Вчера, 1 ноября, на Netflix в почти 20 странах Европы (включая Украину) одновременно состоялась премьера украинского игрового сериала «Перші дні» (международное название – Those Who Stayed), созданного в копродукции с немецкой студией Red Arrow Studios International и главными вещателям Финляндии (YLE), Швеции (SVT) и Норвегии (NRK). Случай беспрецедентный, ведь раньше такого просто не было – чтобы украинский игровой проект, еще и основанный на реальных событиях, получил премьеру в Украине и во многих странах Европы на мощнейшем глобальном стриминг-сервисе.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
Впрочем, в этом проекте много необычного: рекордные сроки разработки и производства, нетипичный для Украины формат антологии, объединение шести режиссеров под руководством одного шоураннера и, конечно же, очень интересная копродукционная схема с привлечением многих международных партнеров. Обо всех самых интересных производственных и творческих аспектах этого без преувеличения уникального кейса нам рассказали одна из продюсеров проекта, директор по развитию и копродукции FILM.UA Group Катерина Вишневская и автор идеи, шоураннер и сценарист Анастасия Лодкина.
Но сначала – о самом проекте, режиссерами которого стали Артем Литвиненко, Тала Пристаецкая, Павел Остриков, Алексей Есаков, Валентин Шпаков и Катя Царик.
Итак, «Перші дні» – это сериал-антология из шести 30-минутных эпизодов, каждый из которых рассказывает отдельную историю людей, по тем или иным причинам решивших остаться в Киеве в начале полномасштабного вторжения россии.
Это история о женщине, которая с детьми вынуждена жить в одном доме с двумя своими мужьями: нынешним и бывшим. Также – история о семейной паре двух женщин с маленьким сыном и кучей домашних животных, вынужденной разделиться в первый день войны. Еще – о сотруднике зоопарка, который застревает на работе вместе со своими подопечными (реальная основа этого эпизода – история зоопарка «12 місяців» в селе Демидов Киевской области, где более месяца в плену врага вместе с местными жителями находились несколько сотен животных: все это время зоопарк оставался без еды, света, газа, электричества и связи). Кроме того, история о немце, который приезжает в Киев, чтобы забрать свою девушку, но приобщается к волонтерскому движению. Еще один эпизод рассказывает о бездомном, что хочет попасть в ТрО и заботится о маленьком мальчике. А также – серия об известном артисте, проводящем стримы моральной поддержки из своей квартиры в самом центре столицы (в основе эпизода – история Андрея Данилко, жителя знаменитого Дома со звездой, одной из архитектурных доминант Крещатика).
Кадр из эпизода «Будинок із зіркою»
Катерина Вишневская отмечает, что хотя для международного рынка проект называется Those Who Stayed («Те, кто остался»), название в Украине – «Перші дні», чтобы избежать «отделения одних украинцев от других, ведь любое решение – и поехать, и остаться – ни для кого из нас не было легким».
Продюсеры сериала «Перші дні» Катерина Вишневская (в центре) и Анна Елисеева, а также режиссер Алексей Есаков на допремьерном офлайн-показе сериала, состоявшемся в киевском кинотеатре «Оскар» за неделю до выхода проекта на Netflix
Но есть еще один аспект касательно названия. «В сентябре мы были в Чехии, на фестивале Serial Killer в Брно. Общались там с чешским и эстонским телевидением (это также вещатели нашего проекта), и им очень нравится именно название «Перші дні», – рассказывает продюсер. – Ведь сейчас, за полтора года полномасштабной войны, понемногу забывается самое ее начало. И наш проект напоминает, как оно было тогда, когда мы совершенно не понимали, продолжим ли существовать». Кстати, идея проекта «Перші дні» появилась хотя и не непосредственно в первые дни, однако менее чем через месяц после 24 февраля 2022 года. Но – обо всем по порядку.
О появлении идеи и начале работы
Идея проекта зародилась в корпоративном чате FILM.UA Group, который в начале вторжения – как, вероятно, и любой другой украинский рабочий или дружеский чат – был полон вопросов «Как ты? Где ты?».
