На прошлой неделе коллеги из MBR рассказывали вам о сделках, заключенных на кинорынке Marché du Film, а теперь пришло время для творческой и нетворкинг-составляющих - с акцентом «наши в Каннах». Сразу отмечу - наших было немного. Настолько немного, что хочется процитировать Атоса: «Нас будет трое, из которых один раненый, и в придачу юноша, почти ребенок, а скажут, что нас было четверо». Ну хорошо, не трое и не четверо, но все равно очень мало по сравнению с временами до пандемии: так, официально аккредитованых представителей украинской киносферы в Каннах-2021 насчитали всего около сорока. Но этим сорока смельчакам, прорвавшимся сквозь все карантинные ограничения, удалось достойно представить нашу страну.
Кое-кому действительно пришлось прорываться почти с боем, тогда как другим повезло. На время мероприятия наша страна находилась в «оранжевой» зоне карантина, и чтобы попасть в «зеленую» Францию, украинцам требовалась уважительная причина, а посещение кинофестиваля таковой не считается. Организаторы Канн-2021 разработали для гостей специальные формы и протоколы, которые теоретически должны были успокоить пограничников. Но на практике эти бумаги либо никто вообще не смотрел, либо они не становились аргументом: как повезет. К примеру, большинство из летевших через Варшаву попали на территорию ЕС фактически без проблем - продемонстрировав дополнительно только ПЦР-тест. Зато группу украинцев, летевших через Цюрих, на границе завернули, и им пришлось искать обходные пути: вероятно, Швейцария, которая не является членом Евросоюза, не пожелала брать на себя ответственность за возможные риски.
Добравшись до Канн, попасть непосредственно на фестиваль и кинорынок можно было при соблюдении одного из условий: наличия сертификата о вакцинации признанным в ЕС препаратом, предоставления негативного ПЦР-теста или справки о наличии антител (не более чем шестимесячной давности). Тем, кто выбирал второй вариант, приходилось пересдавать тест каждые 48 часов - для удобства рядом с Дворцом фестивалей открыли бесплатную для участников осмотра лабораторию.
Вот, например, арт-директор КМКФ «Молодость» Андрей Халпахчи готовится доказывать в этой лаборатории, что не представляет эпидемиологической угрозы Каннскому фестивалю
Главной украинской локацией в Каннах-2021 традиционно стал национальный павильон, организованный при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино совместными усилиями Украинской киноассоциации, КМКФ «Молодость», Ассоциации киноиндустрии Украины, Украинской киноакадемии и других профильних сообществ.
Дизайн павильона - с визуальным акцентом на слогане #UkraineIsYourDestination и карте Украины с фотографиями наших локаций - разработала студия BelkaStrelka
Важным акцентом в работе павильона стала презентация локаций для съемок в нашем государстве, продемонстрировать которые зарубежным партнерам во всей красе недавно стало значительно легче - благодаря порталу Locations in Ukraine, запущенному командой Украинской киноассоциации. Этот удобный стандартизированный онлайн-каталог с информацией о локациях для съемок, преимуществах и особенностях съемок в Украине, с нормативно-правовыми документами, необходимыми для международного сотрудничества в области производства контента, базой ведущих киноинституций, фестивалей, игроков индустрии и, конечно, качественными фото наглядно демонстрирует, почему именно Ukraine, а не какая-то другая страна, должна стать your destination.
Чтобы еще больше мотивировать потенциальных заграничных партнеров выбрать для съемок именно нашу страну, менеджер по международным проектам медиаконсалтинговой компании Media Resources Management Алла Преловская на презентации Discover Ukraine подробно рассказала о возможностях государственной поддержки и системе кэш-рибейтов
Гости презентации оживленно обсуждали услышанное
Еще одним интересным и, как говорится, ко времени событием стала презентация в украинском павильоне Украинской ассоциации женщин в киноиндустрии. Спикерами выступили основательницы ассоциации - продюсеры Лариса Гутаревич и Ксения Бугримова, а также режиссеры Жанна Озирная и Светлана Лещинская, говорившие о статусе женщин в украинской киноиндустрии, ее гендерной статистике и обсуждали пути развития женского киносообщества.
Среди гостей презентации были представители киноиндустрий Украины, Франции, Румынии, Индии и т.д. А также на зажженный украинскими женщинами огонек пришла представительница уважаемой европейской женской киносети EWA (European Women Audiovisual Network)
Также в украинский павильон - в гости к Алле Преловской и продюсеру Сашку Чубко - заглянул Жоэль Шапрон, главный специалист UNIFRANCE по вопросам кинематографа Центральной и Восточной Европы, постоянный участник KYIV MEDIA WEEK и своеобразный амбассадор и популяризатор киноиндустрии Украины во Франции
И, конечно, присутствие Украины в Каннах не ограничивалось павильоном и участием в кинорынке. Самый громкий успех украинского кино - специальный приз жюри премии «Золотой глаз», награды, которой с 2015-го отмечают лучший документальный фильм, участвующий в одной из секций фестиваля. В этом году престижную награду получила картина украинского режиссера Сергея Лозницы «Бабин Яр. Контекст». Это уже седьмой его проект, попавший в официальную программу Канн. Ранее игровые фильмы «Счастье мое» (2010), «В тумане» (2012) и «Кроткая» (2017) принимали участие в главном конкурсе, игровий фильм «Донбас» (2018) получил приз за лучшую режиссуру программы «Особый взгляд», а документальные «Майдан» (2014) и «Відбиття» (2014) были представлены в программе «Специальный показ».
