Полномасштабная война в корне изменила процессы финансирования контент-производства из-за первоочередной необходимости направлять государственные средства на нужды военного времени. Впрочем, понимание приоритетов все же оставляет открытым целый ряд насущных индустриальных вопросов, суть которых была лаконично сформулирована в названии панельной дискуссии KMW 2023: «Ко времени или не ко времени? Государственная поддержка контент-индустрии в условиях полномасштабной войны». Участие в беседе приняли представители ключевых профильных институтов: глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Марина Кудерчук, заместитель министра по вопросам европейской интеграции Министерства культуры и информационной политики Украины Тарас Шевченко и заместитель главы Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Олег Черныш.
Модерировала дискуссию, о которой мы рассказываем в рамках спецпроекта Kyїv Media Week 2023, общественный деятель, культурный и медиаменеджер, член Наблюдательного совета Украинского института Юлия Федив. Она начала с вопроса к Марине Кудерчук, поинтересовавшись, как именно Госкино в будущем году планирует распорядиться средствами, заложенными в проект госбюджета на поддержку кинематографии. Федив уточнила, что распоряжаться уже должно быть чем, ведь в 2024-м расходы на кино планируется увеличить в шесть раз по сравнению с нынешними (речь идет о 618 млн грн, из которых 589 млн грн – на господдержку кинематографии; этот вариант государственного бюджета Верховная Рада приняла в первом чтении 19 октября. – MBR).
Свой ответ Кудерчук начала с напоминания о том, что, даже несмотря на полномасштабную войну и бюджетные ограничения, в прошлом году было завершено 22 фильма при поддержке Госкино, и выразила надежду, что 15–18 будут завершены в этом году.
Если выделить игровое полнометражное кино, то, по данным аналитиков MBR, в частности, речь идет об этих фильмах
Если упомянутый бюджет будет утвержден, конечно, будут проведены конкурсы Госкино. «Если все будет хорошо, то, надеюсь, мы сможем объявить новый конкурс где-то в конце января – начале февраля», – сказала глава агентства.
Кудерчук отметила, что процедура проведения питчингов не изменится, а вот тематика конкурсов может быть актуализирована: «Мы обсуждаем с Министерством культуры, что сейчас кино должно быть больше направлено на сохранение нашей истории, документирование настоящего, поскольку без истории нет будущего, – пояснила пани Марина вектор возможной актуализации. – И также говорим, если будет поддержка девелопмента через УКФ и будут конкурсы иновещания на производство сериалов, то все наши институты будут работать в едином ключе».
С вопросом о том, на какую же именно поддержку от УКФ в будущем году могут рассчитывать представители аудиовизуального сектора, модератор обратилась к представителю Минкульта.
В свою очередь Тарас Шевченко сразу сказал, что, к сожалению, не стоит рассчитывать на что-то очень существенное: «В редакции к первому чтению бюджета на Украинский культурный фонд было заложено чуть более 200 млн грн (точнее – 215,6 млн грн. – MBR). А это не такая уж большая сумма, если речь идет обо всех направлениях культурной сферы».
Как видим, в грантовом сезоне текущего года через УКФ не финансировался девелопмент игрового и предпродакшен неигрового кино. Возможно, в следующем году это изменится, как на то надеется глава Госкино
Но есть и хорошие новости. «Для нас важно, чтобы для украинских компаний были открыты средства наших европейских и американских партнеров. Есть большие средства в Европе, в частности по программе Creative Europe. И сейчас мы обратились к Creative Europe, чтобы для украинских компаний были открыты все конкурсы, касающиеся аудиовизуальных программ. Ведь теперь, выполнив обязательства по принятию Закона «Про медіа», Украина отвечает всем техническим требованиям, – рассказал заместитель министра по вопросам европейской интеграции МКИП. – И сейчас нужно выполнить соответствующие процедуры, чтобы Creative Europe приобщила украинские компании ко всем фондам, а они значительны» (о каких именно фондах идет речь и каким образом к ним присоединиться, мы подробно рассказывали по ссылке).