«Этот рабочий чатик FILM.UA действительно очень поддерживал, люди постоянно были на связи, – вспоминает Анастасия Лодкина. – Мы очень переживали за коллег, которые остались в Киеве или в области – как, например, [директор компании POSTMODERN Digital] Егор Борщевский, не выходивший на связь несколько дней: мы знали, что он в Буче сидит где-то в подвале… Именно в этом чате кто-то написал о зоопарке «12 місяців». И вообще мы там постоянно делились разными историями, так что однажды мне пришло в голову сложить их все в общую концепцию. Я помню, как 17 марта 2022 года сформировала и направила коллегам письмо, в нем собрала истории, которые мы обсуждали в чате, добавила те, что слышала от своих знакомых, – например, о женщине, вынужденной жить с нынешним и бывшим мужьями и детьми от этих браков, – и коллеги начали предлагать свои идеи».
Шоураннер Анастасия Лодкина (слева), режиссер Павел Остриков и продюсер Анна Елисеева
По словам Анастасии, на этом этапе ни о каком практическом воплощении никто и не думал, ведь «мы не знали, чем даже месяц закончится». Но в то же время было понимание что непонятно как, но надо рассказать «обо всех этих людях, и об этом зоопарке, и об этом Данилко, который сидит один-одинешенек в Доме со звездой – и все знают, где он живет: легко было представить, как к нему придут русские солдаты, высадят дверь и спросят за все его шутки о них».
Катерина Вишневская присоединилась к проекту одновременно с тем, как рождалась идея, ведь продюсер – тоже часть этого чата FILM.UA. Катерина постоянно проживает в Лондоне, но в начале полномасштабного вторжения как раз была в Киеве. «Когда мы уезжали, то сначала я с семьей отправилась в Молдову, потом в Румынию, а оттуда был долгий путь домой в Лондон, – вспоминает она. – И на этом пути в конце марта 2022-го мне удалось попасть во Францию на фестиваль сериалов Series Mania, куда я приехала с концепцией проекта и начала ее тестировать. У нас уже было понимание: мы не имеем права останавливаться, нужно продолжать работать, творить, рассказывать истории, потому что это наше сопротивление».
Кадр из эпизода «Білий»
Там же, на Series Mania, Вишневская нашла первых партнеров проекта – мощного международного дистрибутора, немецкую компанию Red Arrow Studios International. Тогда же, весной 2022-го, было заключено co-development-соглашение с Red Arrow. Обычно украинские продюсеры ищут копродакшен-партнеров уже с готовым сценарием, библией персонажей, соответствующим пакетом документов. Но, понимая ситуацию в Украине, важность того, чтобы рассказать эти истории как можно быстрее и поддержать украинские таланты, Red Arrow пошли навстречу – и с их помощью работа началась сразу над сценариями всех эпизодов.
О написании сценариев и подборе режиссеров
Сценарии эпизодов писались в течение лета – осени 2022 года. «Мы сразу решили, что будет круто взять разных режиссеров и показать разные украинские таланты, разные голоса, – вспоминает Анастасия Лодкина. – Поэтому мы были очень, как говорится, director-driven. Мы предложили собранные истории режиссерам: кто-то взял из этой нашей подборки, а кто-то предложил свою тему и сам ее написал».
В частности, такими режиссерами-сценаристами оказались Артем Литвиненко, Павел Остриков и Тала Пристаецкая, для которой, кстати, «Перші дні» стали режиссерским дебютом. «Артему Литвиненко мы сразу настоятельно рекомендовали историю о зоопарке», – рассказывает шоураннер.
Кадр из эпизода «У зоопарку»
Анастасия продолжает: «Мы знали, какой Артем перфекционист в подготовке к съемкам, и столь сложный эпизод – со съемками совершенно непредсказуемых животных – хотели доверить именно ему. Артем согласился снимать, и он также написал сценарий. Павел и Тала ознакомились с нашим списком предложений, но придумали другие – более личные – прекрасные истории».
