Во второй части большого интервью с директором OLL.TV Юлией Трибушной и директором по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федором Гречаниновым, состоявшегося в рамках подготовки аналитического обзора «Украинский рынок VoD: динамика, тенденции, готовность к производству originals», говорим преимущественно об оригинальном контенте, включая кейс сериала «Зломовчання» - первого originals платформы. Важно уточнить, что интервью проводилось более трех месяцев назад, но публикуется уже после премьеры «Зломовчання», которая состоялась 10 декабря. На презентации сериала мы уточнили некоторые моменты, чтобы дать читателям максимально полную информацию о проекте. Эти вопросы, чтобы не ломать логику, будут добавлены в основное интервью и помечены звездочкой.
- Большинство украинских платформ не могут позволить себе originals в традиционном понимании, поэтому на нашем рынке у этого термина могут быть разные значения. Что вкладываете в него вы?
Юлия Трибушная: Originals - это контент, создаваемый для платформы. Через какое-то время он может быть показан на телеканале или - теоретически - на YouTube, других платформах. Но критерии, которые предъявляются к этому продукту, формирует платформа: под свой бриф, свою аудиторию (насколько она ее понимает), под задачи, которые должен выполнить контент (привлечение, удержание аудитории, работа с конкретным сегментом - например, originals для мужчин 20-30 лет). В этом основное отличие originals от контента, который производится для телика, но может быть выложен на платформе до премьеры на телеканале с каким-то…
- Недельным окном?
Ю. Т.: Точно. Обычно контент после показа на телике выкладывается на платформах с каким-то окном. Может быть перевернутая история, так называемый catch forward, когда предпоказ происходит в диджитале. Но в нашем понимании это не originals. От того, кто заказывает продукт, кто диктует требования, кто его продюсирует, и зависит - это originals или телепродукт.
- Соответственно, в случае originals все права остаются у платформы.
Ю. Т.: Да.
- И финансирование тоже полностью за счет платформы?
Ю. Т.: Да. Хотя уточню конкретно по сериалу «Зломовчання»: все украинские права принадлежат нам, а все зарубежные - компании Beta Film, которая дистрибутирует вне Украины.
- На каком этапе сейчас производство «Зломовчання»?
Ю. Т.: Мы зашли в постпродакшен, до конца сентября ожидаем первые две серии. Они пока готовы без субтитров, дальше передаются на субтитрование. Напомню, герои сериала говорят на хорватском, русском, украинском и английском. Оригинальный вариант первой серии уже готов, мы внесли правки, на него сейчас накладывается музыка, которую мы выбрали. На платформе будет оригинальный вариант - с титрованием на украинском, также нам нужно подготовить вариант с украинским дубляжем.
В итоге сериал стартовал в трех языковых версиях: оригинальной, украино-хорватско-русскоязычной (с возможностью включить субтитры); с украинским дубляжем реплик на хорватском и оригинальным звучанием реплик на русском (она открывается по умолчанию); с дублированием всех иноязычных реплик по-украински
Хорватскую часть своей роли главная звезда сериала Ксения Мишина играла на хорватском, а потом дублировала себя же по-украински
- Считается, что украинский зритель не любит смотреть с субтитрами, ему нужен дубляж. Знаете ли вы о подобных предпочтениях своей аудитории или история с тремя языковыми версиями - это тоже эксперимент, призванный подтвердить какую-то теорию?*
Ю. Т.: Есть версия, что сериал с оригинальной дорожкой посмотрит очень мало людей, потому что в Украине, к сожалению, нет такой культуры. Но мы хотим, чтобы она развивалась, и вносим свою лепту: чтобы наши зрители вовлекались и становились в этом смысле более европейскими. В той же Хорватии, куда мы ездили на съемки, канал Discovery показывают на английском языке с хорватскими субтитрами, американские фильмы в кинотеатрах идут на английском с субтитрами. На самом деле это же отдельный кайф - слышать оригинальную речь актеров.
- В Хорватии было 38 съемочных дней, а в Украине?
