Уже традиционно, раз в полгода на каждом из кинорынков ОМКФ, собираются отечественные кинодемонстраторы, чтобы обсудить проблемы отрасли - вполне понятные для ее представителей и, вероятно, не столь очевидные для других участников киноиндустрии.
Дискуссия членов Союза кинотеатров Украины в пределах Зимнего кинорынка, проходившего в столичном кинотеатре «Синема-Сити» с 11 по 13 декабря, была не слишком оживленной: то ли из-за отсутствия возможности решить застарелые вопросы, то ли по причине финансовых проблем самого Союза. А начали заседание с изменений в составе правления, проголосовав за ротацию представителя сети MULTIPLEX - Виталия Писаренко в правлении заменил Роман Романчук.
На фото - глава СКУ Любовь Лисовская. Так же проголосовали и другие присутствующие - так что решение было принято единогласно
Состав СКУ сейчас выглядит так: глава правления - Любовь Лисовская, заместитель главы правления - Александр Рудаков, постоянные члены правления - Михаил Дидык, Людмила Горделадзе и Роман Романчук. Кроме того, к Союзу присоединились новые члены: ООО «Мост-Кино» из Днепра (представитель - Виталий Образцов) и ООО «БЛОКБАСТЕР КИНО» (Илья Афанаскин), являющееся отдельным от сети «Планета Кино» юридическим лицом, а теперь - и отдельным членом СКУ.
На этот раз озвучивала регламент и фиксировала результаты голосований руководитель Общественного союза Виктория Зюнькина
Далее модератор сообщила: Европейская ассоциация кинотеатров UNIC (The Union Internationale des Cinémas) приглашает представителей СКУ к участию в CineEurope 2020 года, которая пройдет с 22 по 25 июня в Барселоне, для чего готова предоставлять скидки и льготные предложения. Однако на приглашение никто в зале особо не отреагировал: надо иметь время, деньги, высокий уровень владения английским, а главное - понимание цели поездки. СКУ, может, и сами бы выбрали представителя, но оказалось, что не все члены Союза вовремя платят взносы и хорошо владеют английским.
Кстати, также оказалось, что в целом средств в организации мало - по словам Виктории, хватает только на уплату налогов. Членские взносы невелики, а задолженностей накопилось на 245 тыс. грн. Кто-то не среагировал вовремя на изменение размера взноса, кто-то, как говорит Зюнькина, решал свои вопросы и перестал платить еще в 2017 году. Всем еще раз напомнили о необходимости избавиться от задолженности, но о каких-то санкциях речь не шла.
О том, почему важно быть частью Союза, Виктория рассказала на примере проблем кинотеатров, к которым обратилась Госпотребслужба из-за использования оружия в рекламных материалах (изображения персонажей фильмов - например, Терминатора). В СКУ считают это нападками, лишенными юридических оснований, и не расценивают плакаты и ростовые фигуры как рекламу - скорее как информационные материалы. Поэтому всем, у кого возникают проблемы с Госпотребслужбой, советуют обращаться в СКУ за правовой поддержкой.
Упомянутый Илья Афанаскин обратился к присутствующим уже как представитель ООО «Триумф Медиа Групп» и сети кинотеатров «Планета Кино», подчеркнув необходимость изменений в постановлении о прокатных удостоверениях: «Нам в «Планете Кино» довольно сложно работать с проектами категории 16+, которые потенциально ориентированы на молодежную аудиторию. Например, возьмем «Дэдпул» - люди приходят семьями и хотят посмотреть эту ленту, а мы вынуждены им отказывать. Возникают конфликты. Потому мы хотим выступить с законодательной инициативой, чтобы для фильмов категории 16+ был возможен просмотр зрителями с 14 лет в сопровождении взрослых. Как мы видим, это наиболее компромиссный вариант».
По его словам, в Госкино «Планете» посоветовали стандартную процедуру - направить письмо со ссылкой на международную практику и выводы экспертов. Агентство это письмо-петицию вынесет на рассмотрение общественной комиссии. Афанаскин отметил, что идея довольно сырая, поэтому просит у коллег совета или предложения относительно экспертов - кто мог бы дать авторитетное заключение.
Как говорят в школе, лес рук
На вопросы представителей СКУ о том, какие последствия для кинотеатров имеют нарушения условий демонстрации фильмов 16+, Афанаскин ответил, что это существенная ответственность в размере выручки от проката и рисковый элемент для сети, от которого желательно избавиться.
На вопрос, почему именно такой возраст выбран, ответ еще проще: «Стараемся не перегнуть палку - если напишем «с десяти лет», то это воспримут резко отрицательно. Мы хотим сделать аккуратно, шаг за шагом».
Виктория Зюнькина от себя добавила, что юридическое лицо может действовать по своему усмотрению, а поддержка Союза позволит корректировать ситуацию.
