экстерьеры - утром или вечером, используя магию естественного освещения. Не надо делать очень много фотографий - сделайте двадцать, но качественных. Например, режиссер Top Gun Тони Скотт говорил: «Я не хочу видеть больше, чем четыре изображения локации. Если мне не понравится то, что я увижу на этих четырех, я все равно там не буду снимать». Поэтому иногда чем меньше - тем лучше. И еще - не отправляйте огромные изображения: картинки на 1 МБ вполне достаточно, иначе люди вас возненавидят, когда это будут открывать.
…о полезных мобильных приложениях
- Я использую в работе три основных мобильных приложения. Sun Seeker работает с дополненной реальностью и может показать, где будет размещаться солнце на локации в каждый конкретный день года, а это очень важная информация для операторов. Другое приложение - Spyglass: компас суперприближения для ваших изображений. И еще одно - what3words - практичное, когда вы снимаете в отдаленных местах: приложение использует приближение три на три метра и четко дает координаты локации. Это очень важно, когда вы снимаете где-то в лесу или в пустыне, где нет четких ориентиров, а вам надо найти именно правильную конкретную точку.
…о том, как локейшен-менеджер может влиять на сценарий
- Джо Райт фактически переписал сценарий фильма «Ханна. Совершенное оружие», чтобы задействовать уникальную локацию, которую я ему показал: заброшенный парк аттракционов в Берлине, где динозавры лежат на земле, - ни один сценарист, не видевший этого парка, просто не мог себе такое представить.
Последние двадцать минут фильма происходят именно в этой уникальной локации
…о важности единения
- Ассоциация будет давать вам возможность политического давления и общего голоса. Важно не только иметь в стране хорошие локации, но и убедить иностранных продюсеров, что здесь можно и стоит снимать. Именно это - ваша задача сейчас. Необходимо убедить продюсеров, что у вас безопасная страна, с хорошими отелями, ресторанами. Надо сделать так, чтобы люди вам доверяли: не «ведитесь» на быстрый заработок - играйте вдолгую, чтобы выстроить стратегические отношения, которые будут базироваться на доверии. Новости распространяются стремительно: если команда отлично поработала, все было хорошо - весть об этом быстро облетит других профессионалов. И наоборот: если что-то было слишком дорого, производственные затраты чрезмерно высокие, какие-то проблемы - это так же быстро станет всем известно.