Новые члены Совета по государственной поддержке кинематографии времени зря не теряют: май едва перевалил за середину, а они уже успели принять множество важных решений. В минувшую пятницу Совет провел третье заседание в текущем составе, и сейчас мы с вами быстренько обсудим его результаты.
Первым делом госорган утвердил перечень экспертных комиссий, которые будут оценивать участников конкурсов Госкино, и распределил их по направлениям конкурсных отборов. Для этого было проведено тайное рейтинговое голосование, в ходе которого каждый из членов Совета мог выбрать неограниченное количество из предложенных 113-ти кандидатов, а в финальный список экспертов прошли те, кто получил шесть и более голосов. Выглядит он так:
«Игровые полнометражные фильмы /телевизионные фильмы для широкой зрительской аудитории»: Андрей Корниенко, Аркадий Непиталюк, Тарас Босак, Денис Тарасов, Вероника Крижная, Петр Никитин, Иван Тимшин, Юлия Мельник, Злата Ефименко, Лариса Гутаревич, Станислав Притула, Валентин Шпаков, Андрей Негрескул, Дарья Трегубова, Александр Омельянов, Лариса Руснак.
«Неигровые (документальные) полнометражные фильмы для широкой зрительской аудитории»: Ольга Бесхмельницына, Семен Мозговой, Алина Горлова, Валерия Иваненко, Анна Капустина, Фатима Османова, Антон Гойда, Дмитрий Криворучко, Иванна Хицинская, Александра Братищенко, Олеся Анастасьева, Александр Авшаров, Александр Дмитренко, Людмила Бобруйко, Александр Шпилюк, Владимир Войтенко.
«Авторские игровые / неигровые (документальные) фильмы, фильмы-дебюты (всех видов), короткометражные фильмы (всех видов)»: Андрей Корниенко, Семен Мозговой, Виктор Андриенко, Александр Чубко, Анна Соболевская, Александр Галицкий, Иван Тимшин, Юлия Мельник, Станислав Притула, Владимир Яценко, Валерия Кальченко-Донцова, Иванна Хицинская, Александра Братищенко, Олеся Анастасьева, Дарья Трегубова, Александр Омельянов.
«Фильмы, создающиеся в международной копродукции»: Виктор Андриенко, Аркадий Непиталюк, Тарас Босак, Денис Тарасов, Вероника Крижная, Иван Тимшин, Юлия Мельник, Злата Ефименко, Валерия Кальченко-Донцова, Антон Гойда, Марьяна Когут, Сергей Неретин, Анастасия Иващук, Андрей Негрескул, Дарья Трегубова, Александр Омельянов.
«Анимационные фильмы / телевизионные фильмы / телевизионные сериалы»: Александр Беляк, Людмила Ткачикова, Валентина Тужина, Виктор Андриенко, Алина Горлова, Ольга Гаврилова, Олег Маламуж, Фатима Османова, Александр Авшаров, Елена Голубева, Анастасия Верлинская, Сергей Мельниченко, Игорь Лоташевский, Андрей Кокотюха.
«Игровые / неигровые (документальные) телевизионые сериалы для широкой зрительской аудитории»: Тарас Босак, Денис Тарасов, Александр Галицкий, Иван Тимшин, Юлия Мельник, Владимир Яценко, Валерия Кальченко-Донцова, Антон Гойда, Дмитрий Криворучко, Валентин Шпаков, Сергей Неретин, Анастасия Иващук, Андрей Негрескул, Дарья Трегубова, Игорь Диденко, Александр Омельянов.
После проведения жеребьевки экспертами Пятнадцатого конкурса Госкино стали:
«Игровые полнометражные фильмы /телевизионные фильмы для широкой зрительской аудитории»: Андрей Корниенко, Валентин Шпаков, Дарья Тригубова, Петр Никитин, Лариса Гутаревич, Лариса Руснак, Аркадий Непиталюк. В резервный список, созданный на случае конфликта интересов у кого-то из основного состава комиссии, вошли Злата Ефименко, Иван Тимшин и Тарас Босак.
«Авторские игровые / неигровые (документальные) фильмы, фильмы-дебюты (всех видов), короткометражные фильмы (всех видов)»: Анна Соболевская, Юлия Мельник, Александр Чубко, Андрей Корниенко, Александр Галицкий, Станислав Притула, Александр Омельянов. Резерв: Валерия Кальченко-Донцова, Александра Братищенко, Виктор Андриенко.
«Анимационные фильмы / телевизионные фильмы / телевизионные сериалы» (плюс спецкатегория «К тридцатилетию Независимости»): Андрей Кокотюха, Сергей Мельниченко, Александр Авшаров, Александр Беляк, Елена Голубева, Людмила Ткачикова, Игорь Лоташевский. Резерв: Ольга Гаврилова, Алина Горлова, Виктор Андриенко.