Ю. Т.: 18.
- Конфигурация финансовых вложений копродюсеров (примерно пропорциональны количеству съемочных дней в каждой из стран) не изменилась?
Ю. Т.: Примерно. Точно сказать пропорции не могу, потому что после съемок возникают дополнительные расходы на титрование, озвучку и прочее. Отдельно запланированы небольшие инвестиции в промо, которое должно запуститься в Украине в конце сентября. Это будет наша отдельная история, не связанная с Хорватией.
- Я собиралась спросить, какие варианты промо срабатывают с вашей аудиторией в целом. Но можем поговорить об этом на примере кампании, запланированной для «Зломовчання».
Ю. Т.: Если говорить в целом, то работают разные варианты: и традиционное телевизионное промо, и маркетинг, и диджитал-инструменты, и наружка. В случае с промо originals сложно сказать, что работает, а что нет - это же наш первый эксперимент. Но кампания, которую мы сейчас разрабатываем, предполагает промо, обычно использующееся для крупных премьер - как выходящих на украинских телеканалах, так и в кинотеатрах. Это будет и наружная реклама, и большая телереклама, и интернет-реклама. Кроме того, думаем над какими-то нестандартными проявлениями.
До того как были смонтированы все серии и готов трейлер, платформа сняла специальный тизер, который был запущен 1 ноября. «Это отдельный piece of art, мы задействовали его в промокампании на ТВ и в интернете, - рассказала нам Юлия на презентации. - С неделю назад у нас появились трейлеры: двухминутный, который не влез в телик, и короткие (15 и 30 секунд), крутившиеся на ТВ. Также мы развесили борды, сделали рекламу в метро - в общем, задействовали все возможные инструменты».
Брендированные маски были сделаны не только для презентации: в компании планируют их широко распространять
- На каком этапе к промокампании «Зломовчання» подключилась Виктория Волонтырец?*
Ю. Т.: Она с нами с самого начала. Заходя в эту историю, мы понимали, что originals должен стать must see еще до того, как появится на платформе: очень важно, чтобы люди пришли, посмотрели и потом рассказали другим (кажется, нам удалось, но это еще нужно подкрепить собранными данными и анализом). Поэтому Виктория с нами еще с марта. Два месяца назад, когда стартовало промо, у нас были созданы тонны контента - видео, фотографий, статей, история об авторе книги, «Википедия». Мы понимали: как только проект появится на платформе, люди начнут искать о нем информацию. И подготовились.
- Виктория с вами только на этом проекте или будет заниматься промо всех originals платформы?*
Ю. Т.: Пока только на этом сериале, но думаем подключать ее и к дальнейшим проектам. Мы очень довольны сотрудничеством.
- На сколько потянуло промо в соотношении с затратами OLL.TV на производство сериала?*
Ю. Т.: И в этом кейсе, и в будущих бюджет промо примерно равен бюджету продукта.
- Традиционные виды промо работают для всего контента, доступного на платформе, или есть какие-то особенности?
Ю. Т.: Разные инструменты маркетинга и промо по-разному работают с тем или иным видом контента. Из внутренних инструментов мы используем тематические подборки: например, во время чемпионата Европы по футболу были очень популярны подборки фильмов о спорте - и новых, и старых. А когда играла Франция, мы делали подборки французских фильмов и сериалов разных лет. Тематические подборки очень хорошо работают, мы продвигаем их как на самой платформе, так и используя пуш-уведомления, персонализированные рассылки.
Внешние инструменты традиционные: поисковая реклама, интернет-реклама, видеореклама в YouTube и на сайтах, телереклама. Для телевизионных продуктов, которые были в эфире (шоу и сериалы), больше используем телерекламу. Когда фильм выходит в телеэфире, мы подключаемся к промо, которое делает канал, и выпускаем совместное промопроявление. При этом нельзя сказать, что вот это работает, а это - нет. Все очень зависит от контента и от времени, в которое он выходит.
- У вас хорошо работают событийные истории - тот же футбол или спецвыпуск «Друзей», который все ждали. А есть вечнозеленый контент?
