Давно не секрет, что сериалы - это новый черный. За ними - будущее медиаиндустрии, рассказать в них можно гораздо больше, чем в полнометражном кино, а пандемия сделала их потребление еще более массовым и повсеместным. Украинские производители от мировых трендов не отстают, а потому на минувшем международном форуме KYIV MEDIA WEEK, который организовала компания Media Resources Management, сериалам посвятили целый ряд тематических ивентов. Например, чем этот сегмент живет сегодня и что его ожидает в обозримом будущем, говорили на панельных дискуссиях «Шляхи розвитку серіального виробництва в Україні», «Come Together! Східноєвропейські серіали» и «Нова ера українських серіалів» - первые две организовали совместно с телеканалом «Украина», а третью - с международным порталом C21 Media.
Спикерами первой выступили Наталья Стрибук («Медиа Группа Украина»), Катерина Шевелюк (канал СТБ), Ирина Костюк (FILM.UA Group) и Дарья Легони-Фиалко (SPACE Production)
Во второй дискуссии поучаствовали Олеся Лукьяненко (FILM.UA Group), Тала Пристаецкая и Евгений Туник (StarLightMedia), а также уже упомянутая Наталья Стрибук
Третья же собрала за одним столом Ирину Черняк («Медиа Группа Украина») и Олесю Лукьяненко, а также продюсеров ближнего зарубежья - Виктора Пьонтковски (Польша, BAHAMA FILMS) и Небойшу Тараба (Хорватия, Drugi Plan)
Каждая панель была по-своему любопытной, но ценнее всего они вместе: суммировав полученную информацию, можно не только понять, что происходит в сфере украинского сериального производства прямо сейчас, но и спрогнозировать, каким оно станет в обозримом будущем. Так что не будем откладывать дело в долгий ящик и начнем.
Самобытность - залог успеха
Говоря о настоящем, практически все спикеры трех панелей солидарны: по их мнению, сейчас украинское сериальное производство переживает едва ли не самые интересные времена в своей истории. Наталья Стрибук и Олеся Лукьяненко отметили, что из-за пандемии наметился тренд на легкие и жизнеутверждающие истории - людям хочется смотреть что-нибудь, дающее им надежду. Наталья от имени канала «Украина» добавила, что теперь сериалы в телеэфире чаще смотрят фоном, а Олеся, напомнив, что в основном в производстве работают люди 30-40 лет, назвала еще одну тенденцию - рефлексия по 90-м. Последнее утверждение совсем не означает, что в сериалах начали уделять больше внимания бандитским разборкам: как объясняет Лукьяненко, авторы наконец взялись за осмысление того времени, а потому спросом пользуется сам антураж.
Вообще осмысление и переосмысление - важные составляющие современных украинских сериалов. Проекты, в которых они так или иначе присутствуют, становятся хитами не только на родине, но и за границей: это и «Спіймати Кайдаша», где Наталка Ворожбит устроила целую экскурсию по эпохе, и совместный проект СТБ и FILM.UA «І будуть люди», и «Прятки», где история универсальна, но ландшафт местный. Проекты в разработке тренд подтверждают: зрителям интересно смотреть истории о самих себе и восполнять белые пятна в украинской истории, а продюсерам и сценаристам - их рассказывать. Лукьяненко, например, работает над сериалом о серийном убийце Сергее Ткаче, а Тала Пристаецкая мечтает создать шоу о Серже Лифаре. По ее словам, через полную драмы биографию хореографа можно еще и исследовать современную «культуру отмены» - глобальная тенденция как-никак.
Мировые стриминг-сервисы потихоньку влияют на вкусы аудитории, но украинские площадки еще не настолько сильны, чтобы поставить на поток производство собственного контента. Телеканалы остаются главными заказчиками сериалов, так что, как говорит Евгений Туник, авторам приходится соблюдать баланс между вкусами телевизионной и онлайн-аудиторий.
Надежда на копродукцию
Выйти за пределы такого расклада можно с помощью копродукции - как международной, так и внутрирыночной. Украинская часть спикеров единодушно заявила, что партнеров за границей лучше и логичнее всего искать среди стран-соседей: благодаря похожему менталитету будет проще создать продукт, одинаково интересный зрителям в обеих (или больше) странах. Хорват Небойша Тараба это подтвердил и добавил, что для международного рынка в первую очередь важны история, ее качество, а также добавочная стоимость - некая социальная составляющая (например, вопросы коррупции, прав человека, проблемы ЛГБТ и т. п.), благодаря которой зрителя можно заставить задуматься. Пример такого проекта - сериал «Зломовчання», первый originals OTT-платформы OLL.TV, производимый совместно с Хорватией.
Стрибук добавила, что международная копродукция - это еще и отличный способ поднять планку качества производства. «Копродукция - это ведь не только про деньги, это еще и творческая синергия. Когда в процессе участвуют представители разных стран, то получается более широкий взгляд и на производство, и на проблему, о которой ты хочешь рассказать, и на реализацию», - объяснила продюсер.
Однако, выходя на глобальный рынок, не стоит пытаться с ним слиться или мимикрировать: самобытность, о которой мы поговорили чуть выше, важна и на международном уровне.
Именно поэтому партнерство с ближайшими странами выглядит очень перспективным: представителям Украины и, скажем, Польши будет несложно между собой договориться, а органичное сотрудничество смотрится выгоднее, чем притянутое за уши. Ирина Черняк добавляет, что здесь хорошо бы соблюсти еще одно условие: чтобы с обеих сторон участвовали равные компании - либо телеканалы, либо онлайн-платформы. «Иначе могут возникнуть разногласия и в ожиданиях, и в способах реализации», - подчеркнула она.
Если же говорить о копродукции внутри страны, то, как считает Ирина Костюк, здесь верный путь - осваивать новые модели производства сразу с несколькими партнерами. «Беспрецедентным кейсом стало продолжение «скаженой» франшизы - сериал «Скажені сусіди». Для него мы нашли сразу четыре источника финансирования: платформа «Киевстар ТВ», для которой проект станет ориджиналом и там состоится его эксклюзивная премьера, канал «1+1», где сериал покажут позже, господдержка и продакт-плейсмент», - привела пример продюсер. По ее словам, поначалу вещатель не верил в то, что в контент для телевидения можно привести спонсора, но в случае со «Скаженими сусідами» у агентства Brandly это получилось - и теперь такую модель планируют предлагать другим партнерам.
Прогнозы на будущее
Несмотря на то что денег украинским производителям сериалов пока не хватает, они уверены: будущее будет светлым. В последние годы в стране появляется все больше проектов, которые становятся событиями, и поводов думать, что этот процесс пойдет на спад, нет. Даже наоборот. «Наша уникальность в том, что украинцы еще очень многого о себе не знают, и нам как сторителлерам нужно это исследовать», - убеждена Пристаецкая.
Как, спросите вы? Очень просто: снимать, снимать и еще раз снимать - в разных жанрах, с разными партнерами и для разных аудиторий. Начало этому пути уже положено, так что главное - не останавливаться.