Демонстраторы колебались - не будет ли хуже, не привлечет ли это чрезмерное внимание контролирующих органов, ведь довольно неприятная ответственность. Поэтому сошлись на том, что в целом не против поддержать, однако окончательно решат после экспертных заключений и дополнительного обсуждения.
К слову, в процессе голосования членов СКУ решающим является не количество поднятых рук, а общая доля голосов. По правилам Союза важно, сколько кинотеатров в сети: каждый кинотеатр - это голос. У кого-то их двадцать, а у кого-то - один.
Заместитель главы правления СКУ Александр Рудаков предложил на законодательном уровне решить вопрос отношений между кинотеатрами и арендодателями, по сути, между двумя коммерческими структурами. Людмила Горделадзе ответила, что это возможно, ведь кинотеатры являются еще и учреждениями культуры, которым необходимы специальные условия - ограничения на изменения арендной платы.
«Зависит от того, какие инвестиции вы вкладываете. Если огромные - нужен такой же большой срок, чтобы они отбились. Это логично», - присоединилась к обсуждению Любовь Лисовская.
Кинодемонстраторы из небольших городов жаловались, что им предлагают договор только на три года и у него нет нотариального заверения. Не соглашаться на такие условия невозможно, ведь выбора площадок нет.
Людмила Горделадзе сделала акцент на том, что это затрагивает интересы зрителей и не является вопросом исключительно отношений между организациями, которые думают только о прибыли. Это условия выживания учреждений культуры, и они могут просто исчезнуть без поддержки.
Виктория Зюнькина напомнила - в этом разбирается член СКУ Сергей Зленко. И пообещала обсудить с ним проблему, а также выстроить концепцию ее решения. «Если есть еще какие-то идеи или же проблемы, сообщите. Мы с Сергеем сформулируем наши потребности, на всех «сбросим», посмотрим и попробуем продвинуть это. На Летнем кинорынке отчитаемся о выполненной работе, что удалось, какие перспективы», - пообещала Зюнькина.
Еще один болезненный вопрос - внедрение единого электронного билета, о котором ведутся дискуссии уже несколько лет. Но пока дальше обсуждений дело не продвинулось.
Памятуя слова Александра Рудакова о разработанном Союзом техническом задании, мы обратились к главе правления СКУ Любови Лисовской с вопросом об ожиданиях кинодемонстраторов от системы единого электронного билета.
«Руководство Госкино еще не изменилось, и мы действительно не знаем, чего ожидать. Ранее озвучивали, что государство хочет видеть количество купленных билетов онлайн, по сеансам, с номером прокатки, с ценой билета, с указанием зала - то есть имеется в виду какое-то программное обеспечение. Такой большой объем информации - покруче отчетности для налоговой. Причем все надо предоставлять онлайн. Завтра пойдут возвраты по билетам, они где отображаются? Для кинотеатров это очень большая нагрузка. А как насчет безопасности такой программы? Я, например, не хочу, чтобы информацию онлайн снимал мой конкурент - любой другой кинотеатр», - заявила Лисовская.
Глава правления Союза считает, что кинотеатры готовы предоставлять данные и им самим это полезно. Вопрос в том - какие именно, когда и сколько. Она ссылается на опыт работы международной компании Rentrak.
«Rentrak - это система, которая выбеливает весь рынок. Еще несколько лет назад, когда я впервые приехала в Барселону и мы стали членом UNIC, они вообще не знали, что в Украине есть кинотеатры. Ведь наш рынок, мягко говоря, непрозрачен. Rentrak может снимать информацию со всех кинотеатров Украины - для этого мы должны получить от них согласие. Система существует на многих рынках - и в США, и в Европе, и в России - уже много лет. Надо состыковаться с Rentrak - и именно сейчас мы выясняем, на каких условиях, что для этого необходимо», - сообщила Любовь Лисовская.
Почему именно Rentrak? Это глобальная компания, занимающаяся измерением и исследованием медиа по обслуживанию индустрии развлечений. Она является единственным поставщиком информации о продаже билетов в кассах в режиме реального времени во всем мире. Rentrak публикует еженедельные чарты с рейтингом первой десятки кассовых сборов, видео по запросу, продаж и проката DVD, продаж видеоигр, а также данные о ТВ. В феврале 2016-го Rentrak влилась в исследовательскую компанию comScore.
Итак, все участники рынка и государственные органы считают единый электронный билет важным и необходимым, однако никак не придут к согласию относительно его запуска. Напомним, после панельной дискуссии в рамках Зимнего кинорынка мы пообщались с первым заместителем министра культуры Анатолием Максимчуком, который подтвердил, что окончательное решение по этому вопросу будет принято до конца года. А техническое задание напишут в первые два месяца 2020-го. Но об этом мы расскажем отдельно в ближайшее время.