Режиссера-дебютанта Талу Пристаецкую поздравляет с премьерой сценарист и шоураннер Евгений Туник («Перші ластівки», «Перевізниця»)
Лодкина призналась, что к проекту также очень хотели приобщить Антонио Лукича. «И у него была своя история, он был готов ее писать, но не снимать: не сходились графики. А нам он был нужен «целиком»… Теперь я понимаю, что, наверное, нужно было с ним договариваться о написании, а потом он влюбился бы в эту историю и согласился бы снимать. Я получила большой опыт работы с режиссерами – шестеро за один год! – так что теперь понимаю, как это работает», – с улыбкой рассказывает шоураннер.
Сценарии к эпизодам других режиссеров проекта – Алексея Есакова, Валентина Шпакова и Кати Царик – писала Анастасия Лодкина: сама или в соавторстве с Сергеем Лущиком (эпизод «Київ – Берлін»). И кстати, для Царик – режиссера-постановщика музыкальных шоу, премий и клипов – «Перші дні» тоже стали дебютом в сериалах.
Еще одна дебютантка – Катя Царик
«На самом деле Катя – не совсем дебютантка. У нее есть короткометражка, по которой хорошо видно, что она классный режиссер со своим голосом, – отвечает шоураннер на вопрос, не рискованно ли было привлекать в столь важный проект режиссера без профильного опыта. – Вообще-то я давно за Катей наблюдала и хотела с ней поработать. А еще у них такой супружеско-творческий союз с оператором Юрием Королем... Мне показалось, что какая-то магия должна произойти – так и вышло. Ну и также Катя в дружеских отношениях с Андреем Данилко, а он – пусть и неофициальный, не буквальный, но прототип героя истории, которую она снимала».
О том, как выстраивать производственные процессы в ультракороткие сроки
В общей сложности от появления самой идеи до непосредственного захода в съемочный период, который длился 33 съемочных дня, прошло меньше года. Как можно было успеть? О таймлайне проекта рассказывает Катерина Вишневская.
Итак, подбор авторов и написание сценариев происходили летом – осенью прошлого года. Но еще был процесс согласования с партнерами Red Arrow, поэтому все шесть сценариев были готовы в декабре 2022-го. «Но конец года – это такое неудобное время: Рождество да еще и закрытие финансовой отчетности. Тогда было ощущение, что прямо сейчас мы ничего не сделаем: кто из потенциальных партнеров захочет сейчас смотреть эти сценарии? Кто будет принимать решения? Поэтому нужно ждать нового года. Так и вышло. Было жутко. Потому что оставалось мало времени, а мы чувствовали необходимость рассказать наши истории прямо сейчас, не через год. Но прошел январь 2023-го – и все начало двигаться максимально быстро, несколько процессов параллельно», – рассказывает продюсер.
Первой – в январе 2023-го – свое участие в проекте подтвердила национальная телерадиовещательная компания Финляндии Yle. «Просто написали сообщения в WhatsApp: "We are in"», – вспоминает Вишневская. Далее в том же январе подтвердилась шведская общественная телевещательная организация SVT. И в этом же месяце на Гетеборгском кинофестивале, где проект Those Who Stayed был презентован в индустриальной секции TV Drama Vision, к партнерству присоединилась норвежская национальная общественная телерадиокомпания NRK. «В презентации проекта у нас были только логотипы Yle и SVT, но норвежцы так быстро подтвердили все, что мы успели и третий логотип добавить. Ведь это производит впечатление – почти вся Скандинавия с нами!», – вспоминает Катерина.
Чуть позже проект получил дополнительное финансирование – от присейлов лицензии на показ национальному французскому вещателю France TV, общественным вещателям Исландии и Дании (RUV и DR соответственно), крупному дистрибутору из стран Бенилюкса Lumiere.