Ю. Т.: В библиотеке «Амедиатека» есть вечнозеленые хиты как «Игра престолов», «Настоящий детектив», которые всегда в топе, без всякого маркетинга. А когда еще и появляется повод (например, 10 лет с момента выхода первой серии), возникают вспышки смотрения - помимо того, что продукт каждый день смотрят в больших количествах.
Федор Гречанинов: Традиционно у нас очень хорошо смотрят футбольные матчи, телеканалы и «Амедиатеки», о которой говорила Юля. И все больше смотрят фильмы как категорию. Телеканалы как категория протихоньку теряют в пользу фильмов и сериалов. Но внутри этих категорий сложно выделить отдельный контент.
Ю. Т.: Очень хорошо работают каналы, сформированные нами из вечнозеленого контента - например, канал «Игра престолов», «Секс и город». Несмотря на то что можно выбрать любую серию, в каналах этот контент смотрят больше, чем в VoD-библиотеке. Сейчас мы запустили «Канал первых серий», в котором собрали первые серии знаковых и новых сериалов. Его тоже очень хорошо смотрят.
Многие не хотят делать выбор, принимать решение: они пришли домой уставшие, хотят включить - и чтобы там что-то шло. Для этих людей очень хорошо работают и традиционные телевизионные каналы, и те, которые мы для них подбираем.
- Вы планируете выкладывать сразу все серии «Зломовчання» или постепенно?
Ю. Т.: Еще нет окончательного решения, но пока планируем, что это будет серия в неделю.
- Я понимаю, как это работает с точки зрения бизнес-модели, удерживания людей на платформе. С другой стороны, украинский зритель в массе своей не приучен к вертикальному программированию.*
Ю. Т.: Мы долго спорили: выкладывать раз в неделю, каждый день, выложить сразу все… И сделали выбор в пользу еженедельной выкладки именно из-за бизнеса. У нас есть недельный триал: мы даем людям возможность попробовать сервис за 1 грн, и не хочется, чтобы они за эту неделю отсмотрели весь сериал - хочется, чтобы остались с нами, если им понравятся две серии. Кроме того, у нас же много продукта HBO, ShowTime, которые выкладывают серии на платформе, как и на телеканалах в Америке, раз в неделю. И аудитория OLL.TV, которая смотрит «Декстер», «Секс в большом городе» и другие сериалы, уже привыкла к такому программированию. Если честно, сама не люблю такое (улыбается). Обожаю «Наследников», но держусь, не смотрю - жду, когда выложат все.
- А почему решили премьерить «Зломовчання» в тот же день, когда выходит продолжение «Секса в большом городе»?*
- Принимая решение о дате премьеры «Зломовчання», мы еще не знали, что «Секс в большом городе» будет в тот же день. Нам же было важно сделать премьеру именно 10 декабря: во-первых, под этот день рассчитывались технические работы - тестирование, транскодирование и т. д. Во-вторых, увидев, что первая серия хороша, а вторая - о-очень хороша, мы не хотели ждать целую неделю, прежде чем похвастаться ею перед людьми. Поэтому приняли решение выложить две серии сразу, а закончить показ 7 января, чтобы люди спокойно все посмотрели, пока будут праздники, каникулы. Мы, кстати, сегодня узнали, что «Секс в большом городе» тоже выложили первые две серии, а потом будут выкладывать понедельно, и подумали: либо это мы в тренде, либо HBO подслушали у нас идею (смеется). В общем, мы не считаем, что это проблема: очень хорошо, если люди придут на «Зломовчання» - и увидят, что у нас есть еще и «Секс в большом городе». И посмотрят и то и то. Или наоборот.
«Зломовчання» - первый эксперимент OLL.TV: возможно, следующий originals выложим по две серии или все сразу. Наши амбиции - через три года снимать по 10 сериалов в год. К этому моменту мы должны научиться и делать продукты, и выкладывать их, и анализировать, что нужно аудитории.
