В конце года, когда все были заняты поисками новогодних подарков и подводили итоги года в Фейсбуке, наша команда активно брейнштормила на тему «что дальше?». Простой в грамматической конструкции вопрос оказался сложным при поиске ответов. 2020 год научил, что выживут гибкие и оперативные, поэтому мы продолжали искать новые формы деятельности Украинской киноакадемии и кинопремии «Золота Дзиґа».
Наша команда постоянно держала связь с киноакадемиями других стран. Кстати, вот и плюсы 2020 года: несмотря на закрытые границы, можно было общаться с кем угодно хоть с другого полушария Земли - стоило лишь рассчитать удобное время. Поэтому мы с представителями каждой из организаций постоянно делились собственным опытом, наблюдениями и прогнозами. Объединение европейских киноакадемий (FAN of Europe) ежемесячно проводит регулярные онлайн-встречи, где мы с коллегами обсуждаем новости и консультируемся по разным вопросам. Очень полезная практика, поскольку именно благодаря этому у нас возникла идея создания квартального дайджеста FAN on Europe.
В конце концов дольше тянуть мы не могли. Коллеги из киноиндустрии постоянно интересовались, будет ли «Золота Дзиґа» - 2021, в каком формате, когда можно подать фильм, какие условия и тому подобное. Вопросы сыпались со всех сторон, а мы тем временем активно обсуждали, какой же должна быть V Национальная кинопремия. Вопрос о том, состоится ли «Золота Дзиґа», вообще не стоял. В 2020-м, адаптировавшись к тогдашним реалиям, мы провели церемонию онлайн, а в этом году отмечаем наш первый юбилей. Поэтому было понятно, что Кинопремии быть.
Сегодня онлайн-пространство настолько перенасыщено разнообразными вебинарами, курсами, тренингами, эфирами, интервью, шоу, программами, что люди уже устали и хотят выйти из дома в мир. Поэтому в этом году мы придумали кое-что новенькое, чего еще не делали. Начиная с 2017-го «Золота Дзиґа» была однодневным явлением. На торжественной церемонии гости собирались в зале, чтобы поздравить обладателей золотых статуэток, а затем отпраздновать победы в кругу коллег. Однако сейчас у индустрии появился конкретный запрос на нетворкинг. Если раньше киноотрасль представляла собой небольшое объединение нескольких творческих единиц, то сейчас это самостоятельная индустрия с мощным потенциалом, что уже доказали Нариман Алиев, Валентин Васянович, Ирина Цилык, компании, сотрудничающие с Netflix, и другие.
Итак, в этом году V Национальная кинопремия «Золота Дзиґа» состоится в июне. И продлится не один, не два, а целых три дня! В один из них запланирована собственно торжественная церемония награждения победителей. В другие два дня пройдут индустриальные мероприятия для кинопрофессионалов. Таким образом мы объединяем полезное с приятным: праздник кино и профессиональный нетворкинг. Кстати, поздравлять будем не только фильмы-победители, но и сериалы. В 2021 году мы впервые наградим премией «Золота Дзиґа» лучший оригинальный сериал. Решение о новой номинации назревало давно. А в прошлом году мы увидели действительно интересные сериалы, которые сразу завоевали аудиторию. Это и «Спіймати Кайдаша», и «Перші ластівки», «Секс, Інста і ЗНО» и другие. Держу пари, что все уже успели подписаться на молодых амбициозных актеров в Instagram.
Срок приема заявок и требование к прокату фильмов тоже изменились. Поскольку карантин «немного» повлиял на кинотеатральные релизы в связи с закрытием кинотеатров, Правление Украинской киноакадемии продлило срок демонстрации кандидатов на Кинопремию до 28 февраля. То есть претендовать смогут фильмы и сериалы, вышедшие «в люди» до этой даты.
Кстати, условия для подачи фильмов на соискание премии изменила не только Украинская киноакадемия, но и американская. Все привыкли ждать лауреатов «Оскара» в конце зимы, но в 2021-м церемония награждения премией Американской академии кинематографических искусств и наук состоится 25 апреля. При этом претендовать смогут и фильмы, премьера которых состоялась не в кинотеатрах, а на стриминг-сервисах. Такого на «Оскаре» еще не было. «Золотой глобус» и премия BAFTA тоже перенесли даты проведения церемоний - на 28 февраля и 11 апреля соответственно.
Очевидно, пандемия заставила киноотрасль всего мира играть по новым правилам. Каждый стремится найти оптимальную для себя форму проведения и помогать коллегам: как «Оскар», допустивший онлайн-премьеры, или «Дзиґа», продлившая сроки демонстрации и подачи заявок. Уверена, в будущем нас ждет еще больше интересных нововведений и трансформаций кинопремий по всему миру. Главное помнить, что выживут те, кто умеет превращать преграды в возможности.
Анна Мачух, исполнительный директор Украинской киноакадемии, директор по стратегическому развитию Одесского международного кинофестиваля