Актеры сериала «Перші дні»: Антонина Хижняк, Григорий Бакланов, Тарас Цимбалюк и Анастасия Цимбалару
Препродакшен запустился в феврале. «Одно дело – иметь подтверждение в WhatsApp или в e-mail, а совсем другое – подписанный договор, еще и с национальным телерадиовещателем. Наши партнеры – очень большие компании, конечно, у них все происходит не так быстро. На самом деле вовремя получить деньги на производство – это была сложная ситуация для всех, но благодаря Red Arrow ее удалось решить. Многие – да все на самом деле! – поверили тогда в нас. Включая студию FILM.UA. Поверили, что мы должны и можем это сделать», – говорит Вишневская.
Такая спешка была обусловлена натурой и локациями: «Перші дні» рассказывают о Киевщине начала полномасштабной войны – от 24 февраля до освобождения области, состоявшегося 2 апреля 2022 года. Соответственно, снимать все это в мае, когда в Киеве уже все цветет, было бы просто невозможно. «У нас было четкое понимание: либо сейчас, либо никогда, – говорит продюсер. – Эта история не могла ждать еще год».
Проект зашел в производство в марте. Выбранный формат антологии помог ускорить съемочный процесс, поскольку разные эпизоды можно было снимать одновременно. «Так что мы двумя блоками по три эпизода все отсняли, а летом и до середины сентября 2023-го делали постпродакшен и сдавали материалы», – резюмирует Вишневская.
Такое интенсивное производство требует значительных вложений, однако создатели сериала неоднократно отмечали, что сериал удалось сделать максимально бюджетно, в то же время не потеряв качества. К каким же производственным лайфхакам прибегли? «Прежде всего стоит прояснить – бюджетно для украинского или для международного рынка, – уточняет Катерина Вишневская. – Для этого позволю себе процитировать Аню Елисееву, которая в одном интервью очень классно сказала, что бюджет нашего проекта выше среднего на украинском рынке – особенно сейчас, во время полномасштабной войны. Впрочем, он одновременно намного ниже нормы европейского рынка для таких проектов».
Кадр из эпизода «Київ – Берлін»
А в отношении лайфхаков продюсер отмечает два аспекта: «Во-первых, на самом деле все – каждый человек в команде – хотели сделать эту историю. А когда ты делаешь то, что действительно должен и хочешь делать, – оно как-то лучше получается. Это даже не продюсерский, а скорее жизненный лайфхак. Ну а во-вторых, такое, вероятно, могло произойти только во время войны, поскольку в стране меньше производства – и лучшие специалисты были доступны. У нас было ощущение, что не только актеры проходили кастинг, а он проводился буквально на каждую позицию. Поэтому каждый участник съемочной группы – это просто самый лучший человек, который мог быть на этом месте. И это видно, когда смотришь готовый продукт».
Об отсутствии кадрового голода
Одна из серьезных проблем, о которой все чаще говорят в украинской индустрии, – кадровый голод из-за полномасштабной войны. Но команда сериала «Перші дні» его не ощутила. «Мы переживали из-за этого перед началом съемок: знали, что многие женщины уехали, операторы на фронт ушли, актеры… И нам при этом нужно было сделать весь кастинг за три недели, хотя обычно нужны месяцы, чтобы найти только главных героев, – вспоминает Анастасия Лодкина. – Но в результате мы почти на каждую роль выбирали из нескольких по-разному лучших вариантов!»
Юный актер сериала «Перші дні» Михаил Корженивский и его старший коллега Александр Рудинский
Шоураннер рассказала, что на этом проекте почувствовала расцвет украинских талантов после закрытия сотрудничества с россией. «Все расцвело! Настоящий ренессанс! – признается она. – Сначала в большом количестве, словно ниоткуда, появились актеры – невероятные таланты, потом – режиссеры, операторы. Раньше казалось, что они есть, но их мало, за них нужно драться, потому что они постоянно заняты. А сейчас их столько! Лично для меня это просто большое открытие в этом году: я догадывалась, но не имела возможности проверить на практике в таком объеме. А здесь, по сути, мы сняли шесть фильмов с шестью разными, но одинаково мощными командами».
О шоураннерстве в Украине на практике
Не секрет, что в Украине шоураннерство в глобальном понимании – как уникальный авторский голос, сводящий к общему знаменателю весь сериал, часто написанный и снятый разными сценаристами и режиссерами, – явление довольно редкое.