Таковы ключевые изменения, принятые с целью адаптации украинского медиазаконодательства к требованиям ЕС
Но когда же именно программа «Медиа» – крупнейшая программа Creative Europe по поддержке аудиовизуальной индустрии – станет полностью доступной для украинцев? На этот вопрос Тарас Шевченко ответил так: «Точно сказать пока нельзя. Я лично разговаривал на выездном заседании комитета Creative Europe в июне – в том числе с руководителями директоратов Европейской комиссии. И они на словах согласились, что Украина уже полностью соответствует всем требованиям. В дальнейшем это было подтверждено официальными письмами, и мы подали запрос на проверку. Сейчас мяч на их стороне поля. Мы сделали те шаги, о которых договорились, – теперь они должны пройти свои бюрократические процедуры. Надеюсь, что в 2024 году украинские компании уже смогут подаваться на средства Creative Europe по аудиовизуальному направлению».
Продолжая тему Закона «Про медіа», вступившего в силу 31 марта этого года, Юлия Федив спросила представителя Нацсовета, увеличилась ли с принятием этого закона нагрузка на регулятора.
«Да, поскольку увеличилось количество наших регистрантов: присоединились и печатные, и онлайн-медиа. То есть те отрасли, к которым мы раньше отношения не имели, – и соответственно возникает очень много вопросов. Хотя закон писали люди из нашей отрасли, которые ее понимают, все равно остается очень много коллизий. Сейчас были внесены правки в Закон «Про рекламу», и это позволило урегулировать ряд моментов. Но нужны еще усовершенствования, чтобы нормировать возможность одинаковых подходов к регистрантам», – рассказал Олег Черныш.
Вот несколько ключевых изменений в Закон «Про рекламу»
Также Черныш рассказал, что Нацсовет хронически недофинансируется, и поэтому до сих пор не удалось запустить предусмотренный законом электронный кабинет для лицензиатов. «Но благодаря Министерству цифровой трансформации Украины все же нашлись деньги на первый этап этого проекта, поэтому есть надежда, что кабинет заработает и значительно упростит работу и нам, и нашим регистрантам», – добавил он.
Возвращаясь к теме финансирования кино, модератор спросила Марину Кудерчук о поддержке через Госкино копродукционных проектов. «Конечно, мы поддерживаем копродукцию – и мажоритарную (где у Украины более 50%), и миноритарную (до 20%). В дальнейшем это также будет, в частности при поддержке фонда Eurimages. Правда, сейчас есть определенные коллизии с нашим законодательством касательно отчетности перед фондом и перед нами, но мы пытаемся их уладить, – рассказала глава Госкино. – Еще мы стали полноценными членами ЕFAD (European Film Agency Directors) и пользуемся возможностями фонда «Солидарность», который поддерживает украинских кинематографистов именно на условиях копродукции и был создан после нашего вступления в эту организацию. Также я надеюсь, что в ближайшее время будет полноценно ратифицирована Европейская конвенция: мы со своей стороны прошли полный путь к этому и ждем внесения документа президентом в Верховную Раду».
Напомним, что сегодня существуют две редакции Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве. По состоянию на сейчас Украина пользуется предыдущей редакцией, согласно которой миноритарная трехсторонняя (и более) копродукция предусматривает внесение не менее 10% бюджета проекта, тогда как по новой редакции миноритарная доля в таком проекте может составлять вдвое меньше – 5%. Если же речь идет о двусторонней копродукции, то по старой редакции миноритарный продюсер должен закрыть 20% бюджета, а по новой – 10%. Следовательно, ратификация новой редакции конвенции значительно облегчит украинским продюсерам поиск минимально необходимых средств для копродукции с Европой (а подробно о том, как именно подаваться на поддержку Eurimages, можно прочесть здесь).
«Мы максимально прилагаем усилия, чтобы все больше привлекать средства из-за рубежа, – подчеркнула глава Госкино. – Кроме того, что за общие средства можно сделать более качественный продукт, речь идет и об обмене опытом для кинематографистов, а также о новых, необходимых нам рынках».
Кроме того, по просьбе модератора Марина Кудерчук рассказала о текущей судьбе «Стратегии развития кино в Украине до 2027 года», летом вызвавшей большую и непростую индустриальную дискуссию: «Эта стратегия разрабатывалась еще до полномасштабной войны, и, конечно, после вторжения в нее вносились коррективы – в том числе другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Затем стратегия была опубликована на сайте Госкино, к ней были получены предложения от индустрии. По состоянию на сейчас стратегия находится на обсуждении в Кабмине».