- Хочу уточнить озвученные сегодня планы: OLL.TV создаст 29 сериалов, 5 фильмов и одно большое шоу за ближайшие пять лет. Из них два сериала - в следующем году.*
- В 2022-м мы сделаем пять сериалов: два выйдут в следующем году, а продакшен остальных - для 2023-го.
- В финансировании «Зломовчання» участвуете только вы и хорватский телеканал HRT или производители - Drugi Plan и Star Media - тоже?
Ф. Г.: Конечно. Платформа участвует в процессе с точки зрения истории, монтажа - на всех этапах, но мы не берем на себя производственные риски. За это отвечают производители, и они инвестируют деньги.
Ю. Т.: Но как ими управляют, в каких пропорциях взяли у канала, у дистрибуторов, мы не знаем. Знаем только нашу долю участия и прав.
- Какие еще модели сотрудничества помимо копродукции вы рассматриваете, когда речь идет о распределении финансовой нагрузки? И правильно ли я понимаю, что для вас, учитывая подход к контенту, вариант разделить бюджет с телеканалом неприемлем?
Ф. Г.: На самом деле мы нормально относимся к производству для платформы и для ТВ, вместе с каналом «Украина» ищем истории, которые могли бы сработать и там и там. Возможно, для телеканала придется создать другую версию - например, вырезать самые острые или откровенные сцены.
Ю. Т.: Или переозвучить.
Ф. Г.: Кстати, о звуке. Для платформы мы можем сделать продукт, в котором люди говорят по-украински или по-русски, говорят на суржике. Для телика эта история неприемлема - каналу нужен украинский. Поэтому придется переозвучивать. Но опять же это вторично. Главное - найти истории, которые будут интересны и телеканалу, и платформе. Мы уверены, что такие истории есть, и для себя уже сложили требования к ним.
- То есть вы готовы идти в сторону мультиплатформенного контента.
Ю. Т.: Сегодня в Украине нет модели финансирования, которая позволила бы окупить создание хорошего продукта из одного источника. Если говорить о полном метре, то нет фильмов, способных окупиться в прокате.
- В прокате одной страны.
Ю. Т.: Если говорить о сериалах, то в Украине пока нет платформы, способной окупить сериал только за счет своей аудитории. Именно поэтому все участники рынка ищут наиболее выгодные модели. Мы ведем переговоры с продюсерами, которые взяли часть денег в Госкино, часть - у телеканала, часть - у платформы. Продюсерам, конечно, тяжело, ведь им нужно учесть разные интересы, специфику, аудиторию. Но именно такая модель позволяет создавать хороший продукт.
Ф. Г.: Я бы хотел добавить, что дефиниция «платформенный контент» изобретена в нашей части мира. Из-за бедности рекламного рынка телеканалы традиционно были очень ограничены в том, сколько могут потратить на серию. Поэтому, кто бы что ни говорил, всегда был компромисс с точки зрения картинки, качества и т. д. Любой продукт можно было бы сделать лучше. И продюсеры, и режиссеры могли бы рассказать свои истории «вкуснее», будь у них для этого…
- Например, деньги на длинный девелопмент. Как один из факторов.
Ф. Г.: Да, это один из важных факторов. Если мы посмотрим на очень успешные западные продукты - тех же «Друзей», «Секс в большом городе», «Игру престолов» (сериал создавался для кабельного, платного канала, но для канала), то увидим, что они могут прекрасно работать и на ТВ, и на платформе. Нельзя сказать, что, например, средний уровень сериала Netflix лучше, чем средний уровень сериалов CBS.
Ю. Т.: На том же Netflix самым просматриваемым сериалом последних лет был «Друзья», который 10 лет показывали в телике.
Ф. Г.: Но когда мы смотрим на то, что может заказать платформа в Украине, и сравниваем это с контентом, который идет на отечественных каналах, то понимаем - это совершенно другой контент. И поэтому ввели в обиход термин «платформенный продукт». На самом деле этот термин не позволяет что-либо классифицировать, а скорее говорит о сегодняшнем состоянии медиарынка.