Кадр из эпизода «Будинок із зіркою»
«Шоураннер в Украине – это зачастую такая более административная позиция. Да, ты что-то придумываешь, собираешь команду, но все равно ты не носитель какой-то уникальной идеи, оригинального авторского голоса в этом своем сериале, – соглашается Анастасия Лодкина. – Как быть в Украине шоураннером? Сложно, на практике в Украине шоураннер – это канал. Как работают Шонда Раймс, Райан Мерфи или Ник Пиццолатто? Конечно, они в постоянном диалоге с платформами, но именно за ними последнее слово, именно они экспериментируют, идут на риски, придумывают то, чего еще не было, и определяют, каким будет готовый продукт. А у нас это пока обычно определяет канал. Я не осуждаю, не жалуюсь – это индустрия, бизнес: нужно минимизировать риски. Но мне кажется, что сейчас что-то начинает меняться и у конкретных украинских шоураннеров появляется больше творческой свободы».
Первым украинским шоураннером Лодкина считает Артема Литвиненко – автора сериала «Нюхач», который среди прочего стал первым украинским тайтлом в каталоге Netflix. «Он и придумал «Нюхача», и написал, и снимал его как режиссер; по американской классике он – шоуранер», – объясняет Анастасия.
К этому же списку она относит, например, Талу Пристаецкую («Кріпосна»), Евгения Туника («Перші ластівки») и Наталку Ворожбит («Спіймати Кайдаша»). «Наталка уникальна еще и в том, что ее «Спіймати Кайдаша» выстрелил, хотя в это мало кто верил. И это тотально авторский голос: видно, что это сериал, снятый шоураннером. Он крутой, невероятный, но в то же время еще и сработал на аудиторию, – объясняет Лодкина. – Еще один такой пример – «Перші ластівки» Жени Туника: это тоже было рискованно. Никто не думал, что будет такой успех, а он произошел. Поэтому нужно, наверное, больше доверять шоураннерам».
О правках от западных партнеров
Но конечно, какой бы ни была шоураннерская свобода, а без согласований не обойтись – особенно в крупном копродукционном проекте, рассчитанном на международный рынок.
Право вносить корректировки было только у копродакшен-партнеров – Red Arrow, Yle, SVT и NRK – но они им пользовались очень осторожно. «Все действительно сердечно относились к проекту, мы почувствовали это на каком-то эмоциональном личном уровне, – рассказывает Вишневская. – Конечно, мы сделали историю привлекательной для их аудитории, но учитывалось, что речь идет о личном человеческом опыте. И у них этого опыта нет. Что условный швед, никогда не видевший войны, может прокомментировать человеку, который провел несколько дней в бомбоубежище? Партнеры сами это понимали, поэтому очень добросовестно относились к правкам. Но в то же время их общий опыт очень нам помог. Мы действительно благодарны нашим партнерам за их комментарии».
Кадр из эпизода «Мами»
Но что же именно правили западные партнеры? Возможно, шутки, которые хоть и в ограниченном сложной темой количестве, но все же удалось добавить в проект, – ведь юмор не очень хорошо «путешествует»? Как оказалось, нет. «На самом деле меня поразило, что все эти маленькие моменты, где мы могли позволить себе иронию и какие-то светлые шутки, не вызывали вопросов, – говорит Анастасия Лодкина. – Партнеры читали и комментировали, что это смешно, мило и хорошо работает. Поэтому мы поняли: разница между нами не так велика, как нас всегда пугали».
В целом правки сводились к объяснению определенных разночтений культуры и ментальности, а также опыта проживания войны. «Были отдельные деликатные, но искренние вопросы от партнеров – почему этот герой ведет себя так беспомощно, почему эта героиня так истерична, она же с ребенком? И наш ответ был: люди так себя вели, когда проснулись от взрывов, – рассказывает Лодкина. – Не как киногерои, а как реальные уязвимые люди в шоковом состоянии. Когда ты очень хочешь защитить своего ребенка и объяснить ему все, успокоить. Но при этом все, что ты реально можешь, – это прятать от него свои слезы и позволить играть на телефоне восемь часов подряд, чтобы не боялся, не думал о плохом и не видел родителей в разобранном состоянии».