Фото - Andreas Rentz/Getty Images
На фотоколле Лозница представлял фильм вместе с продюсерами Марией Чустовой-Бейкер и Ильей Хржановским / Photo by Andreas Rentz / Getty Images
Фильм создан на основе одноименного документального проекта, разработанного Лозницей вместе с Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр», художественным руководителем которого является Хржановский. Проект состоит из 20-25 эпизодов, смонтированных из архивных материалов, снятых в период с 1941-го (начиная с вторжения нацистов на территорию СССР) по 1966 год.
После награждения режиссер отметил: «Конечно, я надеюсь, что этот фильм будет показан в Украине и станет предметом содержательного разговора. Такой разговор особенно важен для страны, на территории которой 80 лет назад произошли эти трагические события». Критики, видевшие фильм в Каннах, в один голос отмечают как его мощность и эмоциональную сложность, так и определенную неоднозначность. Поскольку лично я кино не видела, то судить не берусь, а просто процитирую кинокритика Алексея Тарасова, в частности отметившего в интервью Bird In Flight: «Бабин Яр. Контекст» после своей премьеры в Украине вызовет ожесточенные дискуссии, или, как сейчас говорят, - адский срач». Что ж, дождемся премьеры - посмотрим.
Илье Хржановскому - автору проекта «Дау» - к скандалам не привыкать, поэтому он совсем не переживал и искренне радовался победе
Еще одна относительно украинская победа в Каннах - приз за лучший сценарий юбилейной 60-й Каннской недели критики, который получила первая полнометражная картина молодого швейцарского режиссера Эли Граппа «Ольга»: история украинской гимнастки, разрывающейся между желанием выступать за Швейцарию, тренироваться там, и тревогой за маму-журналистку, которая в Киеве освещает события Евромайдана. Почему же относительно, если фильм рассказывает об украинской гимнастке, в главной роли - юная спортсменка из Луганска, воспитанница Олимпийского колледжа им. Ивана Поддубного Анастасия Будяшкина, а в составе съемочной группы - наши кинематографисты? Потому что формально Украина не является копродукционным партнером, а только представила поекту сервис-услуги, ведь из-за скандального пересмотра результатов Одиннадцатого конкурса Госкино фильм был лишен государственной поддержки. Зато впоследствии в Каннах - получил пятиминутные овации от зрителей (тот момент, когда я очень жалею, что не могу позволить себе разводящий руками эмодзи, - поэтому просто представьте его здесь).
Несмотря на все препятствия, фильм «Ольга» все-таки состоялся, и в Каннах вместе с Эли Граппом его представляла наша Анастасия Будяшкина. И режиссер, и актриса - дебютанты, которые не привыкли к такому вниманию к себе…
… но глава жюри Недели критики Шарль Тессон добавил им уверенности
Также в Каннах отметились украинские проекты, работа над которыми еще продолжается. В частности, «Нижній горизонт» Жанны Озирной был презентован в рамках Co-Production Day на Marché du Film. А фильм «Ля Палісіада» Филиппа Сотниченко на том же кинорынке стал одним из проектов, получивших поддержку кинофонда Гетеборгского кинофестиваля (Швеция): картина получит 34 тыс. евро на этапе постпродакшена. Этот кинофонд - новая инициатива, цель которой - способствовать развитию кино- и сериальных проектов из Украины, Бразилии, Судана и курдских кинорежиссеров в Иране, Ираке, Сирии и Турции. Поддержка предоставляется трем проектам на этапе разработки, съемок и в монтажно-тонировочном периоде. На последнюю секцию, в которой победили украинцы, было подано 187 заявок.
Представители Гетеборгского кинофонда так вдохновились украинским проектом, что даже надели его брендированные футболки
И, конечно, Канны - даже гибридно-карантинные - это не только показы, индустриальные секции и кинорынок, но и светская часть. Официальный украинский прием, состоявшийся при поддержке Посольства Украины во Франции, отличался от прежних громких вечеринок. Но ему это не помешало - наоборот, давно забытый формат изысканного ужина за круглыми столами вместо фуршета способствовал глубоким задушевным разговорам вместо обычных смол-токов.
Вот такие они - новые времена, новая реальность и новые Канны.