Одной из причин, почему так случилось, исторически является то, что у нас провайдеры платного телевидения не производили качественный продукт. В отличие от того, как дела обстояли в США и Европе. Там платный рынок был ключевым источником для создания лучшего контента. У нас - нет. Поэтому мы оказались там, где оказались.
- Вы сказали, что фильмы на OLL.TV начинают набирать популярность как вид. А как внутри этого вида смотрят украинское кино?
Ф. Г.: Мы не готовы озвучить статистику, но один или несколько украинских тайтлов всегда в топ-10.
Ю. Т.: Сложно говорить об украинском кино в целом, потому что есть отдельные фильмы, которые смотрят много лет. Например, «Дике поле» всегда в топе, «Мої думки тихі», который смотрели весь прошлый год и весь этот.
- Правда, что «Думки» у вас на платформе напокупали больше, чем на миллион гривен?
Ю. Т.: Покупали очень хорошо. Мог ли там быть миллион? Наверное, мог. Точную цифру сейчас не помню.
- А есть ли у вас примеры, когда в прокате украинская картина прошла так себе, а на платформе ее смотрели хорошо?
Ф. Г.: Такого суперкейса у нас пока нет. Но, думаю, они будут появляться. Судя по всему, нас ждут новые локдауны, в связи с чем сборы в кинопрокате какое-то время будут оставаться достаточно низкими. И вот тут могут хорошо работать платформы. Впрочем, чтобы по-настоящему хорошо сработать, нужно активно промотировать тайтл. Мы это делать умеем, все необходимые ресурсы у нас есть. Поэтому если будем договариваться с производителями или дистрибуторами о выходе у нас каких-либо тайтлов эксклюзивно, можем, я считаю, добиваться прямо выдающихся результатов.
- Только эксклюзивно?
Ф. Г.: Если тайтл не эксклюзивный, делать его промо для всего рынка неразумно. Потому подозреваю, что в ближайшие годы для украинских кинопроизводителей модель эксклюзива будет выгоднее модели, при которой премьерный тайтл раздается всем.
Ю. Т.: Никто из участников не захочет вкладываться в его промо.
- Вы рассматриваете варианты партнерства с производителями кино?
Ю. Т.: Обсуждаем с продюсерами несколько проектов. Производители приходят к нам не с готовым продуктом, а на стадии создания или идеи, и мы вместе думаем как о продукте, так и о его промо.
- Что должно измениться на рынке, чтобы украинские платформы могли себе позволить производство originals в желаемом объеме? В OTT должно стать больше пользователей, они должны больше платить, должно умереть пиратство?..
Ф. Г.: Все перечисленное создает условия, чтобы создание originals было экономически оправдано. Но наличие условий еще не значит, что все произойдет само по себе. Впереди у платформ и производителей большая работа по поиску этого контента и языка, на котором нужно разговаривать с аудиторией. Будет много экспериментов, много успехов и неуспехов. Но я уверен - в ближайшие пять лет это произойдет, появится очень плотная конкуренция, и мы еще будем удивляться, как можно было думать, что будет как-то иначе.
- А емкость рынка, само по себе количество абонентов позволяет рассматривать это все как бизнес?
Ю. Т.: Сегодня в Украине около 5 млн домохозяйств, которые платят кабельным, ОТТ- и IPTV-операторам. Притом рынок довольно раздроблен: услуги этим 5 млн домохозяйств оказывают сотни провайдеров. Очень мало провайдеров имеют абонентскую базу, объем которой позволил бы им создавать контент. А те, у которых база есть, либо никогда об этом не задумывались, либо не готовы инвестировать на падающем рынке (речь о кабельных операторах, база которых уже не растет, а сокращается). Тем не менее мы видим, что люди переходят от кабельных к ОТТ-операторам, а ОТТ - это передовой загон, инвестирующий на растущем рынке. Как раз собственный контент - один из инструментов конкуренции для нас.