Кадр из эпизода «Сім’я»
Но вообще можно сказать, что культурных, бытовых, ценностных сходств оказалось больше, чем различий. «Мне кажется, что западные партнеры были удивлены тем, что могли просто идентифицировать себя с нашими героями, – подчеркивает Лодкина. – Они этого не говорили прямо, но чувствовалось, что они были в шоке. Шокированы тем, что эти люди, украинцы, живут в таких же квартирах, как они, и у них в целом такие же проблемы. Говорили нам: «Это совсем как я. Это словно война в метре от меня самого». Мы между собой много говорили о том, что хотим сказать своим проектом миру. И я, и Катя Вишневская, и Аня Елисеева постоянно сталкивались за границей с одними и теми же вопросами: «Почему вы воюете?», «Почему вы не сдаетесь?». И вот это первое, что мы хотели показать: почему мы не сдаемся. Почему люди остались и решили сопротивляться. Мы хотели показать, что на самом деле Украина – ценностная и цивилизационная часть Европы. И мы – не какая-нибудь мятежная колония, частица империи, а отдельная независимая страна, ведущая борьбу за свои ценности».
Об общем числе партнеров и их ролях в проекте
В копродукционном кейсе проекта «Перші дні» разобраться достаточно сложно, ведь постоянно появляются сообщения о новых партнерствах. Но эти партнерства имеют разный статус. «Официальные копродукционные партнеры – это мы, украинская студия FILM.UA, скандинавские вещатели Yle, SVT, NRK и немецкая компания Red Arrow. Скандинавские партнеры вложили одинаковую сумму денег, поэтому имеют паритет как партнеры и получают права на своей территории, но не претендуют на глобальную долю в проекте. Остальные страны – это продажи на раннем этапе, лицензирование на ограниченное время в отдельную страну. И список именно этих партнерств постоянно пополняется», – объясняет Вишневская. К упомянутым выше первым партнерам, купившим лицензии на показ сериала в своих странах, вскоре присоединились Чехия, Эстония, Австралия. «И уже с этого октября, с рынка MIPCOM в Каннах, мы активно начали продавать проект в другие страны», – добавила продюсер.
Что касается финансирования с украинской стороны, то его удалось обеспечить благодаря поддержке проекта ТСА Агентства США по международному развитию USAID, а также партнерству с группой 1+1 media. «У нас есть украинский вещатель – «1+1». Они нам также помогли, присоединились к проекту, и впоследствии сериал будет показан в эфире каналов группы», – рассказала Вишневская. К тому же даже при наличии соглашения с Netflix «Плюсы» смогут добавить проект в библиотеку своих диджитал-площадок, хотя и не сразу.
О лицензировании для разных стран в контексте продажи на Netflix
И наконец, самый интригующий вопрос: как лицензирование для разных стран сосуществует с продажей проекта в библиотеку глобального стримера? «Премьера сериала на Netflix состоялась 1 ноября в Украине и всех странах Центральной и Восточной Европы. Но Скандинавия не является частью этого региона, поэтому пересечения интересов здесь нет – так же как с Францией или Австралией. Что касается вещателей Эстонии и Чехии – да, они часть региона СЕЕ. Но они присоединились к проекту очень рано, поэтому Netflix, во-первых, о них знает, а во-вторых, это же телевизионный показ и другой вид прав. То же касается и Украины», – проясняет Екатерина Вишневская.
Кадр из эпизода «Білий»
Также продюсер поделилась самыми свежими новостями о лицензировании сериала «Перші дні»: в Каннах проект был продан в Португалию, Японию, Канаду. «И Канада – это очень важно. Потому что туда, особенно на англоязычный канал, украинский контент – да и вообще любой неанглоязычный контент – почти не продается, – подчеркнула Вишневская. – Ну а стратегическая наша цель – Соединенные Штаты: самая сложная территория, но будем над этим работать».