Еще одна дискуссионная тема текущего года – так называемый сериальный конкурс. Напомним, что ГП «Мультимедійна платформа іномовлення України» (телеканалы «Дім» и Freeдом), относящееся к сфере управления Министерства культуры и информполитики, в мае этого года провело конкурс на производство аудиовизуальных произведений патриотического направления (преимущественно сериалов, но также фильмов и анимации). В июне стало известно, что госпредприятие по результатам конкурса в целом должно профинансировать 53 проекта 32 продакшенов и уже начало заключать соответствующие соглашения. У индустрии возникло много вопросов как к прозрачности конкурса, так и вообще к его целесообразности. Поэтому Юлия Федив поинтересовалась у представителя Минкульта, ожидается ли что-то подобное в будущем году.
«Ответ будет максимально коротким: мне неизвестно, будут ли средства на сериалы выделяться именно через министерство, или это будет финансирование через Госкино, а возможно, через Украинский культурный фонд», – отрезал Шевченко. И рассказал, что в проекте бюджета страны есть пункт «Производство для государственных нужд», где традиционно указаны два субъекта – Международная платформа иновещания и Укринформ, между которыми разделяются средства. «И там отдельно не указывается, это средства на сериал или еще на что-то: указаны только два субъекта, а их внутренние «разбивки» появляются позже», – подчеркнул он.
Впрочем, следует отметить, что еще в сентябре нардеп Ярослав Железняк, известный придирчивостью к бюджетным расходам, все же нашел в проекте соответствующую разбивку, согласно которой через иновещание планировалось профинансировать снова 53 тайтла со стопроцентной господдержкой. А в середине октября, уже после KMW, комитет Верховной Рады по вопросам бюджета принял поправку, по которой в проекте бюджета-2024 Правительству поручено забрать 445 млн грн из расходов на производство сериалов, направив эти средства на программу протезирования военнослужащих.
Впрочем, даже без проектов иновещания за государственный счет украинские сериалы снимаются и будут сниматься: вот, например, каково текущее производство ведущих телеканалов
Современный аудиовизуальный сектор – это, конечно, не только кино и ТВ, но и диджитал. И именно деятельность диджитал-платформ в свете принятия Закона «Про медіа» должна претерпеть существенные изменения. В частности, в течение года со дня вступления в силу закона платформы (они же – субъекты в сфере нелинейных аудиовизуальных медиа) должны пройти соответствующую регистрацию в Нацсовете. В этом контексте модератор дискуссии поинтересовалась у представителя регулятора, как продвигается этот процесс и как адаптируются к изменениям украинского законодательства международные стримеры.
«Всякие «нефликсы» сейчас находятся за пределами нашего регулирования. И еще не все платформы, существующие в Украине, получили регистрацию как нелинейное медиа по заказу», – ответил Олег Черныш. Он рассказал, что сейчас MEGOGO и «Київстар ТБ» уже зарегистрировались как провайдеры аудиовизуальных сервисов и подали заявки на регистрацию как нелинейное медиа по заказу, также на лицензирование пришла платформа OmegaTV. Замглавы Нацсовета отметил добрую волю Netflix по локализации своего контента на украинский язык: «Они сами идут навстречу, максимально придерживаясь украинского законодательства, чтобы, вероятно, впоследствии наше регулирование их не задело».
Напоследок модератор подняла вопрос региональных медиа: насколько маленькие игроки вписываются в текущий украинский медиаландшафт, где по понятным причинам пока выживают только сильнейшие. «С региональными медиа сейчас очень неоднозначная ситуация, – подтвердил опасения Черныш. – Большие медиагруппы, имевшие хорошую финансовую основу, из-за полномасштабной войны попали в очень сложную ситуацию, но все же смогли справиться. Тогда как для региональных медиа, которые значительно слабее, это был период очень страшный, приведший к закрытию местных региональных компаний».
Вот насколько разрушительными для украинских медиа оказались более полутора лет полномасштабной войны (данные по состоянию на сентябрь 2023 года)
Представитель Нацсовета подчеркнул, что особенно пострадали компании прифронтовых регионов, но в то же время добавил, что сейчас – в частности, в Черниговской, Сумской, Харьковской областях – постепенно восстанавливается вещание. «И мы очень надеемся, что этот процесс будет идти дальше и какие-то средства, привлекаемые на рынок крупными игроками, достанутся также и маленьким компаниям», – резюмировал Черныш.