Ф. Г.: Понятно, что для создания originals нужен большой размер. Но учитывая, сколько занимает производство, необходимо действовать сильно наперед. Например, мы считаем, что через три года OLL.TV сможет окупить такой контент. Это значит, что начинать нужно уже сегодня, ведь при старте через три года придется ждать [появления проектов] еще три года. Мы верим в развитие рынка и нашей платформы - и готовы делать ставку, исходя из этого.
- Сколько платформ сможет вытянуть рынок, который сформируется через пять лет?
Ф. Г.: А это не вопрос, вытянет ли рынок. Это вопрос, вытянут ли платформы, найдут ли модель, в которой они, будучи относительно небольшими, смогут бодаться с большими, у которых много эксклюзивов.
- И сколько будет больших?
Ф. Г.: Две-три установившихся компании - это нормальная, здоровая история. Притом всегда найдутся компании-претенденты, которые скажут «Мы сможем лучше!» и будут запускать свои проекты.
Ю. Т.: На любом растущем рынке всегда есть желающие запрыгнуть в этот поезд.
Ф. Г.: Закрыть незакрытые ниши и в итоге перехватить лидерство - это вполне живая история. Также, думаю, на рынке будут относительно небольшие игроки - такие кэптивные компании, встроенные в свои экосистемы и живущие за счет них.
- Какие виды контента кроме сериалов и фильмов вы рассматриваете, если говорить об originals? Шоу, веб-сериалы, какие-то короткие формы?
Ф. Г.: В настоящий момент не рассматриваем, поскольку нет еще отлаженного процесса работы с оригинальным контентом. Это еще не фабрика. Вначале мы будем сосредоточены на крупных вещах, которые нам кажутся самыми важными и работающими лучше всего.
Ю. Т.: Хотя это не навсегда. Те же шоу мы обсуждаем и внутри группы, и со студиями, но пока не видим такого проекта, который соберет нужное количество пользователей на платформе.
Ф. Г.: Сейчас это вопрос приоритетов. Сегодня у нас в приоритете кино и сериалы.
- Правильно ли я понимаю, что в библиотеке OLL.TV нет российских сериалов?
Ф. Г.: Правильно.
- Это принципиальная позиция? Или аудитории они неинтересны?
Ф. Г.: Во-первых, мы считаем, что для появления украинского контента любого уровня наш рынок - по крайней мере на какое-то время - должен быть защищен от российского контента. Это протекционистская мера, к которой прибегают самые разные рынки: например, у французов была масса ограничений для американского контента, и это нормально.
- На нашем рынке есть такое ограничение, но оно не распространяется на диджитал - только на ТВ.
Ф. Г.: Точно. Во-вторых, мы считаем: большой разницы в ограничениях для телевидения и для платформ быть не должно. Если страна принимает решение, что такой-то российский контент показывать нельзя, то было бы правильно не показывать нигде. А запрет не показывать только на телике - просто убийство телика. Мы считаем, что справедливо эту историю разделить на всех.
В-третьих, OLL.TV является единственным в стране лицензированным OTT-провайдером. Потому любые существующие законодательные ограничения воспринимаем серьезно. Но если вдруг все на рынке начнут активно работать с русским контентом, и страна будет на это закрывать глаза - мы отреагируем. И, вероятно, будем вынуждены изменить свой подход. К счастью, сейчас почти все крупные ОТТ-провайдеры серьезно воспринимают решение, принятое в стране, и не работают с российским контентом.
Ю. Т.: Уточню: на сегодняшний день законодательство Украины написано таким образом, что получение лицензии ОТТ-оператора является добровольным, а не обязательным. Не все, но большинство операторов, несмотря на отсутствие лицензии, соблюдают требования о запрете российского контента.
- Весной, когда «Медиа Группа Украина» получила финансирование СКМ, был заявлен план выйти на безубыточность на протяжении пяти лет, при этом сместив доходы в сторону неэфирных. А каков план конкретно для платформы OLL.TV?
Ф. Г.: Раньше.
- Это сколько лет?