Переходим к решениям под кодовым названием «Распространение и популяризация национальных фильмов». Здесь Совет преимущественно распределял финансирование киномероприятий, и далеко не всем удалось получить желаемую сумму. К примеру, «Чилдрен кинофесту», несмотря на уменьшение запроса с 1 240 200 грн до 990 600 грн, выделили только 500 тыс. грн; оргкомитету церемонии Национальной кинопремии «Золота Дзиґа», за счет партнеров сократившему бюджет с 1 839 820 грн до 1 647 700 грн, дали лишь 50% суммы - 800 тыс. грн; а мероприятию Dzyga Industry Forum вообще отказали в финансировании. Смету двухдневного форума для кинематографистов, включающего питчинг для коммерческих партнеров, которые в будущем подключатся к производству украинских фильмов, сократили на 300 тыс. (также за счет привлечения партнеров) - с 947 тыс. грн до 604 тыс. грн, но члены Совета назвали поддержку такого мероприятия государством неуместной.
При этом проведение Первого Коростеньского фестиваля уличного кино профинансировали на 400 тыс. грн, порекомендовав пересмотреть бюджет в сторону уменьшения (просили 500 тыс. из общей сметы в 1 млн 200 тыс. грн). А на организацию представления Украины на 74-м международном кинофестивале в Каннах выделили 1 млн 100 тыс. грн. По словам Андрея Халпахчи, после максимального сокращения смета мероприятия составляет 1 млн 504 тыс. 543 грн, но у государства просят меньше благодаря финансовой поддержке отечественных киноассоциаций, а также посольства Украины во Франции, предоставившего $17,5 тыс. - даже больше, чем ожидали организаторы. «Учитывая, что деньги будут выделены после завершенния проекта, есть возможность сокращения этой суммы - возможно, еще найдутся доноры из киноиндустрии», - добавил Халпахчи. И пообещал: если украинским фильмам повезет попасть в программу фестиваля (ее огласят 6 июня), в работе павильона, готовящегося для кинорынка, будут сделаны дополнительные акценты.
Подбираемся к самому интересному - вопросу, спрятанному в повестке среди пунктов «Разное» и не привлекавшему к себе внимания вплоть до начала рассмотрения. Если помните, тема введения в Украине системы единого электронного билета обсуждается лет пять минимум, и последние новости о ней появлялись еще в 2019-м, когда Союз кинотеатров Украины заявил о разработке технического задания для создания системы. Так вот, оказывается, за минувшее время статус проекта изменился, и единый электронный билет заработает у нас буквально через год. За финансовой поддержкой на разработку и внедрение единой государственной системы электронного оборота билетов «Єдиний електронний квиток» в сумме 2 млн 569 тыс. 477 грн зобратилась компания «Еспорт груп», которая и займется созданием системы по техническому заданию (впрочем, авторов ТЗ представитель компании Роман Порядченко не назвал). Запрашиваемая сумма покроет разработку минимального рабочего состояния системы, что позволит обеспечить выполнение технического задания (на это уйдет примерно пять месяцев). А далее «с появлением новых бизнес-процессов возможна ее доработка».
Удивлены? Я тоже. Но у членов Совета эта история уточняющих вопросов, помимо сроков, не вызвала - запрашиваемую сумму выделили единогласно. Что ж, в ближайшее время я постараюсь выяснить подробности, а пока переходим к решениям о непосредственно фильмах.
- Сроки производства фильма «Донбас-Гімалаї» (ООО «Трумен Продакшн») продлены до 26 августа 2021 года.
- А производства ленты «Незвичайні грецькі похорони в Карпатах» (ООО «ІнсайтМедіа») - до 2 августа 2021-го.
- Сроки производства фильма «Будинок зі скалок» (ООО «МУН МЕН») продлены на 3,5 месяца - до 30 ноября 2021-го - из-за карантинов в Украине та странах-партнерах (Дания, Швеция, Финляндия).
- Картина «Один білборд біля цвинтаря» получила нового режиссера - Артура Скоробагатского заменит Юрий Ластивка. Учитывая, что речь идет о дебюте, звучит странно, но Скоробагатский не может работать над фильмом по личным причинам, поэтому продюсеру Евгению Коваленко пришлось искать другого дебютанта. Из-за замены режиссера сроки производства ленты также продлили, поскольку съемки, ясное дело, еще не начинали.
- Сроки производства фильма «Українське кіно. Становлення» (ООО «Біг Хенд Філмс») продлены до 23 июля 2021-го, так как продюсеры получили финансирование Госкино лишь 14 апреля этого года.
- Из-за аналогичной задержки (а также необходимости дождаться летней натуры) ООО «Кіновир» обратилось за продлением сроков производства фильма «Наказ» до 27 октября 2021 года - и Совет просьбу удовлетворил.
- ООО «Мейнстрім пікчерс» увеличило сроки производства фильма «Свято хризантем» с 10 ноября 2021-го до 1 июня 2022-го, а также увеличило общий бюджет на 10 млн 569 тыс. 127 грн за счет продюсеров. Проект нашел партнеров из Сербии, Хорватии и Македонии - теперь его статус будет изменен с национального на международную копродукцию.
Впрочем, не каждый продюсер может просто так взять и увеличить бюджет своего фильма даже за собственный счет. Сделать это не разрешили Максиму Асадчему («Пронто Фільм»), поскольку привлечение денег инвестора на картину «Довбуш» повлекло за собой изменение приоритетности возврата денег государству. Подробнее об этом кейсе я расскажу вам в следующий раз: члены Совета второй раз подряд перенесли рассмотрение вопроса (теперь - чтобы проработать план возвращения средств).