Ф. Г.: Здесь важно разделить безубыточность и потребность в финансировании. Это разные штуки. Прибыльный, растущий бизнес, который завтра хочет стать в два раза больше, требует инвестиций в развитие. Мы думаем, что сможем стать безубыточными на протяжении двух лет, но это не означает, что мы не будем дальше брать деньги на развитие. Если рынок пойдет по тому сценарию, который мы сейчас видим, и если мы будем развиваться так, как планируем, то любой инвестор захочет вложить в дальнейшее масштабирование успеха.
- А какая цель у этого бизнеса: стать крупнейшей платформой в стране, превратиться в производителя контента или, может быть, развить все до определенного уровня, чтобы потом продать?
Ф. Г.: Нами владеет не инвестиционный фонд, и у нас нет стратегии на выход. При этом мы, безусловно, понимаем, что, когда построим успешную компанию, она может стоить много денег и, конечно, ее можно продать. Однако это не первичная цель. Наша задача - построить устойчивый бизнес, стать лидером в сегменте.
Ю. Т.: И стать компанией, которая будет производить свой контент, тоже.
Ф. Г.: Все, что вы перечислили, - да, кроме продажи. Обычно, когда компания готовится к продаже, это чувствуется: короткий результат у нее превалирует над длинным. У нас же расписаны планы по 2025 год - с пониманием, что за его рамками это должен быть развивающийся бизнес.
- Расскажите о кейсе с «Амедиатекой». Эксклюзив - только вопрос цены, или были какие-то дополнительные условия?
Ф. Г.: Не думаю, что можем рассказывать, как это у нас получилось. Да и не очень хотим.
- Спрошу иначе: насколько сложно эксклюзивно договариваться о контенте такого уровня, учитывая, что конкуренты тоже договариваются?
Ф. Г.: Очень по-разному. Для части контрагентов есть просто цена, тендер - кто дал больше денег, того и эксклюзив. Есть другие контрагенты, с которыми интереснее - они учитывают не только фактор цены, но и, например, планы по развитию, продвижению. В конце концов, они знают, как мы платим, ведь договориться можно о чем угодно, однако вопрос в том, как договоренность будет выполнена послезавтра, если дела вдруг пошли не так, как планировалось.
Ю. Т.: Для многих правообладателей важно, как платформа борется с пиратством, как защищает их контент. Очень много нюансов, далеко не всегда это вопрос денег.
- А в случае с Европейскими футбольными кубками был вопрос цены?
Ф. Г.: Конечно. С футбольным контентом все предельно просто - там тендер.
- Скажите, а Netflix для вас конкурент? И как на рынок повлияет приход других международных платформ, которые рано или поздно придут?
Ф. Г.: Непрямой. Разумеется, есть люди, которые будут выбирать между Netflix и OLL.TV, но этот сегмент небольшой. Все-таки OLL.TV - платформа для абсолютного большинства людей в стране, базовый продукт, где есть украинские телеканалы, а у Netflix их нет. Мы освещаем большие события: футбольные чемпионаты, Олимпиаду, ведем прямые трансляции - у Netflix, опять же, этого нет. То есть Netflix - хорошая вторая подписка. Вторая. Будучи только там, пользователь немножко оторван от происходящего в стране, а мы всегда были и будем намного более локальны.
С другой стороны (на рынке все меняется, во всяком случае сегодня), в подписке «Амедиатека» на OLL.TV есть много прекрасных западных сериалов, которых нет на Netflix. Хорошо ли, что Netflix здесь есть и развивается? Хорошо. Но если бы компания при этом еще и по-настоящему боролась с пиратством - было бы гораздо лучше.
- А она, судя по всему, не борется: любой продукт Netflix можно найти у пиратов.
Ф. Г.: Совершенно верно.
- В ноябре подписка «Амедиатека» перестала быть эксклюзивом OLL.TV, появившись на MEGOGO. Что случилось?*
Ю. Т.: Права на все проекты «Амедиатеки» принадлежат нам. Мы экспериментируем и сейчас отдали права в один из пакетов MEGOGO: у нас они есть во всех пакетах, у MEGOGO - только в максимальном. Хотим посмотреть, как сработает: на MEGOGO - за 300 грн, на OLL.TV - за 109 грн. Есть гипотеза, как это может работать в нашу пользу в том числе. Но опять-таки это эксперимент.
- Кто ваш главный конкурент в борьбе за аудиторию, помимо других платформ?
Ф. Г.: Пираты - самый неприятный конкурент, поскольку мы с ними, очевидно, играем по разным правилам. А чтобы рынок развивался, все должны конкурировать в одинаковых условиях.
Ю. Т.: Притом пиратские сайты в Украине пиратят все - и фильмы, и сериалы, и Netflix, и HBO, и футбольные трансляции, и телеканалы. Это огромный конкурент, гораздо больше, чем бесплатный YouTube или любая платформа.
- И что, в этом плане ничего не меняется? Результата консолидированной борьбы рынка нет?
Ф. Г.: Все больше и больше людей выбирают легальные сервисы. Есть ли в том заслуга инициатив по борьбе с пиратством - не знаю, потому что большую часть работы по борьбе с пиратством игроки, и мы в том числе, делают сами. Но, как борьба с любой преступностью, это все равно вопрос процентов. Если бы не было приложенных усилий, конечно, уровень пиратства был бы еще больше.
Ю. Т.: Однако этих усилий явно недостаточно.
Ф. Г.: Задачу можно решить только в комплексной работе с правоохранительными органами. А для них с точки зрения кибербезопасности пиратство - лишь один из сегментов. В ситуации гибридной войны для них это не приоритет. И это не упрек в их адрес.
- Понятно, это констатация факта.
Ф. Г.: Есть ли шаги, которые государство могло бы (я уже не о киберполиции) сделать, чтобы бороться активнее? Есть, и надеемся, что с точки зрения законодательства и определенных решений СНБО они будут сделаны. Мы работаем с депутатами, и они об этом знают.
Ю. Т.: Только системная работа на всех уровнях - законодательном, исполнительном и по безопасности, усилиями отдельных провайдеров и правообладателей, - сделает это значимым.
- А должно ли государство участвовать в развитии рынка? Например, выделять деньги на производство контента для платформ. Или вот была у нашего президента идея создания общегосударственной платформы для всего украинского контента.
Ф. Г.: Вот это создание общегосударственной украинской платформы…
Ю. Т.: Мы знаем, как это иногда бывает.
Ф. Г.: Как это всегда бывает. Ее, конечно, делать не нужно. Мы все тогда сойдем с ума и не будем понимать, в какую сторону бежать. Теперь о государственной поддержке: недавно первый заместитель руководителя Администрации президента России Сергей Кириенко сказал, что в этом году грантовая государственная поддержка на производство контента составит 35-40 млрд руб., то есть примерно $500 млн. На один год. Только грантовой поддержки, которую не нужно возвращать. Эта цифра не включает в себя расходы государства на «Первый канал», ВГТРК, Russia Today и т. д.
- И, видимо, не включает негрантовую поддержку, рибейты и налоговые возвраты в регионах.
Ф. Г.: И это учитывая, что российский рекламный рынок во много раз больше украинского. И платный рынок во много раз больше. Если собрать все деньги в медийной индустрии РФ, мы увидим, сколько тот, с кем мы ведем гибридную войну, тратит на информационную составляющую этой войны. Затем мы посмотрим на весь украинский рынок… Нужна ли индустрии поддержка государства, чтобы противостоять? В моем понимании, безусловно, нужна, ведь сегодня мы не можем говорить только про бизнес. Не получается.
- В этом направлении ведется какая-то работа?
Ф. Г.: Есть Госкино, Украинский культурный фонд - я не говорю, что нужно открывать новые программы. Был вопрос: должно ли государство поддерживать? Должно - если хочет успехов в этой войне. Платформы объективно становятся все более и более значимой частью рынка. И, конечно, для контента этих платформ должны быть программы государственной поддержки.